Пишем о том, что полезно вам будет
и через месяц, и через год

Цитата

Я угрожала вам письмом из какого-нибудь азиатского селения, теперь исполняю свое слово, теперь я в Азии. В здешнем городе находится двадцать различных народов, которые совершенно несходны между собою.

Письмо Вольтеру Екатерина II,
г. Казань

Хронограф

<< < Апрель 2024 > >>
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          
  • 1778 – Родился просветитель, педагог, языковед Ибрагим Исхакович Хальфин. Он представитель известной фамилии Хальфиных. Общий педагогический стаж их учительской династии составляет 60 лет

    Подробнее...

Новости от Издательского дома Маковского

Finversia-TV

Погода в Казани

Яндекс.Погода

Опыт, который может пригодиться

Местное самоуправление в России было введено в 1864 году указом Александра II согласно «Положению о губернских и уездных земских учреждениях».

Термин «местное самоуправление» официально не применялся. В документах говорилось об «общественном управлении» или земствах. Самоуправление устанавливалось в границах административно-территориальных единиц – губернии и уезды.

Городские самоуправленческие учреждения появились позднее, согласно Городового положения, утвержденного императором Александром II 16 июня 1870 г.

В организации и деятельности органов самоуправления Казанской губернии и Казани было немало поучительного. Они избирались на 4 года. Выборы гласных проводились по имущественному цензу. В зависимости от суммы платежей в городской бюджет избиратели делились на три разряда.

В качестве примера Э.Черняк и А.Мадияров, авторы книги «Городское самоуправление в Казани: 1870-1892 гг.», которая использована при подготовке этой публикации, взяли выборы гласных в Казанскую думу в декабре 1874 г. на четырехлетие с 1875 по 1879 г. В списки избирателей было включено 4657 горожан. Среди избирателей первого разряда были в основном промышленники и купцы (последних примерно 60 человек). Во второй разряд были включены 416 человек: 267 купцов, а также почетные граждане города, дворяне, мещане, чиновники, отставные военные. Третий разряд составили 4153 человека.

В городскую Думу избиралось 72 гласных – по 24 в каждом из трех разрядов. Если в первом разряде один гласный был от 3,7 избирателя, во втором – более чем от 17, то в третьем – от 173. Лица, не имевшие недвижимости и собственного дела, а также женщины к выборам не допускались.

Социальный состав гласных и кандидатов в гласные не был однородным. Среди них было немало весьма состоятельных и хорошо известных в городе людей. Так, среди гласных в период с 1875 по 1879 г. были купцы М.М.Азимов, И.И.Кривоносов, К.И.Романов, А.Я.Сайдашев, А.А.Серебренников, В. Е.Соломин, И.Г.Юнусов, дворяне В.М.Молоствов, В.В.Молоствов, К.А.Юшков, Н.Е.Боратынский, фабриканты Н.К.Крестовников и К.К.Крестовников, Е.П.Янишевский, чиновники – коллежские советники A.M.Алкин и П.Т.Жуковский, статские советники Н.П.Соколовский и С.В.Дьяченко, купцы В.И.Заусайлов, М.С.Аитов, И.И.Айтуганов, З.У.Усманов...

Многие гласные являлись попечителями или членами попечительских советов учреждений культуры, образования и здравоохранения, внося на их содержание значительные суммы личных средств. По вероисповеданию и национальности были представлены в основном православные христиане (русские) и мусульмане (татары). Первые составляли абсолютное большинство.

На ведущие должности – городского головы, его заместителя и городского секретаря татары не избирались.

Заседания Казанской городской думы производились публично, на них рассматривался широкий круг вопросов жизни города. На каждое заседание в среднем приходилось более шести дел. Постановления печатались отдельными брошюрами.

Городовое положение 1870 г. было утверждено царем. Государственная власть в губерниях обязана была обеспечить его беспрекословное выполнение на местах, осуществлять контроль за тем, чтобы органы городского самоуправления в своей деятельности не выходили за пределы установленных для них рамок.

По существу они рассматривались государственной властью в качестве своих вспомогательных органов, на которые не только перекладывалась большая часть забот по управлению городским хозяйством и организации жизни в городах, но и возлагались обязанности по содержанию полиции, расквартированию войск и другие подобного рода обязанности, ложившиеся тяжелым бременем на городской бюджет.

Деятели органов городского самоуправления при вступлении в должность давали клятву верности императору. Гласные на первом заседании Думы очередного созыва избирали тайным голосованием городского голову на четырехлетний срок, его заместителя и городского секретаря, а также членов городской управы – исполнительного органа думы. Численность членов управы определялась Думой. Так, в декабре 1870 г. в управу были избраны 6 гласных, шестеро стали кандидатами.

Первым городским головой Казани в декабре 1870 г. был избран купец Козьма Иванович Романов, заместителем – купец Василий Иванович Заусайлов. Оба были утверждены в должностях министром внутренних дел, однако вскоре Романов отказался от должности – по своим торговым делам он не мог исполнять общественные обязанности головы. 30 ноября 1870 г. городским головой был избран статский советник Ераст Петрович Янишевский, профессор Казанского университета.

Янишевский избирался городским головой Казани и на последующие два четырехлетия, проработав в этой должности 12 лет – до 1882 г.

Последним головой Казани был статский советник Василий Дементьевич Воронин (из мещан), выпускник юридического факультета Казанского университета, избранный в мае 1913 г. и исполнявший обязанности головы до 25 октября 1917 г.

В книге «Достойны памяти потомков», подготовленной к печати Главным архивным управлением при Кабинете министров Республики Татарстан и изданной в 2002 г., рассказывается о 38 городских головах Казани. Еще пятеро исполняли обязаны главы города неполный срок.

Клятвенное обещание

Я, нижепоименованный, обязуюсь и клянусь Всемогущим Богом, пред Святым Его Евангелием, в том, что хочу и должен в подлежащем ныне выборе на службу действовать по чистой моей совести, беспристрастно, не из собственной моей корысти, не по дружбе или вражде, выбрать сего города из моих сограждан такого, которого нахожу способнейшим и чистой совести, и от которого я надеюсь, что он в возлагаемом сем общем деле окажет себя верным рабом Его Императорского Величества, усердным сыном отечества и согражданином ревностнейшим о общем благе и исполнителем Величайшия воли Его Императорского Величества. Если же при выборе инако поступлю, то подвергаю себя как нерадивый о пользе и благе всего отечества в сей жизни всеобщему своих граждан презрению, а в будущем пред Богом и судом Его страшным ответу. В заключение же сей моей клятвы целую Слова и Крест спасителя моего. Аминь».

 

«Казанские истории», №1-6, 2006 год