Пишем о том, что полезно вам будет
и через месяц, и через год

Цитата

Я угрожала вам письмом из какого-нибудь азиатского селения, теперь исполняю свое слово, теперь я в Азии. В здешнем городе находится двадцать различных народов, которые совершенно несходны между собою.

Письмо Вольтеру Екатерина II,
г. Казань

Хронограф

<< < Апрель 2024 > >>
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          
  • 1991 – В средствах массовой информации оглашено Заявление Президента СССР и руководителей союзных республик (Заявление «9+1»), в котором шла речь о новой концепции Союза. Республики опять делились по «сортам». Татарстан в очередной раз вошел в число «второсортных» республик

    Подробнее...

Новости от Издательского дома Маковского

Finversia-TV

Погода в Казани

Яндекс.Погода

Купец-миллионер – благотворитель и спонсор кулачных боев

В какое время и отчего начали массово открываться богадельни и приюты Казани? На чьи средства была построена первая в Казани мечеть, разрешение на строительство которой дала сама Екатерина II? Почему был сердит на купца Юнусова Шигабутдин Марджани?

Ответы на эти вопросы нашла студентка Лилия ЗАРИПОВА, проходя практику в редакции «Казанских историй» в 2007 году.

Первые благотворительные акции казанских купцов относят к XVII – XVIII векам. Расцвет общественной активности предпринимателей Казани, взлет их филантропической деятельности пришелся на время, когда город играл роль крупного центра транзитной торговли. Товары, пришедшие с Поволжья, Прикамья, Закавказья, Урала, Сибири, Средней Азии, здесь сосредотачивались, хранились и перераспределялись по городам и ярмаркам России, а также направлялись к портам для отправки за границу. Экономически сильное купечество, сконцентрировав в своих руках практически все выборные общественные должности, являлось, по существу, хозяином города. Именно тогда начала массово создаваться сеть детских приютов, богаделен, общедоступных школ, училищ, больниц, бесплатных столовых, чайных, ночлежных домов и домов трудолюбия, содержавшихся на купеческие капиталы. Когда кто-либо начинает вспоминать историю благотворительности (особенно это актуально в 2007 году), прежде всего вспоминают фамилии купцов: Юнусовы, Александровы, Апанаевы, Крупенников и т.д.

Мне хотелось бы остановиться на влиятельном и очень богатом роде Юнусовых.

Мухаммед Рахим Юнусов был основателем купеческой династии. Ему принадлежал кожевенный завод. В 1793 году его выбрали головой Татарской городской ратуши. По всем делам – мирским, религиозным и семейным – шли к нему. Его именем названа мечеть, на строительство которой он пожертвовал крупную сумму денег (ныне мечеть Марджани). В ней, кстати, преподавал сам Шигабутдин Марджани, великий татарский просветитель. Именно с Марджани начинается история Казани как духовной столицы татар. До него все городские медресе находились под патронажем конкретного бая, который порой вмешивался в их внутреннюю жизнь. В данном случае в качестве конкретного бая подразумевается купец-миллионер Ибрагим Юусов. Шигабутдин Марджани создал на базе медресе попечительский совет и получил санкцию на его существование в Духовном собрании, то есть вывел медресе из-под подчинения спонсора. Наибольших успехов добилось третье поколение – братья Ибрагим и Исхак.

Они были совладельцами мыловаренного, свечного, юфтевого и козлового заводов, бумаго-прядильной фабрики. Братья избирались ратманами (членами Татарской ратуши), гласными городской Думы, основали и содержали мусульманский детский приют. Юнусовская площадь была названа в честь купцов Юнусовых. Ибрагим Юнусов выражаясь современным языком, был спонсором кулачных боев стенка-на-стенку на льду озера Кабан и сам был не прочь поразмять косточки. Купцам Юнусовым в Казани принадлежало несколько домов.

Вот как описывает внутреннее убранство дома, в котором они жили по улице Тукая (67/14) прусский государственный деятель Август Гакстгаузен (в доме у Исхака Юнусова он был в 1857 г.): «Как видим, гостевые комнаты мало чем отличаются от европейских». Здорово когда в городе есть благодетели, есть богатые люди, готовые отдать миллионы нуждающимся. Но еще лучше, когда нет нуждающихся вообще.

Последнее зависит, мне кажется, от совести каждого.