Пишем о том, что полезно вам будет
и через месяц, и через год

Цитата

Если хочешь узнать человека, не слушай, что о нём говорят другие, послушай, что он говорит о других.

Вуди Аллен

Хронограф

<< < Апрель 2024 > >>
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          
  • 1920 – В Казани впервые состоялось представление трагедии Шекспира «Отелло» на татарском языке

    Подробнее...

Новости от Издательского дома Маковского

Finversia-TV

Погода в Казани

Яндекс.Погода

Неисчерпаемые возможности музыкальной терапии

В Казанском государственном институте культуры обучают специалистов в области музыкальной терапии. О том, что это такое за терапия, мы попросили рассказать Маргариту Файзулаеву, заслуженного деятеля искусств РФ и РТ.

В XX столетии ученые доказали, что музыка восстанавливает слаженность всех процессов в организме человека. Как показали опыты, сильное оздоровительное воздействие на психическое и физическое состояние больных оказывает звучание струнных инструментов (прежде всего, скрипки). Такая музыка способствует нормализации артериального давления, уменьшает болевые ощущения, регулирует работу сердца и укрепляет волю больного.

Обязательным условием является профессиональное исполнение музыки. Фальшиво взятые ноты могут негативно повлиять на человека.

Ученые выявили систему воздействия музыкального звукоряда на человеческий организм. К примеру, звуковая частота, соответствующая ноте до, влияет на функции желудка и поджелудочной железы; ре – на желчный пузырь и печень; ми – на органы зрения и слуха; фа – на мочеполовую систему; соль – на функции сердца, ля – легкие и почки; си – на функцию энергообмена организма. Причем, низкие звуки резонируют больше с нижней частью тела, высокие – с верхней. [2].

Во второй половине XX столетия активизируется интерес к арт-терапии (arts therapies), синтезирующей идеи и достижения разных видов искусств, а также философии, психологии, медицины, педагогики и других наук. Этому способствовали фундаментальные открытия в науке, культуре, образовании, а также приоритет современных информационных технологий.

К началу XXI века арт-терапия приобретает статус профессии в области здравоохранения, в исследованиях формируется концептуальное обоснование исцеления человека посредством искусства. Арт-терапия в разных странах имеет свои особенности в зависимости от социально-политических условий, исконных традиций культуры и искусства и правового регулирования данной профессии.

Специалист в области арт-терапии, как правило, имеет специальное образование и профессиональную квалификацию, подтвержденную сертификацией. Терапия искусством – понятие широкое. Для преодоления проблем со здоровьем пациентов используется методика, специфические приемы разных искусств – живописи, танца, музыки и драматического искусства в творческом процессе общения с личностью или группой лиц.

Вполне естественно, что специалист должен обладать первоначальным опытом, знаниями и профессиональными навыками в области избранного искусства (к примеру, в музыкальной терапии специалист должен оперировать такими понятиями, как лад, метро-ритм, темп, динамика, тембр, гармония, полифония, музыкальная импровизация и т.д.).

Технологии музыкальной терапии используются в медицине с целью выявления резервных возможностей организма человека. Применение музыкотерапии регламентировано в документах Мировой федерации музыкальной терапии 1996 года. Основное направление врачей-музыкотерапевтов связанно с коррекцией и восстановлением физических, эмоциональных, умственных, социальных и познавательных функций человека в целях достижения межличностной интеграции и улучшения качества жизни.

Технологии музыкальной терапии применяются в области профилактической и восстановительной медицины в разных странах мира – Англии, Германии, скандинавских странах, США, Японии, Индии, Аргентины, Бразилии и т.д. [3].

В Москве функционирует Научно-исследовательский центр музыкальной терапии и восстановительных технологий под руководством известного ученого в области интегративной медицины президента Национальной ассоциации музыкальных терапевтов (РФ) и Европейской академии музыкальных терапевтов (Болгария) Сергея Вагановича Шушарджана. Центр успешно осуществляет обучение методам музыкотерапии в условиях постдипломного усовершенствования врачей, психологов, педагогов и музыкантов. Основу его научной концепции составляет утверждение о том, что музыкальная терапия представляет собой систему психосоматической регуляции функций в организме человека, использующей влияние акустических волн на психоэмоциональную сферу человека и его внутренние органы. Всестороннее влияние музыкотерапии на человека подтверждает перспективность использования данного направления в системе лечебно-профилактической медицины. [4].

По мнению ученого, музыка воздействует на центральную нервную систему и функции других жизненно важных физиологических систем: кардиорисператорной, индокринной, мышечной, пищеварительной.

Научный статус доктора медицинских наук С.В. Шушарджана уникален: его врачебный стаж составляет 38 лет. В 80-е годы он окончил Ростовскую государственную консерваторию имени С. Рахманинова как оперно-концертный певец. Вокальной и музыкально-терапевтической педагогикой занимается с 1994 года. В 2003 году основал первые в России курсы по музыкальной терапии на базе Российского научного центра восстановительной медицины и курортологии Минздравсоцразвития РФ.

С.В. Шушарджан – автор более 130 научных работ и изобретений в области музыкотерапии биоакустических технологий, имуннологии, рефлексотерапии и психологии. Он – обладатель 11 патентов на изобретения, среди них выделяется единственный в мире музыкально-акустический технокомплекс Бонни Гранд (2013), который включает 100 алгоритмов омоложения и оздоровления человека.

Механизм инициирует акустическое воздействие на рефлексогенные зоны, оказывает антистрессовое воздействие, активизирует клеточную регенерацию, капиллярное кровообращение, оптимизирует мозговую деятельность и уровень гормонов в крови (патент №129820; зарегистрирован в Гос.реестре изобретений РФ в 2013 году).

Среди научных трудов С.В. Шушарджана уникально Руководство по музыкотерапии (М.: Медицина. – 2005), утвердившее пути развития данного направления в России. Ученый имеет своих последователей: доктор психологических наук, профессор Российского научного центра медицинской реабилитации и курортологии Г.О. Самсонова, кандидат психологических наук Н.И. Еремина, кандидат медицинских наук, профессор Московского государственного медико-стоматологического университета Ю.Н. Кручинская, кандидат философских наук, доцент Казанского государственного института культуры, член Национальной ассоциации музыкальных терапевтов Т.Ю. Гордеева и др.

Обширные технологии музыкотерапии помогают корректировать физическое, эмоциональное здоровье и межличностные отношения людей, облегчая их социальную адаптацию в обществе. Сеансы оздоровления посредством музыкальной терапии представляют собой весьма сложный процесс, аналогичный интерактивному сотрудничеству с приоритетом таких видов творческой работы, как прослушивание тщательно подобранной лечебной, вокальной, инструментальной, оркестровой музыки, произвольный танец под музыку, сочинения несложных авторских мелодий с последующим исполнением, вокальная, инструментальная и оркестровая импровизация в ансамбле или в оркестре.

Естественно, что данные технологии требуют глубокой тщательной подготовки специалистов в области арт-терапии. Дипломированный музыкотерапевт должен быть знатоком музыкального искусства, а также пройти обучение в области физиологии, анатомии, неврологии, психологии, социальной педагогики.

Анализируя отечественный опыт, необходимо упомянуть ряд учреждений, где осуществляется профессиональная переподготовка специалистов в направлении музыкальной терапии. Это упомянутый ранее Московский научно-исследовательский центр музыкальной терапии и восстановительных технологий, Московский институт психологии и педагогики, который проводит профессиональную переподготовку специалистов по специализации «Психологическое консультирование и арт-терапия»; Санкт-Петербургский институт культуры и искусств готовит бакалавров по фольклорной арт-терапии; Оренбургский государственный институт искусств имени Ростроповичей, осуществляющий международный научный инновационно-экспериментальный проект постдипломного обучения по музыкальной терапии и музыкальной психологии.

В настоящее время сложились предпосылки для создания Центра музыкальной терапии в Казанском государственном институте культуры. Появлению нового направления в вузе предшествовал определенный опыт работы преподавателей с населением по программам социальной адаптации в творческих детских студиях, Университете III возраста по танцевальной терапии и народно-прикладному творчеству, а также научные исследования и практическая арт-терапия по выздоровлению людей с ограниченными возможностями.

Важно то, что творческая работа вуза направлена на культурно-просветительскую мотивацию личности и всестороннее раскрытие ее творческого потенциала. Творческий вуз располагает достаточной технической и информационно-технологической базой для реализации инновационных образовательных программ по специализации «Музыкальная терапия».

Для введения нового направления есть все возможности и, прежде всего, опытные кадры: доктора наук, профессора Д.В. Шамсутдинова, Л.Е. Савич, Г.П. Меньчиков, Л.Ю. Сироткин, Ю.Н. Дрешер, С.Д. Бородина, кандидаты наук, доценты Р.Р. Гарифуллин, Т.Ю. Гордеева, изучающие разные аспекты духовно-нравственного, психологического, физического, социального здоровья личности, а также арт-терапевтические технологии в оздоровительной системе населения.

В ряду уважаемых ученых одно имя находится ближе всех к содержанию музыкальной терапии. Кандидат философских наук, заведующая кафедра музыкознания и музыкально-прикладного искусства Татьяна Юрьевна Гордеева является последовательницей доктрины С.В. Шушарджана, а также представителей немецкой школы арт-терапии г. Берлина. Т.Ю. Гордеева освоила азы музыкотерапии, заложенные в европейской медицине: клинико-экспериментальной и оздоровительной, посетив мастер-классы в Университете культуры г. Берлина и курсы музыкотерапевтов в 2014 грду в Научно-исследовательском центре музыкальной терапии в Москве и на базе Европейской академии музыкальной терапии в Болгарии. Ей присвоен сертификат специалиста по музыкальной терапии, выданный Национальной ассоциацией музыкальных терапевтов (сентябрь 2014 г.), подтверждающей, что она получила обширные знания, необходимые для оздоровительной практики, преподавания и исследовательской работы в данном направлении.

С января 2015 года при Научно-образовательном центре трансфера знаний (директор – доктор пед. наук, проф. Л.Е. Савич) при Казанском государственном институте культуры идет полугодовое обучение группы преподавателей и студентов разных специальностей (включая врачей) по программе профессиональной переподготовки по направлению «Музыкальная терапия». В мае 2016 года выпускники данных курсов получат право на ведение профессиональной деятельности в области музыкальной терапии.

В 2016/2017 учебном году будет осуществлен набор абитуриентов в коммерческую группу на очную форму обучения по направлению «Педагогическое образование» по профилю «Музыкально-педагогическая реабилитация и музыкальная терапия» (бакалавриат). В будущем дипломированные специалисты будут работать в ДМШ, ДШИ, общеобразовательных школах, в реабилитационных центрах, центрах дополнительного образования, досуговых центрах при ДК, а также в интернатах для детей с отклонениями в развитии, в университетах III возраста. Специалисты будут осуществлять музыкально-педагогическую деятельность методами эмоциональной адаптации и восстановления комфортного психо-эмоционального состояния человека.

Открытие данной специализации по музыкальной терапии открывает новые возможности для КазГИК. Бакалавриат по подготовке музыкотерапевтов осуществляется впервые в России, и для казанского вуза большая честь участвовать в открытии уникальных инновационных проектов, открывающих двери в новый мир интеграционных процессов в науке и искусстве.

 

Литература:

  1. Платон. Аристотель. М.: Молодая Гвардия, 2005. – С. 87.
  2. Портал о здоровье и личностном росте. Как музыка влияет на мозг? http://www/kak-stat.ru/ru/tech/113-music-mozg.
  3. Самсонова Г., Веневцева Ю., Мельников А. Музыкальная терапия как кросс-культурное явление / Здоровье как социокультурный феномен: материалы 1-й электронной Международной научной конференции 15 мая – 15 октября 2010. – Казань, 2011. – С. 266.
  4. Шушарджан С.В.http://mart-myart.ru/stati_kniga_v_art_terapii/muzukalnayterapia/