Пишем о том, что полезно вам будет
и через месяц, и через год

Цитата

Я угрожала вам письмом из какого-нибудь азиатского селения, теперь исполняю свое слово, теперь я в Азии. В здешнем городе находится двадцать различных народов, которые совершенно несходны между собою.

Письмо Вольтеру Екатерина II,
г. Казань

Хронограф

<< < Апрель 2024 > >>
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          
  • 1915 – Родился певец, народный артист ТАССР Усман Гафиятович Альмеев. После завершения учебы в Татарской оперной студии при Московской консерватории работал в Татарском театре оперы и балета

    Подробнее...

Новости от Издательского дома Маковского

Finversia-TV

Погода в Казани

Яндекс.Погода

Хлеба и зрелищ! Табака и разрухи!

Такими представляются желания казанцев, вовлеченных в водоворот революционных страстей начала XX века.

С приходом к власти большевиков на Православную церковь начались неисчислимые гонения. Закрывалось и разрушалось огромное количество святых обителей. Известнейший в нашем городе и далеко за его пределами Казанский Богородицкий монастырь также не избежал этой участи. Вместе с другими монастырями и церквями города он претерпел немалые надругательства жестокосердных людей.

К моменту разрушения архитектурный комплекс обители поражал своим величием. По данным Анатолия Елдашева, Казанский Богородицкий монастырь, сначала занимавший небольшую площадь, постепенно разросся и к началу XIX века занял обширный неправильный многоугольник, ограниченный нынешними улицами Большой Красной (Большой Казанской), Красина (Поперечно-Казанской), Нагорной и ныне не существующим Пятницким переулком, отделявшим монастырь от территории приходской Пятницкой церкви. Древнейшие здания монастыря не сохранились, ныне существующие храмы и постройки относятся в основном к XIX веку.

Монастырские сооружения были обнесены каменной стеной, построенной в начале XIX века. Архитектурной доминантой комплекса являлся главный собор – во имя Казанской иконы Божьей Матери, выдающийся памятник русского классицизма, где находилась чудотворная икона Казанской Божьей Матери. Собор был построен вместо старого храма в 1594-1596 годах по проекту известного зодчего И.Е.Старова под наблюдением казанского архитектора Ф.Е.Емельянова. На закладке собора 30 мая 1798 года присутствовал император Павел I с великими князьями Александром (будущим императором Александром I) и Константином. В 1808 году храм был расписан и освящен. К сожалению, собор утрачен. Сейчас на этом месте – корпуса табачной фабрики.

Церковь Николы (Николая) Тульского расположена в той части монастыря, которая выходит на улицу Нагорную. Приходская Николо-Тульская церковь существовала уже в год обретения чудотворной иконы Казанской Божьей Матери (построена, вероятно, купцами из Тулы, которых было немало среди первых русских поселенцев в Казани). Именно в этой церкви икона находилась в первые месяцы после обретения. По проекту, составленному в 1806 году архитектором Я.М.Шелковниковым, в 1810-1816 годах был построен новый Николо-Тульский храм.

Церковь Николы Тульского служила зимним собором монастыря, в ней зимой находилась чудотворная Казанская икона Божьей Матери. Храм сохранился в сильно перестроенном виде, сейчас в нем размещены корпуса табачной фабрики. Над всей Казанью высилась 55-метровая шестиярусная колокольня (для сравнения, колокольня Петропавловского собора имеет в высоту 49 м). Сейчас на ее месте площадка перед проходной табачной фабрики.

Несколько сооружений монастыря выходили на Казанскую (ныне Большая Красная) улицу. «Южный» корпус с надвратной Крестовоздвиженской церковью был построен в 1882-1887 годах. Двухэтажное здание с купольным этажом в стиле классицизма по облику почти полностью совпадает с Никольским собором.

В купольном этаже находилась церковь, на первом и втором этажах – общая монастырская трапезная, живописная мастерская, больница, ризница, комнаты сирот, воспитывавшихся в монастыре, в подвале – пекарня и квасная. Софийская церковь служила надвратной церковью до того, как была построена новая ограда и церковь оказалась в глубине территории монастыря.

На территории монастыря были золотошвейная мастерская и церковно– приходная школа. В «настоятельском» и «никольском» корпусах, полукругом охватывающих собор, жила основная часть монахинь и послушниц.

1920 год послужил отправной точкой к осквернению святого места. Тогда 270 десятин земли и все постройки Богородицкого монастыря были конфискованы государством. В 1925 году для того, чтобы получить свои же здания в аренду, религиозная община монастыря зарегистрировалась как коллективное товарищество.

В 1929 году Министерство народного просвещения (Наркомпрос) ходатайствует о предоставлении церкви под столовую для студентов, а НКВД – о закрытии малой церкви и использовании здания для расширения школы №12. Оба ходатайства получают отказ, но в этом же году в жилых корпусах монастыря располагается общежитие для студентов и педагогов.

В другой части монастыря – в Богородицком соборе, который стал складом Татхлебсоюза, зерно осыпали прямо под иконостасы.

Во второй половине 1920-х годов в государстве стал преобладать «воинственный подход» к религии. В соответствии с постановлением «О религиозных объединениях» от 8 апреля 1929 года и инструкцией постоянной комиссии по вопросам культов от 16 января 1931 года для ликвидации церкви достаточно было признать ее ветхой или получить ходатайство населения для использования здания под общие нужды.

В январе 1931 года «в виду материальной несостоятельности» монастыря Казанская Богородицкая община в составе 120 человек переводится в Петропавловский собор. Здания бывшего монастыря в том же году отдаются под строительство кинофабрики «Востокфильм», однако в 1934-м объединение закрывается и строительные работы прекращаются. Выстроенные фабрикой павильоны в дальнейшем были демонтированы. До 1942 года здания церкви оказались «законсервированными».

Во время войны в Казань эвакуируются сразу две табачные фабрики – московский «Дукат» и фабрика из города Выборга, которые объединяются в одну и размещаются в зданиях монастыря. «Табачка» начинает снабжать фронт неизменной солдатской махоркой. Главной рабочей силой фабрики была молодежь с близлежащих улиц, которая, в большинстве своем, даже не догадывалось о том, на каком месте она стоит. Жительница Казани, 75– летняя Л.М.Фазлеева, работавшая с 13 лет и до пенсии на табачной фабрике, вспоминает о необъяснимых явлениях, происходивших на «Табачке»: слышались голоса, шаги, стоны, плач и песнопения.

Фабрика работает и по сей день, обезображивая некогда прекрасную святыню не только своим предназначением, но и внешним видом. Как сказано выше, производственные цехи расположены в приспособленных сооружениях монастыря. Административный корпус с проходной – новострой послевоенных лет.

Трудно сказать, как бы складывалась судьба Богородицкого монастыря дальше, если бы ни интерес руководства Казани к Ватиканскому списку Казанской иконы Божьей Матери. Старые постройки потихоньку разрушались. Реконструкция, столь необходимая памятнику истории и архитектуры, не началась даже в преддверии 1000-летия Казани, хотя была включена в юбилейную федеральную программу. И только когда реальным стало возвращение чудотворной иконы из Ватикана, начались интенсивные работы по восстановлению Крестовоздвиженской церкви, из которой выселили студентов факультета русской филологии Казанского педагогического университета.

Скорее всего, в этом храме и будет храниться список Казанской иконы Божьей Матери – дар Папы Римского православным России.

"Казанские истории", №1-2, 2005 год