Пишем о том, что полезно вам будет
и через месяц, и через год

Цитата

<...> Казань по странной фантазии ее строителей – не на Волге, а в 7 верстах от нее. Может быть разливы великой реки и низменность волжского берега заставили былую столицу татарского ханства уйти так далеко от Волги. Впрочем, все большие города татарской Азии, как убедились мы во время своих поездок по Туркестану, – Бухара, Самарканд, Ташкент, – выстроены в нескольких верстах от берега своих рек, по-видимому, из той же осторожности.

Е.Марков. Столица казанского царства. 1902 год

Хронограф

<< < Апрель 2024 > >>
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          
  • 1948 – Телекомпания Си-би-си (США) с помощью устройства магнитной записи Model 200A, разработанного американской фирмой AMPEX, начала регулярное профессиональное использование магнитозаписей.  Основателем фирмы и разработчиком устройства был наш земляк, Александр  Матвеевич Понятов, эмигрировавший из России после Гражданской войны

    Подробнее...

Новости от Издательского дома Маковского

Finversia-TV

Погода в Казани

Яндекс.Погода

Сара Садыкова: она была похожа на свои песни

Первая песня композитора Сары Садыковой относится к 1942 году. Это было танго «Жду тебя».

Драматическая актриса, сначала Татарского государственного музыкально-драматического театра под руководством Газиза Айдарского в Москве, затем Татарского академического театра имени Галиасгара Камала. Далее оперная певица – одна из первых солисток Татарского театра оперы и балета. (Кстати, в 1925 году первая татарская опера «Сания» была написана специально для ее голоса). А, может быть, главное – женщина-композитор Татарстана, открывшая чистую страницу небывалого прежде в татарском песенном творчестве жанра – песни в стиле танго, фокстрота, блюза. Ее первая песня относится к 1942 году – танго «Жду тебя».

И еще: видный общественный деятель, никогда не забывающий о том, что человек искусства прежде всего служит обществу, в котором живет. Прекрасная наставница творческой молодежи, умевшая притягивать к себе, будь то стар или млад.

Все это – о ней, о Саре Садыковой, которой 1 ноября исполнилось бы 95 лет. Мама дожила до восьмидесяти, но не состарилась душой. Она до конца продолжала творческую жизнь, не щадя себя, не теряя времени. Она как бы торопилась «все отдать при жизни, чтоб уйдя к небытию во власть, теплым ливнем, снегом ли пушистым к милой Родине припасть...» Последнее сочинение ее – 1986 года: старинная булгарская песня «Идел суы ага торыр» («Пока течет река Волга»).

Сара Садыкова. 1980 год

Подводя черту в день ее юбилея, с уверенностью скажу: становление и развитие татарского музыкального искусства 20-х–30-х годов XX века связано с именем Сары Садыковой. Она стояла у истоков профессиональной татарской музыкальной культуры, работая в содружестве с Тази Гиззатом, Каримом Тинчуриным, Салихом Сайдашевым Она является изюминкой этой культуры.

В одном ее имени сконцентрировались различные виды и жанры татарской песни. На сегодняшний день ему нет аналога. Ее редкой красоты, богом данный голос был отшлифован в Московской консерватории и хорошо знаком и любим современниками, людьми ее поколения. Она оставила нам свои прекрасные песни, где каждая музыкальная фраза напоена национальным ароматом и колоритом, хватает за душу неповторимой задушевностью.

Сара Садыкова с мамой Бибигайшой. 1911 год

Сара Садыкова была мастером выражения этого состояния в своих мелодиях. Вместе с тем ее искусство заряжало оптимизмом, энергией. Ее песни зовут к добру, воспевают любовь к природе, человеку и его делам, к Родине. Они очищают, облагораживают. Мама считала, что песня – это очень серьезно и мучительно искала ее точную интонацию, фактуру сопровождения, инструмент.

Она восторженно и возвышенно чувствовала родную природу, музыку родного края, была влюблена в свой талантливый народи, вместе с тем ненавидела все низменное, недостойное, уродливое. Коммунист с кристально чистой совестью, она верила в гуманные идеалы социализма и интуитивно чувствовала, что формы его нужно совершенствовать.

Вместе с тем мама зачитывалась религиозными книгами на арабском языке, шедеврами древности в подлиннике. Идеи гуманизма и каноны религии удивительно переплетались в ее мировоззрении. В течение всей жизни ее не покидало чувство Прекрасного. Она была похожа на свои песни.

Сара Садыкова, студентка Московской консерватории. 1924 год

Было в жизни артистки нечто неизменное – это любовь зрителя, которая зажглась в дни ее молодости, когда народ называл ее «татарский соловей». От Кронштадта до Камчатки, от Москвы и до Ташкента народ знает Сару Садыкову, у нее много друзей и почитателей ее таланта разных национальностей и профессий – в Америке Финляндии, Корее Китае. Где только нет наших соотечественников!

Феноменальный талант, помноженный на титанический труд, плюс признание своего народа протяженностью в 65 лет – вот что такое Сара Садыкова Сегодня любителям музыки она известна как композитор, автор  песен, музыкальных драм и комедий. Продолжая добрые традиции С.Сайдашева, Л Музаффарова, народной песни, она создавала свои, такие близкие сердцу ее современников. Восторженная, открытая людям, мама умела радоваться успехам коллег, высоко ценила профессионализм – замечательное качество истинного художника!

Сара Садыкова в роли Райхан. Опера Назиба Жиганова "Качкын". 1939 год

Сара Садыкова, как я думаю, имеет свою собственную нишу в ряду классиков татарской песни. В списке ее произведений свыше трехсот песен, спектаклей с ее музыкальным оформлением в театрах Татарстана, Уфы, Салавата. Две музыкальные комедии написан специально для оперного театра. Многое еще неизвестно народу, ее архив ждет своих и следователей.

Альфия АЙДАРСКАЯ, дочь Сары Садыковой, заслуженная артистка РТ

«Казанские истории», 17 октября 2001 года

Сара Садыкова: биография

Татарская певица и композитор. Заслуженная артистка Республики Татарстан (1939). В 1977 г. была удостоена звания Народная артистка Республики Татарстан. Заслуженный деятель искусств Республики Татарстан, лауреат государственной премии им. Г. Тукая.

Училась в знаменитой женской школе, после ее окончания продолжила учебу в педагогическом техникуме. Уже в годы учебы она стала проявлять свои музыкальные способности. В 1921 г. в благотворительном спектакле «Холостяк» исполнила свою первую музыкальную роль и по настоянию преподавателя техникума, композитора Солтана Гобаши, была направлена на учебу в Москву. В 1922-1928 гг. училась в Московской консерватории имени Чайковского, а в 1934-1938 гг. там же закончила студию татарской оперы.

Первое ее танго «Жду тебя» на стихи А. Ерикеева было написано в 1942 г. и имело огромный успех и распространение. Песни ее богаты по тематике. Здесь и протяжные, лирические, шуточные, героико-патриотические, песни о любви, дружбе, веселые вальсы, марши, танцевальные ритмы и т. д.

Сара Садыкова - композитор. 1970-е годы

Внесла большой вклад в становление татарской оперы. За свою творческую деятельность сочинила около четырехсот песен, музыку к тридцати спектаклям, множество инструментальных произведений, две музыкальные комедии. В 30-е гг. на сцене театра «Рабочий» в Москве, а также на сцене Казанского драматического театра ею было создано немало женских музыкальных образов.

В 1942 г. танго «Ожидание» в ее сочинении стало точкой отсчета в ее композиторской деятельности.

Похоронена на Мемориальном кладбище Новотатарской слободы города Казани.

Фото с сайта "Личности"

http://persons-info.com/persons/SADYKOVA_Sara/