Пишем о том, что полезно вам будет
и через месяц, и через год

Цитата

Сей город, бесспорно, первый в России после Москвы, а Тверь – лучший после Петербурга; во всем видно, что Казань столица большого царства. По всей дороге прием мне был весьма ласковый и одинаковый, только здесь еще кажется градусом выше, по причине редкости для них видеть. Однако же с Ярославом, Нижним и Казанью да сбудется французская пословица, что от господского взгляду лошади разжиреют: вы уже узнаете в сенате, что я для сих городов сделала распоряжение

Письмо А. В. Олсуфьеву
ЕКАТЕРИНА II И КАЗАНЬ

Хронограф

<< < Апрель 2024 > >>
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          
  • 1915 – Родился певец, народный артист ТАССР Усман Гафиятович Альмеев. После завершения учебы в Татарской оперной студии при Московской консерватории работал в Татарском театре оперы и балета

    Подробнее...

Новости от Издательского дома Маковского

Finversia-TV

Погода в Казани

Яндекс.Погода

Путешествие в историю Заречья

Многие казанцы слышали старые городские названия: Земская дамба, Петрушкин разъезд, сад Тиволи, Сад рыбака... Но откуда они пошли? Какова подлинная история этих мест?

Об этом сегодня знают только немногие старожилы. Публикуем фрагмент из книги казанского краеведа Рената БИКБУЛАТОВА и писателя Рафаэля МУСТАФИНА «Казань и ее слободы».  

АДМИРАЛТЕЙСКАЯ ДАМБА

В XIX веке объем грузовых и пассажирских перевозок по Волге вырос во много раз. Если до середины XVIII века волжские грузы подвозили к городу по Казанке, то теперь Казанка сильно обмелела, а в Булак можно было войти на лодках только во время половодья. Поэтому грузы от пристани в Бакалде приходилось возить подводами по грунтовой дороге. Вот что писал об этой дороге казанский виноторговец Кокорев в 1858 году:

«Бывало, если приедешь в Казань ночью, со стороны Нижнего... то и сиди тут до утра... Между городом и слободою (имеется в виду Адмиралтейская слобода. - Авт.) четыре версты, но это пространство и не думай переехать ночью: ямы, овраги с водой, грязь невылазная...»

О необходимости устройства дамбы и шоссейной дороги от города до пристани речь велась давно. Но вплотную за это взялся только губернатор Сергей Шипов (1789-1876). По его проекту в 1842 году началось строительство насыпной дамбы протяженностью в семь верст. По тем временам это было грандиозное гидротехническое сооружение, строительство которого затянулось на семь лет. Все работы велись вручную грабарями (землекопами) с помощью кирки и лопаты.

Как писали местные газеты, за эти годы было выкопано, перевезено и уложено 24 тысячи кубических сажен земли, на что потребовалось 83 тысячи дневных рабочих смен. Дамбу сдали в 1849 году. В том же году по краям дамбы высадили деревья, которые своими корнями скрепили склоны. Сначала дамба было немощеной и не очень высокой. Ее заливало во время весеннего половодья. Но земство (дамбу передали в его ведомство) позаботилось о ее благоустройстве.

По ночам дамба освещалась керосиновыми фонарями, а посередине дамбы была устроена полицейская караулка. С тех пор дамба неоднократно подсыпалась, расширялась. Самая серьезная реконструкция дамбы произошла в 1956 году во время сооружения инженерной защиты города.

Адмиралтейская дамба до сих пор служит горожанам под названием Кировской (так как ведет в Кировский район города).

КОННО-ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА

Земская дамба (так она поначалу называлась) значительно улучшила связь между городом и волжскими пристанями. Но со второй половины XIX века гужевой транспорт уже не справлялся с возросшим грузовым и пассажирским потоком. Возникла идея строительства конно-железной дороги. За осуществление этой идеи взялся отставной инженер, штабс-капитан Петр Панаев.

Под его руководством прокладка рельсов началась в 1870 году и продолжалась пять лет. Их тянули от улицы Проломной (ныне Баумана) до волжской пристани в Бакалде. Открытие движения по новой дороге состоялось 2 октября 1875 года. Как писали казанские газеты, «погода благоприятствовала великому событию». Под ясным небом развевались бесчисленные разноцветные флажки, которыми была украшена дамба. Вечером зажглись многочисленные бумажные фонарики.

Город закупил для конно-железной дороги 12 двухэтажных вагонов типа омнибусов, каждый из которых запрягали парой лошадей. Дорога от города до пристани шла по ровной местности. Лишь на подходе к Устью был затяжной подъем. Здесь приходилось впрягать еще одну лошадь, прозванную в народе Петрушкой. Вот почему последняя остановка перед пристанью получила название Петрушкин разъезд (ныне - ул. 10 лет Октября).

Сначала конно-железная дорога действовала только в дневные часы, а потом стала работать круглосуточно. Поскольку плата за проезд была сравнительно высокой, дорогой пользовались в основном люди обеспеченные - военные, торговый и чиновный люд. И только после 1892 года, когда по настоянию земства плата за проезд значительно снизилась, на конке стали ездить и простые люди: мастеровые, крестьяне, грузчики...

Для обслуживания конно-железной дороги невдалеке от Петрушкина разъезда были выстроены склады для оборудования и конюшни на 200 лошадей. Просуществовала конка до 1900 года, когда на смену конной тяге пришли электрические трамваи.

САД ТИВОЛИ

Учредителем общества конно-железных дорог в Казани был Густав Тальквист, финн по национальности. Он проявлял постоянную заботу не только о бесперебойной перевозке граждан, но и о благоустройстве города. Так, по инициативе Густава Густавовича неподалеку от путевого депо возле Петрушкина разъезда был разбит городской сад, названный садом Тиволи (по примеру итальянских увеселительных парков). Здесь по выходным играл духовой оркестр, устраивались благотворительные вечера и танцы для молодежи.

С 1889 года в память о казанском губернаторе Николае Андреевском (1822 - 1889) сад стал называться Андреевским. Однако у городской Думы не хватало средств, чтобы содержать сад в надлежащем порядке, поэтому с начала ХХ века сад перешел в собственность известного казанского купца, производителя кваса и прохладительных напитков Г. Дудорова. С этого времени за садом закрепилось название «сад Дудоровского».

Дудоровский сад просуществовал до сороковых годов нашего века. А затем завод «Сантехприбор» выстроил на этом месте производственные корпуса, и сада не стало. А молодежь начала ходить на танцы в Сад рыбака, который бал разбит на Адмиралтейской площади в 1946-1947 годах.