Пишем о том, что полезно вам будет
и через месяц, и через год

Цитата

Сей город, бесспорно, первый в России после Москвы, а Тверь – лучший после Петербурга; во всем видно, что Казань столица большого царства. По всей дороге прием мне был весьма ласковый и одинаковый, только здесь еще кажется градусом выше, по причине редкости для них видеть. Однако же с Ярославом, Нижним и Казанью да сбудется французская пословица, что от господского взгляду лошади разжиреют: вы уже узнаете в сенате, что я для сих городов сделала распоряжение

Письмо А. В. Олсуфьеву
ЕКАТЕРИНА II И КАЗАНЬ

Хронограф

<< < Апрель 2024 > >>
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          
  • 1961 – В Казань в сопровождении трех офицеров КГБ прибыл в ссылку Василий Джугашвили, сын Сталина. 19 марта 1962 года был похоронен на Арском кладбище Казани. По просьбе семьи прах перезахоронен на Троекуровском кладбище в Москве

    Подробнее...

Новости от Издательского дома Маковского

Finversia-TV

Погода в Казани

Яндекс.Погода

Ученый-этнограф, просветитель, коллекционер Макар Евсевьев

Макар Евсевьевич Евсевьев известен как первый ученый и просветитель мордовского народа. Но не всегда он упоминается как музейный работник, хотя часть его биографии была связана с Центральным музеем ТАССР. Здесь наиболее ярко проявилось богатство его этнографических познаний.

Этнографический отдел в музее был создан 1 февраля 1919 года во время всеобщей реорганизации. Его первым заведующим стал этнограф – профессор Евсевьев. Как отмечают его биографы, музей «благодаря неустанной деятельности ученого становится одним из крупнейших в стране хранилищем экспонатов, широко и многопланово характеризующих быт и культуру многонационального Поволжья».

До 1919 года самостоятельной этнографической экспозиции в музее не было. Этнографические предметы были разбросаны по всем отделам музея, поэтому посетители не имели возможности получать цельное представление о народах местного края. Автором первой этнографической экспозиции стал Макар Евсевьевич. Достоинством её явилось стремление классифицировать экспонируемые предметы по различным народам: «в первом отделении размещались русские вещи; во втором – вещи тюркских народов (чувашей, татар, киргизов и др.), в четвертом – вещи китайцев и японцев». Посетители назвали выставку «драгоценным камнем» музея.

Музейные сотрудники, понимая, что этнографическое собрание требует пополнения, под руководством Евсевьева начали организовывать поездки для сбора этнографических предметов. Они положили начало большой экспедиционной работе в музее.

В 1919 году Центральная Мусульманская Научная коллегия создает особую комиссию для создания в Казани Музея народов Востока. Комиссия в составе: Б.Ф.Адлера, А-К.С. Губайдуллина, Н.М.Дульского, А.Н.Енбаева, П.А.Радимова, М.Г.Худякова и Г.Ш. Шарафа, ознакомившись с имеющимся материалом по этнографии, истории и искусству народов Востока, нашла необходимым образовать выставку культуры народов Востока, которая могла бы cтать его основой. Идея была хорошо встречена Центральным музеем ТАССР, правлением университета, правлением Общества истории, этнографии и археологии при университете, в распоряжении которых был богатый материал. Помогло обращение к населению республики. Правительство республики приобрело несколько ценных коллекций – В.Смолина, Н.Высоцкого, Н.Катанова.

Таким образом, в августе 1920-январе 1921 года был собран довольно большой материал. К 28-му сентября была возможность открыть в честь делегатов первого съезда Советов автономной республики татарский, булгарский, нумизматический, книжный и средне-азиатский отделы выставки. Через неделю были открыты отделы мелких народностей и инородцев Сибири и, наконец, еще неделю спустя – китайский отдел. Выставка работала в помещении географического кабинета университета.

Организацию отдела мелких народностей Поволжья взял на себя Евсевьев. В этом отделе были представлены предметы быта, головные уборы, женская одежда четырех народов Поволжья: чуваш, черемис, мордвы и вотяков, в том числе два предмета – из коллекции Евсевьева, в том числе костюм малых групп эрзянских селений в Самарской губернии, переселившихся сюда из Нижегородской в XVII веке. Он приобрел остатки этого костюма еще в 1915 году. После окончания работы выставки Центральным музеем ТАССР была приобретена коллекция одежды мордвы – мокши, собранная Евсевьевым из четырех предметов – женские головные уборы и свадебное полотенце, а также предметы одежды низовых чуваш и свадебная шапочка луговых мари.

21 октября 1923 года Главный выставочный комитет выдал ученому диплом 1-й степени «за единственное по своей полноте собрание предметов быта мордвы, исчерпывающее всю сумму сведений по жизни, обычаям и материальной культуре мордовского населения России (эрзи, мокша и терюкан)».

Выставка народов Востока пользовалась огромной популярностью. За первый месяц существования выставки на ней побывало более 10 000 посетителей. Однако самостоятельный музей народов Востока, созданный на ее основе, действовал всего год, а затем его коллекция влилась в фонды губернского музея.

Он поддерживал связи с крупнейшими музеями Берлина, Хельсинки, Гамбурга, Петербурга, Москвы. Благодаря Евсевьеву были созданы коллекции этнографического отдела Русского музея. Самая богатая коллекция из собрания Евсевьева находилась в музее Александра III в Петрограде; в ней насчитывалось около 15 различных головных уборов и костюмов. По данным Беззубова, им было собрано для различных музеев более 500 предметов одежды, украшений и быта мордвы, чувашей и татар.

Евсевьев был назначен членом комитета по изучению языковых и этнографических культур народов СССР, членом научного комитета по изучению мордовской культуры. Ему было присвоено звание Героя Социалистического Труда и назначена персональная пенсия. Ему были созданы условия для работы в Москве. Однако осуществиться его планам было не суждено: 11 мая 1931 года в 3 часа 50 минут Евсевьев скоропостижно скончался. При большом стечении народа, пришедшего отдать последний долг учителю, ученому и просветителю, его похоронили на Арском кладбище в Казани.

Макар ЕвсевьевичЕвсевьев был настолько увлеченным, одаренным и талантливым человеком, что преуспел не только в науке, педагогике, этнографии, но и в музейном деле – как коллекционер и творец.

Марина ЛЕДЯЕВА,

научный сотрудник отдела этнографии Национального музея РТ