Пишем о том, что полезно вам будет
и через месяц, и через год

Цитата

Если хочешь узнать человека, не слушай, что о нём говорят другие, послушай, что он говорит о других.

Вуди Аллен

Хронограф

<< < Апрель 2024 > >>
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          
  • 1961 – В Казань в сопровождении трех офицеров КГБ прибыл в ссылку Василий Джугашвили, сын Сталина. 19 марта 1962 года был похоронен на Арском кладбище Казани. По просьбе семьи прах перезахоронен на Троекуровском кладбище в Москве

    Подробнее...

Новости от Издательского дома Маковского

Finversia-TV

Погода в Казани

Яндекс.Погода

Сначала – клеймо предателя, потом – самая важная государственная награда

В Книге рекордов Гиннеса о Михаиле Петровиче Девятаеве написано: «Странным образом отмечен подвиг советского лётчика-истребителя лейтенанта Михаила Девятаева, сбитого над Львовом 13 июля 1944 года. Он единственный в мире лётчик, которого за один и тот же подвиг сначала посадили в тюрьму, а затем удостоили высшей государственной награды».

Михаил Петрович Девятаев… Он был прост, как, правда, щедр, как Прометей, олицетворяя собой целую эпоху. Это был человек-легенда, который показал всем нам, что такое настоящий героизм. Он стал для всех нас примером для подражания. Уже в наше время подвиг летчика повторил экипаж Владимира Шарпатова, улетевший из плена талибов в Кандагаре.

Михаил Девятаев родился 8 июля 1917 года в посёлке Торбеево в Мордовии и был тринадцатым ребёнком в крестьянской семье. Отец умер от тифа, когда ему было два года, поэтому легко представить себе, как им жилось в бедной деревенской семье. Однако все дети выросли крепкими, смелыми, не боящимися невзгод.

В 1934 году в мордовский поселок прилетел самолет – забрать больного. Вид самолета околдовал мальчика, и в нем поселилась мечта – стать летчиком. После 7-го класса Михаил уехал в Казань с намерением поступить в авиационный техникум. Сказал матери: «Еду в Казань. Вернусь летчиком».

Но в результате недоразумения с документами был вынужден пойти в речной техникум, что не помешало настойчивому молодому человеку записаться в казанский аэроклуб. Окончив речной техникум в 1938 году, Михаил Девятаев работал помощником капитана баркаса на Волге. В 1939-м, когда началась советско-финская война, был призван в армию и участвовал в боевых действиях. В 1940 году Михаил осуществил свою мечту и окончил Высшее военное авиационное училище имени В.П. Чкалова в Оренбурге.

Казалось, что все хорошо, но впереди была война. Застала она молодого парня под Минском. Уже 23 июня Михаил Девятаев участвовал в воздушном бою. Даже получив серьезные ранения, он продолжал крушить вражеские самолеты.

Бывали случаи, когда приходилась прыгать с парашютом из горящего самолета, но, несмотря на ежесекундную опасность он, не задумываясь, садился за штурвал и летел на новое задание. К лету 44-го года Девятаев сбил девять вражеских самолетов. Пять раз сбивали его. Летчик был награжден тремя боевыми орденами.

В полной мере характер летчика Девятаева выявляет его дерзкий побег с группой военнопленных из фашистского концлагеря на захваченном немецком бомбардировщике.

Он попал в плен летом 1944 года. День 13 июля стал переломным в его военной судьбе. Самолет Михаила Девятаева был сбит во время боя, он получил ранение, выбросился из объятой пламенем кабины самолета и оказался в фашистском плену.

Сначала немцы пытались склонить его к измене, требовали назвать часть, ее месторасположение, имена командиров, но Девятаев ответил: «Среди летчиков предателей нет!».

Вот здесь и начинался ад… Михаил Петрович испытал многое: он прошел через страдания и унижения, терпел издевательства и ужасы фашистских концлагерей, а о жестокости фашистов ходят легенды. Голод, холод, ежедневный каторжный труд, избиения – все это пришлось вынести плененному летчику. Вид дымящийся трубы крематория, ходячие скелеты, обтянутые кожей, – вот типичное описание фашистских концлагерей, которое нам знакомо.

После допросов Девятаев был переброшен в разведотдел Абвера, оттуда – в Лодзинский лагерь военнопленных, откуда в августе 1944 года он совершил первую попытку побега, окончившуюся неудачей. Затем его отправили в концлагерь Заксенхаузен.  

Помог избежать крематория счастливый случай. В санитарном бараке парикмахер из числа заключенных, сочувствующий коммунистам,  заменил бирку смертника на его робе биркой штрафника, принадлежавшую погибшему учителю из-под Киева Степану Григорьевича Никитенко, артиллеристу. Так он остался жив. Девятаев Михаил – в списке сожженых в печах крематория за 5 декабря 1944 года.

Однако ничего хорошего и в этом случае Михаила не ожидало. Его отправили  на остров Узедон, где готовилось сверхмощное оружие, знаменитые немецкий ракеты ФАУ. Узники Узедона были фактически приговорены к смерти. Объект был сверхсекретный и опасный для жизни. Но именно здесь стало реальным решение бежать, ведь рядом, на аэродроме Пенемюнде, были самолёты.

8 февраля 1945 года вместе с группой военнопленных из девяти человек Девятаев захватил бомбардировщик «Хейнкель-111», лучший образец самолетов этого класса ВВС фашистской Германии, и совершил беспрецедентный перелет в расположение советских войск. Он даже не предполагал, какие стратегически важные сведения о засекреченном производстве на Узедоне он доставил руководству армии.

Известно, что в сентябре 1945 года Девятаева уже из советского фильтрационного лагеря (сведения о том, как он назывался, разнятся) вызвал на остров полковник Сергеев. Это потом стало известно, что это был будущий главный конструктор советских ракет С.П. Королев. Они вместе изучили места стартовых площадок ракеты ФАУ-2, взорванные цеха по производству ракетных установок. Королеву это тогда здорово помогло. А Девятаева после этого направили на поселение в Псковскую область. Освободили не сразу... Потом он еще долго носил клеймо «предателя».

Лишь в 1957 году, благодаря вмешательству легендарного конструктора космических кораблей Сергея Королева, Михаил Девятаев и его товарищи были реабилитированы. После рассказа об их подвиге в газетах Михаилу Девятаеву было присвоено звание Героя Советского Союза. Он награжден орденом Ленина, двумя орденами Красного Знамени, орденом Отечественной войны 1 и 2 степеней, медалями. Почетный гражданин Республики Мордовия, городов Казани, Вольгаста и Циновичи (Германия).

Свыше тридцати лет М. Девятаев работал в Казанском речном порту, где ему поручили испытание первого быстроходного катера на подводных крыльях «Ракета». Он стал и первым его капитаном. Затем герой войны водил по Волге быстроходные «Метеоры».

Выйдя на пенсию, он активно занимался общественной работой: был членом президиума Республиканского комитета ветеранов войны и Республиканского совета организаций ветеранов,  встречался с молодежью. Он автор книги «Побег из ада», в которой рассказал о своем легендарном подвиге.

В России о Михаиле Девятаеве был снят документальный фильм «Побег с острова смерти», а в Германии ему и девяти его товарищам поставлен памятник в знак признания особого значения их побега с секретной базы Пенемюнде.

24 ноября 2002 года Михаила Девятаева не стало, и мы потеряли еще одного Героя Советского Союза. Это огромная утрата не только для его семьи, но и для всех нас. Мы потеряли человека, который своими поступками сеял на земле лишь добро.

«Летопись Великой Отечественной войны содержит и выдающиеся победы, и горькие поражения. В этой летописи есть особо яркие страницы, они вписаны отдельными героями. К таким людям относится, и Михаил Девятаев, и мы обязуемся хранить память об этом легендарном человеке», – сказал Президент республики Минтимер Шаймиев во время гражданской панихиды.

Похоронен легендарный летчик на Арском кладбище, недалеко от входа с остановки городского транспорта Абжалилова. Надгробье можно заметить сразу – на нем 24 ноября 2003 года установлен памятник (скульптор Владимир Обухов, Санкт-Петербург).

«Мы гордимся тем, что именно в нашем городе жил отважный летчик, легендарный человек Михаил Девятаев, совершивший фантастический подвиг, который вошел в историю Великой Отечественной войны», – сказал глава администрации Казани Камиль Исхаков на митинге, посвященном открытию скульптурной композиции.

Алиса Валиева, Ольга Шерпутовская,

студентки КГТУ им. Туполева.

Производственная практика в редакции 2004 года