Пишем о том, что полезно вам будет
и через месяц, и через год
|
30.04.2017

Цитата

Если хочешь узнать человека, не слушай, что о нём говорят другие, послушай, что он говорит о других.

Вуди Аллен

Погода в Казани
+8° / +20°
Ночь / День
.
<< < Апрель 2017 > >>
          1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
  • 1961 – В Казани в сопровождении трех офицеров КГБ появился Василий Сталин. 

    Подробнее...

Четыре имени из военной истории Казани

Все знают, что Казань в годы Отечественной войны была (и остается по сей день) одним из крупнейших центров авиационной промышленности. Но далеко не все представляют себе, что боевая мощь нашей авиации ковалась во многом руками политзаключенных – «врагов народа» и «изменников Родины». Их имена ныне стали легендарными: Курчатов, Петляков, Королев...

Интересно, что рядом с ними работал бывший нарком. Как поется в известной песне, «судьба играет человеком... то вознесет его высоко, то бросит в бездну без следа...»

Ну кто в середине тридцатых годов мог бы подумать, что нарком авиационной промышленности СССР М.М.Каганович, родной брат всесильного в те годы Лазаря Моисеевича Кагановича, одного из ближайших соратников И.В. Сталина, будет снят с занимаемого высокого поста и направлен в ссылку в Казань. Правда, почетную – в качестве директора Казанского авиационного завода номер 124.

Игорь Курчатов

Об этой сверхсекретной лаборатории в Казани знали всего несколько человек.Она располагалась в скромном старинном особняке на улице Жуковского, 4. Лаборатория занималась разработкой «проблемы Уран», как говорится в сохранившихся в музее истории КГБ РТ документах.

Фактически уже тогда, в грозные годы Отечественной войны, у нас в Казани решали проблемы использования атомной энергии как в мирных, так и в военных целях. Руководил казанской лабораторией в 1942 году «отец атомной бомбы», как его называли на Западе, Игорь Васильевич Курчатов.

Как память о пребывании Игоря Курчатова в Казани в архивах КГБ РТ сохранилась отпечатанная на пожелтевшем листе бумаги подписка. В ней, в частности, говорится:

«Я, нижеподписавшийся, Курчатов Игорь Васильевич, даю настоящую подписку Ленинградскому физико-техническому институту (в первое время лаборатория Курчатова работала под эгидой этого института. – Р.М.) в том, что, тщательно ознакомившись с инструкцией Академии наук СССР по ведению секретной работы, обязуюсь точно и аккуратно выполнять правила этой инструкции и хранить в строгом секрете как все вопросы моей работы, так и самый факт работы на секретном участке».

Внизу стоит четкая размашистая подпись академика. Интересная деталь: подписка дана 22 июня 1941 года, т.е. в день начала Великой Отечественной войны. И хотя день был воскресным, ученые работали...

Подписка эта публикуется в открытой печати впервые. С тех пор прошло около шестидесяти лет, и мы обращаемся ко всем, кто работал в те годы в курчатовской лаборатории или имел к ней какое-то отношение: приходите к нам в редакцию или напишите нам! Завесы строгой секретности сняты, и народ вправе знать, как наши ученые в самые трудные военные годы работали над проблемой освоения атомной энергии и разработкой атомного оружия.

Биографическая справка

Курчатов И.В. (1902 – 1960) – физик, действительный член Академии наук СССР, трижды Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской премии (1957) и четырежды лауреат Государственной премии СССР. Первый организатор и руководитель работ по атомной науке и технике в СССР. Основатель и первый директор Института атомной энергии АН СССР. Институт ныне носит его имя. Одна из лабораторий института располагалась в Казани, где в 1942 году работал и сам И.Курчатов. Под руководством И.Курчатова сооружен первый советский циклотрон, открыто спонтанное деление ядер урана, созданы первый в Европе ядерный реактор, атомная бомба (1949), термоядерная бомба (1953), промышленная атомная электростанция (1954). Академия наук учредила медаль имени Курчатова, которая присуждается за выдающиеся работы в области ядерной физики. 104-й элемент периодической системы Менделеева назван курчатовием.

Владимир Петляков

Отдельный стенд в музее истории КГБ РТ посвящен авиакатастрофе, случившейся 12 января 1942 года. В этот день самолет Пе-2, изготовленный на одном из казанских заводов, врезался в землю и взорвался невдалеке от станции Камкино Казанской железной дороги.

Такого рода катастрофы были в то время не столь уж редкими. Но эта привлекла внимание органов государственной безопасности по двум причинам. Во-первых, в обугленном теле летчика обнаружили автоматную пулю. А во-вторых, в самолете был далеко не рядовой пассажир – сам создатель Пе-2, знаменитый авиаконструктор, лауреат Сталинской премии Владимир Михайлович Петляков.

К этому необходимо добавить, что в конце 30-х годов талантливый конструктор был необоснованно репрессирован и выслан в Казань. Вскоре В.Петлякова первым среди других арестованных авиаконструкторов выпустили на свободу и поставили «главным». Как пишет в своем очерке о нем публицист Б.Султанбеков, В.Петляков успел до своей гибели получить закрытую Сталинскую премию и вставить зубы взамен выбитых на Лубянке.

Трагическая гибель Петлякова вызвала в те годы множество самых противоречивых слухов. Говорили о диверсии. Но тщательный анализ места происшествия показал, что причина катастрофы была чисто технической. Из-за неисправности системы подачи горючего в самолете вспыхнул пожар, начали рваться боеприпасы, и одна из пуль попала в летчика.

Биографическая справка

Петляков В.М. (1891 – 1942) – известный авиаконструктор. В 1936 – 1942 годах работал в качестве главного конструктора на авиационных заводах в Москве и Казани, руководил созданием первых тяжелых бомбардировщиков ТБ-1, ТБ-3, высотного пятимоторного бомбардировщика дальнего действия Пе-8, пикирующего бомбардировщика Пе-2. Погиб в авиационной катастрофе. Похоронен в Казани.

Сергей Королев

В 1937 году был арестован как «враг народа» известный уже в те годы конструктор ракетных систем Сергей Павлович Королев. 28 февраля 1940 года его осудили на длительные сроки тюремного заключения и вскоре тоже сослали в Казань. Так Сергей Королев попал в «спецконтингент» авиационной тюрьмы НКВД ТАССР. Это была та самая, описанная Александром Солженицыным в его романе, «шарашка». Она базировалась при Казанском авиационном заводе номер 22.

В архивах сохранились ведомости, по которым Сергей Павлович и другие работники конструкторского бюро тюремного типа получали зарплату и даже премиальные. Судя по этим документам, это были не совсем обычные зэки. Их сравнительно неплохо кормили, снабжали всем необходимым для работы. Но все-таки – зэки...

Как вспоминает известный летчик– испытатель Марк Галлай, которого судьба в 1943 году забросила в Казань, он встретился на летном поле с Сергеем Королевым, которого всюду сопровождал работник НКВД. Поговорить с конструктором было можно, но только по тем вопросам, которые имели прямое отношение к работе.

Биографическая справка

Королев С.П. (1907 – 1966) – крупный ученый, выдающийся конструктор ракетно-космических систем, действительный член Академии наук СССР, дважды Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской премии (1957). В 1942 – 1946 годах работал главным конструктором в ОКБ двигателей на авиационных заводах страны, в том числе и в Казани (1942). Участвовал в создании мощных ракетных систем. Под его руководством созданы геофизические и баллистические ракеты, первые искусственные спутники Земли и Солнца, а также спутники различного назначения «Молния-1», «Электрон», «Космос» и др., космические корабли «Восток», «Восход», на которых впервые совершены космический полет человека и выход человека в космос. 

Андрей Туполев

21 октября 1937 года НКВД арестовал Андрея Николаевича Туполева, а до конца года были репрессированы почти все работники руководимого им конструкторского бюро. Суд состоялся 28 мая 1940 года. Туполева обвинили в организации шпионско-диверсионной группы и в том, что он якобы является старым агентом французской разведки. Приговор: 15 лет лагерей и 5 лет поражения в правах. Но уже в 1939 году, еще до приговора, Туполев работал над проектом пикирующего четырехмоторного высотного бомбардировщика.

Правда, находясь в «режимных условиях», под бдительным оком все того же НКВД. Несмотря на все трудности, созданный по его проекту знаменитый самолет Ту-2 вскоре сделался лучшим фронтовым бомбардировщиком ВВС СССР.

Туполев попал в казанскую «шарашку» уже немолодым человеком – ему было 60 лет. Поэтому он особенно тяжело переживал трудности «режима» – не столько материальные, сколько моральные. Но вида не показывал, держался твердо и все силы отдавал работе во благо Родины. Той самой, которая обошлась с ним так круто и несправедливо...

Биографическая справка

Туполев А.Н. (1882 – 1972) – крупнейший авиаконструктор, действительный член Академии наук СССР, генерал– полковник-инженер, трижды Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской премии (1957) и пятикратно – Государственных премий СССР. В 1924 – 1925 годах им созданы первые цельнометаллические самолеты АНТ-2 и АНТ-3. На его самолетах в 1937 году совершены перелеты через Северный полюс в Америку. В 1942 году работал в Казани. Самолеты, разработанные в 1941 – 1945 годах в КБ, возглавляемом Туполевым, сыграли важную роль в Отечественной войне. Им созданы первый реактивный бомбардировщик Ту-12, пассажирские самолеты ТУ-104, Ту-114, первый сверхзвуковой пассажирский самолет Ту-144. Имя Туполева присвоено Казанскому техническому университету. 

Рафаэль МУСТАФИН

Газета «Казанские ведомости», 8 декабря 2000 года

Рубрика «История с историей»

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить

 Издательский дом Маковского Айтико - создание сайтов