Пишем о том, что полезно вам будет
и через месяц, и через год

Цитата

Лучше молчать и быть заподозренным в глупости, чем отрыть рот и сразу рассеять все сомнения на этот счёт.

Ларри Кинг, тележурналист, США

Хронограф

<< < Апрель 2024 > >>
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          
  • 1948 – Телекомпания Си-би-си (США) с помощью устройства магнитной записи Model 200A, разработанного американской фирмой AMPEX, начала регулярное профессиональное использование магнитозаписей.  Основателем фирмы и разработчиком устройства был наш земляк, Александр  Матвеевич Понятов, эмигрировавший из России после Гражданской войны

    Подробнее...

Новости от Издательского дома Маковского

Finversia-TV

Погода в Казани

Яндекс.Погода

Так оживает история

Недавно в Выставочном зале Союза художников РТ состоялся юбилейный вернисаж Магдалины Мавровской, посвященный 90-летию со дня ее рождения.

Почти 70 лет неустанного труда, сотни тщательно исполненных рисунков, эстампов, акварелей –  таков творческий вклад заслуженного художника Татарстана Магдалины Константиновны Мавровской в развитие искусства нашей республики.

Ее имя хорошо известно не только казанцам: Мавровская – постоянная участница всероссийских и зональных выставок. Недавно в Выставочном зале Союза художников состоялся ее юбилейный вернисаж, посвященный 90-летию со дня рождения (жаль, что продолжался он недолго, и немногие желающие успели его посетить).

Художница владеет многими графическими техниками: карандашом, углем, акварелью. В 60-х годах она одной из первых в республике обратилась к офорту –  сложной, трудоемкой технике и в совершенстве овладела ей. Она стала мастером графического пейзажа. Ее лучшие работы: «Деревня Кокушкино – место первой ссылки В.И.Ульянова-Ленина (1967-1968), «Булгары» (1968-1969), «Горьковские места в Казани» (1976-1979), «Башни Казанского Кремля»  (1976-1978), «Казань в недалеком прошлом», «Старая Казань» (1987-1989).

Штрих в ее офортах различен – он может быть и легким, трепетным, и сочным, энергичным, в зависимости от эмоциональной окраски образа. Изящество, тонкость, лаконизм, умение добиться на крошечном пространстве листа ощущения глубины и простора, способность вдохнуть в него жизнь – вот отличительные особенности работ Магдалины Константиновны.

В каких только жанрах она не работает: портрет, натюрморт, жанровая сцена (часто они полны доброго юмора). Особенно близок художнице архитектурный пейзаж – ею были созданы чудесные серии рисунков, акварелей и офортов, посвященных Абрамцеву, Старой Мариинке и новому Волго-Балту, Великим Булгарам, Тукай-Кырлаю.

Но главной любовью художницы остается Казань.

– Когда я приехала в Казань,  – рассказывает Магдалина Константиновна, – а было это в 1931 году,   меня просто ошеломила старая ее часть. Захотелось узнать, какой была Казань раньше, сто, двести лет назад... В то время в городе были еще старинные улочки, почти не тронутые с прошлого века, еще существовали бакалейные лавки Деренкова, некоторые старинные церкви и монастыри, позднее снесенные. Я делала зарисовки с натуры для себя, даже не предполагая, что они пригодятся впоследствии.

Дом Деренкова, в булочной которого работал Алеша Пешков, в будущем великий писатель Максим Горький.

Хорошим знакомым моей семьи был известный историк и археолог, автор книги о Казани Николай Федорович Калинин. Ряд рисунков я сделала по его просьбе. Много любопытного о прошлом нашего города узнала я из книг Пинегина, Загоскина, Агафонова, Дульского.

Я собирала все: книги, старые открытки, фотографии. С книг, старинных иллюстраций и началось мое увлечение техникой офорта. –  В юности я и не мечтала стать художницей, хотя рисовать любила всегда. Хотела поступать в Лесной институт (родилась в селе Маминское Екатеринбургской губернии, на Урале, поэтому лес люблю с детства), но тут произошло неожиданное: один из студентов, увидев мои рисунки, взял и отнес мои документы в Казанский техникум искусств (так тогда называлось художественное училище). Я была принята.

Домик Аксакова

После его окончания в 1934 году работала художником-оформителем методкабинета Наркомпроса ТАССР, затем –  в «Татхудожнике», Художественном фонде. Трудно представить, сколько сил, времени и энергии вкладывает Магдалина Константиновна в каждую свою работу.

Когда в 1976-1979 годах  она работала над серией офортов «Горьковские места в Казани», сад генеральши Корнэ, где юный Алеша Пешков был садовником, уже не существовал. От фонтана оставались лишь развалины бассейна с постаментом – украшавшая его скульптура давно исчезла.

Художница пересмотрела сотни фотографий и рисунков, беседовала с историками, литературоведами, краеведами, старожилами, но выяснила, что на постаменте находилась грациозная фигурка цапли, ее мы и увидели на офорте Мавровской «Сад генеральши Корнэ».

– А вот Старую пристань, ночлежку на улице Мокрой, Марусовку, остатки строений бывшего Стекольного завода Мавровской удалось застать, и запечатлела она их с натуры. Поэтому ее работы, помимо художественной, обладают еще и большой исторической ценностью.

В 80-х годах Магдалина Константиновна создает удивительный графический цикл «Казань в недалеком прошлом», где мы видим наш город таким, каким он был в дни юности Горького и Шаляпина. Мчатся по улицам извозчики, торопятся по своим делам горожане, медленно везет огромную бочку водовоз –  и все это на фоне уникальных зданий, ныне уже не существующих: дома Бронникова (ул.К.Маркса, на его месте Выставочный зал Союза художников), мимо памятника Г.Р.Державину, Федоровского бугра со старинным монастырем (на его месте НКЦ «Казань»)…

Арская застава

– Магдалина Константиновна, как вам удалось создать такое огромное количество работ? Что помогало вам, служило источником вдохновения?

– Ждать вдохновения иногда приходится слишком долго. А работа гасит плохое настроение, заставляет забывать о неприятностях и обидах... Тогда и приходит вдохновение.