Пишем о том, что полезно вам будет
и через месяц, и через год

Цитата

Я угрожала вам письмом из какого-нибудь азиатского селения, теперь исполняю свое слово, теперь я в Азии. В здешнем городе находится двадцать различных народов, которые совершенно несходны между собою.

Письмо Вольтеру Екатерина II,
г. Казань

Хронограф

<< < Апрель 2024 > >>
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          
  • 1778 – Родился просветитель, педагог, языковед Ибрагим Исхакович Хальфин. Он представитель известной фамилии Хальфиных. Общий педагогический стаж их учительской династии составляет 60 лет

    Подробнее...

Новости от Издательского дома Маковского

Finversia-TV

Погода в Казани

Яндекс.Погода

Татары и Екатерина II

Среди всех российских правителей дореволюционной России татары особо выделяли Екатерину Великую. Летом 1767 года она совершила поездку в Поволжье. Во время визита в Казань посетила Новокрещенскую школу для инородцев в Старо-Татарской слободе, разрешила строительство там двух каменных мечетей.

На долгом пути становления цивилизованных межконфессиональных отношений в России важную роль сыграла работа Уложенной комиссии в 1767-1768 годах. Она должна была подготовить новый свод законов. Эту задачу комиссия не решила. Однако ей суждено было совершить другое важное дело – создать законодательную базу для принятия ислама как терпимой веры. Именно на ее заседаниях впервые в истории России публично обсуждались и вырабатывались рекомендации для удовлетворения насущных проблем народной жизни, касающиеся, в том числе, положения конфессий в стране и межконфессиональных отношений.

Ко второй половине XVIII века в этой сфере было немало проблем. В результате активной деятельности Новокрещенской конторы в Поволжье было крещено более 4 тысяч иноверцев, в том числе свыше 10 тысяч татар-мусульман. Хотя в 1764 году указом Екатерины II миссионерская организация и была закрыта, однако просветительская деятельность среди мусульман продолжалась, в религиозной сфере существовали стеснительные для мусульман ограничения. Данное положение, возможно, понимала и политическая элита России, предпринимая робкие шаги для решения возникающих проблем.

Религиозный фактор был учтен в положении о порядке выборов депутатов Уложенной комиссии. Посланцев от некочующих инородцев выбирали, независимо от религии – крещены они или нет, с каждой провинции – по одному. Такой порядок избрания иноверческих депутатов был определен не сразу. В проекте князя А.А.Вяземского предлагалось от каждого народа и губернии выбирать по два депутата; если есть крещеные, то депутат должен быть крещеным. Порядок выборов некрещеных устанавливала местная администрация. В первой редакции положения Екатерина II написала: «Некочующие разные народы – крещеные и некрещеные, от каждого уезда по 1 депутату, порядок назначает местное начальство».

 В иноверческих селениях о выборах депутатов сообщали представители мусульманского духовенства. В Темниковском уезде о выборах депутатов объявляли абызы, которые приезжали с волости, собирали там башлыков, ясаулов, «читали им манифест «через перевод по-татарски толковали». Аналогичным образом действовали и православные священники этого уезда, когда созывали новокрещеных для выбора депутатов.

Казанскую губернию в Уложенной комиссии представлял 61 депутат, из них 5 дворян, 16 горожан, 12 иноверцев и 14 новокрещеных. Среди всех депутатов насчитывалось 32 иноверца, новокрещеных – 24. По данным А.В.Флоровского, всего было избрано из разных губерний 20 татар, из них крещеных – трое. Кроме того, были избраны три башкира, два мещеряка, один тептяр, один бухарец. Такой подсчет вряд ли можно считать корректным, так как здесь смешаны этнические названия с сословными. Писарь Мухаметкарим Ибрагимов, представлявший башкир, отнесен к башкирам, однако надо иметь в виду, что в башкирские волости писарями назначались мещеряки. А.В.Флоровский насчитал среди депутатов только двух мещеряков, а на самом деле мурзы Аюп Еникеев, Батый Идебердеев, Ураз Ишмаков, Якуп Мангушев, Вялш Юлгушев были мещеряками – этнографической группы татар, носителей западного диалекта. Нам кажется, что можно упростить систему подсчета иноверческих депутатов по этническому признаку, отнеся мещеряков, тептяр, бухарцев к татарам.

 Наши собственные подсчеты показали, что депутатами было избрано 28 мусульман, из них 24 депутата из татар-мусульман, два башкира, два бухарца, т. е. сибирских татарина. Среди татарских депутатов было по одному старо- и новокрещену. Крещеных среди иноверческих депутатов было 15 человек, наибольшее число крещеных представляли чуваши (пять человек).

 В состав депутатов мусульманское население делегировало наиболее авторитетных членов своей общины. Среди них было три муллы, пять мурз, два старшины и один старшинский сын, два писаря. Служилых мурз и татар Свияжской провинции представлял мулла Мустафа Юсупов, служилых мещеряков Исетской провинции — мулла Абдулла Тавышев, татар Ичкинских и Багаряцких юрт — мулла Алмугамет Ибрагимов.

Некоторые историки полагали, что депутаты из инородцев были не более чем «этнографической выставкой», намекая на показной, внешний характер их участия в законодательном творчестве. Однако такую оценку А.В.Флоровский справедливо считал «глубоко несправедливой». Участие в работе Уложенной комиссии инородцев современники воспринимали положительно, видя в этом знак объединения народов России. Н.М.Карамзин в своем «Похвальном слове Екатерине» писал:

«Воображение мое не может представить ничего величественнее сего дня, когда в древней столице нашей соединились обе гемисферы земли, явились все народы, рассеянные в пространствах России, языков, обычаев и вер различных: потомки славян — победителей норманнов, ... мирные пастыри южной России, лапландские ихтиофаги и звериными кожами одеянные камчадалы. Москва казалась тогда столицею вселенной и собрание российских депутатов – сеймом мира».

  Работа депутатов проходила на общем собрании и в  19-ти частных комиссиях. Однако татарские депутаты не вошли в состав комиссий, за исключением Сагита Халфина, депутата от татарских слобод Казани, который был избран кандидатом в комиссию «О рудокопании, растении и сбережении лесов и о торговле вообще». Попытка мурзы Аюпа Еникеева избраться в комиссию для рассмотрения образа сборов и образа расходов депутатами не была поддержана: он при голосовании получил «за» всего 68 голосов, а «против» – 219. Аюп Еникеев был выбран помощником Ивана Голенищева-Кутузова, члена комитета «о размножении народа, земледелия и прочего».

 Общий список депутатов Уложенной комиссии публиковался в дореволюционных изданиях, которые давно стали библиографической редкостью. Список же татарских депутатов отдельно еще никогда не был опубликован. Мы восполняем этот пробел. Нам удалось уточнить дополнительные данные о некоторых депутатах: место жительства, включая деревню, годы жизни и участие в восстании Е.И.Пугачева.

 На наш взгляд, работа по уточнению данных о депутатах Уложенной комиссии должна быть продолжена, и здесь открывается поле для сотрудничества всех заинтересованных лиц. В этом смысле предлагаемый список нужно рассматривать как рабочий, подлежащий дополнению.

Файзелхак ИСЛАЕВ, кандидат исторических наук

«Эхо веков», №3-4, 2003.

(Статья дана в сокращении).

«Казанские истории», №3-4, 2004 год