Пишем о том, что полезно вам будет
и через месяц, и через год

Цитата

Сей город, бесспорно, первый в России после Москвы, а Тверь – лучший после Петербурга; во всем видно, что Казань столица большого царства. По всей дороге прием мне был весьма ласковый и одинаковый, только здесь еще кажется градусом выше, по причине редкости для них видеть. Однако же с Ярославом, Нижним и Казанью да сбудется французская пословица, что от господского взгляду лошади разжиреют: вы уже узнаете в сенате, что я для сих городов сделала распоряжение

Письмо А. В. Олсуфьеву
ЕКАТЕРИНА II И КАЗАНЬ

Хронограф

<< < Апрель 2024 > >>
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          
  • 1915 – Родился певец, народный артист ТАССР Усман Гафиятович Альмеев. После завершения учебы в Татарской оперной студии при Московской консерватории работал в Татарском театре оперы и балета

    Подробнее...

Новости от Издательского дома Маковского

Finversia-TV

Погода в Казани

Яндекс.Погода

Ковалевский Осип Михайлович, востоковед

В биографии и творчестве известного востоковеда-монголоведа, гуманиста и просветителя, ректора Казанского университета О.М. Ковалевского выделяются три основных этапа - вильнюсский (1817-1824), казанский (1824-1862) и варшавский (1862-1878).

С его именем связана замечательная страница в истории Казанского университета и отечественного востоковедения XIX в. Казанский университетский востоковедческий центр внёс важный вклад в исследование сложной истории и многообразной культуры восточных народов Российской империи и стран зарубежного Востока.

В этом огромная заслуга О.М.Ковалевского - одного из основоположников монголоведения в России и Польше. Осип (Юзеф) Михайлович Ковалевский родился 28 декабря 1800 г. (9 января 1801 г.) в д. Великая Берестовица Гродненской губернии в семье небогатого униатского священника, происходившего из польских мелкопоместных дворян. В 1809 - 1817 гг. Юзеф учился в гимназии г.Свислочи Гродненской губернии, входившей в состав Виленского учебного округа, где приобрёл хорошие знания по гуманитарным дисциплинам – греческому, латинскому и польскому языкам, истории и литературе. Преподаватели гимназии назначались Виленским университетом и молодой гимназист Ковалевский поступает в этот известный университет, как он писал позднее, «из-за любви к науке, внушённой моими свислоцкими учителями»[2].

Огромный интерес гимназиста к античной истории и классической филологии повлиял на выбор профессии. Учиться Ковалевский поступил на факультет литературы и свободных (изящных) искусств университета в г. Вильно 20 сентября 1817 г. 10 октября 1819 г. он, по рекомендации своего учителя профессора Г.Э.Гроддека, был принят в Педагогический институт университета. Воспитанники института отбирались из лучших студентов и выпускников гимназий и содержались за государственный счёт. После окончания университета они должны были работать по назначению 6 лет преподавателями школ и гимназий.

Виленский университет был одним из крупных центров польско-литовской науки, культуры, общественной мысли и национально-освободительного движения. Профессора и преподаватели университета вели научно-исследовательскую работу, отличались высоким уровнем преподавания и многие из них придерживались либеральных взглядов. Они были сторонниками ограничения произвола дворянства, распространения просвещения, облегчения участи крепостного крестьянства.

Среди профессоров и преподавателей Виленского университета, оказавших благотворное педагогическое и научное влияние на своих учеников, которые впоследствии стали известными востоковедами России и Польши, О.И.Сенковского (1818 г.), О.М.Ковалевского (1820 г.), И.Б.Петрашевского (1826 г.), А.О.Мухлинского (1828 г), особо выделяются Т.Хусажевский, С.Жуковский, В.Мюних, И.Гинтил, М.Бобровский.

И, конечно, нельзя не вспомнить о значительном влиянии на студентов крупнейшего историка, профессора Иоахима Лелевеля (1786 - 1861 гг.)[3].

В период учебы в университете началась дружба О.Ковалевского с А.Мицкевичем. В Виленском университете О.Ковалевский был активным участником тайных студенческих организаций «Общества филоматов»[4] (с 1817 г.) и «Общества филаретов»[5] (с 1820 г.). В этих обществах студенты оказывали взаимную помощь в учёбе и науках, распространяли знания среди молодежи, пропагандировали идеи национального освобождения, республиканского устройства, ликвидации крепостнических отношений.

В обществах Осип Ковалевский выступал с докладами о жизни, деятельности и переводах Геродота, Плутарха, поэзии, языке, писательском искусстве и занимался организационной деятельностью.

В июне 1820 г. О.М.Ковалевский завершил курс учёбы в университете по отделению филологических наук со степенью кандидата философии и был определён заместителем преподавателя польской словесности в Виленскую гимназию. В гимназии он также вёл занятия по греческому и латинскому языкам.

В 1821 - 1823 гг. О.Ковалевский продолжил работу над переводами «Истории» Геродота, «Жизнеописаний» Плутарха, «Римской археологии» Дионисия Галикарнасского и опубликовал переводы классических работ - «О высоком» ритора Д.Лонгина и шести книг «Метаморфоз» П.Овидия.

В 1823 - 1824 гг. царское следствие и дознание по делу о деятельности патриотических кружков и обществ в городах Белоруссии и Литвы, аресты членов «Общества филаретов» изменили последующую жизнь О.М.Ковалевского. По приговору Особого комитета, утверждённого императором Александром I от 14 августа 1824 г., активные участники обществ филоматов и филаретов были отправлены в ссылку. В ссылку в Казань были сосланы О.Ковалевский, Я.Верниковский и Ф.Кулаковский, которых причислили к Педагогическому институту университета для изучения восточных языков. Вильно они покинули 24 октября.

25 декабря 1824 г. группа ссыльных из Вильно прибыла в Казань. В своём донесении попечитель Казанского учебного округа М.Л. Магницкий назвал их «политическими преступниками» и потребовал установления за ними строжайшего надзора, контроля за перепиской и еженедельного доноса об их поведении. О.Ковалевский и Я.Верниковский стали изучать восточные языки в университете, а Ф.Кулаковский был определён чиновником в канцелярию попечителя Казанского учебного округа.

В первые годы в университете О.Ковалевский безвозмездно исполнял должность комнатного надзирателя (с 25 сентября 1825 г.), и с 29 января 1827 г. ему была поручена должность помощника инспектора студентов.

Казанский период жизни О.М.Ковалевского стал временем наиболее плодотворной педагогической и научной деятельности известного востоковеда-монголоведа, путешественника и просветителя. В его  жизни и творчестве заметны два основных направления пути в востоковедение. Первое - изучение восточных языков в университете, непосредственное близкое знакомство и изучение истории и культуры Азии в конкретном географическом пространстве Сибири, Бурятии, Монголии и Китая. Второе - преподавание монгольской словесности в известном университетском центре России, исследование письменного и материального наследия народов Центральной Азии.

Эти два направления науки о Востоке станут в XIX - начале XX в. органичными и характерными для российского и мирового востоковедения. В университете первыми учителями О.Ковалевского по восточным языкам стали И.Хальфин, Ф.Эрдман и А.Казем-Бек. В 1825 - 1828 гг. Осип Ковалевский, зачисленный кандидатом в Педагогический институт Казанского университета, изучал татарский, арабский и персидский языки. В эти годы он продолжал изучение произведений античных авторов - перевод и комментарии «Истории Геродота» на польский язык, «Жизнеописаний» Плутарха и др. К сожалению, эти научные работы, переданные для публикации Ф.Кулаковскому, после его смерти потерялись в Санкт-Петербурге.

В первые годы жизни в Казани Ковалевский стал составлять татарский словарь, собирал материалы и писал историю Казанского ханства. С 1827 г. ректор Казанского университета Н.И.Лобачевский (1792-1856) и попечитель учебного округа М.Н.Мусин-Пушкин (1795-1862) начали предпринимать конкретные меры по развитию университетского востоковедения.

В декабре 1827 г. в своём представлении в Министерство народного просвещения М.Н.Мусин-Пушкин, обосновывая идею «умножения» кафедр в университете, предлагал идею учреждения Восточного института, «полезного для образования, молодых людей, могущих быть: употреблёнными в постоянных торговых и политических сношениях России с государствами восточными, и отправленными путешествовать на Восток для узнания нравов, обычаев, законов и проч. народов там обитающих и России столь мало известных»[6].

В проекте предлагалось, чтобы в организуемом словесном факультете университета образовать два разряда кафедр: в первом с «славянскими и прочими», а во втором с персидским, арабским, турецким, маньчжурским, монгольским и армянским языками. Главным итогом мероприятий стало создание в 1828 г. на базе кафедры восточных языков двух специальных востоковедческих кафедр - турецко-татарской словесности (до 1846 г. возглавлял А.К.Казем-Бек и до 1854 г. И.Н.Березин) и арабо-персидской словесности, руководимой до 1845 г. Ф.И.Эрдманом, в 1846-1849 гг. А.К.Казем-Беком, в 1849-1854 гг. И.Ф.Готвальдом[7].

В связи с подготовкой к открытию университетской кафедры монгольской словесности Совет решил направить О.Ковалевского и А.Попова в научную командировку в Иркутск сроком на 4 года для изучения монгольского языка. Это решение определило в жизни О.М.Ковалевского новый рубеж в учебной, научной и просветительской деятельности. В записной книжке О.Ковалевского его другом и соратником Ф.Кулаковским были написаны сокровенные пожелания: «Иди, поручившись Богу, дай мыслям отдохнуть, служи краю, который стал твоей новой Родиной, храни дружбу, укрепившуюся в последние дни».

Выехав в дальний путь 26 мая 1828 г., во время пути из Казани в Иркутск Осип Ковалевский напишет: «Я жил в Казани почти как на родине. Почему и мысль о расставании наводила горесть и какую-то пустоту сердца. Но в то же время, вспомня цель и пользу моего отправления в дальние страны, с радостью оставил я место своего пребывания».

В 1828 - 1833 гг. во время путешествия О.М.Ковалевский в Иркутске, Забайкалье, Бурятии, Монголии и Китае изучал монгольский язык и литературу, историю и культуру монголоязычных народов, переписывал и переводил монгольские тексты, составлял грамматику и словарь монгольского языка, приобретал монгольские, китайские, тибетские и другие рукописи и ксилографы (оттиски с гравюр на дереве) для библиотеки университета, собирал монгольский и бурятский фольклор, путешествовал по Забайкалью, встречался с местными жителями, знакомился с жизнью и бытом народов Восточной Азии.

В тот период он также занимался изучением основ китайского, тибетского, санскритского и маньчжурского языков. В сентябре 1829 г. О.М.Ковалевский по поручению Иркутского гражданского губернатора посетил г. Ургу в Монголии, а с 30 августа 1830 г. в составе ХI российской духовной миссии отправился и жил в Пекине (6 июня 1831 г. выехал из Пекина и вернулся в г. Кяхту 3 сентября 1831 г.). В Пекине Ковалевский изучал язык и приобретал книги и рукописи для университетской библиотеки.

Именно во время научного путешествия О.М.Ковалевский начинает изучать буддизм, историю и культуру народов Центральной и Восточной Азии. В 1832 г. О.Ковалевский писал в университет:

«Восточная половина Азии, ещё по многим частям мало известная страна, издревле была предметом изысканий любознательной Европы и источником совершенно противоположных мнений. При всех усилиях ориенталистов, география и история, в пространном своём значении, ещё не обработана так, чтобы могла присоединиться к истории всеобщей нами называемой, между тем как взгляд на оную представляет нам ход человечества, медленно, но теми же путями подвигающегося в успехах, что и в других частях света»[8].

До возвращения в университет О.М.Ковалевский подготовил несколько учебных пособий. Среди них «Краткая грамматика монгольского языка», полный (40 тыс. слов) и краткий (5 тыс. слов) «Монгольско-русские словари», «Разговорники монгольского и бурятского языков» и др.

За время путешествия Ковалевский собрал оригинальный материал, посвященный истории монголов и истории буддизма в Индии, Китае, Тибете и Монголии. После возвращения из путешествия в марте 1833 г. в Казань начинается наиболее плодотворный этап учебной, научной и административной деятельности О.М.Ковалевского, связанный с развитием казанского университетского востоковедческого центра, получившего широкую известность в России и Европе.

В июне 1833 г. О.Ковалевский и А.Попов были проэкзаменованы академиком Я.И.Шмидтом и в июле 1833 г. назначены адъюнктами монгольского языка в Казанском университете[9]. 25 июля 1833 г. в университете была учреждена первая в России и Европе кафедра монгольского языка. Профессора О.М.Ковалевский и А.В.Попов явились основателями университетского монголоведения, бурятоведения и калмыковедения в России.

11 сентября 1833 г. адъюнкт Ковалевский начал обучать в университете первых студентов, желающих изучать монгольский язык. Курс монгольского языка был введён в 1-й Казанской гимназии, где преподавал А.В.Попов[10]. В 30 - 40-х годах XIX в. полностью сформировалась система университетского востоковедения в Казани. 11 мая 1833 г. Министерство народного просвещения разрешило казённым студентам, изучающим восточные языки в университете, оставаться в его стенах ещё на два года для усовершенствования познаний восточных языков.

В 1835 - 1837 гг., согласно положениям «Общего устава императорских Российских университетов», основные курсы восточных языков (арабского, турецко-татарского, персидского и монгольского) были объединены в разряд восточной словесности философского факультета Казанского университета. 19 января 1837 г. указом Николая I увеличивается до 14 человек число казённокоштных студентов «класса восточной словесности». 11 мая 1837 г. впервые в России была открыта кафедра китайского языка и словесности, в 1844 г. преобразованная в китайско-маньчжурскую кафедру.

Первым профессором китайского языка в Казанском университете стал архимандрит Даниил (Д.П.Сивиллов (1798-1871), который преподавал в 1837-1844 гг. Его преемником стал И.П.Войцеховский (1793-1850), заложивший в 1844-1850 гг. основы научного маньч-журоведения в Казани. В 1851 - 1855 гг. кафедру возглавлял В.П.Васильев (1818 - 1900).[11]

В 1842 г. в университете создаются две новые кафедры восточных языков - армянского и санскрита. В 1842-1849 гг. кафедрой армянского языка руководил С.И.Назарьянц (1814-1879). В 1841-1851 гг. санскритский язык преподавал П.Я.Петров (1814-1875), возглавивший кафедру санскритологии. Традиции санскритологии в Казани в 1852-1856 гг. были продолжены Ф.Ф.Боллензеном, который 6 февраля 1852 г. стал ординарным профессором кафедры санскритского языка университета.[12]

В 1846 г. в университете открылась кафедра калмыцкого языка, возглавляемая А.В.Поповым. К сожалению, она не получила организационного и учебно-методического развития[13].

Таковы лишь некоторые учебные и организационные мероприятия, превратившие разряд восточной словесности в крупнейший центр университетского востоковедения в России. В 30-50-х годах XIX в. в казанском университетском востоковедении история и культура народов Центральной, Восточной и Южной Азии стали объектом научного исследования. В Казанском университете формировались и развивались монголоведение, калмыковедение, китаеведение, маньчжуроведение и санскритология. Важными направлениями развития этих научных дисциплин стали преподавание и изучение языков, истории, этнографии и культурного наследия народов Монголии, Калмыкии, Бурятии, Китая и Индии.

К сожалению, с закрытием разряда восточной словесности в университете в 1854-1855 гг. комплексное и систематическое изучение традиционных центральноазиатских обществ и государств фактически прекратилось.

В 1854-1855 гг. на посту исправляющего должность ректора О.М.Ковалевский с ощущением огромной утраты и горечи занимался вопросами прекращения преподавания восточных языков и перевода разряда восточной словесности из Казани в Санкт-Петербургский университет. Сделано это было по указам императора Николая I.

Биография и наследие монголоведа и буддолога О.М.Ковалевского отражает важные педагогические, научные и гуманистические процессы в российском и европейском востоковедении XIX в. О.М.Ковалевский сыграл исключительную роль в преподавании монгольского языка в университете и гимназии, комплектации библиотеки рукописями и сочинениями, подготовке и издании учебных пособий. В Казани он написал работы, посвященные языкам, быту, нравам, истории, этнографии, религии монголоязычных народов России и зарубежной Азии.

Его работы отличались бережным уважительным отношением к историко-культурному наследию народов Восточной Азии и горячим сочувствием к монголам, бурятам, китайцам. В сентябре 1832 г. тайши селенгинских бурят-монголов писали О.М.Ковалевскому: «Поистине нет среди наших кочевьев подобного (Вам) по весьма благостному уму и прекрасному душевному спокойствию»[14]. «Краткая грамматика монгольского книжного языка» (1835), «Монгольская хрестоматия» (т. 1-2,1835,1837), «Буддийская космология» (1837), «Монгольско-русско-французский словарь» (т. 1-3,1844,1846,1849) и другие работы О.М.Ковалевского вошли в золотой фонд мирового монголоведения и буддологии.

7 августа 1835 г. О.М.Ковалевский был утверждён экстраординарным профессором университета и с 1 августа 1837 г. - ординарным профессором монгольского языка. Он преподавал в университете ещё латинский язык (с 7 августа 1835 г.) и всеобщую историю (в 1838-1839 гг.).

С 29 декабря 1837 г. О.М.Ковалевский был избран членом-корреспондентом императорской Санкт-Петербургской Академии наук. (В 1847 г. он не был утверждён Николаем I в звании действительного члена Академии). В мае 1839 г. Ковалевский стал почётным членом королевского Азиатского общества в Париже, а с апреля 1844 г. - действительным членом королевского Датского общества северных антиквариев. Учёный также являлся действительным членом Императорского общества истории и древностей российских при Московском университете (с 15 июля 1840 г.) и Виленской археографической комиссии (с 29 марта 1858 г.)-

Огромная просветительская и научно-педагогическая деятельность основателя отечественного университетского монголоведения способствовала появлению плеяды российских востоковедов и монголоведов - Г.Никитуева (род. около 1808 - ?), Д.Банзарова (ок. 1822-1855), К. Ф. Голстунского (1831-1899), В.П.Васильева (1818 - 1900), А.А.Бобровникова (1821-1865) и др.

Судьба обширного литературного и научного наследия О.М.Ковалевского трагична. Особенно большая часть его архива и библиотеки была уничтожена в Варшаве в 1863 г. Среди фундаментальных работ, потерянных для науки, следует выделить: «История Востока», «История буддизма», «История монгольской литературы», «Путешествие в Монголию и Китай», «Биография Дзонкавы - реформатора буддизма в Тибете», «Сравнительная грамматика монгольско-турецко-финская» и др.

Часть личной библиотеки и рукописей О.М.Ковалевского находится в архивах и библиотеках Казани, Москвы, Санкт-Петербурга, Вильнюса, Иркутска[15].

Педагогическое и научное наследие казанского профессора ярко свидетельствует о формировании в середине XIX в. монголоведения в ведущее направление отечественной ориенталистики. Дружба и переписка с польскими, бурятскими друзьями и соратниками, известными отечественными и зарубежными востоковедами раскрывает огромную роль и неоценимое значение О.М.Ковалевского в истории, науке и культуре народов Белоруссии, Литвы, России, Бурятии и Польши.

Он был знаком с декабристами Г.С.Батеньковым, С.Г.Волконским, В.Л.Давыдовым, Е.П.Оболенским, С.П.Трубецким и др., переписывался с Я.Чечотом, А.Мицкевичем, Х.Д.Френом, Б.А.Дорном, А.А.Шифнером, В.В.Григорьевым, Н.Я.Бичуриным, И.Я.Шмидтом, Е.Бюрнуфа, С.Жюльеном, Ф.-Э.Фуко и др.[16] Казанская университетская монголоведческая школа О.М.Ковалевского получила высокую оценку в современной российской историографии: «Сравнительно непродолжительный казанский этап в развитии научного монголоведения в России оказался очень важным для дальнейшей судьбы этой отрасли ориенталистики.

За время существования монгольской кафедры в Казанском университете были определены основные направления в изучении истории, культуры, литературы монгольских народов».[17] Создание кафедры монгольской словесности Казанского университета и наследие российского и польского монголоведа О.М.Ковалевского обозначили начало развития монголоведческих исследований в университетских центрах России и Европы, наряду с практическим и академическим монголоведением, сформировавшимся в XVII - XVIII вв.

Профессор Казанского университета О.М.Ковалевский явился основоположником научного монголоведения в России и Европе. Ординарный профессор и статский советник О.М.Ковалевский до утверждения ректором университета (3 мая 1855 г.) активно занимался административной работой, исполняя следующие должности: декана первого отделения философского (с 28 июня 1837 г. по 1841 г., с 23 апреля 1845 г. по 17 ноября 1845 г.) исправлял должность в связи с увольнением Ф.Эрдмана и историко-филологического факультета (с 3 декабря 1852 г. по 1855 г.) исправлял должность в связи с назначением К.К.Фойгта ректором Харьковского университета, утверждён деканом (18 декабря 1853 г.), директора 2-й Казанской гимназии и училищ Казанской губернии (с 27 апреля 1844 г.), члена строительного комитета (с 6 августа 1844 г.), председателя комитета для испытания кандидатов учительства, секретаря (с 15 марта 1834 г.) и редактора издательского комитета «Учёных записок Казанского университета», заведующего кабинетом редкостей и др.[18]

Важное место в истории Казанского университета принадлежит О.М.Ковалевскому как ректору. 3 января 1855 г. ему было поручено исправление обязанности ректора университета в связи с болезнью И.М.Симонова (с 12 августа по 27 ноября 1854 г. О.М.Ковалевский также исправлял должность ректора) и утверждён на этом административном посту 3 мая 1855 г.[19] 2 мая 1857 г. Министерством народного просвещения он был оставлен в должности ректора университета ещё на 5 лет.

По сообщению министра народного просвещения от 9 февраля 1860 г., действительный статский советник О.М.Ковалевский по высочайшему повелению был уволен от должности ректора в связи со студенческими волнениями в Казанском университете.[20] Середина XIX в. связана с активным обсуждением вопросов преобразования российских университетов и радикальным изменением общественно-политической жизни в России, Роль университетов и их статус в обществе и государстве, разнообразные проблемы учебной и научной деятельности преподавателей, животрепещущие вопросы обучения и воспитания отразились в истории университета и в судьбах деятелей науки и культуры Российской империи.

Рядом с О.М.Ковалевским - ректором, на факультетах университета работали талантливые ученые и педагоги. Достаточно назвать имена химика А.М.Бутлерова, медика Ф.О.Елачича, историка С.В.Ешевского и др., которые несли студентам самые современные знания и идеи. Новые веяния университетской жизни отметил выпускник и профессор Казанского университета (с 1881 г.), историк и член-корреспондент Петербургской Академии наук (с 1906 г.) Д.А.Корсаков (1843-1919). Он писал в литературном сборнике «Волжского Вестника» в 1898 г.:

«Уничтожение стеснительных правил, введённых в университеты после европейских событий 1848 года, начиная с отмены студенческих «штатов» и с возобновления многих кафедр, - являлись преддверием еще больших ослаблений прежних университетских порядков, ослаблений быстро следовавших одно за другими, начиная с 1856 года».

«...Университетская учащаяся молодёжь, охваченная свойственным юношеству порывом ко всему новому и свободному, весьма естественно поддалась прежде всего умственному оживлению того времени и стала стремительно обнаруживать свои долго дремавшие умственные и нравственные силы»[21].

Эпоху общественного пробуждения и новых либеральных идей продемонстировали актовые речи профессоров университета – историка и экономиста И.К.Бабста «О некоторых условиях, способствующих умножению народного капитала» (1856 г.), химика-технолога М.Я.Киттары «Очерк современного положения и нужд русской мануфактурной промышленности» (1857 г.), юриста и историка Ю.А.Микшевича «Продажа государственного имущества как одно из средств для удовлетворения современным финансовым потребностям России» (1859 г.) и другие публикации и события.

Этот интересный и сложный период дальнейшего организационного, учебного, научно-исследовательского развития университета под руководством ректора О.М.Ковалевского был связан с прогрессивными общественно-политическими и идейными событиями в истории российского государства и общества. В годы своего ректорства О.М.Ковалевский сумел продолжить лучшие традиции, заложенные ректорами университета Н.И.Лобачевским и И.М.Симоновым.

Эти годы в жизни университетского сообщества характерны следующими новыми тенденциями и событиями: прослеживаются изменения социально-классового состава студенчества (63-70% составляли разночинцы); создаются студенческие кружки и организации; в среде профессуры и студенчества получают развитие материалистические научные концепции и воззрения, революционно-демократические и социалистические утопические идеи; по требованию казанских студентов изгоняются реакционные и слабые преподаватели-профессора (В.Ф.Берви, В.М.Ведров, Р.А.Шарбе, Ф.А.Струве) (известные студенческие истории); расширяется борьба за самоуправление, студенческие права, проходят студенческие сходки и усиливаются требования студентов получить современные знания и др.

Все эти университетские события отразились в официальной деятельности ректора О.М.Ковалевского и в его стремлении поддержать новые учебно-научные направления и передовых профессоров, а также справедливые требования студентов университета. Уволенный с должности ректора (9 февраля 1860 г.), в связи со студенческими волнениями в университете, Ковалевский через несколько лет уехал в Варшаву.

Период 1862-1878 гг. связан с педагогической работой профессора кафедры всеобщей истории О.М.Ковалевского в Варшавской главной школе, преобразованной в 1869 г. в Варшавский университет. В университете он читал курс лекций по всеобщей истории и был деканом историко-филологического факультета. 29 апреля 1878 г. О.М.Ковалевский был избран почётным членом Казанского университета. Профессор Н.Н.Булич в связи с этим знаменательным событием отмечал:

«...Осип Михайлович так долго и в таких разнообразных отношениях служил Казанскому университету как профессор, редактор учёных изданий, декан, ректор, его жизнь так много лет тесно и неразрывно была связана с организмом университета, где до сих пор живы следы его служения, что выбор его в почетные члены нашего университета... будет не признанием давно всеми признанных учёных заслуг Ковалевского, а только воспоминанием его многолетней в высшей степени славной и полезной для университета деятельности»[22].

9 октября 1878 г. О.М.Ковалевский скоропостижно скончался в здании Варшавского университета.

Р. ВАЛЕЕВ

(Из книги «Ректоры Казанского университета»)


[1]См.: Валеев P.M., Ермакова Т.Е., Кульганек И.В. и др. Монголовед О.М.Ковалевский: биография и наследие (1801-1878). Казань, 2004.

[2] Фролов Е. Вильнюсский период жизни и деятельности Осипа Михайловича Ковалевского (к истории Вильнюсского государственного университета им. В.Кап-сукаса)//Учёные записки Вильнюсск. ун-та им. В.Капсукаса. Вильнюс, 1958. Т. 4. Серия историко-филологических наук. С. 152.

[3] См.: Польские профессора и студенты в университетах России (XIX - начало XX вв.). Варшава, 1995.

[4] От греч. Philomathes - стремящийся к знанию.

[5] От греч. Philaretos - любящий добродетель.

[6]РГИА, ф.733, оп. 41, д.86, л. 5 об.

[7]См.: НАРТ, ф.977, оп. 619, д.36, 37, 43,44.

[8]НА РТ, ф.977, оп. «истфилфак», д. 198, л.2 об., 3

[9]См.: НА РТ, ф.92, оп.1, д.3829, л.7-8.

[10]См.: РГИА, ф. 733, оп. 40, д.318; НА РТ, ф.92, оп. 1, д.3829.

[11] См.: РГИА, ф. 733, оп.42, д.5; НА РТ, ф.92, оп.1, д.4599; НА РТ, ф.92, оп. 1,д.5451.

[12] См.: РГИА, ф. 733, оп.42, д. 162; РГИА, ф.733, оп.42. д.289; НА РТ, ф.92, оп.1, 5181.

[13] См.: РГИА, ф.733, оп.43, д.78.

[14]Цит. по: Шостина Н.П. Из переписки О.М.Ковалевского с бурятскими друзьями//Материал по истории и филологии Центральной Азии. Вып. 2. Улан-Удэ, 1965. С.220.

[15] См.: Любимов А. О неизданных трудах о. Иакинфа и рукописях проф. Ковалевского, хранящихся в библиотеке Казанской духовной академии//3аписки восточного отделения Императорского русского археологического общества. СПб., 1908. Т. 18. С.061-064; Петров A.A. Рукописи по китаеведению и монголоведению, хранящиеся в Центральном архиве АТССР и в библиотеке Казанского университета // Библиография Востока. М., 1987. Вып.10 (1936). С.139-156; Румянцев Г.Н. Неизвестная рукопись О.М.Ковалевского // Записки Бурят-Монгольского государственного научно-исследовательского института культуры и экономики. VII. Улан-Удэ, 1947. С.139-142; Чимитдоржиев Ш.В. Фонд О.М.Ковалевского в библиотеке Вильнюсского университета // Народы Азии и Африки. 1990. № 2. С.137-140.

[16] См.: Шастипа Н.П. Ученая корреспонденция монголоведа О.М.Ковалевско го // Советское востоковедение. 1966. №1. С.155-161; она же. Из переписки О.М.Ковалевского с бурятскими друзьями. С.210-221.

[17] История отечественного востоковедения до середины XIX века. М., 1990. С.283-284.

[18]См.: НАРТ, ф.977, оп. «Совет», д.3760, л. 176-178

[19]'См.: Формулярный список о службе ректора императорского Казанского университета действительного статского советника Ковалевского. Составлен 30 сентября 1859 г. // НА РТ, ф. 977, оп. «Совет», д. 4260, л. 59-90; д.3760, л.1, 176.

[20] См.: НА РТ, ф.977, оп. «Совет», д.4269, л.75.

[21] Корсаков Д.А. Былое в жизни Казанского университета 1856-1860 гг. // Из воспоминаний о прошлом. Б.м., б.г. С.136-137.

[22] НА РТ, ф.977, оп. «Совет», д.6486, л.2-2 об.