Пишем о том, что полезно вам будет
и через месяц, и через год

Цитата

Я угрожала вам письмом из какого-нибудь азиатского селения, теперь исполняю свое слово, теперь я в Азии. В здешнем городе находится двадцать различных народов, которые совершенно несходны между собою.

Письмо Вольтеру Екатерина II,
г. Казань

Хронограф

<< < Апрель 2024 > >>
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          
  • 1948 – Телекомпания Си-би-си (США) с помощью устройства магнитной записи Model 200A, разработанного американской фирмой AMPEX, начала регулярное профессиональное использование магнитозаписей.  Основателем фирмы и разработчиком устройства был наш земляк, Александр  Матвеевич Понятов, эмигрировавший из России после Гражданской войны

    Подробнее...

Новости от Издательского дома Маковского

Finversia-TV

Погода в Казани

Яндекс.Погода

А судьи кто?

Среди реформ, начатых в России во время царствования Александра II, одной из важных была судебная. Император утвердил новые судебные уставы 20 ноября (2 декабря) 1864 года. Страна была разделена на 108 судебных округов. Один из округов находился в Казани.

Глубоко продуманные преобразования имели сильное влияние на весь строй государственной и общественной жизни России. Реформа внесла в нее совершенно новые, давно ожидавшиеся принципы – бессословность (новый суд стал одинаковым что для купца и дворянина, что для крестьянина или мастерового); публичность и гласность суда (устранялось такое понятие, как «канцелярская тайна»); независимость судей от административной власти; состязательный порядок судопроизводства в присутствии обвинителя и защитника. 

  Казанский губернатор, как высшее должностное лицо местного управления, сосредоточил в своих руках, помимо административных, полицейских и прочих правительственных дел, также и судебные функции. Первоначально ему было поручено отправление суда в губернии, а с 1719 года – надзор за судебными органами. Он был призван следить, чтобы те надлежащим образом исполняли свои обязанности. Кроме того, губернатору поручалось быть «ходатаем и заступником всех бедных людей, не могших найти правильным путем законного удовлетворения в судебных местах».

Что касается уголовного судопроизводства, губернатор должен был заботиться о предупреждении преступлений, наблюдать за производством следствия и, наконец, вершить суд.

Для того, чтобы поставить деятельность губернатора под контроль местного дворянства и отделить судебную организацию от административной, были учреждены должности ландрихтера (по спорам о земле и межеванию) и ландратов – советников (избирались «в каждом городе или провинции всеми дворяны за их руками»). В круг ведомства ландрихтера входил главным образом суд, причем судья был и следователем, т.е. ведал розыском. Ему также поручалось решение некоторых административных вопросов.

С 1719 года ландрихтеру было приказано «быть при делах Юстиц-коллегии, не примешивая к этим делам никаких других». Ландрихтер назначался один на губернию сенатским указом по представлению губернатора или по собственному усмотрению Сената. Он не подлежал суду местных властей, что ставило его в исключительное положение и ограждало законом.

Что же касается ландратов, то царским указом 1713 года им предписывалось образовать губернский совет и «все дела с губернатором делать и подписывать». Единоличная власть губернатора, таким образом, прекращалась. Он становился председателем коллегии, к членам которой должен был относиться «не яко властитель, но яко президент».

Однако на деле получилось по-другому. Приговорами (распоряжениями) Сената – от 10 и 23 февраля 1714 года – в Казанскую губернию было назначено, а вовсе не избрано 14 ландратов, двух из которых губернатор П.С.Салтыков вскоре заменил.

В 1715-1719 годах ландраты возглавили новые административные единицы в составе губернии – доли, и главным предметом их деятельности стало правосудие. В судебном отношении ландрат был первой инстанцией, причем в его компетенцию входили только дела сельского населения.

На практике ландрат оказался в полной зависимости от губернских властей. Так, в 1715 году на казанского губернатора А.П.Салтыкова в Сенат приходили жалобы о том, что он поступает «яко властелински, делает, что хочет, не принимая товарищеского совета».

В 1719 году институт ландратов был упразднен, в губернии, как и везде, учрежден надворный суд, состоявший из президента, вице-президента и членов. Надворный суд рассматривал дела по доносам фискалов, уголовные и гражданские дела, руководил и выступал в качестве апелляционной инстанции к нижним (с 1722 г. – провинциальным) судам.

В 1720 году при нем действовали прокуроры, следившие за правильностью судопроизводства. Надворному суду подчинялись нижние суды двух видов – коллегиальные и единоличные. Их юрисдикция распространялась только на дворянское сословие. Крестьян судили помещики, горожане судились в магистратах, духовные лица – в консистории при Казанской епархии и Синоде.

В 1722 году в провинциях вместо нижних были учреждены 5 провинциальных судов в составе воеводы и асессоров. В 1754-м при городовых магистратах и ратушах Казанской губернии образуются словесные суды, которые в качестве низшей инстанции рассматривали торговые, вексельные и ярмарочные дела, разрешали споры между хозяевами и наемными работниками.

Судопроизводство в основном велось в словесной форме в присутствии истца и ответчика с записью сути дела и решения в особую книгу. Словесные суды состояли из бургомистра и двух выборных заседателей от купечества. Они были упразднены лишь в 1869 году в связи с новой судебной реформой.

В 1775 году была сформирована сословная судебная система. Низшими судебными органами в губернии становятся уездные суды (для дворян в 1775-1880 гг. и для крестьян в 1801-1880 гг.), члены которых (уездный судья и два заседателя) избирались дворянством на три года. Суды занимались приведением в исполнение распоряжений губернского правления, палат гражданского и уголовного суда, разбором спорных дел между помещиками по земельным вопросам, регистрацией купчих на землю и крестьян.

Апелляционной инстанцией для уездных судов стал Верхний земский суд (был создан один на губернию), состоявший из двух департаментов: по уголовным и по гражданским делам. Ему принадлежало право ревизии и контроля за деятельностью нижестоящих судебных инстанций.

Земский суд, будучи уездным административно-полицейским органом в Казанской губернии в 1775-1862 годах, делился на верхний и нижний, с 1796 года остался только нижний (назывался так до 1837 г.). Избирался дворянами и государственными крестьянами. Состоял из земского исправника (капитан-исправника) и заседателей. Подчинялся губернатору и с 1837 года – губернскому правлению.

В Казани в 1782-1800 годах функции земского суда исполняла Управа благочиния, которая приводила в исполнение законы и распоряжения центральной, губернской и городской властей, а также судебные приговоры, рассматривала мелкие гражданские и уголовные дела. В 1775 году для рассмотрения гражданских (в порядке примирительной процедуры) и уголовных дел (по делам о преступлениях несовершеннолетних, невменяемых и т.п.) был создан Казанский совестный суд, который существовал до 1866 года. Он решал вопросы на основании законов и естественной справедливости и состоял из судьи и шести заседателей: по два от дворянства, горожан и государственных крестьян.

Городским сословным органом Казанской губернии в 1775 году становится сиротский суд, который вел дела по опеке над имуществом сирот – потерявших родителей малолетних детей купцов, мещан, ремесленников и беспоместных личных дворян. Возглавлялся городским головой.

Наконец, всю судебную систему в губернии венчали палаты гражданского и уголовного суда. Они находились в ведении Юстиц-коллегии (затем Министерства юстиции), рассматривали и окончательно решали дела, поступавшие из нижестоящих инстанций.

Казанские палаты гражданского и уголовного суда были учреждены в 1775 году, при императоре Павле I, в 1796-м были соединены в Палату суда и расправы с подразделением на два департамента, в 1801-м восстановлены вновь и действовали до 1871 года.

Следует отметить, что в результате реформы 1775 года руководители губернии сохранили известное участие в местном судопроизводстве. Они наблюдали за правильным действием гражданских судей и являлись «заступниками утесненных и возбудителями дел бесгласных», утверждали приговоры уголовной палаты и даже приостанавливали их, донося о случившемся в Сенат и государю.

Низшими выборными крестьянскими судебными органами для разбора мелких гражданских и уголовных дел в 1861-1917 годах были волостные суды. Последние состояли из 4-12 судей (с 1889 г. – председателя и трех судей), которые избирались на волостных сходах (с 1889 г. – уездными съездами).

Волостной суд мог приговаривать к телесному наказанию, штрафу, кратковременному тюремному заключению.

Судебные уставы 1864 года положили начало новым принципам организации судебной системы и судопроизводства. Произошло отделение суда от администрации, судебной власти от обвинительной. Для юридической помощи населению, в том числе для защиты интересов граждан в суде, предусматривалась должность присяжного поверенного (адвоката).

По делам о преступлениях, влекущих за собой наказания, соединенные с лишениями всех или некоторых прав и преимуществ состояния, определение виновности предоставлялось присяжным заседателям, избираемым из местных обывателей всех сословий.

Дело по существу могло разбираться не более как в двух инстанциях. Надзор за судебным разбирательством осуществляла теперь прокуратура. Вводились два вида судов: мировые и общие.

Низшим звеном судебной системы в Казанской губернии в 1869-1889 и 1912-1917 годах становится мировой суд. Мировые судьи единолично рассматривали мелкие гражданские и уголовные дела, ущерб по которым не превышал 500 рублей. Они избирались уездными земскими собраниями и городскими думами и могли быть уволены только по собственному желанию или по суду.

Апелляционной инстанцией были съезды мировых судей.

Общий суд состоял из трех инстанций: окружной суд, судебная палата, Сенат. Окружные суды рассматривали серьезные гражданские иски и уголовные дела. Судебные палаты рассматривали апелляции и являлись судом первой инстанции для политических и государственных дел. Сенат был высшей судебной инстанцией и мог отменять решения судов, поданные на кассацию.

Судебным органом первой инстанции в 1870-1917 годах являлся Казанский Окружной суд. Он рассматривал уголовные (с участием присяжных заседателей) и гражданские дела, не подсудные мировым судьям. Состоял из председателя, который утверждался императором по представлению министра юстиции, двух товарищей (заместителей) и членов.

При Окружном суде существовал суд присяжных, в который, кроме постоянных судей, входило 12 основных и два запасных присяжных заседателя, избираемых жеребьевкой по каждому конкретному делу. Присяжные заседатели устанавливали виновность или невиновность подсудимого, а меру наказания определял судья.

Для рассмотрения наиболее крупных гражданских и уголовных дел, а также должностных преступлений и апелляций на решения окружных судов нескольких губерний была учреждена Казанская Судебная палата (существовала в 1870-1917 гг.,размещалась в Петропавловском переулке, ныне ул.Рахметуллина). Судьи в ней утверждались императором по представлению Министерства юстиции.

В округ Судебной палаты входили, кроме Казанской, Вятская, Екатеринбургская, Пермская, Самарская, Симбирская и Уфимская губернии.

В результате судебной реформы 1864 года появилась адвокатура, которая была призвана оказывать юридическую помощь населению и осуществлять защиту в суде.

Институт присяжных поверенных (адвокатов на государственной службе) был введен при Казанском окружном суде и Казанской судебной палате в 1870 году, с 1874 года в Казани начали действовать и частные поверенные.

Таким образом, во второй половине XIX – начале XX века в нашем крае сложилась стройная система учреждений, которая призвана была обеспечить объективность и независимость в разрешении судебных дел, защитить население от произвола властей и преступности.

Октябрьская революция разрушила эту систему. Декретом Совета Народных Комиссаров о суде №1 от 22 ноября 1917 года все органы суда в Казанской губернии оказались упраздненными. В советское время они стали работать на иных началах.

Новая эпоха потребовала новой организации суда и судопроизводства.

«Казанские истории», №13-14, 2004 год