Пишем о том, что полезно вам будет
и через месяц, и через год

Цитата

Я угрожала вам письмом из какого-нибудь азиатского селения, теперь исполняю свое слово, теперь я в Азии. В здешнем городе находится двадцать различных народов, которые совершенно несходны между собою.

Письмо Вольтеру Екатерина II,
г. Казань

Хронограф

<< < Апрель 2024 > >>
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          
  • 1936  Создан 1-й татарский ансамбль гармонистов в 25 человек. Инициатор – Ф.Туишев. Место занятий – Дом Красной армии

    Подробнее...

Новости от Издательского дома Маковского

Finversia-TV

Погода в Казани

Яндекс.Погода

… И открылся нам век XVII

Реставраторы, работающие в Благовещенском соборе Казанского Кремля, завершают расчистку большой композиции «О тебе радуется», расположенной на сводах.

Искусствовед Мария ИЛЬИНА одной из первых увидела эту красоту и теперь может поделиться впечатлениями с читателями нашей газеты.

Кафедральный собор во имя Благовещения Пресвятой Богородицы, построенный в 1556-1562 годах великим русским зодчим Посником Яковлевым, относится к числу важнейших историко-архитектурных памятников Казани.

Сложной и бурной была его история: в 1596, 1672, 1694, 1742, 1815 годах он страдал от пожаров. Особенно разрушительным был последний пожар. Вероятно, поэтому фресок XVI века обнаружить в храме не удалось.

После революции богатейшая ризница собора была разграблена. В советское время внешний облик собора, действовавшего как храм до 1926 года, подвергся серьезным изменениям как в худшую сторону (в 1928 г. была разобрана колокольня, снесены купола и 4 световых барабана, венчавших храм, а также западный вход в трапезную), так и в лучшую (здание реставрировали в 1958, 1977, 1985 гг.).

 

Долгие годы в храме размещался Государственный архив ТАССР. Для древнего собора это была далеко не худшая судьба. Благоприятный температурный режим, поддерживающийся для сохранения документов, способствовал сохранению храмовой росписи.

Однако росписи собора масляной краской, сделанные в 1870 году художником Н.Л.Сафоновым, специально вызванным в Казань из Владимирской губернии, и подновленные в 1913-м, к 300-летию дома Романовых, его сыном, сохранить в целости и сохранности не удалось.

Приехавшие в 1985 году реставраторы из Москвы застали их в плачевном состоянии.

О том, что собору нужна помощь, неоднократно писалось в 1980-х годах на страницах газет «Вечерняя Казань» и «Советская культура», и скорее всего эти публикации послужили причиной принятия решения о выводе из собора овощехранилища, которое находилось в подвальной части.

Уже 19 лет (правда, с перерывами) ведут работы в соборе сотрудники Межобластного научно-рестраврационного художественного управления Ассоциации «Росреставрация» при Министерстве культуры РФ.

Первые открытия были сделаны еще в 80-х годах. Так, летом 1985 года в проеме окна алтарной части была обнаружена фреска XVII века с Божьей Матерью Орантой и серафимами, а 10 лет спустя, в 1996-1997 годах, в проемах других окон раскрыты фрески с изображением Казанской Божией Матери и Знамения того же века. Реставраторы предвидели подобные встречи с древней живописью: они знали, что еще в 1913 году в соборе были обнаружены, сфотографированы известным казанским искусствоведом П.М.Дульским большие фрагменты фресок, которые он отнес к XVII веку.

Видел их тогда и протоирей собора, историк, краевед и коллекционер А.П.Яблоков. Так что последняя находка в соборе была, можно сказать, предсказуемой.

Реставраторы работали над композицией «О тебе радуется», открытой под композицией «Богоматерь у колодца», в течение нескольких лет – в 2001-2003 годах, очень тщательно, по миллиметрам, выявляя древнюю живопись. Условия были сложнейшие: большая высота при шатких помостах и лестницах, холодное помещение, недостаточное освещение, сырость…

«О тебе радуется» – развернутая композиция, состоящая из нескольких регистров. В центре – Богоматерь в мандорле с языками пламени – редкий, заимствованный из Апокалипсиса образ «Жена, облаченная в Солнце». Над нею – благословляющий Спас и четыре ангела – Силы Небесные. По краям мандорлы символы евангелистов – атрибутика Бога-отца. Кстати, с Богоматерью они изображаются крайне редко.

Внизу – монахи и святые, чуть выше – отцы церкви, над ними – апостолы и пророки. Реставраторы считают, что эта и другая обнаруженная композиция – «Отечество» – были написаны в последней четверти XVII века.

Роспись собора до реставрации

– Скорее всего, они были созданы в годы правления царевны Софьи: она, ее приближенные С.Медведев, В.Голицын были просвещенными людьми и много сделали для развития русской культуры и искусства, – говорит руководитель творческой группы, реставратор первой категории Валерий Федорович Косушкин. – Это было время расцвета Оружейной палаты, где работали замечательные мастера. Расписывали казанский Благовещенский собор не местные художники. Вероятно, это были опытные мастера из Ярославля или Костромы, представители сильной Поволжской школы. В пользу этого говорит характерный фрагмент орнамента – «плетенка».

Трудно сказать, где еще на территории Татарстана сохранилась монументальная живопись XVII века, да еще такая необычная, отметил В.Косушкин. Уникальны и сами сюжеты, и их интерпретация, к примеру, «Отечество».

Церковный собор 1667 года не рекомендовал писать в храме Троицу Новозаветную (она же Отечество), но в Благовещенском соборе Казани именно в это время на центральном своде, над паникадилом, в самой освещенной части появляется большое «Отечество»: Бог-Отец, Бог-Сын и Бог-Дух Святой.

По оценке реставратора, композиция построена очень профессионально: большие фигуры Бога-Отца и Бога-Сына, держащие сферу со звездами, символизирующую Вселенную, уравновешиваются изображениями ангелов и серафимов в облаках; ангелы несут крест необычной формы.

Живопись пострадала от пожаров – изменился цвет, приобретя общий красновато-розовый оттенок. И только в люнете над окном, на чердаке собора – в XVII веке он находился снаружи здания, собор был покрыт росписью и внутри, и на фасадах – уцелели фрагменты подлинной живописи, сохранившие первоначальные краски. Туда нет доступа туристам, но для специалистов – историков, архитекторов, искусствоведов – они бесценны!

На откосе окна на хорах расчищено большое – в рост – изображение святого Александра Невского, тоже XVII век. В настоящий момент в соборе идет раскрытие и укрепление масляной живописи конца XIX века с многократными изображениями Казанского Кремля – его постройки, какими они были в 90-х годах, легко узнаваемы: сам Благовещенский собор, башня Сююмбике, Спасо-Преображенский монастырь и тщательно вырисованная ограда губернаторского дворца.

Эти изображения находятся в трапезной, весь цикл росписей которой посвящен истории обретения иконы Казанской Божьей Матери и житиям казанских святителей Гурия и Варсонофия.

Не исключено, что древняя живопись сохранилась и на других сводах, и нам предстоят новые открытия.

Отец и сын Сафоновы относились к трудам своих далеких предшественников деликатно, вопреки распространенной практике того времени: они не сбивали фрагменты древней живописи, а укрепляли красочный слой, шпаклевали и только потом поверх наносили свою живопись.

Реставраторы не смогли раскрыть два свода из-за исключительной сложности процесса – это потребовало бы не одного года трудоемкой работы. Не исключено, что и там что-то уцелело.

Работы ведутся ударными темпами: до 1000-летия Казани времени осталось немного.

До революции в Благовещенском соборе был огромный многоярусный иконостас. Я поинтересовалась у собеседника, сохранилось ли хоть что-нибудь из его икон. Вот что В.Косушкин ответил:

– Насколько мне известно, от икон Благовещенского собор остались одна-две, да и вообще от всего великолепного убранства храма, сокровищ его ризницы ничего не уцелело, разве что древнее Евангелие.

А новые иконы для соборного иконостаса в настоящее время пишутся в Межобластной мастерской и к весне 2005 года они будут готовы. Ведутся переговоры о выставке воссозданных для Благовещенского собора икон в здании Музея изобразительных искусств РТ, так что казанцы получат возможность с ними познакомиться. Кроме икон в мастерской изготовляют баему для иконостаса и паникадилию.

– Меня поразило внимание, которое уделяет собору Президент Минтимер Шарипович Шаймиев, – продолжал рестравратор. – Он лично контролирует реставрационные работы, глубоко вникает в проблемы реставрации храма, помогает оперативному их разрешению.

Ежедневно приходит в собор директор Музея-заповедника «Казанский Кремль» Ильдус Магсумович Вахитов.

Летом нынешнего года будет закончена архитектурно-строительная реставрация здания, и мы сделаем все от нас зависящее, чтобы к юбилею Казани этот памятник стал одним из лучших украшений города.   

«Казанские истории», №5-6, 2004 год

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить