Пишем о том, что полезно вам будет
и через месяц, и через год
|
23.09.2017

Цитата

<...> Казань по странной фантазии ее строителей – не на Волге, а в 7 верстах от нее. Может быть разливы великой реки и низменность волжского берега заставили былую столицу татарского ханства уйти так далеко от Волги. Впрочем, все большие города татарской Азии, как убедились мы во время своих поездок по Туркестану, – Бухара, Самарканд, Ташкент, – выстроены в нескольких верстах от берега своих рек, по-видимому, из той же осторожности.

Е.Марков. Столица казанского царства. 1902 год

Погода в Казани
+6° / +13°
Ночь / День
.
<< < Сентябрь 2017 > >>
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30  
  • 1917 – Начала работать первая Казанская губернская конференция партии большевиков, на которой были представлены 6 районных и 6 уездных комитетов партии. Избран губернский комитет РСДРП (б), создан военный отдел под руководством Н.Ершова.

    Подробнее...

Владимир Михайлович Петляков

12 января 1942 года около города Арзамаса потерпел крушение самолет, летевший в Москву. Так трагически оборвалась жизнь талантливого авиаконструктора Владимира Михайловича Петлякова. По иронии судьбы, он погиб в пикирующем бомбардировщике собственной конструкции.

Похоронили Владимира Михайловича на Арском кладбище, на центральной аллее, с правой стороны, если идти от центрального входа.

Проститься с другом и коллегой из далекого сибирского города приехал Андрей Николаевич Туполев. Они вместе работали в ЦАГИ. В составе конструкторской группы Туполева Владимир Михайлович принимал участие в разработках глиссеров и аэросаней, а впоследствии и самолетов КБ Туполева.

В 1925-1936 годах Петляков возглавлял в КБ группу, занимавшуюся проектированием крыльев для самолетов Туполева. Летом 1936 года Петлякова назначили начальником конструкторского отделения и первым заместителем, затем главным конструктором завода опытных конструкций ЦАГИ.

Его первая машина – самолет ТБ-7. Машина конструировалась для выполнения стратегических задач и была в какой-то мере преемником знаменитых «большегрузов» Туполева, самый знаменитый из которых – восьмимоторный «Максим Горький». Всего было выпущено около 80 машин. Из наиболее известных операций с участием петляковского гиганта можно назвать полеты на Берлин в начале войны, имевшие большой пропагандистский эффект. На них также впервые использовались самые большие в то время пятитонные бомбы, сброшенные под Орлом и на Кенигсберг.

Осенью 1937 года Петлякова с группой работников ЦАГИ арестовали.Репрессии разделили туполевское КБ на три самостоятельные проектирующие группы. Впоследствии они получили статус самостоятельных КБ и свою производственную базу. Имена Андрея Николаевича Туполева и Павла Осиповича Сухого до сих пор остались в марках самолетов. Имя же Петлякова принадлежит только истории.

В «шараге» Петляков проектировал высотный истребитель с герметичной кабиной, который получил кодовое обозначение «100». Работа велась в специальном закрытом КБ в Москве, на берегу Яузы. Владимир Михайлович впервые оказался самостоятельным руководителем КБ.

Начавшиеся военные действия показали, что истребители, на которые делалась ставка, не главные в небе. Нужны были бомбардировщики с хорошими летными качествами. Постановлением правительства Петлякову предлагалось сделать из «сотки» пикирующий бомбардировщик. Срок на разработку дали всего 45 дней.

Работа над двухмоторным многоцелевым пикирующим фронтовым бомбардировщиком была начала в 1938 году. 22 декабря 1939 года состоялся первый полет самолета. Пе-2, он вышел на испытания осенью 1940 года, а массовое производство развернулось уже в 1941-м. Благодаря отличной аэродинамике Пе-2 стал одним из основных самолетов Великой Отечественной войны. Всего за 1941-1945 годы было построено 11427 таких самолетов, в том числе 10162 – на заводе в Казани. Это позволило внедрить новую машину по всему фронту от Баренцевого моря до Черного.Пе-2 применяли не только полки ВВС, но и части авиации Северного, Балтийского и Черноморского флотов.

Л.П.Берия, курировавший в то время закрытые КБ, обещал, что за успешное выполнение заданий авиаконструкторы будут освобождены. И сдержал свое слово. Петляков и другие специалисты были освобождены в 1940 году. А в начале 1941 года Владимиру Михайловичу была присвоена Сталинская премия 1-й степени.

По другим источникам, Петляков был освобожден лично Сталиным, который 1 мая 1940 года увидел стремительный пролет над Красной площадью нового пикирующего бомбардировщика Пе-2, пилотируемого П.Стефановским.

Вскоре после освобождения Петляков был направлен в Казань, на авиастроительный завод №124 имени Орджоникидзе. Там и застала его война.

В Казань из-под Москвы в срочном порядке был эвакуирован авиационный завод № 22. Его разместили на производственных площадях авиазавода № 124.Московский завод переехал в Казань, имея на конвейере новые пикирующие бомбардировщики Пе-2. Казанский завод продолжал выпускать петляковский тяжелый бомбардировщик ТБ-7 и транспортный самолет Ли-2.

Фото Олега Маковского

Владимир Михайлович Петляков внес огромный вклад в историю авиации и Великой Отечественной войны. В некрологе В.М.Петлякова было написано: «Почти 25 лет своей жизни товарищ Петляков отдал делу создания советских самолетов. Среди работников нашей авиации имя Владимира Михайловича широко известно как автора и конструктора ряда мощных советских самолетов, завоевавших Советскому Союзу славу могучей авиационной державы».

Вероника Ларионова

Вот такая у нас вечная память

Умеем ли мы уважать и чтить память тех, кто внес незаменимый вклад в наше светлое будущее? Наверно, этот вопрос должен задать себе каждый из нас, особенно когда открываются столь неприятные факты нашей жизни.

В августе 2006 года с  захоронения авиаконструктора Владимира Петлякова, которое находится на центральной аллее Арского кладбища Казани,  исчез его бюст. Руки вандалов буквально с корнем вырвали и бронзовые буквы на памятнике. На месте бюста остался  только штырь, который довольно долго напоминал о варварстве.  

Фото Владимира Зотова

Со временем бюст был восстановлен скульпторами Владимиром Демченко и Александром Головачевым по фотографиям легендарного авиаконструктора. Знающие люди сразу заметили, что «второе» лицо легендарного авиаконструктора уже не так похоже на оригинал.

Новый бюст изготовлен из материала, не представляющего интереса для охотников за цветным металлом, а стало быть, ему ничто и никто не угрожает.

Восстановили и надпись на стеле. Теперь она другая и тоже варварам не понадобится...

 Екатерина СКОТАРЬ

 

Читайте в «Казанских  историях»:

Петляков Владимир Михайлович, авиаконструктор

 Погиб в самолете собственной конструкции  

Вот такая у нас вечная память

 Издательский дом Маковского Айтико - создание сайтов