Пишем о том, что полезно вам будет
и через месяц, и через год

Цитата

Сей город, бесспорно, первый в России после Москвы, а Тверь – лучший после Петербурга; во всем видно, что Казань столица большого царства. По всей дороге прием мне был весьма ласковый и одинаковый, только здесь еще кажется градусом выше, по причине редкости для них видеть. Однако же с Ярославом, Нижним и Казанью да сбудется французская пословица, что от господского взгляду лошади разжиреют: вы уже узнаете в сенате, что я для сих городов сделала распоряжение

Письмо А. В. Олсуфьеву
ЕКАТЕРИНА II И КАЗАНЬ

Хронограф

<< < Апрель 2024 > >>
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          
  • 1948 – Телекомпания Си-би-си (США) с помощью устройства магнитной записи Model 200A, разработанного американской фирмой AMPEX, начала регулярное профессиональное использование магнитозаписей.  Основателем фирмы и разработчиком устройства был наш земляк, Александр  Матвеевич Понятов, эмигрировавший из России после Гражданской войны

    Подробнее...

Новости от Издательского дома Маковского

Finversia-TV

Погода в Казани

Яндекс.Погода

Его призвание – летописец Казани

5 июня 2003 года исполнилось 115 лет со дня рождения Н.Ф.Калинина, известного ученого-историка, археолога, заложившего научные основы изучения археологии и истории Казани. Долгое время (22 года) он был сотрудником Государственного музея Республики Татарстан (ныне Национальный музей).

Мы попросили рассказать о Николае Филипповиче Калинине его коллегу – заведующую отделом Национального музея, кандидата исторических наук Ларису КРАЕВУ.

 

В последние годы много пишут об особых способностях поэтов, художников, писателей. О способностях же музейных работников, особенно краеведческих музеев, почти не упоминается. Вместе с тем эта деятельность требует не только специальных знаний, но и развитого образного мышления, эрудиции в области исторической науки. Музейщику необходимо быть исследователем, источниковедом, педагогом, лектором, коллекционером, методистом и так далее.

Вот таким музейщиком, как говорится, «от бога», и был Н.Ф.Калинин. Не претендуя на хронологическое описание его жизни и деятельности, перелистаем страницы истории музея тех лет, когда он в нем работал.

Николай Филиппович родился 5 июня 1888 года в Саратове, но большую часть жизни был связан с Казанью. С серебряной медалью закончил первую казанскую гимназию, затем историко-филологический факультет – отделение всеобщей истории Казанского университета (1906-1910 гг.). Около 20 лет преподавал историю в двух ведущих школах Казани (№2 и №3), где организовал исторические кружки и воспитывал в детях любовь к истории города, прививал им интерес к поисковой краеведческой работе.

В 1923 году Калинин был избран действительным членом Общества археологии, истории и этнографии при университете; с 1924 по 1946 год работал в Центральном музее Татарстана заведующим историческим отделом.

В 20-е годы Центральный музей (так тогда назывался Госмузей), наряду с этнографическим изучением края, занимался и его археологическим обследованием. Проводились экспедиции, организаторами которых были М.Г.Худяков и Н.Ф.Калинин. Археологическая наука переживала свое становление. В Казани проводились раскопки и реставрация Кремля, в которых принимал участие и Николай Филиппович (1926-1928 гг.), продолжены они были в 30-40-х гг. Им были сделаны наблюдения о границах Кремля до 1552 года, опубликованы статьи «Спасская башня Казанского Кремля», «Где был дворец казанских ханов», «Казань XVIII в.» и др.

Являясь страстным патриотом нашего города, Николай Филиппович много энергии отдал популяризации жизни и деятельности в нем известных людей. Появились его работы «Н.Е.Федосеев в Казани», «Пушкин в Казани». Особенно он увлекался горьковской темой. Выявил горьковские дома, памятные места, разыскал прототипов его рассказов, переписывался с А.М.Горьким, а в 1928 году встречался с писателем во время его приезда в Казань.

По инициативе Калинина были подготовлены и опубликованы два тома «Жизни замечательных людей в Казани». Материалы, которые он собирал десятилетиями, были позднее использованы в его книге «Казань», которая выдержала несколько изданий на русском и татарском языках. Многие поколения казанцев изучали историю города именно по книге Николая Филипповича.

Археолог всегда соперничал в нем с историком города. Несомненно, огромной заслугой ученого Калинина следует считать то, что он выделил археологию Казани в качестве самостоятельной научной темы.

Занимался он и педагогической деятельностью, читал курсы лекций по истории и археологии Казани и Татарстана в Казанском университете и педагогическом институте. Материалы архива ИЯЛИ Академии наук РТ свидетельствуют о широте интересов ученого.

В результате экспедиций 1927 и 1929 годов, проведенных под руководством Калинина, были открыты памятники пьяноборской культуры в Камско-Устьинском районе, неолитическая стоянка и поселение близ Казани.

В 1928-1929 годах в республике создается Общество изучения Татарстана (ОИТ). Активно работают в эти годы краеведческие общества в Тетюшах, Мензелинске, Набережных Челнах, Мамадыше, Камском Устье. С марта 1927 года тетюшские краеведы начали издавать «Записки Тетюшского музея». Публиковали в нем свои статьи и работники ЦМТР, помогавшие в создании журнала, среди них – Н.Ф.Калинин, П.Е.Корнилов, В.В.Егерев и другие. В 1927 году журнал был посвящен 350-летию основания Тетюш. Для юбилейного сборника Николай Филиппович написал небольшой очерк по истории города.

Не только тетюшским краеведам помогал Калинин. Среди материалов, хранящихся в архиве ИЯЛИ АНТ, есть записные книжки ученого, где немало записей о Чистопольском музее.

Вопросы перестройки музеев встали в центре внимания 1-го Всероссийского музейного съезда (1930 г.). Одним из делегатов съезда, представлявшим республику, был Калинин, На заседании историко-бытовой секции он выступил с докладом о музейной работе в Татарии.

Необходимо отметить, что в этот период в музеях возникла гипертрофия политпросветработы, определявшей всю их деятельность. Это нашло воплощение и в деятельности ЦМТР. Комиссии, которые проверяли работу музеев Казани в 1930 году, выявили ряд недостатков в работе Центрального музея – отсутствие исторической экспозиции, оторванность музея от масс и другие. Был сделан вывод о полной бездеятельности коллектива, в том числе таких опытных работников, как Н.И.Воробьев, П.Е.Корнилов, Н.Ф.Калинин. «Подозрительными» показались и их анкетные данные. Воробьев, возглавлявший музей в 1922-1930 годы, был снят с работы, Калинин получил строгий выговор.

После этого в городе был проведен месячник «музейной тревоги». ЦМТР приступил к перестройке экспозиции. Наиболее интересный вариант реорганизации музея был предложен Калининым. Он предусматривал упразднение прежних отделов музея и введение новой структуры. В краеведческом музее должны были появиться три сектора:

а) производительные силы и природа края;

б) прошлое края;

в) Татарская республика в настоящем и ее будущее.

Николай Филиппович выделил коллекции, не связанные с краем, в «специальные музеи» – художественная галерея, нумизматический музей и другие.

Третий раздел должны были составить выставки по злободневным вопросам.

Сегодня, спустя много лет, к этой работе можно подойти критически, но в те годы проект был интересным, нестандартным, хотя автора потом обвинили в методологической ошибке за то, что он не выделил Октябрьскую революцию как рубеж между прошлым и настоящим края.

В целом же значение проекта Калинина состоит в том, что в нем впервые в Татарстане была предпринята попытка разработать показ современности в музее, что являлось для того времени большим шагом вперед.

В 1938 году Институт истории материальной культуры АН СССР, Государственный Исторический музей и ЦМТР приступили к планомерному изучению столицы Болгарского государства – города Великие Болгары. В раскопках, которыми руководил А.П.Смирнов, принимали участие сотрудники ЦМТР Н.Ф.Калинин, А.М.Ефимова, О.С.Хованская. В 1940 году Центральный музей провел специальную научную конференцию, посвященную итогам изучения Болгар. Сотрудники музея проводили и самостоятельные археологические обследования и раскопки, которыми продолжал руководить Калинин.

Конец 30-х годов – это расцвет многогранной творческой деятельности Калинина. Ведя научно-экспозиционную и собирательскую работу в музее, он разработал пятилетний план археологических исследований, связанных с планами строительства каскада гидростанций, велись археологические наблюдения в местах земляных работ в связи с реконструкцией Казани, была осуществлена научная паспортизация памятников Казанского кремля, на основе которой проводился их ремонт.

Благодаря археологической деятельности Калинина значительно увеличились археологические собрания музея, были приведены в порядок и определены ранее собранные коллекции. Так, в 1934-35 годы Калинин продолжил археологические исследования Казанского Кремля, в результате чегов фонды ЦМРТ поступило 6500 предметов.

Все, кто знал Николая Филипповича, отмечали его дружелюбие и интеллигентность. Он владел рядом иностранных языков (немецкий, французский, латинский), хорошо знал татарский язык, свободно читал булгаро-татарские тексты, написанные арабским шрифтом. Им составлены три тома альбома «Булгаро-татарской эпиграфии», содержащие более 200 надписей XIII-XVI вв.

Калинин написал поэму о Казани и ее людях (она хранится в фондах Госмузея и, к сожалению, не опубликована). По воспоминаниям его учеников, он прекрасно читал поэму участникам экспедиции у костра в Отарах.

Великолепный рисовальщик, Калинин оставил массу рисунков, которые реконструировали по фрагментам археологические и исторические памятники Казани.

Калинин был человеком своего времени, которому было интересно жить, работать, писать статьи, выступать с докладами, строить экспозиции и выставки, отдавать людям свои знания и опыт.

Время неумолимо отсчитывает год за годом. В главном музее республики создается новая экспозиция. В музей пришли молодые сотрудники, растет новое поколение музейщиков. При нынешнем дефиците духовности в обществе молодежи часто не хватает присущих поколениям 30-40-х годов трудолюбия, мужества, душевной щедрости, доброты, открытости.

Может быть, поэтому так пристально всматриваются посетители выставок музея в портреты тех, кто жил и творил в те, уже далекие от нас годы.

«Казанские истории», №13-14, 2003 год