Пишем о том, что полезно вам будет
и через месяц, и через год

Цитата

Я угрожала вам письмом из какого-нибудь азиатского селения, теперь исполняю свое слово, теперь я в Азии. В здешнем городе находится двадцать различных народов, которые совершенно несходны между собою.

Письмо Вольтеру Екатерина II,
г. Казань

Хронограф

<< < Апрель 2024 > >>
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          
  • 1920 – В Казани впервые состоялось представление трагедии Шекспира «Отелло» на татарском языке

    Подробнее...

Новости от Издательского дома Маковского

Finversia-TV

Погода в Казани

Яндекс.Погода

Как великолепен человек, если человек настоящий

Эти слова принадлежат Менандру, древнегреческому поэту и  философу. Они вспомнились нашему внештатному автору – Борису Рафаиловичу Милицыну, когда он писал очерк о своем коллеге по увлечению. Когда мы думали о плане номера газеты, посвященного хранителям истории, он сам выбрал своего героя.

Моложавый, статный, с большой окладистой бородой – классический образ интеллигента. Ученый-педагог, безусловно, одаренная личность, широкообразованный и бесконечно интересный человек. Это Евгений Иванович Григорьев, кандидат химических наук, доцент кафедры синтетического каучука Казанского государственного технологического университета. Он же библиофил, краевед, книголюб и просто влюбленный в Казань человек.

Евгений родился в городе Углич Ярославской области 30 июня 1959 года в семье инженеров-механиков. Учился хорошо, одинаково любил точные и гуманитарные науки, читал запоем историческую литературу, всякие справочники, энциклопедии. Как теперь ни странно слышать, химией в школе не увлекался. Учительница не сумела привить ему интерес к своему предмету. Вдруг в 10 классе его осенило. В химии он увидел логичность, красоту и непредсказуемость. Здесь всегда есть некоторая загадка в эксперименте, тесная связь практики с классической теорией, большое поле деятельности для творчества и фантазии.

Григорьев поступил в Ярославский политехнический институт на химический факультет. Но беспокойного юношу «заклинило». Он прервал учебу, с третьего курса добровольно пошел в райвоенкомат и исправно отслужил «срочную» в мотострелковом батальоне по охране государственного объекта.

Теперь можно сказать, что это был космодром «Капустин Яр» в Астраханской области. Именно отсюда запускались королёвские ракеты, интерспутники по международным космическим программам. В отличие от других солдатиков, много читал в библиотеке, готовился к продолжению учебы.

В армии женился. Его невеста заканчивала Ярославский политех и должна была поехать по направлению в Казань, на завод СК. Здесь, в Казани, 3 января 1982 года молодожены начали семейную жизнь.

Евгений пришел к ректору КХТИ Петру Анатольевичу Кирпичникову  в военной форме. Тот понял, что имеет дело с перспективным студентом. Кирпичников был научным руководителем кандидатской работы Григорьева. Он сразу влюбился в город. Ходил часами по улицам Казани, пристально вглядываясь в каждое здание, изучал в библиотеках документы, книги, газетные подшивки, биографии людей, чьи имена перекликались с судьбой города.

У Евгения Ивановича в небольшой квартире очень большая библиотека. Книги везде, их нет только на потолке. Главный раздел занимает литература по истории Казани, книги историков, поэтов и писателей, рассказывающих о нашем городе. Имеется у него прижизненное издание (60-е годы XIX в.) книги великого химика А.М.Бутлерова и много чего еще.

Евгений Иванович печатается в академических изданиях, в журнале «Санкт-Петербургские историко-библиографические исследования», участвует с докладами на конференциях в России и за рубежом, пишет для университетской многотиражки, казанских журналов и газет. Всего у него вышло около 200 работ.

Теперь Григорьев – маститый библиофил и краевед. У него это уже не просто хобби, а вторая серьезная исследовательская работа. Он не только собиратель редких книг (иногда раритетных) – он пропагандист своих находок и литературоведческих открытий. Григорьев ведет цикл передач на телеканале ТНВ – «Из личной жизни Фолианта, XVII-XX века». Он прекрасный лектор и рассказчик.

Беззаветно предан своему университету, кафедре технологии СК. Он не работает – он служит науке. Григорьев любит повторять сказанные кем-то умным слова: «Если химик хорошо знает только химию, то он и химию знает плохо». Евгений Иванович «копает» в своих исследованиях глубоко.

Один пример. Кем и когда была напечатана первая книга в Казани на русском языке гражданским шрифтом? Он нашел упоминание об этом факте у Лихачева – это произошло в 1805 году.

Другой пример – из истории  книжного дела. Нашлись аргументы в пользу достоверности факта об использовании бумаги с водяными знаками для печатания текстов церковных служб иконе Казанской Божьей Матери 1580 годов. В середине 1560-х годов аналогичной бумагой пользовались для печатания текстов апостола Ивана Федорова, шрифт как в книге, по которой служат праздничную молитву после Пасхи (материал опубликован Григорьевым в нескольких номерах «Вестника РАН», 2000-2002).

Известно, что 19 апреля 1564 года в Москве начала работать типография первопечатников И.Федорова и П.Мстиславца. По некоторым вновь открывшимся сведениям, российское книгопечатание зародилось в «Иван-городе на Свияге-реке». На это указывает послесловие старопечатных кириллических книг и водяные знаки рукописных книг, в том числе Лицевого летописного свода – большой иллюстрированной летописи Руси середины XVI века (на снимке Евгений Иванович показывает один из томов этого раритетного издания из своей библиотеки).

Григорьев очень переживает (как и все мы) потерю многих значимых объектов историко-культурного наследия Казани, связанных с именами В.Хлебникова, Л.Толстого, Г.Тукая, А.Пушкина.

У любого города есть свое лицо и душа, которые создаются многими поколениями. Что-то неладно сегодня с душой Казани.

Короткие часы свободного времени они с женой Ириной Олеговной и двумя сыновьями – студентами Дмитрием и Иваном – любят проводить на небольшом дачном участке на Чистом озере. Построены домик, сарай и баня, взращены плодовые деревья и кустарники. И все – своими руками, благо, у Евгения Ивановича Григорьева все на своем месте: и руки, и мозги.                                                                            

«Казанские истории», №9, 2006 год