Пишем о том, что полезно вам будет
и через месяц, и через год
|
21.06.2018

Цитата

Сей город, бесспорно, первый в России после Москвы, а Тверь – лучший после Петербурга; во всем видно, что Казань столица большого царства. По всей дороге прием мне был весьма ласковый и одинаковый, только здесь еще кажется градусом выше, по причине редкости для них видеть. Однако же с Ярославом, Нижним и Казанью да сбудется французская пословица, что от господского взгляду лошади разжиреют: вы уже узнаете в сенате, что я для сих городов сделала распоряжение

Письмо А. В. Олсуфьеву
ЕКАТЕРИНА II И КАЗАНЬ

Погода в Казани
+13° / +22°
Ночь / День
.
<< < Июнь 2018 > >>
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30  
  • 1918 – Казанский Совет постановил лишить мандатов представителей комитетов меньшевиков, правых эсеров, Бунда и Объединенной еврейской партии.

    Подробнее...

Село Султанмуратово – родина Галимджана Ибрагимова

Автором данной публикации является житель Уфы Марат Хакович ИБРАГИМОВ,один из родственников Галимджана Ибрагимова.

Однажды он прочитал на нашем сайте публикацию о своем знаменитом родственнике – писателе и общественном деятеле Галимджане Ибрагимове. Это был материал Ахмета Токтабая из Казахстана, кандидата исторических наук, ведущего научного сотрудника Института истории и этнологии Академии наук этой страны, присланный по электронной почте.

Будучи двоюродным племянником Галимджана Ибрагимова, Марат Хакович много лет собирает материалы о нем. Из публикации он узнал, что Галимджан Ибрагимов приезжал в Казахстан. 

«Много раз натыкался на сведения о том, что дядя был в Казахстане, но никакого подтверждения этому не находил, – писал Марат Хакович в редакцию. – Даже родной брат Шакирджан в своих воспоминаниях отрицает этот факт. А вторая (последняя) жена – Хадича Фатхуллина – об этом нигде не сообщала, что весьма странно. Хотя она была родом из Казахстана.

Поэтому очень хотелось бы получить более подробную информацию по изложенной статье. Возможно, это откроет еще одну неизвестную страницу о знаменитом человеке».

И хотя мы пока не узнали, чья информация точнее, договорились с Маратом Хаковичем о том, что он разместит на нашем сайте несколько материалов о своем знаменитом родственнике.

Для начала наш читатель из Уфы рассказал о башкирском селе  Султанмуратово, в котором родился будущий писатель.

Биография и жизнь Галимджана Гирфановича Ибрагимова (1887-1938) находится в неразрывной связи с местом его рождения – селом Султанмуратово, которое расположено в Аургазинском районе Республики Башкортостан.

Имеющиеся сведения о происхождении села Султанмуратово до последнего времени носили отрывочный, порой без взаимосвязи и достаточных обоснований, характер. Однако без достаточно полного и обоснованного раскрытия вопроса о происхождении села Султанмуратово нельзя установить корни династии Ибрагимовых, маяком которой служит Галимджан Ибрагимов.

В процессе подготовки материалов об истории жизни Галимджана Ибрагимова, родившегося 12 марта (28 февраля ст. стиль) 1887 года в селе Султанмуратово, автору настоящей публикации пришлось изучить множество документов и литературных источников, так или иначе отражающих появление рода Ибрагимовых в Султанмуратово и возникновение самого села.

Без изложения ряда исторических фактов о Башкирии невозможно понять появление на карте нынешнего Башкортостана села Султанмуратово, который находится в тесной связи с историей башкир и татар-мишарей. Поэтому в данной публикации необходимо было создать предпосылки для возможно более глубокого изучения этого вопроса в будущем.

История села Султанмуратово – родины Галимджана Ибрагимов – уходит своими корнями в далекие годы прошлого тысячелетия, на 300лет назад. Башкирия по карте 1755 г. состояла из 4-х дорог /»даруга» или «малия»/: Осинской, располагавшейся на севере и ближе к городу Осе, Сибирской – на востоке, за Уралом, Нагайской – на юге Башкирии и Казанская – на западе, находившейся ближе к городу Казани (9, с.83).

Каждая дорога состояла из волостей. Население указанной территории составляли коренное население – башкиры и переселенцы из различных мест, чему способствовали красота края, освобождение от воинской обязанности, небольшой ясак (налог), бесплатная добыча соли из соляных озер.

Значительную часть местного населения также составляли, сбежавшие от непосильного национального и религиозного гнета татары-мишари, марийцы, русские, чуваши и мордва. Все это привело к значительному росту численности местного населения, которое к 1730 году составило более 100 тысяч человек (9, с.41).

В связи с расширением горнозаводского дела на севере Урала (в настоящее время Свердловская и Пермская области) усилилась колонизация башкирской территории и дальнейшее освоение земель. Предпринятые шаги царского правительства по освоению земель требовало от коренного населения изменения своих принципов и устоев, что противоречило образу жизни башкир и всего местного населения, укладу их общественных отношений и существовавшим привычкам. Так, по приказу христианских правителей России того времени шло принудительное крещение мусульман, разрушение мечетей, с женщин-мусульманок снимали штаны. Более того, было запрещено строительство школ и мечетей без специальных на то распоряжений (8, с.488).

Такое состояние не могло продолжаться бесконечно, и начались волнения среди местного населения, чему в определенной степени способствовала замена ясака (налога) принудительной покупкой соли местным населением из казенных лавок, согласно указу 1754 года (9, с.46), хотя ранее она добывалась из озер и ею пользовались бесплатно. Но принятие таких мер покупки соли из казны предполагало увеличение сборов в пользу Российской империи в пять-шесть раз.

При подобной ситуации бунт был неизбежен и посему лидером предстоящего народного восстания выступил мишарский мулла Абдулла Алиев (1715-1762), больше известный под именем Батырша (Батыр-Ша) (8, с.488). По словам А.З.Асфандиярова, «Будучи очевидцем колониального наступления царизма в Башкирии, Батырша проникся мыслью о необходимости выступления против него...» (1, с.355).

Батырша занимал должность муллы в ауле Карыш-Баш на Сибирской дороге (ныне Верхнекарышево, находится в Бурзянском районе Башкортостана) мишарского старшины Яныша Абдуллина (10, с.147). В содержавшейся Батыршой мечети обучались башкиры, мишари и татары.

Будучи человеком хитрым и умным, обладавший при этом магометанской ученостью и красноречием, Батырша нередко привлекался к разрешению многих споров возникавших среди мусульман. Его авторитет был настолько велик, что в спор с ним не вступали многие муллы и весьма почитавшие его за его талант. Обладая указанными качествами, Батырша сумел незаметно в течение года подготовить план восстания и воззвание к мусульманам (10, с.151). Его намечалось начать 10 июля 1755 года (2, с.43, 9. с.47).

К подготовке восстания Батырша сумел привлечь своих последователей и учеников. Таким образом, царскому правительству предстояла борьба не только с башкирами, но и со всеми поволжскими мусульманами. В этом противоборстве Оренбургский губернатор И.И. Неплюев, не стесняясь в средствах, употребил все возможные и невозможные способы и силы для того, чтобы поссорить между собой восставших.

В аспекте этой статьи необходимо упомянуть о И.И.Неплюеве, который является основателем Оренбурга и первым губернатором Оренбургской губернии (9, с.34). Именно по просьбе И.И.Неплюева Сенат постановил назвать Оренбургскую область губернией, а управляющего – губернатором.

В состав Оренбургской губернии того времени входили: Оренбургская область – полностью, современная Уфимская губерния, часть земли Пермской и Самарской губерний.

Дальнейшие события показали, что предпринятые наместником царя меры привели к срыву восстания, что имело свои негативные последствия, и в конечном итоге привели к провалу. Этому в немалой степени способствовало, что часть восставшего населения Бурзянской волости начала свое выступление раньше намеченного срока – 15 мая 1755 года (1, с.356, 10, с.161), но в других источниках указано – 25 мая 1755 г. (9, с.47).

Здесь сказалось вмешательство губернатора Оренбургской губернии И.И.Неплюева, который доложил о происходящих событиях в Башкирии в Сенат и в дальнейшем направил против восставших воинов во главе с полковником Исаковым (9, с.47). Такая поспешность башкир и одновременная подрывная деятельность И.И.Неплюева при подготовке и организации восстания разрушили планы Батырши и его соратников. В результате мишарский старшина Яныш Абдуллин был убит восставшими, а сам Абдулла Алиев (Батырша) бежал и скрывался в лесу.

Осенью 1756 года Батырша был задержан мишарским старшиной Сулейманом Деваевым и заключен в Шлиссербургскую крепость, где проявил свои недюжинные способности и предпринял меры к побегу летом 1762 года, убив при этом нескольких стражников.

Находясь в заточении, Батырша написал письмо императрице Елизавете Петровне о том, что данное восстание явилось следствием собственных наблюдений, высказываний приезжих людей и местного населения о тех обидах и мучениях, которые им приходится переносить от произвола администрации Сибирской и Казанской дорог в отношении нерусского населения.

После подавления восстания Оренбургский губернатор И.И. Неплюев предпринял ряд мер ко всему местному населению, стравливая между собой башкир и настраивая их против другого народа путем обмана и всевозможных подачек, т.е. свел всех «лоб в лоб». Хотя восстание 1755-1756 годов провалилось, но его основным итогом стало то, что произошло ослабление православно-инквизиторского насилия над мусульманами и уменьшение феодального гнета.

Подобные действия властей вынудили часть местного населения Сибирской дороги покинуть обжитые места, искать новые места для проживания и переселиться в свободные в то время земли Нагайской дороги. Видимо все это привело к осознанию мишарским старшиной Нагайской и Сибирской дорог Султанмурата Янышева, сына мишарского старшины Яныша Абдуллина, мысли о необходимости приобретения земель в других местах, не связанных с восстанием.

В немалой степени этому способствовал указ правительства от 20 июля 1739 года, по которому припущенникам вотчинных земель из татар, мишарей, чувашей и другим народам разрешалось бесплатно владеть этими угодьями и поселяться особыми деревнями. А другим указом – от 15 ноября 1742 г. – уточнялось, что эти деревни могли возникнуть только на башкирских «бунтовщичьих» землях, т.е. на вотчинах участников восстаний. Поэтому Султанмурат Янышев, будучи наместником двух дорог – Нагайской и Сибирской, осенью 1759 года обратился с прошением в канцелярию Уфимской провинции об оформлении купчей о выделении им земли миркит-минских башкир.

Весной 1761 года в указанное прошением место прибыли князь Ураков и геодезист Калинин, которые увидели уже воздвигнутые строения. Султанмурат Янышев и его сподвижники заключили соглашение с местными башкирами о приобретении этих земель (11, с.11). После осмотра земель и замера их, подтверждения соглашения с местными башкирами, указанные земли и постройки были нанесены на карту местности.

Это утверждение позволяет назвать днем рождения деревни май 1761 года. Назвали село его основатели в честь Султанмурата Янышева – Султанмуратово.

Вышесказанное, подтверждается следующими фактами:

– «…Деревня возникла в 1761 году, когда мишари приобрели землю у миркит-минских башкир путем покупки…» (5, с.131).

–  «…Султанмуратово – 274 муж., 252 женщ., 2 кантон, 3-я юрта, Миркит-Минской волости. Живут на купленной по договору, выданному от башкирцев Миркит-Минской волости (в) 1761 г. в вечное владение» (3, с.303).

Указанная дата возникновения деревни в 1761 году не противоречит другой дате – 1756 год (6, с.94), которая указывает начало возведения первых строений на выбранном месте Султанмуратом Янышевым. В связи с этим отметим следующее: обычай того времени был таков – сначала основалось село (аул), а затем оформлялась покупка земли (купчая).

Фактическая дата основания села Султанмуратово – 1761 год – подтверждена архивными материалами, которые в свою очередь вытекают из ведомостей кантонных начальников о численности башкирского и мишарского населения по итогам ревизии 1841-1842 годов. (4).

С ростом села и увеличением численности жителей возникает необходимость в проведении богослужения и религиозных обрядов, поэтому в село был приглашен Ахун Хисаметдин Ибрагимов (1743-1811) из Бирского уезда. Он подал несколько рапортов о необходимости возведения большей мечети взамен существовавшей, и в 1806 году была возведена новая мечеть, в которой в разные годы служили родственники Галимджана Ибрагимова.

Позже, в 1884 году, была построено вторая соборная мечеть, число прихожан составило 312 мужчин и 295 женщин. Имамом мечети являлся Гирфан, сын Нурмухамета Ибрагимова (1816-1885), утвержденный указом №1249 от 31 марта 1897 года губернского правления имам-хатибом (12). От своего духовного сана имам Гирфан Ибрагимов отказался в 1910 году, сообразуясь со своими внутренними убеждениями. Но ранее исследователи биографии Галимджана Ибрагимова утверждали, что отказ произошел под влиянием его сына Галимджана, который предвидел предстоящие изменения в России. Подтверждений последнему не установлено.

Деревни и села сегодняшнего Аургазинского района располагаются на вотчинных землях башкир Минской волости и ее подразделений – Уршак-Минской, Миркит-Минской и Бегеняш-Минской волостей. В составе Миркит-Минской волости находились практически все башкирские деревни, ныне входящие в состав Аургазинского района. Село Султанмуратово же входило в состав Уршак-Минской волости.

Название «Уршак-Минская» образовано из сочетания названия реки – Уршак и племени башкир – мин, народонаселение которого называлось мински. Башкирское племя Мин владело обширными землями по бассейну р.Дема и среднему течению р.Белой (7, с.106). Управа Уршак-Минской волости находилась в деревне Курманай, куда ходил отмечаться в конце 1916 и начале 1917 года Галимджан Ибрагимов, находившийся в то время под гласным надзором царской жандармерии.

К 1870 году в Султанмуратово была мечеть, училище, мельница водяная. Основное население – татары, которое занималось земледелием. Село входило до 1930 года в Уршакминскую волость Стерлитамакского кантона, ныне входит в состав Аургазинского района Республики Башкортостан.

Село Султанмуратово расположено в 15 км западнее районного центра Толбазы в излучине рек Аургазы и Тургасали. В настоящее время в селе имеется средняя образовательная школа, дом-музей имени Галимджана Ибрагимова, мечеть, детский сад, магазины.  

Источники

1. Асфандияров А.З. История сел и деревень Башкортостана /сост. Асфандияров А.З./: – Уфа, Китап,1998.-кн.2-3.– 211 с.

2. Ахметзянов М. Память о предках Поволжья и Приуралья: – Казань,2007.-48 с.

3. Западные Башкиры по переписи 1795-1917гг./сост. Асфандияров А.З., Абсалямов Ю.И., Роднов М.И./: -Уфа, Китап,2001.– 712 с.

4. ЦГИА РБ. Фонд И-138,оп.2, д.431, л.1-180.

5. Асфандияров А.З. История сел и деревень Башкирской АССР: – Уфа,1990.- кн.1.– 208 с.

6. Аургазинский район. Годы и судьбы:/сост. М.Б.Ишемгулулов /: – Уфа, Новый стиль,2005.-168 с.

7. Акманов И.Г., Кулбахтин Н.М., Асфандияров А.З. и др. История Башкортостана с древнейших времен до конца Х1Хв. – Уфа, Китап,2004.– т.1.– 48 с.

8. Новый энциклопедический словарь. Брокгауз и Ефронь,т.5: – Санк-Петербург,1911.– т.5.– 963 с.

9. Хадыев М., Фахретдинов А. История башкир: – Уфа,2007.– 135 с.

10. Бельская Т.Б. О характере восстания 1755 г. в Башкирии/Ученые записки/: – Уфа, БГУ,1970.-147-162 с.

11. Кабиров В.А. Солтанмурат: – Уфа, Чурагул,2007.– 192 с.

12. ЦГИА РБ. Фонд И-295, оп.9,д.7, л.276.  

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить

 Издательский дом Маковского Айтико - создание сайтов