Пишем о том, что полезно вам будет
и через месяц, и через год

Цитата

Сей город, бесспорно, первый в России после Москвы, а Тверь – лучший после Петербурга; во всем видно, что Казань столица большого царства. По всей дороге прием мне был весьма ласковый и одинаковый, только здесь еще кажется градусом выше, по причине редкости для них видеть. Однако же с Ярославом, Нижним и Казанью да сбудется французская пословица, что от господского взгляду лошади разжиреют: вы уже узнаете в сенате, что я для сих городов сделала распоряжение

Письмо А. В. Олсуфьеву
ЕКАТЕРИНА II И КАЗАНЬ

Хронограф

<< < Апрель 2024 > >>
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          
  • 1920 – В Казани впервые состоялось представление трагедии Шекспира «Отелло» на татарском языке

    Подробнее...

Новости от Издательского дома Маковского

Finversia-TV

Погода в Казани

Яндекс.Погода

Новая жизнь лютеранской общины

Основу лютеранской общины дореволюционной Казани составляли немцы и поляки. Многие из них были людьми известными, преподавали в Императорском Казанском университета.

Лютеранство в России появилось в первой половине XVI века, когда Великий князь Василий, а затем и царь Иван IV пригласили с Запада ремесленников, художников, торговцев, аптекарей, печатников.

Среди лютеранских проповедников было немало людей ученых, это нравилось Ивану Грозному, их учение он находил близким к истине. Однако свобода религиозных отправлений, предоставленная лютеранам в православном государстве, была вызвана скорее тем, что они не обнаруживали стремления к занятиям политикой и пропагандой. Во время ливонской войны 1558-1582 годов взятые в плен немцы и шотландцы целыми тысячами были расселены в разные города с правом свободного исповедания своей веры. К этому времени относится упоминание о лютеранской общине в Казани и проповедовавшем здесь пасторе Скультете1.

Согласно «Уставу иностранных вероисповеданий» лютеранская церковь в России делилась на консисториальные округа, округа – на пробства (благочиния), состоявшие из приходов.

Возглавляла церковь находившаяся в Санкт-Петербурге генеральная консистория, собиравшаяся два раза в год. Приходские пасторы избирались из лиц, окончивших богословский факультет в Юрьевском (Дерптском) университете2.

С открытием в 1804-1814 годах университета в Казань прибыли К. Ф. Фукс, И. Ф. Эрдман, Ф. Л. Брейтенбах, X. Френ и другие профессора из Германии. В 1816 году, «внимая желанию членов университета лютеранского исповедания», община избирает своим пастором профессора Ф. М. Томаса3.

Первая кирха – еще при Петре I

Первая лютеранская церковь (кирха) появляется в Казани при Петре I4. В 1863 году по проекту архитектора Л. К. Хрщоновича в стиле эклектики на улице Покровской, теперешней Карла Маркса, было выстроено каменное здание лютеранской церкви Святой Екатерины, сохранившееся до наших дней5.

Гравюра с фото А.И. Бренинга. 1916 год

К церкви прилегал двор с садом и тремя каменными домами, в одном из которых находилась квартира пастора. Общине принадлежало также лютеранское кладбище на Арском поле с часовней и сторожкой.

В 1926 году лютеранство исповедовали 53 казанца6. Согласно новому советскому законодательству такого количества прихожан для сохранения общины было недостаточно, и в 1929 году постановлением ТатЦИКа церковь была закрыта.

Источник – Г. Двоеносова,

научный сотрудник Национального архива Республики Татарстан

Журнал «КАЗАН–КАЗАНЬ», №9–12, 1996


1. Энциклопедический словарь. – Спб.1. Изд. Ф.А. Брокгауза, И.А. Эфрона, 1898. – Т. XXV. – С. 521.

2. Там же. – Т. XVII. – С. 257.

3. НА РТ. Ф. 977. Оп. Совет. Д. 263. Л. 2.

4. Энциклопедический словарь. – Спб.: Изд. Ф.А. Брокгауза, И.А. Эфрона, 1898. – Т. XXV. – С. 523.

5. Республика Татарстан: памятники истории и культуры. – Казань: Изд-во «Эйдос», 1993. – С. 142.

6. НА РТ. Ф. Р–5852. Оп. 1. Д. 730. Л. 2 об., 30.


 В молельном зале – зал спортивный

 О современной лютеранской общине и истории кирхи рассказывает Виктор Георгиевич Диц, член Совета общины ЕЛЦ св. Екатерины г. Казани, директор Немецкого дома РТ

 

Дореволюционная открытка

В Казани немцы жили уже в XVI веке, но об их численности и жизнедеятельности в ту эпоху известно мало. Во время Ливонской войны 1558-1583 взятые в плен немцы и шотландцы целыми тысячами были расселены в разные города России с правом свободного исповедания своей веры. К этому времени относятся архивные упоминания о лютеранской общине в Казани и проповедовавшем здесь и одновременно в Нижнем Новгороде и других общинах Центральной России пасторе старейшего в России лютеранского прихода церкви св. Михаила в Москве (1575–1587) Йоахиме (Иоакиме) Скультете (Joachim Scultets), бывшем придворном священнике голштинского герцога Магнуса фон Озеля, брата датского короля Фридриха II.

Строительство лютеранской кирхи в Казани году началось в 1767 году. Этот год был знаменателен для немецкой лютеранской общины города посещением его императрицей Екатериной II (24.04.1729–6.11.1796; императрица с 28.06.1762) и приездом в казанский гарнизон полкового священника-лютеранина.

Утверждённый в Казани в 1767 году немецкий приход церкви Св. Екатерины включал в себя территории Казанской губернии и города Чистополь.

Лютеранская церковь Святой Екатерины (Sankt-Katharinen-Kirche) была открыта в 1771 году. Первое ее двухэтажное каменное здание было построено на месте нынешней лютеранской кирхи на Покровской улице (ныне ул. К. Маркса, 26). Эта церковь простояла всего три года; в июле 1774, во время штурма Казани Емельяном Пугачевым, все её деревянные конструкции сгорели вместе с церковным архивом. Однако уже к 1777 – и снова в камне – церковь была на деньги прихожан восстановлена.

Церковь в Казани служила одновременно лютеранам всех войск, военных и гражданских учреждений: военного училища, резервных войск, гарнизонного батальона, военного госпиталя, порохового завода, жандармских и полицейских команд, арестантской роты, тюремного замка, гражданского каземата,1-й и 2-й гимназий, Родионовского института, Мариинского женского училища.

Лютеранская кирха. Интерьер. Вид на алтарь. Фото начала XX века

После долгих спокойных лет благополучной размеренной мирной жизни первые стеснения и неудобства в отправлении религиозных обрядов немцы-лютеране Казани стали испытывать с началом первой мировой войны: в обществе нарастали шовинистические настроения. Но гораздо большую опасность для самого существования Лютеранской церкви принесли с собой антирелигиозные идеи победившей Октябрьской революции 1917 года и насильственное внедрение их в реальную жизнь.

Полнокровная жизнь лютеранской общины Казани в течение предшествующих столетий обеспечивалась регулярными весомыми пожертвованиями прихожан – всё это были состоятельные люди. Но за годы революции и гражданской войны их число резко убавилось. Собственность большинства из них была экспроприирована по мандатам новых властей; часть людей эмигрировала или просто была уничтожена.

Согласно архивным документам, в 1926 году лютеранство в Казани официально исповедовали лишь 53 жителя города. По новому советскому законодательству такого количества прихожан было недостаточно для сохранения общины. Тем не менее, 17 июня 1926 года Казанская лютеранская община заключает с Казгорсоветом договор о бессрочном пользовании зданием лютеранской церкви Святой Екатерины и евангелическо-лютеранским кладбищем г. Казани (утверждён на заседании секретариата Казанского городского Совета 06.07.1926).

 Лютеранская кирха. Интерьер. Вид хоры и орган. Фото начала XX века

По церковной конституции 1924 года (окончательная её редакция была принята на конференции в Москве 14-16 октября) к Евангелическо-лютеранской церкви России было отнесено 190 приходов, организованных в 17 синодальных (пробстских) округов (ЕЛЦ насчитывала 905 тысяч прихожан, против 1 млн. 249 тыс. человек в 1917 году). Казанский приход, наряду с приходами Екатеринбурга, Владимира, Златоуста, Уфы, Перми, Нижнего Новгорода, Симбирска и Вятки, входил в состав Поволжско-Камского синодального округа (всего 9 церковных приходов; центр пробства располагался в Нижнем Новгороде).

Архивные материалы донесли до наших дней скупую информацию о пасторах лютеранского прихода Казани и пробстах Поволжско-Камского синодального округа.

В приходе служили 9 пасторов:

  • Август Кристоф Виттнебен (August Christoph Wittneben), пастор в Казани в 1768-1782.
  • Иоганн Густав Лютер (Johann Gustav Luther), пастор в Казани в 1783-1794.
  • Филипп Христиан Михаэль Гёринг (Philipp Christian Michael Goering), пастор в Казани в 1795-1817.
  • Иоганн Михаэль Томас (Johann Michael Thomas), пастор в Казани в 1818-1823.
  • Карл Эдуард Кофки (Carl Eduard Koffky), пастор в Казани в 1837-1847.
  • Петер Август Пундани (Peter August Pundani), пастор в Казани в 1848-1881.
  • Рихард Генрих Валькер (Richard Heinrich Walker), пастор в Казани в 1880-1903.
  • Эдуард Карл Гохайзель (Eduard Karl Hoheisel). Родился 04.03.1864 в Ревеле. Ординирован 21.05.1900. С 1903 – пастор в Камско-Ижевске, с 1903 по 1918 – в Казани. Эмигрировал, умер 16.03.1944 в Бинце.
  • Альфред Бюттнер (Alfred Buetner (Buttner?)). Родился 16.07.1867 в Риге. Ординирован 21.03.1893. В 1900-1924 – пастор общины св. Елизаветы в Кронштадте. С 1924 по 1933 – пастор в Казани. Умер после 1941, проживая в это время в Москве.

Кстати, первые три пастора – А. К. Виттнебен, И. Г. Лютер и Ф. Х. М. Гёринг – проводили с 1776 по 1806 богослужения в Нижнем Новгороде (в этот период там не было своего приходского священника).

В памяти казанских немцев – старожилов города – остался часто приезжавший Казань для совершения религиозных таинств (причащения и крещения) возглавлявший Поволжско-Камское пробство Эрнст Фридрих Иозеф Гольцмайер (Ernst Friedrich Josef Holzmayer). Родился 14.05.1867. С 1894 – пастор во Владимире, с 1894 по 1923 – в Нижнем Новгороде, в 1925-1928 – в приходе св. Михаила в Москве. Пробст Поволжско-Камского округа. Умер 16.05.1928 в Москве.

Последние два месяца 1929 года стали последними и в функционировании в Казани лютеранской церкви и самом существовании лютеранской общины. 10 ноября 1929 года общее собрание прихожан постановило «сделать всё зависящее от прихожан, чтобы обеспечить дальнейшее существование церкви и общины». Однако в заявлении приходского Совета лютеранской общины г. Казани в НКВД ТАССР от 13 ноября 1929 года говорится следующее:

«Фактическое претворение в жизнь означенного постановления оказалось невыполнимым, т. к. нет возможности собрать требующегося по закону числа подписей под договором. Вследствие изложенного церковный совет вынужден общину ликвидировать и просит Народный Комиссариат Внутренних дел, сделать зависящее распоряжение о приёме церковного имущества согласно существующих описей».

14 ноября в НКВД ТАССР поступает заявление пастора лютеранской общины г. Казани А. А. Бюттнера:

«Довожу до сведений НКВД, что вместе с ликвидацией ев. лютеранской общины я прекращаю заниматься священнослужением и прошу меня из числа служителей церквей г. Казани исключить».

19 ноября Народный Комиссариат Внутренних Дел – «ввиду поданного заявления церковным советом ев. лютеранской религиозной общины по ул. Карла Маркса д. 26 об отказе от пользования церковным зданием» – «объявляет, что в течение недельного срока от сего числа верующие граждане евангелическо-лютеранского вероисповедания могут подать в НКВД заявление о желании взять в пользование указанное здание для богослужебных целей. По истечении недельного срока здание будет закрыто».

6 декабря Президиум ЦИК ТАССР принимает по представлению НКВД постановление: «действие договора, заключённого Казгорсоветом с общиной евангелистовской лютеранской церкви, прекратить и церковь закрыть, передав здание в распоряжение Казгорсовета для использования под культурно-просветительное учреждение».

Последним аккордом в этой печальной истории может послужить текст постановления Президиума ЦИК ТАССР от 27 декабря 1929 года:

«Передать орган из закрытой лютеранской церкви в распоряжение Восточного музыкального техникума, предложив НКПросу оформить эту передачу по согласованию с НКФ (Госфонд)».

В конце концов разобранный на части церковный орган закончил свою жизнь на чердаках местного музучилища.

Новым хозяином церковных помещений стал НКВД ТАССР, затем МГБ, МВД и т. д. Собственно, хозяин оставался один и тот же, менялись лишь названия органов внутренних дел в ходе их реорганизации.

Бывший молельный зал (Kirchenschiff) был превращён со временем в спортивный зал общества «Динамо». Все строения вокруг основного церковного здания были снесены либо стали частью пристроенных к зданию помещений клуба (культурного центра) МВД ТАССР (с декабря 1991 года – Республики Татарстан).

Клубные помещения органов внутренних дел республики слились со старинным зданием кирхи в единый архитектурный ансамбль, охватив его плотным полукольцом. Обитатели этих помещений за многие десятки лет уже почти забыли, в чьём владении и пользовании находилось когда-то старинное здание по улице Карла Маркса, дом 26. Такое положение дел сохранялось до 11 декабря 1996 года.

За десятилетия социалистического строя далеко зашедшие процессы ассимиляции немецкой общины, ускоренные тяжёлыми бедствиями второй мировой войны, а также глубокая атеизация общества в буквальном смысле изуродовали духовную жизнь казанских лютеран, практически сведя её на нет.

Если в первые годы после национализации здания кирхи немцы-лютеране ещё продолжали собираться небольшими группами на частных квартирах, лишь условно соблюдая церковную традицию, уже без участия рукоположенных в сан пасторов, то ко второй половине 1930-х и евангелическая, и национально-культурная традиции были окончательно прерваны.

Большинство представителей немецкой общины города были репрессированы как буржуазные элементы (они поначалу не бедствовали), как троцкисты и иные оппозиционеры (это были образованные люди) и как германские шпионы (так как были немцами). В годы же последней страшной войны лучше было вовсе не быть немцем, – это оставляло шанс выжить. С тех пор история российских немцев обернулась национальной трагедией.

У российских немцев как народа со своеобразной самобытной историей, ставшего в конечном итоге субэтносом одновременно двух этносов – немецкого и русского, осталось к настоящему времени исчезающе мало шансов сохраниться в новейшей истории. Это явилось следствием двух глобальных и в какой-то мере взаимосвязанных исторических событий – октябрьской революции 1917 года в России и Второй мировой войны.

Лишь с началом перестройки в СССР могли быть сформулированы и поставлены в повестку дня вопросы национально-духовного возрождения.

Снова в Казани есть Евангелическо-лютеранская церковная община

В один из осенних вечеров 1990 года шесть казанских немцев, собравшись для дружеского общения, приняли историческое решение: воссоздать и официально зарегистрировать Евангелическо-лютеранскую церковную общину г. Казани, поставив в дальнейшем вопрос о возвращении общине здания ее церкви; организовать в Казани национально-культурное общество, призванное объединить всех немцев Казани, желающих национального самосохранения, не утративших интереса к родному языку и культуре. Это были Елена Оттовна Вегнер, Роберт Рудольфович Нольте, Георгий Оскарович Эльстинг, Александр Николаевич Кошель, Владимир Яковлевич Шаберт и Виктор Георгиевич Диц (первые пять человек уже давно являются гражданами Федеративной Республики Германии). Начинали мы с совместного изучения Библии и самостоятельного проведения богослужений на частных квартирах.

Первым проповедником возрождённой лютеранской общины стал Георг Эльстинг, а первым председателем Совета общины был избран Роберт Нольте. С отъездом в 1995 году в Германию Георгия Оскаровича Эльстинга проповедником общины становится Давид Викторович Эпп. Возрождённая община всегда будет помнить духовное подвижничество первых своих проповедников.

Собрание учредителей воссоздаваемой в городе лютеранской церковной структуры мы провели 4 октября 1990 года. Официально наша лютеранская церковная организация была зарегистрирована Исполнительным комитетом Казанского городского Совета народных депутатов 21 ноября 1990 года (рег. №1046; ИНН 1653001227; поставлена на учет в ГНИ по г. Казани 2 января 1991 года, рег. №30) под названием «Религиозное общество Евангелическо-лютеранской церкви».

Первым Председателем Совета Евангелическо-лютеранской церковной общины после ее образования был избран А. Н. Кошель, затем – с момента ее регистрации по 12 января 1995 года – Р. Р. Нольте, с 12 января 1995 года по 3 октября 1995 года – И. А. Петрова (Крамер), с 3 октября 1995 года по 16 сентября 1996 года – Д. В. Эпп, с 16 сентября 1996 года по ноябрь 1998 – В. Г. Диц, с ноября 1998 по май 2000 –В. Э. Мячина (Яук), с мая по август 2000 – О. И Милюхина (Рапп), с сентября 2000 – В. Я. Музафарова (Ильчер).

Вскоре после воссоздания лютеранской общины она арендует – совместно с Казанским обществом немецкой культуры (в 1993 преобразовано в Казанское немецкое общество имени Карла Фукса) – помещения в Клубе МВД РТ, исторической частью здания которого были помещения бывшей лютеранской кирхи. В этих арендуемых у МВД помещениях и осуществлялась в 1991-1996 годах вся национально-культурная и духовная жизнедеятельность немцев Казани.

После наших шестилетних дипломатических усилий по возвращению немецкой лютеранской общине её исторического наследия – здания кирхи – это, наконец, свершилось. В памятный зимний день 11 декабря 1996 года (этот день мы приближали, как могли), наряду с увековечением памяти знаменитого культуртрегера, врача, этнографа, учёного-естествоиспытателя, профессора и одного из первых ректоров Казанского университета Карла Фукса (это наша гордость и наше знамя!), состоялась торжественная церемония вручения мэром Казани Камилем Исхаковым символического ключа от старинного здания лютеранской кирхи Епископу Евангелическо-лютеранской церкви Европейской части России Зигфриду Шпрингеру. Торжества 11 декабря проходили при участии высоких российских и зарубежных гостей, в том числе заместителя Председателя Совета Федерации Федерального Собрания России Василия Николаевича Лихачёва, посла ФРГ в России Эрнста-Йорга фон Штуднитца, представителей городского руководства партнёра Казани из Нижней Саксонии Брауншвейга.

Общая площадь переданных лютеранской общине в бессрочное безвозмездное пользование помещений составила 872,6 кв. метра. К сожалению, к 1996 году – после долгих лет эксплуатации – здание кирхи приобрело очень неприглядный вид и находилось в полуразрушенном расстоянии. Объём уже начатых работ по реставрации и ремонту церковных помещений огромен. Реставрация кирхи – главная задача нашей лютеранской общины и Казанского немецкого общества имени Карла Фукса на ближайшие несколько лет. Часть внутренних помещений в здании к настоящему времени уже восстановлена и возвращена к активной национально-культурной и духовной жизни. К 2005 году (к 1000-летию Казани) отреставрированы крыша и фасад здания.

В октябре 1995 года в лютеранскую общину Казани впервые приезжает из северогерманского города Эльмсхорна пастор Теодор Артур Русс (Theodor Artur Russ). Казанская община не видела ординированных лютеранских пасторов с 1933 года. Пастор Русс четырежды приезжал в этот город для проведения богослужений и работал здесь по несколько месяцев, в том числе со своей женой и верной соратницей Эльфридой (Elfriede Russ). Они оставили здесь своё сердце.

В октябре 1996 года в преддверии официального возвращения здания кирхи немецкой лютеранской общине Казани с визитом в этом городе находился Архиепископ (тогда ещё Епископ, или Бишоф) Евангелическо-лютеранской церкви в России и других государствах (ЕЛЦ, или ELKRAS) д-р теол. Георг Кречмар (Georg Kretschmar). Это был единственный в истории визит Георга Кречмара в Казань.

С февраля 1999 года пастор Русс передает эстафету духовного руководства лютеранской общиной Казани пастору Кристиану Херману (Christian Herrmann) из Людвигсхафена. Его супруга Криста (Christa Herrmann) также часто сопровождает мужа в его поездках в Казань и помогает ему во всех его делах. В процессы христианских деяний Кристиана Хермана в далёкой России были вскоре вовлечены и его друзья: Вернер Фесс (Werner Fess), Норберт Хуссонг (Norbert Hussong), Ренате Грюнхольц (Renate Gruenholz).

С 1997 года в лютеранской кирхе Казани поочерёдно с Д. В. Эппом читала проповеди и избранная в 1998 году председателем церковного Совета Валентина Эдуардовна Мячина. До мая 2000 года (вплоть до момента своего выезда в Германию) она вела духовную работу в общине совместно с вышеназванными германскими пасторами, проводя богослужения во время их отсутствия в Казани. В настоящее время проповедницей в казанской общине является Вера Яковлевна Музафарова.

Благодаря пасторам Руссу и Херману лютеранские общины Татарстана установили (и укрепили существовавшие ранее) тесные связи с единоверческими общинами в Федеративной Республике Германии (Эльмсхорн, Людвигсхафен, Брауншвейг, Бухенау-Эльмсхаузен, Остельсхайм).

Без помощи Евангелической церкви Германии казанским лютеранам вряд ли удастся самостоятельно осилить огромный объем работ по реставрации здания церкви св. Екатерины. Но расширение и укрепление связей с братьями и сестрами далёкой Германии дает надежду на успешное решение этой важной задачи.

В 2000 году община прошла перерегистрацию в Государственной регистрационной палате при Министерстве юстиции Республики Татарстан (рег. №826/р (50) от 20 июня 2000 года) под названием: местная религиозная организация «Евангелическо-лютеранская церковь св. Екатерины г. Казани».