Пишем о том, что полезно вам будет
и через месяц, и через год

Цитата

<...> Казань по странной фантазии ее строителей – не на Волге, а в 7 верстах от нее. Может быть разливы великой реки и низменность волжского берега заставили былую столицу татарского ханства уйти так далеко от Волги. Впрочем, все большие города татарской Азии, как убедились мы во время своих поездок по Туркестану, – Бухара, Самарканд, Ташкент, – выстроены в нескольких верстах от берега своих рек, по-видимому, из той же осторожности.

Е.Марков. Столица казанского царства. 1902 год

Хронограф

<< < Апрель 2024 > >>
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          
  • 1961 – В Казань в сопровождении трех офицеров КГБ прибыл в ссылку Василий Джугашвили, сын Сталина. 19 марта 1962 года был похоронен на Арском кладбище Казани. По просьбе семьи прах перезахоронен на Троекуровском кладбище в Москве

    Подробнее...

Новости от Издательского дома Маковского

Finversia-TV

Погода в Казани

Яндекс.Погода

Виктор Черномырдин в Татарстане

5 ноября 2010 года в Москве хоронили Виктора Черномырдина. Это был один из немногих случаев в российской истории, когда, хороня бывшего крупного государственного деятеля, скорбели по-настоящему, искренне.

В день его смерти телеканал «Россия 1» показал последнее интервью Виктора Степановича, которое еще раз доказывает, какого славного человека мы потеряли. Помнится, однажды на сайте «Эха Москвы» я прочитала позитивный комментарий на какое-то событие, связанное с Черномырдиным, от Виктора Шендеровича. И поразилась. Обычно сатирик чиновников такого ранга критикует нещадно.

Конечно, Виктора Степановича тоже критиковали. Например, не все сумели оценить его поведение во время захвата заложников в Буденновске. Были к нему вопросы у депутатов Государственной Думы, когда он был Премьер-министром. Его мудреные фразочки приводили в восторг даже радетелей русского языка, а слова «хотели, как лучше, а получилось, как всегда» наверняка войдут в золотой фонд русского фольклора.

Похоронили В. Черномырдина на Новодевичьем кладбище, и наверняка это будет одно из самых посещаемых захоронений.

В Татарстане к Виктору Степановичу Черномырдину относились с особым почтением. И потому, что он нефтяник, а нефтяников тут почитают особо. И потому, что его подпись стоит под двусторонним договором между Российской Федерацией и Республикой Татарстан. Не без его участия в 1994 году завершилось опасное противостояние между Москвой и Казанью. В последующие годы российский Премьер-министр не раз помогал Татарстану в целом и отдельным его предприятиям. Он не раз бывал здесь, и по случаю праздников, и в дни пасмурные, как, например, в 1993 году, когда приехал спасать сгоревший  завод двигателей КАМАЗА.

Предлагаем вашему вниманию фрагменты из книги «Республика Татарстан: новейшая история» (составители Ф. Мухаметшин и Л. Агеева), в которых есть упоминание о Викторе Степановиче Черномырдине. Фото Михаила Козловского и Владимира Зотова.

 Путешествие в год 1993

Напряженность в отношениях между Президентом Борисом Ельциным и народными депутатами Российской Федерации нарастала с конца декабря 1992 г. Политики и политологи все чаще говорили, что арбитром должен стать народ. Выступая 10 декабря с обращением к гражданам России, Б.Ельцин выразил намерение напрямую обратиться к народу с вопросом о доверии власти. Под воздействием его решительности съезд народных депутатов пошел на смягчение свой позиции, из-за чего легко договорились по кандидатуре премьер-министра – 14 декабря им стал Виктор Черномырдин.

11 декабря съезд и Президент выступили с совместным заявлением о желании решать спорные вопросы в отношениях двух ветвей власти исключительно конституционными способами. В документе содержался призыв к субъектам Российской Федерации руководствоваться теми же принципами. 12 декабря съезд принял постановление «О стабилизации конституционного строя Российской Федерации». Депутаты определили дату референдума по основным положениям новой Конституции РФ – 11 апреля 1993 г. Верховному Совету поручалось утвердить текст выносимого на всенародное голосование проекта документа, согласовав его с Президентом и Конституционным Судом России.

В 1993 году Татарстан еще не терял надежды на то, что заработает промышленная площадка ЕлАЗа. С этого года начинаются контакты с двумя крупными автомобилестроительными фирмами мира: General Motors и Daеwoo Corporation. Бизнесмены из Южной Кореи в феврале организовали выставку промышленных товаров, показали малолитражный автомобиль «ТИКО», который они намеревались делать в Елабуге. Но если судить по газетам того времени, в 1993 г. больше шансов было все-таки у корейцев. «Известия Татарстана» сообщали, что фирма Daеwoo Corporation строила далеко идущие планы сразу в трех направлениях. Во-первых, она намеревалась вложить 1 млрд. долларов в создание отверточного производства на площадке ЕлАЗа (в газете сообщается, что собираться будет автомобиль «Райсер»), во-вторых собиралась производить в Татарстане телевизоры, видеокамеры и видеомагнитофоны, в третьей собиралась заняться цифровой сотовой связью.

В мае в Минске, на совещании глав правительств стран СНГ была достигнута договоренность об объединении усилий АвтоВАЗа и КамАЗа и выпуске на площадях ЕлАЗа автомобиля модели ВАЗ-1121, наполовину проект обещали профинансировать корейцы. В июне в республику приезжала представительная делегация специалистов автомобилестроения. Судьба ЕлАЗа обсуждалась с участием Премьер-министра России Виктора Черномырдина, который прилетел тогда в Татарстан. Указ Президента РФ Б.Ельцина о создании финансово-промышленной группы с участием двух автогигантов был подписан 2 ноября 1994 г.

А в апреле твердость политических и экономических позиций Татарстана была подвергнута серьезному испытанию: 14 апреля в 18 часов 58 минут на заводе двигателей АО «КамАЗ» возник пожар. Возгорание произошло на участке четвертой секции главной понизительной подстанции №12, встроенной в главный корпус. Распространяясь по кабельной трассе, проходящей в межферменном пространстве, огонь воспламенил легкосгораемый пенополистирольный утеплитель и в течение 20 минут охватил огромную часть покрытия. Так «дойная корова» республиканского бюджета на долгие годы стала его обузой.

 Все, что осталось в 1993 году от завода двигателей КАМАЗА

В Набережных Челнах на начало года проживало 600 тыс. населения, 170 тыс. работало на «КамАЗе». «КамАЗ» был не только гордостью Татарской АССР, но и важным звеном в экономике страны в целом. Во-первых, это была важная статья экспорта, во-вторых, большегруз КамАЗ перевел грузовой автотранспорт на дизельное топливо. Это было первое акционерное общество Советского Союза – регистрация произошла 25 июня 1990 г., устав был утвержден 11 августа 1990 г.

Как сообщал в январе 1993 г. на страницах газеты «Советская Татария» генеральный директор – президент АО «КамАЗ» Николай Бех, процесс акционирования помог сохранить 1 млрд. рублей в виде налогов и амортизационных отчислений, получить 2 млрд. рублей от выпуска дополнительных акций. В апреле коллектив автомобилестроителей получил безвозмездно 25% акций государственного пакета (всего было 46%), 1 процент был выкуплен по номинальной стоимости.

Автогиганту удалось сохранить собственность в странах ближнего зарубежья: заводы, автоцентры. Собственность КамАЗа осталась незыблемой даже в Прибалтике. Возникла лишь одна непредвиденная ситуация: правительство Башкирии решило национализировать Нефтекамский завод автосамосвалов. Дело слушалось в Высшем арбитражном суде Башкортостана. «КамАЗ» после этого свернул разработку ряда проектов с использованием продукции башкирских конверсионных предприятий и нашел новых поставщиков в Татарстане и других регионах Поволжья.

Предприятие стремительно расширяло рынки сбыта постоянно предлагая новые модификации автомобилей. В 1992 г. техсовет защитил третью по счету программу развития, целью которой был выход на мировой рынок. К 1993 г. экспорт составлял уже 30 млн. долларов. В январе 1993 г. большегрузы из Набережных Челнов демонстрировались на международной технической выставке в Бельгии. В феврале было подписано соглашение о сотрудничестве акционерного общества и американского концерна «Роквэлл Интернейшнл» в области совместного производства мостов и осей грузовых автомобилей. Было создано еще одно совместное с США предприятие – за счет кредитов Европейского банка реконструкции и развития по лицензии фирмы «Камминз» планировалось наладить выпуск принципиально новых двигателей. Планировалось начать производство автобусов. В марте 1993 г. газеты сообщили, что в Челнах выпущен первый автобус на 200 пассажиров с двигателем собственной конструкции. Первая опытно-промышленная партия должна была сойти с конвейера в конце 1994 г.

В 1993 г. «КамАЗ» намеревался продать 10 тыс. машин Китаю. Планировалось вести сборку грузовиков в этой стране, как это уже делалось на территории Ботсваны, Венгрии. В марте была собрана партия десятитонных автомобилей для Саудовской Аравии. Продукция КамАЗа становилась известной, а потому порой приходилось выполнять весьма необычные заказы. Так, в феврале предприятие изготовило 75 белоснежных грузовиков по специальному заказу ООН.

Естественно, после пожара пришлось от многих планов отказаться. Вместо 150 тыс. грузовиков с конвейера даже в лучшие времена сходило всего 20 тысяч. Большинство грузовиков уходило по взаимозачетам и бартеру по заниженным ценам. При стоимости машины в 120 тыс. рублей за него получали по 50-60 тысяч. Экономическое положение КамАЗа на рынке сразу же пошатнулось. Как сообщалось в майских газетах, с 14 апреля не было продано ни одной акции предприятия. Зато повысился спрос на акции конкурента – ЗИЛа.

Надо отметить, в Москве восприняли беду Татарстана с пониманием. Уже 20 апреля В.Черномырдин провел совещание, на котором определялись первоочередные меры помощи автогиганту.

1993 год. Виктор Черномырдин на КАМАЗЕ

Правительство РФ пообещало выделить значительный кредит. Премьер-министр РТ М.Сабиров, выступая на майской сессии Верховного Совета, сообщил, что вклад Федерации составит более 100 млрд. рублей, плюс поступления в валюте, о которых также была достигнута принципиальная договоренность. Однако в Татарстане надеялись в основном на собственные силы. Тем более что свою помощь предложили другие автомобильные предприятия СНГ, в числе первых – фирмы «Металлургкомплектоборудование», АО «Метровагонмаш», В/О «Автопромимпорт».

Вопрос «О мерах по ликвидации последствий пожара на заводе двигателей акционерного общества «КамАЗ» слушали 25 мая, на XVI сессии. Обсуждение завершилось внесением изменения в постановление Верховного Совета от 23 марта о порядке введения в действие закона РТ «Об акцизах». Было принято решение до восстановления завода двигателей приостановить уплату акцизов на грузовые автомобили и автомобильные двигатели. Другим постановлением парламента с 1 апреля до конца 1993 г. подразделения государственного концерна «Камгэсэнергострой» и строительно-монтажные организации, привлеченные к выполнению работ по ликвидации последствий пожара, освобождались от уплаты налога с сумм превышения расходов на оплату труда своих работников, по сравнению с их нормируемой величиной. На предприятиях с этого срока вводился раздельный учет заработной платы.

Дирекции КамАЗа и концерна «Камгэсэнергострой» в течение 15 дней после случившегося сконцентрировали на площадке пожара более 100 тяжелых кранов, более 10 тыс. человек рабочих, была организована круглосуточная работа по скользящему графику без выходных и праздничных дней. Восстановительные работы руководство акционерного общества планировало завершить уже в сентябре. Но с самого начала наметилось заметное отставание от первоначального графика. В течение трех месяцев были разобраны завалы металлоконструкций общим весом 90 тыс. тонн и начат восстановительный монтаж каркаса завода двигателей.

Несмотря на сложности с финансированием, к 1 ноября был завершен монтаж части корпуса площадью 220 тыс. кв.м., подано тепло и начат выпуск комплектующих, возобновлен выпуск силового агрегата автомобиля «КамАЗ». Уже в декабре завод двигателей восстал из пепла и выпустил первую продукцию.

Параллельно шло создание производства силовых агрегатов на новых площадях. Камазовцы, не без помощи руководства Татарстан и России решили не просто восстановить завод из пепла, но и, пользуясь случаем, перевести производство двигателей на самые современные рельсы. Многие зарубежные фирмы предложили свою помощь в модернизации производства.

***

В конце мая состоялась очередная встреча на высшем уровне руководителей Российской Федерации и Республики Татарстан, на которой обсуждался широкий круг вопросов политического и экономического характера. По многим из них было достигнуто взаимопонимание. 5 июня в Москве было подписано сразу 3 соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Татарстан, а чуть позднее – еще 3. Это случилось уже в Казани.

Визит делегации Правительства РФ во главе с В.Черномырдиным в Татарстан начался с Набережных Челнов, куда она прибыла 21 июня. Там прошло два рабочих совещания с участием первых лиц республики – по вопросам восстановления КамАЗа и положения дел на ЕлАЗе. В.Черномырдин посетил авиационное объединение, Зеленодольский филиал моторостроительного объединения.

***

Казань все чаще становилась местом проведения совещаний, конференций всероссийского и даже международного уровня. Здесь готовы были поделиться опытом, политики, ученые, специалисты сами искали ответы на актуальные вопросы, которые ставила сама жизнь. С 30 июня по 2 июля здесь работал российский семинар-совещание по основным направлениям повышения эффективности развития отраслей агропромышленного комплекса в условиях рыночной экономики. Инициатива его проведения принадлежала Председателю Совета министров РФ Виктору Черномырдину. Как сказал в интервью корреспонденту «Казанских ведомостей» Ф.Абитовой начальник управления Поволжского района Александр Ефремов, «обстановка в Татарстане в плане решения агропромышленных, сельскохозяйственных вопросов лучше всех в России».

Путешествие в год 1994

11 января был первый рабочий день в палатах Федерального Собрания Российской Федерации. Как известно, в Татарстане выборы были признаны несостоявшимися из-за крайне низкой активности избирателей.

Естественно, в Московском Кремле не могли не обратить внимания на то, что выборы в Татарстане не состоялись. Борис Ельцин предпочел не стучать кулаком по столу, как сделал бы, будучи секретарем Свердловского обкома КПСС и живя в семидесятые годы. Он предпочел договариваться, что и было нужно руководителям Татарстана. 21 января пресс-служба Президента России сообщила, что Б.Ельцин провел встречу с Президентом Татарстана М.Шаймиевым. Речь, в частности, шла о необходимости ускорения подготовки договора по разграничению полномочий. В ходе беседы рассматривались статьи договора, которые вызывали вопросы той или иной стороны и по которым не могли договориться рабочие группы. Прежде всего, это была статья 5, в которой говорилось об исключительной компетенции Российской Федерации. В.Черномырдину и М.Сабирову было поручено подготовить соглашения по основным позициям сотрудничества, которые конкретизировали бы договор. Это существенным образом ускорило переговорный процесс – он стал предметнее и определеннее.

Краеугольный вопрос, по которому шли споры, – определение собственности совместного ведения. Руководство суверенного Татарстана оценивало экономическую ситуацию трезво: оно не собиралось жить в изоляции. Президент М.Шаймиев вел в Москве переговоры о совместном финансировании ряда крупных программ, таких, как поддержание уровня нефтедобычи, решение экологических проблем, доставшихся в наследство от Советского Союза, реконструкции нефтехимических производств, Заинской и Уруссинской ГРЭС и других.

К этому времени большинство позиций по двустороннему договору рабочие группы согласовали, однако были в Москве силы, которые пытались противостоять его подписанию. В Казани эти силы расценивали как политические, в Москве же не меньше политических принимались во внимание экономические факторы. В частности, возражало против договора Министерство оборонной промышленности, ведь Казань была важным стратегическим военным объектом и ее суверенность сильно осложняла позиции оборонного ведомства. Но то, что тревожило московских высших чиновников, воодушевляло казанцев.

В журнале «Деловые люди» Президент РТ заверял россиян в том, что стремление Татарстана к самостоятельности не несет никакой угрозы для Российской Федерации. Он не мог не видеть, что в Москве есть силы, которые хотят остановить движение России к федерализму. В одном из интервью («Независимая газета», 6 февраля 1994 г.) М.Шаймиев сетовал, что всеми забыт Федеративный договор, подписанный с таким трудом, а ведь и Борис Ельцин, и депутаты Верховного Совета преподносили его «в качестве огромного достижения ради сохранения Российской Федерации».

В Москве не сделали должных выводов из того факта, что в 31 субъекте Федерации проект российской Конституции поддержки не получил.

«К сожалению, мы не используем момент и опять пошли по пути легких решений, потому что построить империю и унитарное государство в меньших масштабах на месте бывшего Союза кажется намного проще, чем строить демократическую федерацию, – сказал Президент РТ корреспонденту «Независимой газеты». – Конечно, сегодня любой народ в пределах бывшего Союза и России еще можно «загнать» в любой режим, ведь люди жили столько десятилетий «в режиме», но тогда надо перестать говорить о демократии».

Как, однако, актуально звучат эти слова, сказанные в начале 1994 года. Минтимер Шаймиев знал один путь к достижению поставленной цели – «надо договариваться». Но при одном условии – «никто не должен искать кажущиеся выгоды для себя, ни одна сторона». А когда договариваешься, нельзя не искать компромисса.

И такой шаг Татарстан сделал: на 13 марта были назначены повторные выборы в палаты Федерального Собрания, и в республике началась активная подготовка к ним.

***

15 февраля состоялось событие, которого ждали с 1991 года – в Московском Кремле был подписан Договор Российской Федерации и Республики Татарстан «О разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной властиРоссийской Федерации и органами государственной власти Республики Татарстан». Слово «Договор» в Татарстане всегда писали с большой буквы – это лишний раз показывает, сколь почтительно к нему здесь относились.

Подписание Договора. Рукопожатие двух премьеров - Виктора Черномырдина и Мухаммата Сабирова. Фото Михаила Козловского

Долгие годы подробности переговорного процесса не разглашались, проекты документа видели далеко не все народные депутаты. И только в 1999 году появился сборник «Белая книга Татарстана» – сборник, в котором составитель и ответственный редактор Рафаэль Хакимов собрал официальные документы, связанные с разработкой и подписанием двустороннего договора, а также с другими событиями, последовавшими за принятием Декларации о государственном суверенитете 30 декабря 1990 года. Это персональные составы официальных делегаций, варианты текста договора, протоколы и коммюнике по результатам встреч участников переговорного процесса, тексты соглашений. Некоторые документы мы воспроизводим.

Воспроизведем хронологию переговоров.

Члены первой официальной делегации со стороны Татарстана были определены Президентом М.Шаймиевым 30 июля 1991 года. Это были вице-премьер В.Лихачев, заместитель Премьер-министра Ф.Газизуллин, член Комитета конституционного надзора Б.Железнов, председатель Комиссии Верховного Совета ТАССР Р.Хафизов и декан исторического факультета КГУ И.Тагиров. Все с учеными степенями – 2 доктора, 3 кандидата наук, 3 юриста, 1 экономист, 1 историк. Распоряжение о составе делегации со стороны Российской Федерации Президента Б.Ельцина последовало 9 августа 1991 года. Руководителем делегации «для проведения консультаций и согласования позиций» был назначен государственный секретарь РСФСР, Секретарь Государственного Совета при Президенте России Геннадий Бурбулис. В делегацию входили Юрий Воронин, наш земляк – председатель Комиссии по бюджету, планам, налогам и ценам Совета Республики Верховного Совета РСФСР, первый заместитель Председателя Совета Министров РСФСР Олег Лобов, государственный советник РСФСР по взаимодействию с общественными объединениями Сергей Станкевич, министр юстиции РСФСР Николай Федоров, государственный советник РСФСО по правовой политике Сергей Шахрай, председатель подкомитета по межреспубликанским отношениям Комитета по вопросам межреспубликанских отношений, региональной политике и сотрудничеству Верховного Совета РСФСР Федор Шелов-Коведяев.

Первый протокол по итогам двусторонних консультаций был подписан после встречи, состоявшейся 12-15 августа 1991 года, вторая встреча проходила также в Москве, 3-4 октября 1991 года, третья – 30 марта – 2 апреля 1992 года. Результатом переговоров стало первое соглашение Правительства Российской Федерации и Правительства Республики Татарстан об экономическом сотрудничестве, подписанное 22 января 1992 года Е. Гайдаром и М. Сабировым. Кстати, это были два равнозначных документы: один – на русском, второй – на татарском языках.

Уже летом 1992 года Татарстан предложил российской стороне проект договора. Намеревались подписать его июле-августе того же года. Переговоры российская делегация продолжала уже в новом составе: 14 июля вместо Олега Сосковца Правительство представлял Юрий Яров, добавились председатель Государственного комитета РФ по национальной политике в ранге министра Валерий Тишков, Председатель Совета Национальностей Верховного Совета РСФСР Рамазан Абдулатипов и еще несколько должностных лиц, в том числе со стороны МВД, министерств экономики, финансов и обороны. Была утверждена также группа советников-экспертов: Рашид Саликов, Игорь Косиков, Любовь Болтенкова, Евгений Данилов и Александр Мукаед.

Днем раньше М.Шаймиев также расширил официальную делегацию Татарстана, в которую вошли представители Верховного Совета: Зиля Валеева, Гелий Кобелев, Алексей Колесник, Фандас Сафиуллин, а также советник Президента Рафаэль Хакимов, министр внешнеэкономических связей Шаукат Арсланов, министр финансов Дмитрий Нагуманов, министр юстиции Альберт Салабаев. Фарида Газизуллина заменил вице-премьер Фильзя Хамидуллин. В переговорах принимал участие Председатель Верховного Совета Фарид Мухаметшин.

Третий состав делегации был определен Б.Ельциным 15 января 1993 года. Возглавил ее сам Президент России. Кроме того, в переговорах участвовали Премьер-министр РФ Виктор Черномырдин, его заместители Сергей Шахрай и Юрий Яров. О перемене характера взаимоотношений говорит заголовок распоряжения российского Президента. Речь идет не просто о консультациях – на 21 января назначены переговоры о государственно-правовом статусе Республики Татарстан и взаимораспределении предметов ведения и полномочий между органами власти Российской Федерации и Республики Татарстан с участием первых лиц. Рассматривался проект договора, подготовленный экспертами и рассмотренный членами делегаций. Президенты обсуждают вопросы, по которым делегации не нашли компромисса. Разногласия остались, в частности, в вопросе об уплате внешнего долга бывшего СССР, участии Татарстана в распределении алмазного и золотого фондов.

Шел разговор и о формуле взаимоотношений. Уже в ходе дискуссии возникла идея: отдельные статьи договора, которые вызывают у российской стороны возражения, конкретизировать в межправительственных соглашениях. Председатели правительств – В.Черномырдин и М.Сабиров – получили соответствующие поручения. В частности, речь шла о налоговой и эмиссионной политике, бюджете, банковской системе, вопросах безопасности, охране окружающей среды, внешнеэкономической деятельности. По каждому соглашению была создана рабочая группа. Краеугольным был вопрос о собственности совместного ведения.

На майских переговорах 1993 года российскую сторону представляли, кроме Президента Бориса Ельцина, Олег Лобов, Николай Рябов, Борис Федоров и Сергей Шахрай. Как было сообщено в коммюнике, в ближайшее время могут быть подписаны несколько соглашений; «достигнуто взаимопонимание», президенты «положительно оценили работу делегаций и экспертов».

Однако «ближайшее время» наступило нескоро. Следующий документ, свидетельствующий о ходе переговоров, датирован 1 февраля 1994 года. Это очередной текст договора, в котором несовпадение позиций отмечается только в одной норме преамбулы и двум положениям статьи 2. Всего статей 7.

Уже 10 февраля в Казани знали, что день подписания недалек. Об этом сообщил журналистам глава администрации российского Президента Сергей Филатов. По его мнению, подписание договора с Татарстаном снимет многие проблемы и болевые ощущения россиян, где бы они ни проживали – в Татарстане или за его пределами. С.Филатов рассматривал подписание договора как закономерный этап в работе над Федеративным договором. Речь идет о децентрализации власти, о передаче ряда полномочий в регионы. Этот процесс индивидуален для каждого субъекта Федерации, подчеркнул он.

В окончательном тексте договора оказалось на две статьи больше, однако три статьи сильно увеличились в объеме. Но главное – более определенно и четко были прописаны исключительные полномочия, как Российской Федерации, так и Республики Татарстан.

Договор подписали Президент РФ Борис Ельцин, председатель Правительства РФ Виктор Черномырдин, Президент РТ Минтимер Шаймиев, Премьер-министр РТ Мухаммат Сабиров. Договор предварительно был парафирован Юрием Яровым, заместителем Председателя Правительства РФ, Сергеем Шахраем, федеральным министром по делам национальной и региональной политике, Василием Лихачевым, вице-президентом РТ. Поддерживая текст Договора, поставили свои визы первый заместитель Председателя Совета Федерации РФ Рамазан Абдулатипов, заместитель Председателя Государственной Думы РФ Михаил Митюков и Председатель Верховного Совета Фарид Мухаметшин. Договор вступил в силу через 7 дней.

В тот же день были подписаны 4 межправительственных соглашения:

– о бюджетных взаимоотношениях между Российской Федерацией и Республикой Татарстан;

– о полномочиях Российской Федерации и Республики Татарстан в области банковского дела, денежно-кредитной и валютной политики;

– о разграничении полномочий в области внешнеэкономических связей;

– о координации борьбы с преступностью и другими правонарушениями.

Последнее, 12-е соглашение – в военной области – обрело законную силу 5 марта.

В республиканских газетах появилось много публикаций, посвященных заключению договора. Это были как коротенькие отклики, так и пространные материалы. Естественно, в Татарстане документ оценивали несколько по-другому, чем в Москве. Например, в газете «Республика Татарстан» от 1 марта появилась статья «Договор суверенных государств». Кстати, московские СМИ восприняли этот факт не столь восторженно. И Договор с Татарстаном воспринимался там по-другому. Однако общей была итоговая оценка – наконец-то Москва договорилась с Казанью.

В последующие годы руководители Татарстана, известные политики  республиканского и федерального уровня, ученые, международные эксперты скажут и напишут о договоре Российской Федерации и Республики Татарстан много, его будут анализировать со всех сторон, как те, кто это событие поддержали, так и оппоненты. В книге приводятся первые оценки и выводы, сделанные по следам этого поистине исторического события.

Подписание Договора с Российской Федерацией заметно активизировало работу республиканского парламента. Татарстан тогда получил не только гарантии экономической самостоятельности, но и особые полномочия в выстраивании собственной модели государственного устройства, в том числе в законодательной сфере.

Органы государственной власти Республики Татарстан могли самостоятельно осуществлять правовое регулирование административных, семейных, жилищных отношений, отношений в области охраны окружающей среды и природопользования; решать вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными, лесными и другими природными ресурсами, а также государственными предприятиями, организациями, другим движимым и недвижимым государственным имуществом, расположенными на территории Республики Татарстан, являющимися исключительным достоянием и собственностью народа Татарстана, за исключением объектов федеральной собственности; устанавливать систему государственных органов Республики Татарстан, порядок их организаций и деятельности; устанавливать и поддерживать отношения, заключать договоры и соглашения с республиками, краями, областями, автономной областью и автономными округами, городами Москвой и Санкт-Петербургом Российской Федерации; участвовать в международных отношениях, устанавливать отношения с иностранными государствами и заключать с ними соглашения, не противоречащие Конституции и международным обязательствам Российской Федерации, Конституции Республики Татарстан и Договору, участвовать в деятельности соответствующих международных организаций. самостоятельно осуществлять внешнеэкономическую деятельность.

Виктор Черномырдин в Казани

Договор давал республике полномочия, которых не было ни у одного другого российского региона: помилование лиц, осужденных судами Республики Татарстан; регулирование вопросов республиканского гражданства; определение порядка прохождения альтернативной гражданской службы на территории Республики Татарстан гражданами, имеющими в соответствии с федеральным законом право на замену несения военной службы.Уже 14 апреля 1994 года была создана комиссия по помилованию при Президенте Республики Татарстан. С двумя другими полномочиями получилось сложнее. Республиканские законы о гражданстве Республики Татарстан и об альтернативной службе так и не стали законами.

Четкое разделение полномочий в законодательной области помогло почетче определять планы в сфере совместной деятельности. Беда была в том, что в России в ту пору не было многих федеральных законов, и республике приходилось разрабатывать собственные нормы правового регулирования. От каких-то законопроектов сразу пришлось отказаться. Так, не могло быть речи о татарстанских законах, регулирующих работу милиции, прокуратуры, суда. Зато в сфере компетенции Республики Татарстан Верховный Совет был полностью самостоятелен. У него тут было два пути: изучать опыт российских законодателей и творчески его использовать с учетом местной специфики, или творить самостоятельно, беря в пример законодательство других стран.

Когда в Российской Федерации началось выстраивание вертикали власти, многие законы Республики Татарстан, разработанные в эти времена, были признаны противоречащими федеральному законодательству.

***

Во второй половине года внимание жителей республики вновь оказалось приковано к Москве. 27 октября Государственная Дума определила свое отношение к Правительству Виктора Черномырдина. За отставку Кабинета министров проголосовало 195 депутатов, что было недостаточно для вотума недоверия. В Татарстане действия депутатов в основном осуждали. В.Черномырдин здесь уважали – и как нефтяника, и как человека, много сделавшего для успеха двусторонних переговоров.

Путешествие в год 1995

Год завершался долгожданным событием – 17 декабря в Москве в присутствии Премьер-министра России В. Черномырдина и Президента Татарстана М. Шаймиева было подписано Соглашение между Российской Федерацией, Республикой Татарстан и американской корпорацией «Дженерал Моторс» о совместной деятельности по организации сборки автомобиля «Шевроле-Блейзер» на ЕлАЗе. С российской стороны документ подписал председатель Роскоммаша А. Огурцов, со стороны Татарстана – первый вице-премьер Р. Муратов, генеральный директор ПО «ЕлАЗ» Р. Зарипов, с американской стороны – вице-президент ДМК Ричард Нерод и исполнительный директор Грэг де Йонкер. На церемонии подписания присутствовали первый вице-премьер РФ А. Чубайс, министры: финансов – В. Пансков, экономики – Е. Ясин, внутренних дел – А. Куликов, по сотрудничеству со странами СНГ – В. Серов и руководитель группы экспертов Президента РФ А. Лившиц.

Соглашение, ставшее итогом двухлетних переговоров между ЕлАзом и американским автогигантом, привлекло пристальное внимание всех заинтересованных сторон. Документ, как стало известно, одобрил Президент Б.Ельцин.

Стоимость первого этапа проекта составляет около 250 млн. долларов США. 25% инвестиций обеспечивала американская сторона, 75% – Россия и Татарстан. На первых порах АОЗТ «ЕлАЗ – GM» намеревалось производить только одну модель джипа – «Шевроле-Блейзер» с бензиновым и дизельным двигателями. Пилотная партия еще готовилась к выпуску, однако приглашенные на подписание документа смогли увидеть образец. Перед церемонией у подъезда Дома Правительства была устроена выставка семи различных моделей автомобилей производства «Дженерал моторс». В. Черномырдин в качестве водителя и М. Шаймиев в качестве пассажира обкатали автомобиль, который предназначается для выпуска в России.

Глава российского Правительства В. Черномырдин охарактеризовал генеральное соглашение как крупное начинание. Появление у ЕлАЗа такого солидного инвестора как «Дженерал моторс», по его мнению, было признаком оздоровления российской экономики. Президент Татарстана М. Шаймиев подчеркнул, что на рынке республики впервые появилась всемирно известная фирма, и это подтверждает большое доверие к Татарстану со стороны американцев.

Виктор Черномырдин за рулем татарстанского внедорожника

19 декабря Президент России Б. Ельцин подписал указ «О государственной поддержке структурной перестройки и развития предприятий акционерного общества «КАМАЗ», в котором согласился с предложением Правительства РФ о предоставлении в соответствии с федеральными законами о федеральном бюджете на соответствующие финансовые годы акционерному обществу «КАМАЗ» на период до 2000 г. отсрочек по погашению задолженности в размере 253,9 млрд. рублей по бюджетным ссудам (включая их обслуживание), выданным в 1994 г. на ликвидацию последствий пожара на заводе двигателей указанного общества.

Путешествие в год 1996

На внеочередной пленарной сессии Государственного Совета, которая состоялась 3 апреля в здании Татарского театра оперы и балета имени Мусы Джалиля, М. Шаймиев торжественно вступил в должность Президента на второй срок. Впервые в истории Татарстана он принял Присягу.

В. Черномырдин огласил поздравительное обращение Президента России Б. Ельцина.

«Ваше избрание на второй срок стало ярким свидетельством того, что жители Татарстана поддерживают демократические перемены и экономические реформы в республике. Считаю, что в значительной степени этому способствовал Договор между органами государственной власти России и Татарстана о разграничении предметов ведения и полномочий. Первый в современной истории нашей страны, Договор стал важным фактором на пути развития нового российского федерализма», – говорилось в нем.

«Прошедшие более недели назад выборы принесли вам, Минтимер Шарипович, заслуженную победу. Ею можно и нужно гордиться, ибо 97 процентов поддержки – это в сегодняшних условиях результат поистине беспрецедентный. Итог прошедших выборов – это и признание сделанного в республике за последнее время, и оценка очень заметного вклада в укрепление нашей Федерации», – сказал Председатель российского Правительства от себя.

***

15 июля Б. Ельцин подписал указ о назначении А. Чубайса руководителем Администрации Президента РФ. 10 августа Государственная Дума дала согласие Президенту на назначение В. Черномырдина Председателем Правительства Российской Федерации. Несмотря на серьезную критику в адрес Правительства со стороны практически всех депутатских фракций, в поддержку В. Черномырдина проголосовало 314 человек из 402.

Будущий глава Правительства выступил с большой программной речью. Он отметил, что Правительство впервые в истории России сложило свои полномочия перед вновь избранным Президентом, впервые начала действовать норма федеральной Конституции, согласно которой депутаты российского парламента должны принять решение о Председателе Правительства по предложению Президента. Важнейшими политическими условиями стабильного настоящего и будущего России В. Черномырдин назвал совершенствование федеративных отношений.

***

В конце года в Татарстан приезжали А. Чубайс и В. Черномырдин. Руководитель Администрации Президента России сначала посетил Казань: в Торгово-промышленной палате встретился с бизнесменами, побывал в офисе корпорации «Образование», познакомился с реализацией Программы ветхого жилья. Председатель федерального Правительства прилетел в Нижнекамск, где принял участие в торжествах по случаю приобретения местным аэропортом статуса международного.

 20 декабря с участием высоких гостей из Москвы и Казани на ЕлАЗе прошла презентация совместного татаро-американского предприятия «ЕлАЗ – DM». Гости осмотрели «блейзеровский» корпус, познакомились с первым внедорожником, собранным на елабужской земле.

В. Черномырдин прокатился на джипе под номером один.

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить