Пишем о том, что полезно вам будет
и через месяц, и через год

Цитата

Я угрожала вам письмом из какого-нибудь азиатского селения, теперь исполняю свое слово, теперь я в Азии. В здешнем городе находится двадцать различных народов, которые совершенно несходны между собою.

Письмо Вольтеру Екатерина II,
г. Казань

Хронограф

<< < Апрель 2024 > >>
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          
  • 1948 – Телекомпания Си-би-си (США) с помощью устройства магнитной записи Model 200A, разработанного американской фирмой AMPEX, начала регулярное профессиональное использование магнитозаписей.  Основателем фирмы и разработчиком устройства был наш земляк, Александр  Матвеевич Понятов, эмигрировавший из России после Гражданской войны

    Подробнее...

Новости от Издательского дома Маковского

Finversia-TV

Погода в Казани

Яндекс.Погода

Кто назвал – «Швейцария»?

Парковая зона на Арском поле красиво названа «Швейцарией», да и доныне стоит она этого, хотя «цивилизация» куда как нарушила первозданные пейзажи.

Авторство этого названия знаменитый писатель С.Т.Аксаков в своей «Семейной хронике» и «Воспоминаниях» (сославшись на рукописный журнал гимназистов «Аркадские пастушки» за 1804 год) приписал своему сотоварищу Н.Панаеву (большому любителю «пешего хода»). И мнение это долго не подвергалось сомнениям.

Но вот «Вестник Казанской международной выставки 1909 года», №6, отметил, что учитель рисования 1-й городской гимназии И.И.Протопопов внес в принадлежащий ему экземпляр «Краткой истории г.Казани» к статье «Швейцария» такую приписку: «Эта роща получила своего название в 1799 году от жившего тогда в Казани удаленного от должности обер-провиантмейстера М.Д.Перкова». Открыл он этот красивый уголок при тех же обстоятельствах, что и гимназист Панаев пять лет спустя, и назвал его так же, как «потомок».

Приписка И.И.Протопопова, конечно, мало что меняет в наших представлениях, просто вносит диалектическую ноту. Наверное, можно отыскать более раннего «Колумба» этих мест, ведь гимназии были и в других городах, так что высокий уровень познаний в географии и логике легко объясним (это я к тому, что у нас в Казани первая гимназия появилась лишь в 1759 году и виды настоящей Гельвеции (Швейцарии), несомненно, были в единых для всей России учебниках)…

Мы сами тоже ведь позволяем себе «править прошлое», проходя мимо фактов, которые не желают вписываться в некую высокоромантическую схему. Тому примеров немало, приведу один.

В общегородской викторине «Знаешь ли ты Казань?», проведенной «Вечерней Казанью» в 1983-84 годах, в числе прочих был и такой вопрос: «Кто из горожан впервые увидел Казань с воздушного шара?» с ответом – «Профессор университета Н.П.Загоскин». Увы, это заблуждение.

Во-первых, «Волжский вестник» (1889, №193), начало августа) сообщает, что в первом полете гастрольного шаролера г.Спельтерини пассажиром был помощник присяжного поверенного А.Тычинский (и мемуары его были напечатаны в том же «Вестнике»). Н.П.Загоскин, а за ним и профессор А.Шершневич летали позже на 3-4 дня.

Во-вторых, полеты с пассажирами проводил у нас еще в 1875 году г.Чепарин, о чем упоминают наши газеты. Добавлю также, что «Казанский телеграф» вообще преподнес сенсацию: по его данным оказывается, что некий казанец летал в Казани на шаре за полвека до полетов братьев Монгольфье. А то, что имена тех летавших остались вне информационных источников, вопрос особый…

Сам я тоже допустил оплошность. В газетном своем материале «Построено в 19-м веке» вскользь упомянул здание школы №5 по улице Волкова, связав его с якобы бывшей здесь 3-й мужской гимназией. Несколько читателей газеты – кто устно, а кто и письменно, не согласились с этим, и – справедливо.

Не было в доме том 3-й гимназии, она была несколько ближе к центру города, в нынешнем Школьном переулке. Не пытаясь даже оправдаться (оплошка есть оплошка), замечу лишь, что информация, соединившая школу и гимназию, взята была из книги «Казань в памятниках истории и культуры», изданной у нас в 1982 году, с фотографии №40. Построено по проекту… К этим словам добавляется год постройки, и только потом начинается рассказ о жизни здания, о выдающихся событиях, совершавшихся в его стенах, о великих или просто известных людях, бывавших здесь.

Это – азбука всех путеводителей, это канва рассказов всех экскурсоводов. Будем объективны – далеко не обо всех казанских постройках мы располагаем такой полной информацией. Авторы многих зданий считаются неизвестными, даты строительства называются с весьма расплывчатой точностью.

Среди таких построек находятся и весьма известные, достопримечательные. Так что подобные «белые пятна» вызывают досаду. По ряду известных построек среди авторов – краеведов и историков застройки города – существуют разночтения как по авторству, так и по датировке зданий.

Видимо, одной из целей изданий типа «Казань в памятниках истории и культуры» и явилось устранение таких разночтений, а также систематизация всех известных данных по историко-архитектурным вопросам. Но  эти издания не дали ответов на многие вопросы. Особенно много «белых пятен» относится к рубежу XIX-XX веков. Причин здесь немало. Главная в том, что мы, как говорил А.С.Пушкин, «ленивы и нелюбопытны».

Практически вся информация в изданиях 1955-1985 годов черпается безоговорочно из работ таких исследователей казанской старины, как В.В.Егерев (1886-1956) и П.М.Дульский (1879-1956). «Рубежный» период наиболее полно изучен П.М.Дульским. Обилием публикаций, активной организационно-выставочной работой он снискал себе высокий авторитет среди исследователей.

Но появилась и «оборотная сторона медали» – все его мнения и оценки стали приниматься безоговорочно и чисто механически переноситься из статьи в статью, из книги в книгу. А ведь речь идет, как правило, о постройках авторов противоречивых, сложно и «неудобно» вписанных в канву развития и без того противоречивого времени рубежа веков. При этом упускается диалектичность восприятия таких построек.

Не столь уж давно все авторы, в полном соответствии с официальной идеологией, клеймили позором «архитектурные излишества», а ныне эти здания (на фоне аскетической панельной застройки последующих лет) предстают чуть ли не классически совершенными. Как правило, здания рубежа XIX-XX веков выделяются подлинным своеобразием на фоне предшествующих. И, принимая формулировку о музыкальности архитектуры, следует слушать и понимать всю симфонию нынешнего города, не обращая внимания на известную диссонансность отдельных ее «нот».

Не надо поэтому настойчиво подчеркивать (и осуждать тем) «эклектичность архитектуры» того же «дома Кекина» (самый «образцовый» пример-иллюстрация). Следует рассматривать весь район – треугольник улиц Горького и Галактионова и прилегающую застройку улицы Горького.

Тогда сразу видно, как постройки, выполненные незаурядными (как минимум) авторами, вступают в совершенно уникальные связи зрительного и, в итоге, глубоко философского уровня. Это – одно из пожеланий авторам новых путеводителей по городу.

«Казанские истории», №21-22, 2003 год