Пишем о том, что полезно вам будет
и через месяц, и через год

Цитата

Сей город, бесспорно, первый в России после Москвы, а Тверь – лучший после Петербурга; во всем видно, что Казань столица большого царства. По всей дороге прием мне был весьма ласковый и одинаковый, только здесь еще кажется градусом выше, по причине редкости для них видеть. Однако же с Ярославом, Нижним и Казанью да сбудется французская пословица, что от господского взгляду лошади разжиреют: вы уже узнаете в сенате, что я для сих городов сделала распоряжение

Письмо А. В. Олсуфьеву
ЕКАТЕРИНА II И КАЗАНЬ

Хронограф

<< < Апрель 2024 > >>
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          
  • 1915 – Родился певец, народный артист ТАССР Усман Гафиятович Альмеев. После завершения учебы в Татарской оперной студии при Московской консерватории работал в Татарском театре оперы и балета

    Подробнее...

Новости от Издательского дома Маковского

Finversia-TV

Погода в Казани

Яндекс.Погода

«Музейные раритеты – тысячелетию Казани»

Так называлась выставка, которая начала работать 19 августа 2005 года в Национальном музее Республики Татарстан.

Ее торжественное открытие проходило в форме яркого праздника с поздравительными речами (горожан поздравляли заместитель главы администрации города Альфия Тутаева и генеральный директор Национального музея Геннадий Муханов), выступлениями артистов (Резеда Газизова, ансамбль танца «Салават Купере»).

Собравшихся у парадного входа в Национальный музей гостей, как и 110 лет назад, приветствовал городской голова Сергей Дьяченко (у казанских актеров в дни юбилея было много самых разных ролей).

Выставка «Музейные раритеты – тысячелетию Казани» была посвящена не только 1000-летию Казани, но и 110-летию музея.

В этот день через парадные двери главного здания Национального музея вошли первые посетители. До недавнего времени здесь работали реставраторы и строители.  

Второй этаж, окнами выходящий на площадь Первого мая, существовал в состоянии «времянки» все годы после пожара. В служебных комнатах, появившихся на месте экспозиционных залов, размещались отделы музея. На первом этаже, где реконструкция в части помещений прошла еще в ходе первого этапа восстановления здания после пожара, уже несколько лет работали различные выставки. А перед юбилеем здание со стороны парадного подъезда снова было закрыто на ремонт. Музей сместился в ту часть бывшего Гостиного двора, которая выходит окнами на улицу Кремлевскую.

Внешне главное здание со стороны Кремля отремонтировали уже во второй раз. Стенам, выходящим в музейный двор, повезло меньше: ремонт со стороны улицы Профсоюзной только начинается.

Музей получил, наконец, здание для фондов и сможет переместить туда свои огромные коллекции, предоставив ремонтникам фронт работ. Есть надежда, что на этот раз штукатурка со стороны парадного подъезда не отвалится так быстро, как после первого ремонта, поскольку применялись более надежные технологии. Здание стало ярче по краскам. А самое главное – просторнее стали экспозиционные площади.

Когда стало понятно, что постоянную экспозицию к юбилейным торжествам не открыть, было принято решение показать часть наиболее ценных экспонатов на временной выставке, что и было сделано. В одном месте собраны главные раритеты Национального музея – от белуги, которая подверглась полной реставрации, до уникального лицевого шитья.

В витринах представлено около полутора тысяч экспонатов, которые размещены в залах первого и второго этажей.  Общая площадь выставки – почти 4 тыс. кв. метров. Она открывается с рассказа о том, как складывалась такая значительная сокровищница.

Документы, фотографии размещены на передвижной выставке-«книжке» – музейные работники за годы после пожара сделали таких немало. Посетители увидят уголки прежних экспозиций, прежде всего воссозданный Лихачевский комплекс, с которого в 1895 году начинался научно-промышленный музей Казани.

Знаменитая белуга, насекомые, удивительная коллекция бабочек, рыба-пила с носом гигантских размеров, зубр, медведь, олень и другие ценные памятники таксидермии, минералы, раковины, палеонтологический материал демонстрируют богатство естественнонаучного отдела, в фондах которого собраны уникальные экспонаты, привезенные со всех концов света.

Здесь много подлинных раритетов, доставшихся музею от ученых Казанского университета. Редкие раковины, представленные в витрине прямо под ногами посетителей, – оригинальный способ  экспонирования, но очень опасный. Вдруг кто-то не заметит, что пол – стеклянный. Раритеты древнейших мировых цивилизаций, местные памятники каменного, бронзового и железного веков, уникальные булгарская, золотоордынская коллекции представляют крупнейший  археологический  фонд музея. 

Нашему корреспонденту удалось попасть на экскурсию в раздел археологии, Не верилось в реальность некоторых экспонатов. Одна из посетительниц серьезно спросила: «Это копии?». Когда видишь чашу, и экскурсовод говорит, что ей четыре тысячи лет, начинаешь сомневаться, правда ли это. Но музей сохраняет только подлинники.

На выставке показана небольшая часть раритетов православия, собранных казанскими коллекционерами. Большой интерес представляют предметы, поступившие в музей из церквей и монастырей Казани после революции и гражданской войны. Это лицевое шитье, уникальные книги, предметы церковного убранства и утвари.

На этот раз значительно больше экспонатов, которые рассказывают об истории татарского народа. Потрясающая коллекция шамаилей, чехлов для Корана и молитвенных ковриков возвращает нас на несколько десятков веков назад, к истокам ислама. Великолепная коллекция книг духовного содержания, намазлыков и других ценных вещей представляет исламские реликвии музейного собрания. Личные предметы и архивы выдающихся людей иллюстрируют единственный в мире фонд деятелей татарской культуры, раскрывающий не только их плодотворную деятельность на поприще науки, искусства, литературы, музыки и театра, но и богатство их внутреннего мира, красоту и благородство личности корифеев национального  духовного наследия.

Особое внимание уделено этнографическим предметам, составляющим подлинное украшение экспозиции. Посетитель увидит своеобразный «парад» костюмов народов Волго-Камья, а также уникальные материалы по казанским татарам, изделия народных мастеров декоративно-прикладного искусства. Рукописи и книжные раритеты, свидетельствующие о высокой письменной культуре местного населения, составляют один из важных разделов выставки.

Дальнейшее знакомство с экспозицией позволяет погрузиться в мир старых вещей, увидеть мебель и одежду, великолепную фарфоровую и медную посуду, осветительные приборы и колокольчики, граммофоны и старые фотоаппараты, банковский сейф и ткацкий станок, многие другие предметы прошедших времен, подчас вышедшие уже из обихода.

В этой части выставки  – отдельные экспонаты и целые коллекции, как, например, старинные вещи из гостиной дома Зинаиды Ушковой (ныне Национальная библиотека РТ). Виды старой Казани, запечатленные на старинных гравюрах и фотографиях, лица жителей города разных эпох его развития создают зримые образы тысячелетней столицы края и завершают рассказ о раритетах Национального музея Республики Татарстан.

Выставка представляет наиболее удивительные и ценные экспонаты, которые рассказывают об истории Казани и всего Поволжского региона. Это никогда ранее не выставлявшиеся документы о деятельности Татарской ратуши в Казани, карта маршрутов и дневник татарского путешественника Махмута Бикмухаметова, современника Афанасия Никитина. Один из разделов выставки рассказывает о раритетах, недавно пополнивших музейную коллекцию, в том числе поступившая из Стамбула мебель, принадлежавшая Гаязу Исхаки, найденная в Казани библиотека Шигабутдина Марджани.

Наталья Бугрова, автор двух разделов юбилейной экспозиции, рассказала, что новая выставка создавалась, если можно так сказать – на скорую руку. Музейщики до последнего надеялись, что власти сдержат слово – и музей откроет к юбилею стационарную экспозицию. Но нормальное финансирование началось совсем недавно, так что успели только обустроить новые залы и купить новое оборудование, кстати, самое современное.

По словам Натальи Бугровой, не хватило времени, чтобы вложить все силы и душу в выставку, потому все оформлено достаточно просто. К открытию некоторые экспонаты даже не успели подписать. Но выставка эта временная и скорее все уже в начале будущего года ее заменит долгожданная стационарная экспозиция.

В рамках открытия выставки «Музейные раритеты – тысячелетию Казани»  была представлена первая станция электронной экспозиции Национального музея – «Золотая кладовая». Пространство реальной «Золотой кладовой, где выставлено свыше 130 экспонатов, не может вместить все, что хранится в фондах. К тому же экспонаты эти представляют ценность не только историческую, но и материальную. Золотые украшения, драгоценные камни, алмазы и жемчуга…

Технические возможности плазменного монитора и дизайнерское решение И.Ицковой и И.Миттельман (ЗАО «КАМИС»)  позволяют рассмотреть все вблизи и не спеша, в индивидуальном порядке. И даже потрогать экспонаты руками, что, как известно, в музеях делать запрещено. Достаточно прикоснуться к плазменному экрану. По вашему желанию, изображение можно укрупнить, чтобы рассмотреть детали.

В настоящий момент в электронной экспозиции представлены лишь тридцать предметов, которые не вошли в реальную экспозицию. В перспективе – введение полной базы данных всей коллекции ювелирных украшений из собрания Национального музея. И это только одна электронная станция…

Лилия ТУХВАТУЛЛИНА

Подробную информацию по истории музея и его богатейшим коллекциям можно получить на сайте «Музеи Татарстана» www.tatar.museum.ru/

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить