Цитата
Сей город, бесспорно, первый в России после Москвы, а Тверь – лучший после Петербурга; во всем видно, что Казань столица большого царства. По всей дороге прием мне был весьма ласковый и одинаковый, только здесь еще кажется градусом выше, по причине редкости для них видеть. Однако же с Ярославом, Нижним и Казанью да сбудется французская пословица, что от господского взгляду лошади разжиреют: вы уже узнаете в сенате, что я для сих городов сделала распоряжение
Письмо А. В. Олсуфьеву
ЕКАТЕРИНА II И КАЗАНЬ
Хронограф
<< | < | Апрель | 2024 | > | >> | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | |
8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | |
15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | |
22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | |
29 | 30 |
-
1961 – В Казань в сопровождении трех офицеров КГБ прибыл в ссылку Василий Джугашвили, сын Сталина. 19 марта 1962 года был похоронен на Арском кладбище Казани. По просьбе семьи прах перезахоронен на Троекуровском кладбище в Москве
Подробнее...
Новости от Издательского дома Маковского
Погода в Казани
Фотогалерея
Ученый-этнограф, просветитель, коллекционер Макар Евсевьев
- 20 декабря 2006 года
Макар Евсевьевич Евсевьев известен как первый ученый и просветитель мордовского народа. Но не всегда он упоминается как музейный работник, хотя часть его биографии была связана с Центральным музеем ТАССР. Здесь наиболее ярко проявилось богатство его этнографических познаний.
Этнографический отдел в музее был создан 1 февраля 1919 года во время всеобщей реорганизации. Его первым заведующим стал этнограф – профессор Евсевьев. Как отмечают его биографы, музей «благодаря неустанной деятельности ученого становится одним из крупнейших в стране хранилищем экспонатов, широко и многопланово характеризующих быт и культуру многонационального Поволжья».
До 1919 года самостоятельной этнографической экспозиции в музее не было. Этнографические предметы были разбросаны по всем отделам музея, поэтому посетители не имели возможности получать цельное представление о народах местного края. Автором первой этнографической экспозиции стал Макар Евсевьевич. Достоинством её явилось стремление классифицировать экспонируемые предметы по различным народам: «в первом отделении размещались русские вещи; во втором – вещи тюркских народов (чувашей, татар, киргизов и др.), в четвертом – вещи китайцев и японцев». Посетители назвали выставку «драгоценным камнем» музея.
Музейные сотрудники, понимая, что этнографическое собрание требует пополнения, под руководством Евсевьева начали организовывать поездки для сбора этнографических предметов. Они положили начало большой экспедиционной работе в музее.
В 1919 году Центральная Мусульманская Научная коллегия создает особую комиссию для создания в Казани Музея народов Востока. Комиссия в составе: Б.Ф.Адлера, А-К.С. Губайдуллина, Н.М.Дульского, А.Н.Енбаева, П.А.Радимова, М.Г.Худякова и Г.Ш. Шарафа, ознакомившись с имеющимся материалом по этнографии, истории и искусству народов Востока, нашла необходимым образовать выставку культуры народов Востока, которая могла бы cтать его основой. Идея была хорошо встречена Центральным музеем ТАССР, правлением университета, правлением Общества истории, этнографии и археологии при университете, в распоряжении которых был богатый материал. Помогло обращение к населению республики. Правительство республики приобрело несколько ценных коллекций – В.Смолина, Н.Высоцкого, Н.Катанова.
Таким образом, в августе 1920-январе 1921 года был собран довольно большой материал. К 28-му сентября была возможность открыть в честь делегатов первого съезда Советов автономной республики татарский, булгарский, нумизматический, книжный и средне-азиатский отделы выставки. Через неделю были открыты отделы мелких народностей и инородцев Сибири и, наконец, еще неделю спустя – китайский отдел. Выставка работала в помещении географического кабинета университета.
Организацию отдела мелких народностей Поволжья взял на себя Евсевьев. В этом отделе были представлены предметы быта, головные уборы, женская одежда четырех народов Поволжья: чуваш, черемис, мордвы и вотяков, в том числе два предмета – из коллекции Евсевьева, в том числе костюм малых групп эрзянских селений в Самарской губернии, переселившихся сюда из Нижегородской в XVII веке. Он приобрел остатки этого костюма еще в 1915 году. После окончания работы выставки Центральным музеем ТАССР была приобретена коллекция одежды мордвы – мокши, собранная Евсевьевым из четырех предметов – женские головные уборы и свадебное полотенце, а также предметы одежды низовых чуваш и свадебная шапочка луговых мари.
21 октября 1923 года Главный выставочный комитет выдал ученому диплом 1-й степени «за единственное по своей полноте собрание предметов быта мордвы, исчерпывающее всю сумму сведений по жизни, обычаям и материальной культуре мордовского населения России (эрзи, мокша и терюкан)».
Выставка народов Востока пользовалась огромной популярностью. За первый месяц существования выставки на ней побывало более 10 000 посетителей. Однако самостоятельный музей народов Востока, созданный на ее основе, действовал всего год, а затем его коллекция влилась в фонды губернского музея.
Он поддерживал связи с крупнейшими музеями Берлина, Хельсинки, Гамбурга, Петербурга, Москвы. Благодаря Евсевьеву были созданы коллекции этнографического отдела Русского музея. Самая богатая коллекция из собрания Евсевьева находилась в музее Александра III в Петрограде; в ней насчитывалось около 15 различных головных уборов и костюмов. По данным Беззубова, им было собрано для различных музеев более 500 предметов одежды, украшений и быта мордвы, чувашей и татар.
Евсевьев был назначен членом комитета по изучению языковых и этнографических культур народов СССР, членом научного комитета по изучению мордовской культуры. Ему было присвоено звание Героя Социалистического Труда и назначена персональная пенсия. Ему были созданы условия для работы в Москве. Однако осуществиться его планам было не суждено: 11 мая 1931 года в 3 часа 50 минут Евсевьев скоропостижно скончался. При большом стечении народа, пришедшего отдать последний долг учителю, ученому и просветителю, его похоронили на Арском кладбище в Казани.
Макар ЕвсевьевичЕвсевьев был настолько увлеченным, одаренным и талантливым человеком, что преуспел не только в науке, педагогике, этнографии, но и в музейном деле – как коллекционер и творец.
Марина ЛЕДЯЕВА,
научный сотрудник отдела этнографии Национального музея РТ