Пишем о том, что полезно вам будет
и через месяц, и через год

Цитата

<...> Казань по странной фантазии ее строителей – не на Волге, а в 7 верстах от нее. Может быть разливы великой реки и низменность волжского берега заставили былую столицу татарского ханства уйти так далеко от Волги. Впрочем, все большие города татарской Азии, как убедились мы во время своих поездок по Туркестану, – Бухара, Самарканд, Ташкент, – выстроены в нескольких верстах от берега своих рек, по-видимому, из той же осторожности.

Е.Марков. Столица казанского царства. 1902 год

Хронограф

<< < Апрель 2024 > >>
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          
  • 1961 – В Казань в сопровождении трех офицеров КГБ прибыл в ссылку Василий Джугашвили, сын Сталина. 19 марта 1962 года был похоронен на Арском кладбище Казани. По просьбе семьи прах перезахоронен на Троекуровском кладбище в Москве

    Подробнее...

Новости от Издательского дома Маковского

Finversia-TV

Погода в Казани

Яндекс.Погода

«Музейная мама» Галина Могильникова

Так назвала свои воспоминания о Галине Аркадьевне Могильниковой Галина Тулузакова. Они были опубликованы в журнале «Казань», в номере 11 за 2001 год.

Прочитав материалы номера, посвященные бывшему директору Музея изобразительных искусств РТ, понимаешь, что это не пустые слова. Постараюсь это доказать.

Вот уже 6 лет прошло, как ее коллеги, все, кто ее знал, простились с Галиной Аркадьевной Могильниковой. В музее ее называла «музейной мамой», все говорят о ней как человеке необыкновенном.

Четвертого января 1955 года она была принята в Государственный музей ТАССР на должность научного сотрудника. С 1957 года работала в картинной галерее, в 1967 году стала первым директором Музея изобразительных искусств. Но при этом никогда не расставалась с объектом своего человеческого и научного интереса. Просто с открытием музея на улице Карла Маркса часть художественного собрания главного краеведческого музея республики переместилась вместе с ней туда.

Музей ИЗО поистине был её детищем и, родившись почти одновременно с её детьми, без сомнения являлся главным баловнем. Ему отдавались все силы, время, порыв одержимой любимым делом души (Ирина Лобашёва). Музей был для Галины Аркадьевны не просто работой – жизнью, в которой очень мало времени оставалось на себя, на своих родных (Галина Разумейченко).

Историк искусства по образованию (училась искусствоведению в Ленинградском университете), она удивительным образом соединяла в своей деятельности детальное изучение творчества старых мастеров и неподдельный интерес к современному художественному процессу, творчеству художников, многие из которых испытывают огромную благодарность за вовремя и к месту сказанное слово, профессиональный, грамотный совет. Художники её любили. Светом этой любви пронизан портрет Галины Аркадьевны Могильниковой, написанный художником Виктором Куделькиным. Сколько творческих вечеров, встреч с художниками республики она провела!

Сфера интересов Галины Аркадьевны была чрезвычайно широкой: художники Казанской губернии И.И.Шишкин, А.В.Гине, В.Г.Худяков; старинные казанские роды – коллекционеры, меценаты; русские художники (в частности, В.А.Тропинин, пропаганде произведений которого был посвящен её отдельный буклет); художники Татарстана (К.Е.Максимов, Н.Д.Кузнецов, С.О.Лывин, М.У.Усманов и другие). Все её пристрастия всегда были связаны с музеем, с исследованием и пропагандой музейной коллекции, которую она знала, как свои пять пальцев. Огромный труд всей ее жизни – генеральный каталог произведений русского искусства, хранящийся в музее, выполненный на высочайшем профессиональном уровне. Она вносила в него добавления и поправки до последних дней и смеялась, что это будет продолжаться вечно. К сожалению, Галина Аркадьевна не увидела этот каталог в отпечатанном виде. Его презентация состоялась совсем недавно – 10 февраля нынешнего года.

Галина Аркадьевна была неистовым творцом, увлечённым до самозабвения. Но, прежде всего, она была историком. Документальная точность – первооснова всех её опубликованных искусствоведческих трудов.

Получив во владение коллекцию отделившейся от Госмузея картинной галереи (сначала Музей изобразительных искусств «квартировал» на втором этаже Госмузея), Галина Аркадьевна с присущей всем коллекционерам страстью занялась поиском произведений изобразительного искусства, достойных нового музея. Её стараниями были найдены и стали достоянием музейной коллекции произведения И.И.Шишкина и Н.И.Фешина. Любители искусства наверняка помнят организованные Галиной Аркадьевной вечера памяти П.М.Дульского и П.Е.Корнилова – её предшественников на музейной ниве. Она была наделена благодарной памятью, осознавала всю меру ответственности за дело, начатое другими и волею судьбы доставшееся ей (Галина Рамазанова).

Почти с момента открытия музея его посетители могут видеть в постоянной экспозиции произведения русских художников-авангардистов. Благодаря ее жертвенной настойчивости к нам вернулось искусство «предателя Родины» Николая Фешина (он покинул Россию в 1920 г.). Её отчаянное бесстрашие получило беспрецедентное по тем временам вознаграждение: в Казани и США экспонировались работы Фешина русского и американского периодов.

Во время приезда дочери Н.И Фешина – И.Н.Фешиной и его внучки Вики в Казань. 1976 г.Г.Могильникова – вторая слева во втором ряду.

Она успела собрать в Казани фешинских учеников и зафиксировать их воспоминания, что вылилось в издание сборника «Н.И.Фешин. Документы. Письма. Воспоминания о художнике». В казанском музее находится самый крупный в России архив о Фешине, который собирался Галиной Аркадьевной всю жизнь. Здесь же – крупнейший зал Фешина, который называют визитной карточкой казанского музея. После летних ремонтных работ картины художника получили новое место жительства в более просторном зале.

Кропотливый труд потребовался Могильниковой для восстановления обстоятельств жизни Ольги Александровой-Гейнс, известной казанской благотворительницы. В журнале я прочитала очерк о ней. Редакция сообщала, что это последняя публикация Могильниковой, неистового пропагандиста изобразительного искусства.

Я и не знала, что было до музея в роскошном особняке генерала Сандецкого. Казалось, он рожден именно для этого музея. Поразительно, но его использовали как туберкулезную больницу! Именно Галина Аркадьевна добилась того, чтобы его отдали под новый музей. Она пришла туда, когда в старинном здании еще стояли больничные койки. После выселения особняк долго пустовал (чтобы уничтожились все микробы), потом делался грандиозный ремонт, которым управляла Галина Аркадьевна. Дина Валеева вспоминает такой факт: ремонтники для увеличения площади залов хотели уничтожить прекрасные камины на первом этаже, но наш директор отстояла, спасла их.

Галина Аркадьевна находила большое удовлетворение в работе и в последние годы, будучи заведующей архивным отделом. Она собирала еще не известные научные данные, связанные с художественной жизнью Казани, начиная с XVIII века, с художниками, которые жили или творили здесь. Галина Аркадьевна была в числе постоянных членов клуба «Хранитель древностей», созданном в Национальном музее в 1993 году. В 1998-м, когда Могильниковой исполнилось 70 лет, заседание провели в ее честь. В этот день она была сильно простужена и, преодолевая свое недомогание, проявила еще одно, присущее ей качество – умение собраться в любой ситуации. Она умела заразить идеей всех и вся, преодолевая любые преграды: надо – значит надо, и никакого разговора. В этом была суть её творческой натуры: искать, находить и непременно осуществлять задуманное.

Одна из последних крупных выставок в музее, организованных по её инициативе, а также по инициативе Х.А.Якупова – «Художественная династия Визелей», представившая 5 поколений художников, истоки творчества которых – в XIX веке в Петербурге, продолжение – в Казани. Выставка «Образы минувших столетий. Портрет XVIII-XIX веков» 1998 года стала её последним детищем.

С семьей в день юбилея. Сентябрь 1998 г. Фото Альбины Жуковой.

Все коллеги отмечают ее бескорыстное служение искусству. С её эрудицией, с её знанием истории художественной культуры она давно уже могла бы стать доктором искусствоведения. Но официальные звания и регалии её, очевидно, мало интересовали. Важны были творчество, полная самоотдача. И, наверное, поэтому ей не было присвоено даже звание «Заслуженный деятель искусств», хотя уж она-то этого звания была достойна как никто (Дина Валеева).

С журналом знакомилась Татьяна КРАЮХИНА, студентка Института социальных технологий