Пишем о том, что полезно вам будет
и через месяц, и через год
|
25.07.2017

Цитата

Я угрожала вам письмом из какого-нибудь азиатского селения, теперь исполняю свое слово, теперь я в Азии. В здешнем городе находится двадцать различных народов, которые совершенно несходны между собою.

Письмо Вольтеру Екатерина II,
г. Казань

Погода в Казани
+15° / +22°
Ночь / День
.
<< < Июль 2017 > >>
          1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31            
  • 1948 – Открыто первое в ТАССР промышленное нефтяное месторождение, названное Ромашкинским. Это случилось у деревни Тимяшево Ново-Письмянского района.

    Подробнее...

Городская конно-железная, она же «конка»...

Министерство путей сообщения России 1 января 1870 года одобрило проект конно-железной дороги в г.Казани. Через пять лет, в 2 часа дня 2 октября 1875 года, была открыта казанская конка.

К концу 19 века действовало 5 линий конно-железной дороги общей протяженностью 18,3 км. Средняя скорость движения не превышала 7,5км/час. «Конка» прекратила свое существование 13 декабря 1900 года. Мы попросили рассказать о «конке» известного казанского краеведа, постоянного автора нашей газеты Бориса ЕРУНОВА.

Ходить пешком удобно и приятно лишь на короткие расстояния. В остальных случаях удобнее пользоваться «средствами передвижения»... Хорошо, коль есть собственный «выезд»; чуточку хуже, если его нет, но есть деньги на «лихача». Куда хуже, если денег маловато, а идти пешком далековато... Тогда единственно надежное средство – «общественный транспорт»... Самым распространенным и демократичным видом общественного транспорта 70-х годов 19 века стала «конка»... Для непосвященных – это вагончики, неспешно перемещаемые по рельсам лошадками... В Казани «начало» «конки» восходит к 1862 году, когда г. Шипов внес соответствующий запрос в городскую думу. «Дело» было «отмечено», реализация его отложилась. Самым настойчивым пропагандистом «конки» стал у нас отставной инженер – штабс-капитан г.Панаев. Он разработал полномасштабный проект нового вида транспорта (1867 г.). В него вошли планы сетей новой дороги, места «депо» и проч., и проч. Проект был утвержден даже в Министерстве путей сообщения России (1872 г.). И тут г.Панаев передает свой «контракт с городом о конно-железной дороге и все обязательства по нему» капитану 1-го ранга князю Э. Ухтомскому, А. Этолину и Г. Тальквисту [1]. Эта «тройка» сумела довести дело строительства дороги до «победного конца», причем решающая роль здесь принадлежит «петербургскому купцу» г.Тальквисту. «...Постройка «конки» идет весьма успешно... Начавшись лишь в июне, она в настоящее время доведена по дамбе до города... Путь ее от дамбы пролегает по Владимирской ул., по Петропавловской... до Большой Проломной...» [2]. «...Движение по конно-железной дороге производится уже несколько дней от Устья до города, все идет не по расписанию и не за деньги... Вагоны «конки» красивы и удобны...Только в них нет места для ручного багажа...» [3]. И вот наконец он – День Открытия: «...Погода была ненастной... Но пришло много публики... Вся дамба украшена национальными флагами и бумажными фонарями... В специально устроенной палатке... две иконы из Благовещенского собора и Казанского монастыря... За час до молебна прибыло специально украшенных 12 вагонов, обслуга в парадной форме... Обедня по случаю открытия была отслужена на Памятнике... Архиепископ Антоний окропил святой водой рельсы и вагоны... В 2 часа дня, по свистку... поезд тронулся в город... Через 10-12 сажен у первого вагона что-то попортилось в сбруе... Через 15 минут вагоны снова двинулись в путь, проследовали до Корюкинских номеров на Владимирской улице...» [4]. Сразу же выяснилось, что рельсы во многих местах проложены «поспешно», «идут поверх труб газопровода и водопровода... Подъем полотна поэтому высокий, переезды затруднены, а на Проломной ул. даже запружен сток воды с нагорных улиц...» [5]. Но все дефекты устранялись «в рабочем порядке»... Так что уже год спустя возникло «прямое правильное движение вагонов... из города до пристани на Устье... В настоящее время по Б. Проломной улице ходят уже 5 вагонов...»

Так выглядела "конка". Снимок сделан 19 ноября 1999 года, на параде вагонов от "конки" до трамвая

Так выглядела конка. Снимок сделан 19 ноября 1999 года, на параде вагонов от конки до трамвая

«...Такса конки – от толчка до адмиралтейской станции – 5 копеек, от адмиралтейской станции до вокзала р.Волги – 5 коп. Наружные места 5 + 3 коп... Движение от адмиралтейской станции в город с 7 часов утра, конец в 8 вечера, из города – в 9.30 вечера... Более 40 человек (20 внизу и 20 вверху) в вагоне не допускаются...» [7]. И подписано – Товарищество Волжско-Казанских конно-железных дорог и товарных складов Сивков, Торопченников, Г.Тальквист и Ко... Скорость движения? Ах, господа, судите сами-с: «В полчаса, которые должен ждать пассажир отхода вагона, он два раза уже успеет пройти пешком все это пространство, поэтому часто приходилось встречать пустые, путешествующие друг за другом вагоны...» [8]. Это, конечно, куда как скверно... Но ведь и г.Тальквист «думает» о совершенствовании своего Дела – «...Английские рельсы привезены уже в Казань, колеса же доставлены пока только в Нижний Новгород, сами же платформы будут устроены в Казани...» [9]. Качество выделки новых вагонов было столь высоко, что их выставляли в качестве экспонатов на местных выставках и одаривали всяческими наградами. И Дело «конки» ведь стоит того: «...С 2.10.1875 по 1.10.1876 конно-железной дорогой перевезено 1164809 пассажиров, выручка составила 59367 руб. 69 копеек... С 1.10.1876 по 1.10.1877..1361917 пассажиров...63657 руб. 16 коп...» [10]. Только вот обыватель казанский недоволен и недоволен – «...Как было бы хорошо, если бы... на «конке»... тощие лошади, на которых без сострадания нельзя смотреть, были бы заменены... машиною...» [11]. Хорошо-то оно хорошо, только ждать его пришлось двадцать с лишком лет.

Борис ЕРУНОВ

  Рассказ о «конке» сочинили: 1. КБЛ, 1873, N 80, 11.10. 2. КБЛ, 1875, N 74, 18.09. 3. КБЛ, 1875, N 79, 2.10. 4. КБЛ, 1875, N 80, 5.10. 5. КБЛ, 1875, N 81, 12.10. 6. КБЛ, 1876, N 74, 16.09. 7. КГВ, 1878, N 22, 18.03. 8. КБЛ, 1877, N 1, 2.01. 9. КГВ, 1877, N 15, 8.01. 10. КГВ, 1877, N 97, 10.12. 11. КГВ, 1877, N 81, 15.10.

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить

 Издательский дом Маковского Айтико - создание сайтов