Пишем о том, что полезно вам будет
и через месяц, и через год

Цитата

<...> Казань по странной фантазии ее строителей – не на Волге, а в 7 верстах от нее. Может быть разливы великой реки и низменность волжского берега заставили былую столицу татарского ханства уйти так далеко от Волги. Впрочем, все большие города татарской Азии, как убедились мы во время своих поездок по Туркестану, – Бухара, Самарканд, Ташкент, – выстроены в нескольких верстах от берега своих рек, по-видимому, из той же осторожности.

Е.Марков. Столица казанского царства. 1902 год

Хронограф

<< < Апрель 2024 > >>
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          
  • 1961 – В Казань в сопровождении трех офицеров КГБ прибыл в ссылку Василий Джугашвили, сын Сталина. 19 марта 1962 года был похоронен на Арском кладбище Казани. По просьбе семьи прах перезахоронен на Троекуровском кладбище в Москве

    Подробнее...

Новости от Издательского дома Маковского

Finversia-TV

Погода в Казани

Яндекс.Погода

Казанская синагога: 100 лет и сегодня

Сто лет назад, 12 марта 1915 года, в Казани состоялось открытие молитвенного дома (синагоги). 3 сентября 2015 года состоялось торжественное открытие синагоги после реконструкции здания.

С 3 по 6 сентября в Казани, а также в Зеленодольске и на острове-граде Свияжск пройдет IV Международный фестиваль еврейской музыки, который приурочен к этому юбилею.

В 1865-1875 годах еврейская община Казани снимала помещение на улице Большая Проломная (ныне ул. Баумана). В 1903 году был приобретен пустующий участок для молитвенного дома, который отвечал требованиям статьи 150 Строительного устава, в соответствии с которой еврейские молитвенные дома должны находиться на расстоянии не менее 100 саженей (сажень – 2,13 м) от церквей.

Губернское правление утвердило проект только через три года. Однако часть участка к этому времени была уже продана, и осуществить проект оказалось невозможно. Община начала искать другое место. Поступило предложение приобрести для строительства участок, расположенный в 12-м квартале улицы Малой Проломной (ныне ул. Профсоюзная). Он был расположен на нижней террасе квартала.

На участке стоял двухэтажный жилой дом со службами в глубине участка вдоль склона. В марте 1913 года в Губернское правление были представлены все строительные документы для переустройства существующего здания. Проектом предполагалось надстроить дом третьим этажом, укрепить фундамент, дополнить новым крылом. Пришлось в процессе работ укрепить подпорную стену, поддерживающую склон, возникла необходимость замены некоторых стен здания новыми.

Молельный дом – синагогу – построили на пожертвования, средства прихожан. Постройка обошлась вместе с покупкой места и дома в 85000 рублей. Теперь это: Казань, улица Профсоюзная, дом 15.

12 февраля 1915 года комиссия, состоящая из членов Губернского правления, произвела внешний осмотр здания, а 12 марта состоялось открытие молитвенного дома (синагоги). Заветная мечта казанской общины стала явью.

Освящение состоялось в присутствии приглашенных лиц из состава администрации города и общественных организаций при большом стечении граждан и прихожан.

Пользуясь случаем, расскажем историю казанской еврейской общины, используя статьи  Раиса Сулейманова (Центр евразийских и международных исследований)  и казанского краеведа Бориса Милицына.

Казанские евреи не знали, что такое – черта оседлости

История появления евреев на территории современного Татарстана стоит начинать с 20-30-х годов XIX века, когда о них появляются впервые упоминания в архивных источниках. Гипотетически возможное присутствие евреев в средние века в Среднем Поволжье исключать однозначно нельзя, хотя пока не обнаружено никаких археологических или письменных источников подтверждающих это.

Несмотря на существование в VIII-X веках в Нижнем Поволжье Хазарского каганата – уникального тюрко-еврейского симбиоза – и подчинение ему Волжской Булгарии, свидетельств пребывания евреев на территории нашего края нет. Однако это не позволяет нам исключать того, что в дальнейшем могут быть обнаружены источники, подтверждающие более ранее присутствие евреев в нашем регионе.

Евреи стали появляться в Казанской губернии в 1820-1830-е годы, что было связано с существовавшем при императоре Николае I института военных кантонистов. К отбыванию военной повинности евреи впервые были привлечены в России в 1844 году. Кантонистами часто становились еврейские подростки, забираемые на военно-гарнизонную службу из семей западных областей Российской империи, то есть из отдаленных от мест рождения регионов страны.

«Именно с этого времени, то есть рубежа 1820-1830-х годов, – пишет казанский историк Игорь Алексеев, – следует вести отсчет существования в Казани так называемой постоянной еврейской диаспоры»[1].

Часто такие кантонисты (а это были в большинстве своем элементарно дети в возрасте 9-12 лет) принимали православие в силу того, что были оторваны от своего дома, не имели возможности совершать без взрослых религиозные обряды, а также, как считает цитируемый уже Алексеев, имело место «обнаруживавшееся стремление молодых евреев хоть как-то компенсировать «потерю» своей прежней семьи, заведя родственные связи и пустив корни в новой для них среде, было вполне понятным как с чисто человеческой, так и с сугубо прагматической точек зрения, что нередко и предопределяло их выбор в пользу принятия христианства»[2].

Как пишет Борис Милицын, еврейское население до революции состояло главным образом из ремесленников и потомков так называемых николаевских солдат.

В 1832 году в городе был учрежден батальон кантонистов (как тогда говорили – запасных солдат) как воинской части и учебное заведение для детей с 12 лет. Кантонистами называли несовершеннолетних солдатских сыновей, числившихся с рожденья за военными ведомствами, а также взятых принудительно детей евреев, цыган, польских повстанцев и прочих. Считалось, что они призваны по рекрутскому набору на военную службу в детском возрасте.

После 17 лет они переводились в действующие воинские части Казанского гарнизона, в основном рядовыми. Положение семей запасных очень печально.

В соответствии с законодательством, солдаты-евреи, у которых закончился срок службы, могли селиться только в городах, в которых они проходили службу, и имели право на исполнение религиозных обрядов. В 1865 году в Казани число солдат-евреев, бывших кантонистов, превысило 300 человек.

Нормативным актом – Высочайшим указом Государственного Совета от 18 июня 1865 года – позволялось поселяться вне черты оседлости евреям – квалифицированным ремесленникам по определенному списку специальностей. А в 1867 году уже позволялось отставным солдатам поселяться в любом месте Российской империи. Кроме того, повсеместно могли проживать евреи, получившие высшее образование, купцы первой гильдии и их приказчики.

Надо отметить, что евреи-кантонисты и заложили начало формирования еврейской общины Казани. Пусть многие из них в дальнейшем ассимилировались с принятием православия, но если мы говорим об этнической, а не конфессиональной диаспоре, то именно с этого времени стоит начинать отсчет истории казанских евреев.

В ходе изучения истории местной еврейской общины удается придти к различным, весьма любопытным открытиям. Так, например, восприемником одного из кантонистов Лейбы Мордехаева выступил великий ученый Николай Иванович Лобачевский, бывший в то время ректором Казанского университета. Его жена – Варвара Алексеевна Лобачевская – стала крестной матерью Миреры Стеры Экивовой, принявшей после крещения имя Пелагея[3].

Относительно самого Лобачевского можно много найти весьма любопытного для иудаики: и то, что он добивался преподавания иврита в Казанском университете[4], и то, что он был масоном (исторический факт: на дворянском гербе Лобачевского изображена шестиконечная звезда Давида)[5].

Среди казанских евреев в 80-е годы лишь несколько человек обладали высшим образованием. Среди них врачи, строители, адвокат, землемер. Торговлей занимались в основном отставные солдаты, ремеслами – гражданские лица. Некоторые реализовали свои знания работой по найму. Были тут и музыканты.

После расформирования института кантонистов при Александре II, а также с общим курсом его либеральных реформ (здесь сыграли роль два правовых акта: Высочайше утвержденное мнение Государственного Совета от 18 июня 1865 года, дозволявшее поселяться вне черты оседлости евреям из числа квалифицированных ремесленников по определенному списку специальностей, и закон 1867 года, по которому отставным солдатам разрешалось поселяться в любом месте Российской империи), появилась возможность поселиться за пределами черты оседлости.

Именно поэтому формирование еврейской иудейской общины стоит относить к 1850-м годам[6], когда заканчивается правление Николая I.

О численности еврейской общины в XIX веке мнений достаточно много. Православных евреев-кантонистов было 996 человек[7]. По данным Первой всеобщей переписи населения 1897 года иудеев насчитывалось 1558 человек (0,1 % от всего населения Казанской губернии)[8]. По другим сведениям, в 1893 году в Казанской губернии проживало 2807 евреев, из которых 440 крещенных и 2367 иудеев[9].

Игорь Алексеев склоняется к мысли, что в 1899 году в Казани проживало 1972 еврея иудейского вероисповедания (1121 мужчин и 851 женщина) и 472 еврея православного вероисповедания (252 мужчины и 220 женщин), причем последние были бывшими кантонистами или их потомками[10]. Подавляющее их число проживало в Казани, но были и те, что селились в других городах Казанской губернии: в 1884-1885 годах в Чебоксарах проживало 10 евреев (или 0,2 % от общей численности всего его населения), в Чистополе – 8 евреев (менее),1 %), в Лаишеве – 6 евреев (или 0,1%), в Козьмодемьянске – 5 евреев (или 0,1%). В Тетюшах был один еврей[11].

Вплоть до 1889 года Казанский молельный дом имел статус военного. В том же году изменился и его юридический статус. Теперь во главе общины становился выборный общественный раввин, который осуществлял хозяйственное управление молельного дома. Казанский историк М. Пинегин в книге «Казань в ее прошлом и настоящем» (1890) упоминал две иудейские молельни в городе: первая – молельня «ашкиназим» в доме Ульянова на Булаке; вторая – «хасидим» в доме Садовского на Московской улице. Выборным духовным раввином (а также резником) был Гершон Менделевич Кассиль.

Из-за отсутствия казенного раввина до второй половины 1890х иудейская община Казани не имела «официального статуса», что создавало множество затруднений как для евреев, так и для местных властей. «Легальное» учреждение иудейской общины состоялось только в 1897 году, когда было получено официальное разрешение устроить «молитвенный дом с хозяйственным при нем Правлением».

Таким было здание Дома учителя, когда его получила еврейская община Казани

В марте 1897 года в помещении Казанской городской думы состоялись выборы членов и кандидатов в члены правления. Официальным главой общины – казенным общественным раввином – был избран агент Александровского сахарного товарищества инженер-механик Эдуард Тицнер. Первым председателем хозяйственного правления стал Арон Израилевич Ратнер, которого вскоре сменил Абрам Залманович Персон, занимавший эту должность до 1917 года. Большую роль в общине играл Наум Циммерлинг – казначей общины и староста молельного дома.

К 1890 году евреев иудейского вероисповедания в Казани насчитывалось 1121 душа мужского пола и 851 – женского.

Такой синагога стала после реконструкции. Мы иллюстрируем очерк снимками Владимира Зотова, сделанными 3 сентября 2015 года

15 марта 1897 года было получено разрешение на устройство «Молитвенного дома с хозяйственным при нем правлением». Раввину вручались метрические книги, ведение которых впоследствии подвергалось периодическим ревизиям.

В Национальном архиве РТ сохранились документы, отражающие регистрацию общины, и другие юридические документы.

В начале ХХ века в Российской империи стала развиваться благотворительность, которая особенно связана с именами таких крупных меценатов, как Третьяков и Морозов. В Казани состоятельные евреи в 1909 году организовали Общество вспомоществования бедным евреям, которое занималось удовлетворением заявлений просителей о выдаче денежных ссуд на лечение, поездку, обучение, уплату долгов за квартиру, оказанием бесплатной медицинской и юридической помощи, организацией бесплатного кошерного питания и др. Возглавлял эту организацию, просуществовавшую до 1913 года, казанский нотариус Александр Гедеонович Бат [13].

Благодаря Обществу беднейшие слои еврейского населения Казани смогли получить материальную и духовную поддержку, а сама идея взаимопомощи в условиях национальной дискриминации евреев России в начале ХХ века, ставшая целью этой благотворительной организации, способствовала консолидации диаспоры в Казани, сглаживанию социальных различий между евреями и появлению чувства защищенности и заботы со стороны собратьев по крови и вере[14].

В день обнародования царского Манифеста 17 октября 1905 года «Об усовершенствовании государственного порядка», подготовленного С.Ю. Витте, после всяких демонстраций, приветствий с бросаньем шапок и криками «Ура!». в Александровском пассаже собрался митинг.

«В результате провокации полиции была брошена бомба. Началась паника, и всегда готовые казаки открыли по толпе залп. В результате – несколько убитых и раненых. В городе отключили электричество, не работали почта и телеграф, всюду патрулировали казаки, разгоняя скопление народа».

Тысячная толпа монархистов с портретами государя и хоругвями двинулась по улицам. Напряжение было страшное. Была пропета песнь на мотив Бетховенского марша «Вы жертвою пали в борьбе роковой... Толпа состояла из очень грубых людей.

20 октября 1905 года в результате спровоцированной властями Казани в смутное время провокации подняли голову черные силы. В это ужасное время, когда черная сотня кричала «Бей жидов и студентов!», реакция охватила всю страну. Черносотенцы подбивали людей не только истребить жидов и семинаристов, но и вообще всех студентов. Описывая личности черносотенцев, чаще всего говорилось о том, какие у них «рожи зверские». Черносотенцы устраивали в городе погромы в магазинах, частных домах. Ураган прошелся по центральным улицам – Воскресенской (Кремлевской), Рыбнорядской (Пушкина), Университетской, Большой Проломной. В синагоге в доме Смоленцева били камнями, гирями стекла, дубинками – людей, громили их имущество. Кучки громил врывались в земскую больницу на ул. Покровской (К. Маркса, д. 17) и на Красной улице (Большая Красная, д. 20/6). В ходе казанской смуты, продолжавшейся десять дней октября, было убито и покалечено около полусотни человек.

Страшно вспомнить все ужасы прошедшего 1905 года. Сколько крови пролито, сколько жизней загублено было. Но люди осознавали, что они – дети, хотя и гонимого, но одаренного и сильного духом народа.

К 1917 году число евреев только в самой Казани превысило 3 тыс. человек. Однако средств на возведение собственной молельни у общины недоставало, и с 1897 по 1912 год помещение арендовали. Затем, после долгих поисков, в марте 1913го под строительство молельного дома был определен участок на Малой Проломной улице с двухэтажным жилым домом на нем.

Эта земля находилась в самом центре города, недалеко от Кремля, а потому казанским евреям не разрешили возводить «полноценную» синагогу – только молельный дом, внешне ничем не отличавшийся от окружающей застройки: без куполов, башен, эмблем и тому подобного. Строительство тщательно контролировалось властями. Открытие Казанского еврейского молельного дома состоялось 12 марта 1915 года.

Так закончилось вековое хождение верующих людей по чужим квартирам.

С началом Первой мировой войны произошло резкое увеличение численности евреев в Казанской губернии, что было связано с потоком беженцев-евреев из Польши. Количество еврейского населения в Казани достигло 3 тысяч человек.

Февральская и Октябрьская революции 1917 года окончательно уравняли в правах евреев. Однако полученное равноправие не означало свободу вероисповедания и избавления от проблем, которые вскоре встали перед евреями теперь уже Татарской АССР. В 1929 году была решена судьба синагоги.

В середине 1920-х годов в СССР был создан Союз воинствующих безбожников (председатель – Емельян Ярославский), который развернул активную антирелигиозную работу. В ходе проверки Дома еврейской культуры (бывшая синагога) выяснилось, что среди евреев существует «отсутствие заинтересованной массы в антирелигиозной работе»[15]. Судя по этому отчету, в Казани существовало 6 молитвенных домов и 1 синагога.

В итоге на заседании Президиума ТатЦИКа от 27 февраля 1929 года было принято решение закрыть ряд религиозных храмов, среди которых значилась и синагога.

В 1937 году по доносу председателя Татарского Общества землеустройства еврейских трудящихся Вениамина Иосифовича Шмулевича в Отдел агитации и пропаганды Казанского горкома ВКП(б) была свернута религиозная деятельность еврейской общины города. Лишь после войны удалось возродить этот процесс, и в 1947 году было зарегистрировано Еврейское религиозное общество, которое не имело своей синагоги, а в качестве молитвенного дома арендовало пристрой частного дома по улице Дегтярной, 35/7.

«Когда знакомишься с документами советского периода, сердце охватывает острое чувство стыда и гнева, – пишет Борис Милицын. – Религиозная политика советского правительства была основана на полном вытеснении религии из жизни общества. С конца 1920-х годов начинается массированное наступление на религию и верующих.

«В Президиум ЦИК ТАССР от 30/III-1929 г. №3141»:

«В порядке выполнения наказа избирателей, данного Городскому Совету XIV созыва, и постановления многочисленных общественных организаций и рабочих о закрытии синагоги, Народный комиссариат внутренних дел ТАССР просит Президиум ЦИК договор, заключенный с еврейской религиозной общиной от 6 июня 1926 г., расторгнуть, синагогу закрыть и передать здание под культурное учреждение трудящимся евреям».

Так и было сделано решением ЦИК от 6 апреля 1929 года.

Что же было потом? Потом были долгие годы прозябания. Здание ветшало. В нем находились последовательно: Дом еврейской культуры, Дом пионеров, Народный театр, Дом работников просвещения (Дом учителя). В 1940 году по проекту архитектора Р.М. Муртазина в здании была проведена капитальная реконструкция, чем испортили здание и нарушили главную цель строительства молельного дома. Был уничтожен молельный зал, который разделили на два этажа.

После закрытия синагоги на улице Профсоюзной в июле 1929 года община семь лет снимала квартиру на набережной озера Кабан (ул. Дегтярная, д. 5/30, кв. 4). В сентябре 1937 года органам НКВД было дано предписание проверить и выявить «врагов народа» среди евреев. Эти и другие события положили конец легальной религиозной деятельности.

Великая Отечественная война внесла коррективы в государственно-религиозные отношения. С наступлением «атеистической оттепели» с 1943 года верующим было дозволено открывать молитвенные дома и перерегистрировать общества. Но уже рубеж 1940-1950-х годов стал началом новой волны антирелигиозных настроений.

В едином строю на всех фронтах, армии и флотах сражались воины всех национальностей Советского Союза, в том числе и воины-евреи. Их было свыше 500 тысяч человек. Из них погибло 205 тысяч.

131 еврей был удостоен почетного звания Героя Советского Союза (среди них татарстанец Наум Григорьевич Пейсаховский). 12 евреев стали кавалерами трех степеней ордена Славы. Среди евреев было 9 командующих армиями и флотилиями, 8 начальников штабов армий и округов, 12 командиров корпусов, 30 командиров дивизий, 23 командира танковых бригад, 31 командир полков. 55 тысяч евреев сражались в партизанских отрядах.

Попечительский совет еврейской общины Казани создал и издал «Книгу Памяти» воинов-евреев Татарстана.

Постановлением Совета Министров ТАССР от 13 марта 1953 года еврейское религиозное общество вообще было снято с регистрации. Даже обращение к депутату Верховного Совета СССР академику А.Е. Арбузову с просьбой оказать содействие в разрешении открыть молитвенное здание и восстановить регистрацию не возымело результата.

 «Менора» - это слово в Казани знают не только евреи

Как считает Раис Сулейманов, возрождение еврейской национальной культуры в нашем регионе стоит относить к концу 1980-х годов, что связано с общим подъемом национального движения в республике. Тогда группой казанских евреев во главе с музыкантом Леонидом Сонцем был создан Клуб еврейской культуры «Менора», который переформировался в 1993 году в Казанский еврейский культурный центр «Менора». Он тогда располагался в Доме культуры медработников.

Религиозная иудейская община была зарегистрирована в 1990 году, однако первоначально за отсутствием раввина и синагоги все обряды совершались на частной квартире.

С самого начала перестройки началась борьба за возвращение синагоги, активно велись переписка, переговоры. Только в июле 1996 года евреям вернули их родной дом.

3 сентября 1996 года в переданном синагоге здании начался ремонт. А уже в декабре здесь, в здании на улице Профсоюзная, 15, прошло торжественное заседание Конгресса Российского еврейского народа.

Официальное возвращение произошло позднее, в ноябре 1997 года.

Борис Милицын уточняет: учителям выделили другое здание в центре – по иронии судьбы, это был бывший дом Смоленцева (к тому времени ДК Горького) на Баумана, 62/9.

Некоторое время в здании продолжал существовать полумертвый Дом учителя. Время от времени тут проводились какие-то семинары, изредка собирались кружки.

Тогда, в конце 1990-х, «поднять» еврейский Дом помогли многие люди и организации: «Джойнт», фонд «Ор Авнер», семья Рор из США, РЕК, члены общины – Сонц, Скоблионок, Вельдер, Котляревский, Штейнберг, Тетруашвили, Горлик, Плинер и другие. И даже… имам-хатыб мечети «Нурулла» Габдулла хазрат Набиуллин! Причем, вспоминает раввин Татарии Ицхак Горелик, имам-хатыб был первым, кто пришел и предложил помощь.

В этом и состоит специфика региона: здесь все помогают всем. Когда католики начали строить костел, деньги тоже давали представители всех конфессий.

С сентября 1994 года раввинами Казани были Авраам Лерер и Иегуда Зильберштром, представители движения «Хабад Любавич», а затем их сменил раввин Ицхак Горелик, который и поныне является раввином Татарстана. Кстати, он член Общественной палаты Республики Татарстан.

Сегодня еврейская община объединяет несколько общественных организаций и учреждений. Самая представительная из них – Татарстанская еврейская национально-культурная автономия (ТЕНКА). Она создана 5 августа 1996 года на учредительном собрании видных представителей еврейской общины. С 2001 года Казань является членом Федеральной еврейской национально-культурной автономии (председатель – Михаил Абрамович Скоблионок. Он же председатель общины).

Постепенно в Казани появлялись представительства различных организаций. Сейчас все они находятся в одном здании. Ситуация по-своему уникальна.

Здесь существуют Казанская иудейская религиозная община (синагога), Федерация еврейских общин («РЕК»), Молодежный центр «Афифон», воскресная школа, Общинно-благотворительная волонтерская организация «Забота» («Хэсэд Моше»), клезмерский ансамбль «Счастье» («Симха»). Здесь выдают социальную помощь малоимущим, жертвам Холокоста, одиноким, престарелым людям, блокадникам. Кроме этого в Казани работают еврейский детский сад и средняя общеобразовательная школа №12. Школа работает с 1998 года. В ней обучаются не только еврейские дети, но и дети других национальностей, а в школе совмещаются общеобразовательные предметы (гимназия имеет статус государственной) с этнокультурным еврейским компонентом. В дни каникул работают лагеря для школьников и студентов.

Чего здесь только нет! «Хесед», Центр для инвалидов и пожилых людей, Молодежный центр, обширная библиотека, музей, воскресная школа, три танцевальных коллектива под руководством Виты Левиной (бабушки танцуют в группе «Фрейлахс», молодежь – в «Руах», а дети – в «Шемеш»), художественная студия Эльдара Файзуллина.

Со всеми «экшн-программами» работает Софья Бородова. Это многочисленные клубы – женский, семейный, работающий по разным направлениям «Золотой возраст», клуб анекдотов «Желтый попугай». Молодежный клуб, например, недавно поставил новый спектакль – «Волна» – на тему Холокоста.

В том же здании обосновались клуб физической культуры и эстетики «Маккаби», возглавляемый Львом Штейнбергом, и студия созданного Леонидом Сонцем легендарного ансамбля «Симха». Весьма успешно в течение двух лет работала в Казани программа для студентов STARS.

При синагоге есть миква, построенная еще в конце 1990х. Решены проблемы и с кошерным питанием: сюда приезжает шойхет, и теперь кур из Казани поставляют в Нижний Новгород, Москву и даже Хабаровск. А недавно при общинном центре открылся магазин кошерных продуктов.

Отдельной уникальной «изюминкой» татарстанских евреев является единственный в республике Клезмерский ансамбль «Симха» («Радость»), который исполняет еврейские песни. Ансамбль был создан в 1989 году и сумел завоевать популярность не только в Татарстане, но и далеко за его пределами.

Еврейская община Казани издает свою газету «Еврейская улица» (главный редактор – Анна Сандлер), а молодежный еврейский клуб «Афифон» («Воздушный змей») издает газету «Бумка».

В 2006 году в здании синагоги, на верхнем этаже, был основан Музей истории еврейской общины Казани, в котором собраны экспонаты, рассказывающие историю евреев нашего края. Фотографии, предметы быта, молитвенные принадлежности и даже манекены в традиционной хасидской одежде – живая память ушедших эпох. Здесь же хранится история общины в документах: копии всех архивных бумаг. Все сделано со вкусом и большой любовью.

С июня 2007 года в здании синагоги был открыт единственный в Татарстане кошерный магазин, где продаются продукты, изготовленные в соответствии с кашрутом.

Крупным и знаменательным событием в истории еврейской общины Казани стало внесение нового свитка Торы 11 октября 2007 года в синагогу. До этого использовались старые свитки, которые весьма истрепались и пришли в полную негодность. Теперь же еврейская община Татарстана может и дальше продолжить свою жизнь и деятельность по сохранению и развитию национальных традиций своего народа и внесения вклада в многонациональную культуру города.

Численность евреев в Татарстане сократилась по сравнению с советским периодом. Если по предыдущей тогда еще всесоюзной переписи населения 1989 года в Татарстане проживало 7294 еврея (ашкеназы), то в 2002 году их было 3472 человека. Это можно объяснить, главным образом, эмиграцией как в Израиль, так и в другие города России (в первую очередь, Москву и Санкт-Петербург).

Численность остальных субэтнических групп евреев изменилась незначительно, да и самих их было немного. Так, горских евреев в 1989 году было 9 человек, в 2002 году стало 7; среднеазиатских евреев было в 1989 году 2 человека, теперь всего 1 человек; татов (интересно, что они не обозначали себя в переписных листах как горские евреи) было 4 человека, а осталось 2. Отдельным особняком стоят караимы, которых в 1989 году было 3 человека, то сейчас всего 1 караим на весь Татарстан.

И хотя с момента переписи прошло уже пять лет, можно сказать, что в целом такова и на сегодняшний день численность евреев Татарстана (никто не отрицает, что и за последние пять лет часть из них могла эмигрировать или умереть, но цифра в 3 тысячи евреев нам кажется, что не изменилась). В процентном отношении евреи в Татарстане (общая численность населения республики 3 779 265 человек) составляют 0,09 % от всего населения этого поволжского региона[16].

Отдельно надо сказать о развитии в Казани иудаики (Jewish Studies) – направления в ориенталистике, специализирующееся на изучении истории и культуры еврейского народа. Функционировать это направление стало на историческом факультете Казанского государственного университета с 1999 года, когда отдельные лекции читались по истории еврейского народа В.Жигуниным, Л.Кацисом, М.Членовым, Р.Каплановым. Вскоре с 2001 года началась факультативная специализация по иудаике на истфаке КГУ (куратором ее был Е.Чиглинцев). Также иудаика развивается в Казанской государственной архитектурно-строительной академии на базе существующего в ней Центра изучения сакрального пространства, занимающегося изучением храмов, в том числе и синагог, и существующего с 2006 года Центра евразийских и международных исследований на базе Института непрерывного образования КГУ, в структуре которого имеется Сектор изучения Израиля[17].

 Историю еврейской общины изучала Л. Варшавская

 


[1] Алексеев И.А. Еврейский крест (история обращения в православие евреев в Казанской епархии в 1820-1850-х гг.) / И.Алексеев. – Казань: Издательство, 2005. – с.26

[2] Там же. – с.48

[3] Алексеев И.А. Указ. соч. – с. 139

[4] Сулейманов Р. Лобачевский и иврит. – Еврейская улица. – №4 (84). – 2007

[5] Туманов Д. Кто видел лилию Хирама… – Versus. – №2 (002) – август 2007. – с.33

[6] Иудаизм. – Татарский энциклопедический словарь. – Казань: Институт татарской энциклопедии АН РТ, 1998. – с.231

[7] Алексеев И.А. Указ. соч. – с.181-290

[8] Загидуллин И.К. Перепись 1897 года и татары Казанской губернии / И.К. Загидуллин. – Казань: Татарское книжное издательство, 2000. – с.39

[9] Энциклопедический словарь / Изд.: Ф.А.Брокгауз и И.А.Ефрон. – Т.XII – СПб., 1894. – с.899

[10] Алексеев И.А. Указ. соч. – с. 177

[11] Зорин А.Н. Города и посады дореволюционного Поволжья / А.Н.Зорин. – Казань: Издательство Казанского университета, 2001. – с.120

[12] Синагога. – Татарский энциклопедический словарь. – Казань: Институт татарской энциклопедии АН РТ, 1998. – с.518

[13] Национальный архив Республики Татарстан (НАРТ). – ф.257. – оп.1. – д. 1-5

[14] Сулейманов Р. Про бедных и богатых евреев. – Еврейская улица. – №7. – 2004; Сулейманов Р.Р. Общество вспомоществования евреев г.Казани (1909-1913) // IV Сытинские чтения. Всероссийская научно-практическая конференция «Сохранение историко-культурной среды как основа консолидации современного общества», г.Ульяновск, 19-20 октября2006 г.: Тезисы докладов. – Ульяновск: Издательство «Корпорация технологий продвижения», 2006. – с.42-43

[15] Национальный архив Республики Татарстан (НАРТ). – Ф.Р-5263. – оп.1. – д.46. – лл.83-84 об.

[16] Сулейманов Р. Евреи Татарстана: итоги переписи 2002 года. – Еврейская улица. – №3 (83). – 2007.

[17] Сулейманов Р. Иудаика в Казанском университете. – Казанский университет. – №21-22. – 2005; Сулейманов Р. Иудаика в Казанском университете. – Историк. – №3 (9). – 2006; Сулейманов Р. Казанская иудаика в XXI веке. – Еврейская улица. – №3(83). – 2007.

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить

Комментарии  

 
#1 Сария 07.03.2016
Очень хорошие новости, пусть будет синагога и еврейский народ Казани, надо жить мирно всем со всеми