Пишем о том, что полезно вам будет
и через месяц, и через год

Цитата

Я угрожала вам письмом из какого-нибудь азиатского селения, теперь исполняю свое слово, теперь я в Азии. В здешнем городе находится двадцать различных народов, которые совершенно несходны между собою.

Письмо Вольтеру Екатерина II,
г. Казань

Хронограф

<< < Апрель 2024 > >>
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          
  • 1778 – Родился просветитель, педагог, языковед Ибрагим Исхакович Хальфин. Он представитель известной фамилии Хальфиных. Общий педагогический стаж их учительской династии составляет 60 лет

    Подробнее...

Новости от Издательского дома Маковского

Finversia-TV

Погода в Казани

Яндекс.Погода

Наш старый друг - трамвай

18 ноября 1899 года было открыто движение электрического трамвая в Казани по линиям «конки».

Идею создания в Казани электрического трамвая осуществило Анонимное Бельгийское общество конно-железных дорог. 13 декабря 1900 года "конка" прекратила свое существование.

Казанский трамвай был построен в старой России вторым после Киевского. Мы попросили рассказать о начале истории казанского трамвая известного казанского краеведа Бориса ЕРУНОВА. Он изучал ее по казанским газетам того времени. 

Трамвай появился на улицах нашего города осенью 1899 года, и вот уже 110 лет жизнь наша неотделима от тесноты его вагончиков, от заданности маршрутов, от ритма движения. Он изменил нас, породил некое новое братство стремящихся с утра до вечера по улицам города к делам своим, к радостям и печалям.

История казанского трамвая – это рассказ о том, как владетель конно– железной дороги («конки», «правильно», регулярно пущенной по нашим улицам с осени 1875 года) – «Бельгийское анонимное общество...» – преобразовало пути этой «необоротистой», а потому невыгодной системы транспорта на новые, «электричеством движимые». Пришлось решать куда как много вопросов – и усилить рельсовые пути, и выстроить свою электростанцию (городская, осветительная, была маломощна), создать свой собственный вагон (опыт был – еще с выставки 1879 года), организовать подготовку кадров, обеспечить безопасность движения – и прочая, и прочая... 

Трамвай у Державинского сада

Владетель нового вида транспорта был подлинно заграничным – выписки из его годовой бухгалтерской книги расходов и доходов печатались в казанских газетах не иначе, как в разделе – «Зарубежные вести» («...В Брюссельских газетах опубликованы данные...»).

Собрав воедино все собранные мной «извлечения» из газетной периодики и архивов, я понял – казанский трамвай «тянет» на отдельную книгу, да и не из тоненьких. Потому здесь предложу вам лишь картинки – штрихи из раннего детства нашего друга по имени Трамвай...

Добавим, что 110-летний «старец» куда как много сохранил из детства своего. Впрочем, судите сами...

ТРАМВАЮ НАЧАЛО – "КОНКЕ"  КОНЕЦ!

Кто бы мог подумать! Конно-железная дорога, «конка», сеть которой опутала весь город и неспешные вагончики которой доставляли жителей буквально во все – все «уголки» – исчезнет, уступит место какой-то электрической тяге?! – Но – увы и ах ! – Случилось...

Вот она – хроника последнего акта пьесы «Конка»...

«В настоящее время производится перевозка из Адмиралтейского депо новых вагонов на Черноозерскую линию конки. Предположено пока переместить только 9 вагонов, которые переправляются на больших санях – платформах, запряженных четверкою лошадей с помощью партии рабочих... Прибывающие лошади (60 голов из сибирских степей) будут отличаться лучшими качествами сравнительно с прежним комплектом, и рост их должен быть не менее 2 аршин 2 вершков, как сказано в условии, заключенным с поставщиком. Стоимость одной лошади – 105 рублей... («ВВ»,1895, 17.03.)

Такой была конка. Реконструкция к юбилейным торжествам в честь 100-летия трамвая

Понимаю, что это сообщение «льет воду на мельницу «конки»«, ей не «хочется сдаваться», но - «Третьего дня после 10 часов вечера произведена была перевозка вагонов-моторов будущего электрического трамвая с железнодорожного вокзала в парк трамвая. От вокзала до полотна трамвая тяжелые (по 500 пудов весом) вагоны передвинуты были народом. Всего вагонов пришло 4, ожидается 28...» («ВВ», 1899, 12.07.)

«...20 ноября 1899 года состоялись первые рейсы электрического трамвая...» («ВВ», 1899, N 286) «Движение электрического трамвая на волжскую пристань было открыто вчера. Движение совершается от начальной станции в Суконной слободе до конца волжской линии без пересадок не более 45 минут. Такса – 11 копеек во 2-м и 20 копеек – в 1-м классе... Всего вагонов-моторов на линии – 11, к ним прицеплены открытые...» («ВВ»,1900, 25.08).

И вот Оно! - «За ненадобностью продаются лошади в Адмиралтейском и Арском парках конно-железной дороги. Осматривать можно ежедневно с 9 до 12 часов дня...» («ВВ», 1900, 20.09.) «Сегодня состоялось открытие движения на последней из построенных линий трамвая – Екатерининской – от завода Крестовникова до трамвайной электрической станции...» («ВВ», 1900, 12.11.)

Трамвай у Дворянского собрания

СТРОКИ ИЗ КНИГИ «ТРАМВАЙНЫХ ПРАВИЛ»

Всем линиям трамвая присвоили номера, вагоны каждой снабдили своими отличительными цветами (этот обычай долго сохранялся в нашем городе, старожилы помнят, видимо, зеленый огонек «двойки», синий – «тройки», красный – «четверки»), составили и правила проезда.

Пунктом четвертым в них стояло: «На всех людных местах при входе в вагон и при оставлении вагона следует остерегаться и беречь свои карманы от воров»...

«ДЗЫНЬ» – И СТЕКЛА ВДРЕБЕЗГИ...

«Первое столкновение трамвайных вагонов произошло в ноябре 1899 года на Рыбнорядской площади...» («КТ», 1900, N 2208, 3.03.)

И такое случалось...

СТРОГО ОТМЕРЕННОЕ ТЕПЛО

«В некоторых вагонах трамвая с 9 января введено электрическое отопление... В высшей степени довольны кондукторы, которым до этого времени приходилось выдавать билеты и записывать их в контрольную книжку на морозе... Теперь в вагоне – плюс 9 градусов...» («КТ», 1902, 10.01.) «Управление трамвая распорядилось отоплять вагоны только до 4 часов дня. А ведь вагоны ходят до 9 вечера... Так что целых 5 часов они неотопляемы, и это в такие морозы, как сейчас...» («КТ», 1904, 17.12.) 

Трамвайные линии на улице Большой Проломной (ныне Баумана)

ВРОДЕ БЫ – КОПЕЙКИ, А…

«В открытых вагонах бельгийско-анонимного общества трамвая число мест за 3 копейки очень ограничено: две площадки и только одна передняя скамейка. Думаем, что следует понизить цену хотя бы одной скамейки около задней площадки с 5 до 3 копеек... В Нижнем Новгороде, например, совсем нет различия в ценах на места...» («ВВ»,1904, 14.04.)

«По примеру прошлых лет служащим городской управы будут раздаваться бесплатные месячные билеты на право проезда в трамвае... Желательно, чтобы их выдали именно тем, кто проживает на окраинах... Пока же все наоборот – бесплатные билет получают те, кто живет в центре города и получает, вдобавок, еще и разъездные деньги...» («ВВ»,1904, 3.01.)

ФИ, МОВЕТОН, ПРЯМ КАК В «КОНКЕ»...

В 1882 году «КГВ», радея о повышении нравственности вообще и вежливости в вагонах «конки», в частности, отмечали, что... мужчины, как правило, сидят, а дамы – стоят, и никому из интеллигентной публики не приходит в голову уступить им место. Трамвай не изменил этого «правила», только газеты стали более равнодушно взирать на это.

В свою очередь, уже в 1913-1914 годах дамы, по моде того времени, стали ездить в широкополых шляпах с длинными торчащими иглами. Тут уж в газетах появились сообщения об «увечьях», наносимых мужескому полу (и это, заметьте, увечья «телесные», а не «душевные», которые наносили дамам сидящие мужчины – !). Кстати, это было не только у нас. От дамских шляп страдали трамваи Москвы и Петербурга...

А вот это – из анекдота – были:

– Кондуктор, можно в вагоне курить?

– НЕТ! – А вон окурки валяются.

– Так это тех господ, что не спрашивали разрешения...

Про шелуху от семечек даже газеты не шутили...

КУДА СВИСТУЛЬКЕ ДО ЗВОНКА...

В начале XX века звонковые сигналы на трамвае заменили было на свистки – рожки, потом и на клаксоны типа автомобильных. Но длилось это новшество не долее полугода. Заголовочек этого сообщения – подлинное интервью, данное водителем на Рыбнорядской площади.

ШУТКА – УЖАСТИК ПРО НАШ ТРАМВАЙЧИК

– Дорогой! В каком ты виде! Ты что, попал под трамвай?!

– Гораздо хуже – я попал в трамвай!» ( 1910 год)

И как отметили бы классики: «Все это так – но ехать надобно...»

Борис ЕРУНОВ

ПОСЛЕСЛОВИЕ ИЗ 2012 ГОДА

Штрихи к биографии казанского трамвая

С началом Великой Отечественной войны практически вся автотехника была мобилизована, и единственным средством сообщения в городе остался трамвай.

В декабре 1962 года начальником Казанского ТТУ становится Хайдар Хуснутдинович Акалаев, проработавший на этой должности 33 года. В день 105-летия со дня открытия движения электрического трамвая в г.Казани трамвайному депо №2 было присвоено имя Х.Х. Акалаева.

Согласно постановлению Кабинета министров Республики Татарстан от 31.08.2009 №589 трамвайному депо №1 было присвоено имя Героя Советского Союза Ивана Константиновича Кабушкина. Он работал вагоновожатым с 1932 по 1937 год.  Во время Великой Отечественной войны боролся с врагом в глубоком тылу. Был казнен самым изуверским способом – на лютом морозе его обливали водой. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 8 мая 1965 года  Ивану Константиновичу было посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.

19 ноября 1999 года  в Казани состоялся большой праздник  по случаю 100-летия трамвая. Жители и гости города могли увидеть парад вагонов от «конки» до современного трамвая. 

В 2012 году  трамвай уступил место автобусу и метро. Ушла «пятерка», которая связывала железнодорожный вокзал с компрессорным заводом.  Не стучит на стыках трамвай на Ленинском мосту.   

Теперь этот снимок, взятый с сайта Дмитриевича, - уже история. "Пятерка" у "Музуровских номеров". Теперь здесь нет ни трамвая, ни "номеров"

21 сентября 2012 года с 22.00 начался демонтаж оставшегося участка трамвайных путей на пересечении улиц Пушкина и Бутлерова. Не стало «двойки». За выходные дни дорожники разобрали 30 метров рельсов и закрыли вскрытое дорожное полотно. К утру 24 сентября дорожные работы уже были завершены.

Следов трамвая не осталось...

Центр Казани теперь  без трамвая. Его маршруты переместили в другие микрорайоны. «Пятерка» соединяет Авиастроительный район с Азино, «девятка» по-прежнему ходит от вокзала, но через Кировский мост.