Пишем о том, что полезно вам будет
и через месяц, и через год

Цитата

Лучше молчать и быть заподозренным в глупости, чем отрыть рот и сразу рассеять все сомнения на этот счёт.

Ларри Кинг, тележурналист, США

Хронограф

<< < Апрель 2024 > >>
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          
  • 1778 – Родился просветитель, педагог, языковед Ибрагим Исхакович Хальфин. Он представитель известной фамилии Хальфиных. Общий педагогический стаж их учительской династии составляет 60 лет

    Подробнее...

Новости от Издательского дома Маковского

Finversia-TV

Погода в Казани

Яндекс.Погода

Историческая хроника представительной власти России и Татарстана

В марте 2006 года вышел специальный номер «Казанских историй», посвященный 100-летию российского парламентаризма. В нем была опубликована хроника развития представительной власти в нашей стране, начиная с боярской Думы.

Российская империя

Боярская дума стала первым опытом сословного представительства. В период феодальной раздробленности Руси она была советом феодалов – великого князя и его вассалов, имевших политические полномочия. Если князь не советовался со своими боярами, летописец XII в. отмечал это как признак недоброго царя.

С конца XV в. Дума превратилась в постоянный совещательный орган при верховной власти. Со второй половины XVII в. состав Думы постоянно сокращался, уменьшалось и ее влияние на дела в государстве.

 

Первый Земский собор был созван в 1550 г. (1549 ?). Создание нового сословно-представительного учреждения связано с ростом политического значения дворянства.

Присутствие на заседаниях было обязанностью, а не правом. Некоторые соборы заседали часами, другие – днями, а Собор 1613 г. длился целых три года.

 

С 1699 г. на смену Боярской думе пришла Ближняя канцелярия из восьми доверенных лиц царя, которая стала предшественницей Правительственного Сената, учрежденного указом Петра I от 22 февраля 1711 г. Сенат имел законосовещательный характер, первоначально функционировал как временный коллегиальный орган для управления страной в отсутствие царя. После смерти Петра I значение Сената упало. Анна Иоановна сделала попытку его возродить, но при Елизавете Петровне функции Сената опять были ограничены. При Екатерине II, в 1763 г., роль Сената возросла, но с созданием министерств (1802) деятельность этого органа власти была ограничена судебно-апелляционными функциями.

 

1 (13) января 1810 г. по предложению М.М.Сперанского был учрежден Государственный совет, который рассматривал законопроекты перед их утверждением императором. Законодательной инициативой Совет поначалу не обладал, но его мнение, утвержденное царем, становилось законом. Членов Совета назначал царь из числа высших сановников. Министры входили в Совет по должности.

В Государственном совете были и представители Казанской губернии: профессора Казанского университета Н.Загоскин и А.Васильев.

 

В 1863 г. было задумано создать при Госсовете «съезд государственных гласных» из 150-200 человек, которые избирались бы от губернских земств и крупнейших городов. Идея реализована не была.

К 1905 г. Совет представлял собой возрастное собрание, «архив государственной мудрости», по замечанию современника.

 

Булыгинская дума вошедшее в историю наименование проекта представительного законосовещательного органа в России, о создании которого было объявлено царским манифестом от 6 августа 1905 в соответствии с Положением о выборах в Государственную думу. Проект был разработан в министерстве внутренних дел (министром был А.Г. Булыгин – отсюда название).

Думу планировалось созвать не позднее середины января 1906 г. Большинство населения, согласно проекту, не имело избирательных прав (рабочие, женщины, военнослужащие, учащиеся и т.д.). Проектировавшееся сравнительно высокое представительство от крестьянской курии объяснялось расчётом правящих кругов на консервативность крестьянства. Либеральная буржуазия согласилась участвовать в выборах. Меньшевики выдвинули лозунг "организации революционного самоуправления" в условиях сохранения самодержавия. Большевики призывали рабочих и крестьян к активному бойкоту Думы.

Октябрьская всероссийская политическая стачка 1905 г. вынудила императора Николая II издать Манифест 17 октября 1905 г., в котором в России впервые вводилась законодательная ветвь власти.

6 августа 1905 г. указом Николая II была учреждена первая Государственная Дума. Государственный совет имел право вето на ее решения.

Первая Дума работала с 27 апреля до 8 июля 1906 г. – всего одну сессию. Депутаты вступили в жесткую конфронтацию с исполнительной властью, потребовав отставки правительства. Царь предпочел распустить Думу.

 

С 20 февраля по 2 июня 1907 г. работала вторая Государственная Дума. Из двухсот с лишним сотен законопроектов, внесенных ведомствами, она сумела рассмотреть только 31. Центральным вопросом для противоречий с исполнительной властью оставался аграрный. Эта Дума также была распущена.

 

Третья Государственная Дума избиралась по новым правилам: было сокращено число депутатов до 442, уменьшилось число выборщиков, землевладельцы увеличили свое представительство в полтора раза, крестьян стало меньше. Эта Дума проработала весь созыв – с 1 ноября 1907 до 9 июня 1912 г., приняв законы о реформе, внесенные правительством кабинета П.А.Столыпина, а также законы о местном суде, о крестьянском землевладении, о страховании рабочих, ряд актов об организации самой Думы.

 

Деятельность четвертой Государственной Думы – с 15 ноября 1912 по 25 февраля 1917 г. – проходила в условиях первой мировой войны и внутреннего кризиса, завершившегося Февральской революцией. В октябре 1917 г. Временное правительство распустило и Государственную Думу, и Государственный Совет.

Боярская дума стала первым опытом сословного представительства. В период феодальной раздробленности Руси она была советом феодалов – великого князя и его вассалов, имевших политические полномочия. Если князь не советовался со своими боярами, летописец XII в. отмечал это как признак недоброго царя.

С конца XV в. Дума превратилась в постоянный совещательный орган при верховной власти. Со второй половины XVII в. состав Думы постоянно сокращался, уменьшалось и ее влияние на дела в государстве.

 Российская Социалистическая Федеративная Республика

 В 1917 г.на основе всеобщего избирательного права было создано Учредительное собрание, в которое было избрано 715 депутатов. На первое заседание 5 (18) января 1918 г. явились 410 человек, среди которых преобладали эсеры-центристы. Собрание отказалось принять ультимативное требование большевиков о признании декретов двух съездов Советов и было разогнано утром 6 января. В ночь на 7 января ВЦИК принял декрет о роспуске Учредительного собрания.

 

Новую представительную власть образовали  советы рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. С конца января 1918 г., после создания объединенных советов, органы представительной власти новой России стали называться советами депутатов трудящихся, с 1977 г. –  советы народных депутатов.

Советы были на всех уровнях власти: Верховные – СССР, союзных, включая РСФСР, республик, автономий, а также городские, районные, сельские и поселковые. В главном органе представительной власти страны  – Верховном Совете СССР – было две палаты:  Совет Союза и Совет Национальностей.

Казанская губерния и Татарская АССР

Представительную власть в Казанской губернии осуществляло губернское земское собрание, существовавшее до февральской революции 1917 г., в Казани – городская Дума.

 

2 (15) марта 1917 г. по примеру Санкт-Петербурга состоялось   объединенное собрание Советов рабочих и солдатских депутатов Казани, избравшее президиум и председателя. 14  марта был создан городской Совет – первый орган представительной власти народа в Казанской губернии.

 

6 мая 1917 г. на первом губернском съезде крестьянских депутатов был избран губернский Совет крестьянских депутатов, 8 мая он был объединен с Советом рабочих и солдатских депутатов. Вслед за губернским центром Советы стали создаваться в уездах и волостях.

 

26 и 27  сентября 1920 г. в Казани работал первый  съезд Советов Автономной Татарской Социалистической Советской Республики (АТССР). Он имел учредительный характер и был призван образовать систему постоянно действующих высших органов власти автономной республики. Съезд избрал Центральный Исполнительный Комитет (ЦИК) Советов в составе 56 человек, который в перерыве между съездами Советов должен был выполнять функции высшего органа представительной   власти республики. На первом пленарном заседании ЦИК 28 сентября был избран его Президиум из семи человек во главе с Бурханом Мансуровым (Самохвалов, Таняев, Денисов, Ярулин, Копнов и Гайнуллин) и образовано Правительство – Совет Народных Комиссаров во главе с Сахибгареем Саид-Галиевым (Измайлов, Изюмов, Рошаль, Султанов, Нехотяев, Исхаков, Бочков, Догадов, Мухтаров, Валидов, Гордеев, Иванов, Хахарев, Вейцер). Б.Мансуров и С.Саид-Галиев стали членами высшей партийной инстанции республики – бюро Татарского обкома ВКП (б).

Съезд Советов  в пределах своей компетенции принимал законы,  в его компетенции находилось принятие и изменение Конституции Татарской республики, которая утверждалась Верховным Советом РСФСР. Съезд Советов ТАССР созывался поначалу ежегодно, затем с 1929 г.  – раз в два года. Всего за период с 1920 по 1937 гг. состоялось 11 съездов. Особое значение имели   съезды, на которых принимались Конституции республики: в 1926 и 1937 гг.

 Начиная с 15 сентября 1920 г. во всех уездах прошли уездные съезды Советов.

Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика

В соответствии с конституциями СССР и РСФСР в 1937 г. действующая система представительной власти в республике была заменена новым органом народного представительства – Верховным Советом Татарской Автономной Советской Социалистической республики (ТАССР), который был наделен широкими полномочиями. После Великой Отечественной войны получила развитие новая  организационная форма работы советов – сессионная. 

 

26 марта 1989 г. впервые на альтернативной основе при большой активности избирателей состоялись выборы народных депутатов СССР нового созыва. Пленарные заседания проводились в виде съезда. Первый  Съезд начался 25 мая. Из числа народных депутатов был избран Верховный Совет СССР (554 человека).

 

Первый съезд народных депутатов РСФСР работал с 16 мая по 22 июня 1990 г. После расстрела Верховного Совета РФ в октябре 1993 г. Президент Б.Ельцин принял ряд решений, которые повлекли за собой отмену советской системы представительной власти. Съезд народных депутатов России был упразднен. В России вновь появилась Государственная Дума.

 Российская Федерация

В 1990 г. впервые в истории республики выборы в Верховный Совет ТАССР и местные советы проводились на альтернативной основе по обновленному  избирательному законодательству. В Верховном Совете появились первые в истории представительной власти республики депутатские группы и фракции: «Народовластие», «Суверенитет», «Татарстан», «Согласие» и другие. С преобразованием ТАССР в Татарскую ССР, а затем – в Республику Татарстан Верховный Совет приобрел все полномочия, присущие профессиональному парламенту.

 

Парламент  Российской Федерации – Федеральное собрание –  имело две палаты – Совет Федерации (верхняя палата) и Государственную Думу (нижняя палата).

 

Первая Государственная Дума Российской Федерации  была избрана в декабре 1993 г. в составе 450 депутатов. Впервые в истории страны половину депутатов составляли представители общественных организаций. Следующие выборы в Думу проходили в декабре 1995 г., потом – в декабре 1999 г. Последние состоялись в декабре 2003 г. 

 

Уже трижды менялись функции и порядок избрания членов Совета Федерации, которых  иногда называют сенаторами. Члены первого состава  Совета избирались населением,   второй состав составили первые лица от законодательной и представительной власти российских регионов. Сегодня Совет Федерации формируется из назначенцев: половина палаты – представители руководителей республик, краев и областей, вторая – представители законодательных собраний субъектов РФ.

Республика Татарстан

В октябре 1993 г.,когда указом Президента Б.Ельцина были упразднены все Советы Российской Федерации, в Татарстане тоже начался процесс реформирования государственной власти. 30 ноября 1994 г. Верховный Совет   внес в Конституцию республики ряд существенных изменений, в частности, установил новое наименование и новый статус высшего представительного органа Татарстана. Этот орган стал называться Государственным Советом. Он был конституирован как парламент республики, высший представительный, законодательный и контрольный орган государственной власти.

 

Государственный Совет впервые был сформирован в 1995 году, после выборов депутатов первого созыва, которые прошли 5 марта. Парламент состоял из 130 народных депутатов, которые были избраны по административно-территориальным и территориальным округам сроком на 5 лет. На первой сессии Государственного Совета 30 марта были избраны 39 народных депутатов  для  работы в парламенте на постоянной основе. Остальные депутаты совмещали депутатские обязанности с основной работой, в том числе в исполнительных органах власти.

Совет работал в режиме двух сессий. На пленарную собирались все депутаты, заседания малого парламента в составе постоянно действующих депутатов проводились каждую среду.

 «Казанские истории», №1-6, 2006 год