Пишем о том, что полезно вам будет
и через месяц, и через год
|
28.05.2017

Цитата

Лучше молчать и быть заподозренным в глупости, чем отрыть рот и сразу рассеять все сомнения на этот счёт.

Ларри Кинг, тележурналист, США

Погода в Казани
+1° / +8°
Ночь / День
.
<< < Май 2017 > >>
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        
  • 1988 – В Набережных Челнах родился 500-тысячный житель.

    Подробнее...

Николай Фешин «пожал лавры полного триумфа»

В фондах Национального музея РТ хранятся два небольших альбома с подлинными прижизненными фотографиями Николая Фешина. Хронологически они охватывают период его жизни, начиная с 1909 года.

Листая альбомы, мы видим знаменитого художника в домашней обстановке, с друзьями на охоте. А вот он, вдохновенный, с кистью и палитрой в руках...

Портрет Николая Фешина из редакционного архива

Первый альбом открывается портретом Фешина с очень характерным для него острым взглядом, направленным прямо в объектив фотоаппарата. Этот же взгляд передан в другом, несколько необычном портрете – на маленькой фотографии выхвачено крупно только лицо художника, похоже, в момент какого-то неожиданного восторга, когда Николай Иванович, озорно придерживая рукой широкополую шляпу, что-то крикнул, засмеялся. Голова откинута назад, глаза блестят от неудержимого смеха.

Есть в альбомах две однотипные фотографии 1915 года, сделанные, вероятно, в один день. На обеих – стол с точеными фигурными ножками, ярко освещенное окно с подоконником, расположенным высоко над столом, пестрая штора на окне, ковер на полу и на переднем плане – глубокое кожаное кресло. На одном снимке Николай Иванович сидит в кресле, на другом – Надежда Михайловна Сапожникова.

Она училась в Казанской художественной школе. Она была умной, одаренной женщиной. Будучи ученицей Фешина, в свою очередь, обучала его языкам. Другая фотография в альбоме 1909 года подтверждает это: на обороте – автограф: «На добрую память учительнице и ученице Надежде Михайловне от признательного ученика и учителя. Н.Фешин».

На выставке в Музее изобразительных искусств – несколько портретов Сапожниковой. Самый ранний относится к 1910 году, репродукции с него встречаются крайне редко. Тем интереснее одна из фотографий в альбоме: на ней Фешин изображен в группе людей, сидящих в зале, где на стенах развешаны многочисленные картины. В центре крупно – портрет Сапожниковой 1910 года.

Николай Фешин. Портрет Надежды Михайловны Сапожниковой

Это о нем вспоминает С.Коненков, когда приводит цитату из статьи в газете «Ивнинг пост» 1910 года, опубликованную после первого вернисажа Фешина за рубежом. Тогда одновременно с ним показали свои работы именитые европейские художники: Клод Моне, Писсарро, Ренуар, Гастон ля Туш, и первенство было отдано Фешину.

Газета писала:

«...Один только русский художник Николай Фешин своим портретом м-lle Сапожниковой пожал лавры полного триумфа среди всех других портретов этого салона, и редко американская публика имела случай видеть картину, представляющую столько индивидуальности и характера. Фешин, родившийся в Казани, настоящий мужик в искусстве, обладающий мужественной силой, верностью глаза и поразительной силой чувств, столь типичной для настоящего русского».

Известно, что Сапожникова покровительствовала художнику, который очень нуждался. Портреты сестры, племянницы, а также свои она покупала обычно по очень высоким ценам. Не случайно, конечно, что описываемые альбомы были бережно сохранены в семье ее сестры и по завещанию племянницы Надежды Михайловны – Варвары Владимировны Адоратской переданы в дар музею.

Рассматривая эти драгоценные реликвии, мы ощущаем эпоху, в которую были созданы творения великого земляка.

Л.ПОХВАЛИНСКАЯ

Использована публикация «Вечерней Казани», 4 февраля 1982 года

 

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить

 Издательский дом Маковского Айтико - создание сайтов