Пишем о том, что полезно вам будет
и через месяц, и через год

Цитата

Лучше молчать и быть заподозренным в глупости, чем отрыть рот и сразу рассеять все сомнения на этот счёт.

Ларри Кинг, тележурналист, США

Хронограф

<< < Апрель 2024 > >>
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          
  • 1915 – Родился певец, народный артист ТАССР Усман Гафиятович Альмеев. После завершения учебы в Татарской оперной студии при Московской консерватории работал в Татарском театре оперы и балета

    Подробнее...

Новости от Издательского дома Маковского

Finversia-TV

Погода в Казани

Яндекс.Погода

Советы в зареве революций

Представляем очередной материал нашего внештатного автора, члена правления Фонда «Казанские истории» Ольги МАЛЫШЕВОЙ, доцента Казанского государственного педагогического университета. В сегодняшний номер Ольга Леонидовна предложила историю советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов – от первого Иваново-Вознесенского Совета до ВЦИКа.

Кстати, на занятиях с будущими учителями истории она часто использует публикации нашей газеты.

Именем депутатов трудящихся

Рожденные в горниле революции, Советы как  форма представительной власти оказались востребованы партией большевиков. Давая характеристику советам, В.И.Ленин настаивал на их превосходстве над парламентской республикой:

– по своему происхождению это революционные органы, возникшие в ходе восстания;

– они созданы творчеством народных масс;

– действуют под контролем трудящихся, который осуществляется путем выбора и отзыва депутатов;

 – развивают инициативу масс, привлекая их к решению государственных задач..

В период Февральской буржуазной революции идея республики Советов как специфической политической формы государства нового типа стала важнейшей составной частью стратегического плана РСДРП(б). Его специфику Ленин видел в том, что «пролетарское государство неизбежно должно быть государством по-новому демократическим – для пролетариев и неимущих вообще и по-новому диктаторским – против буржуазии)». В рамки пролетарской диктатуры включалось: лишение избирательных прав значительной части населения России, силовые действия по отношению к «бывшим» к советскому режиму людям, жесткий идеологический контроль над всеми слоями общества. Демократия нового типа виделась в выборности и сменяемости депутатов советов, их подчиненности избирателям, осуществлении права отзыва депутатов, гласности в работе советов и т.д.

 Октябрьская социалистическая революция открыла новую страницу в истории советов. 25 октября 1917 г. начал работу II Всероссийский съезд Советов рабочих и солдатских депутатов, который провозгласил образование Республики Советов. Съезд Советов принял декреты о мире, земле, об образовании Советского правительства во главе с В.И.Лениным. Делегацию от Казанской губернии на этом съезде возглавлял большевик Н.Я.Ежов.

 Первые шаги Советской власти были отмечены сломом старых и созданием новых органов государственного управления. Высшим органом власти был провозглашен Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет, который образовал Совет Народных Комиссаров – правительство Республики Советов. Второго декабря 1917 г. был учрежден высший Совет народного хозяйства (ВСНХ), призванный на практике реализовывать задачи по организации экономики страны и руководству народным хозяйством.

 Началось создание системы органов революционного правопорядка: милиции, Всероссийской чрезвычайной комиссии в составе информационного и организационного отделов, судов, трибуналов. Произошли коренные изменения и в общественном строе. 10 ноября 1917 г. декретом об уничтожении сословий и гражданских чинов были упразднены все существующие в России сословия. Для всех устанавливалось общее наименование – граждане Российской Республики. Церковь отделялась от государства, школа от церкви.

 В области национальных отношений принятая 2 ноября 1917 г. Декларация прав народов России провозглашала право народов на самоопределение вплоть до отделения и образования самостоятельного государства, отмену национальных и национально-религиозных привилегий и ограничений, свободное развитие национальных меньшинств и этнических групп. III Всероссийский съезд Советов в январе 1918 г. провозгласил федеративное устройство Российской республики.

 Вслед за центральными органами произошла реорганизация аппарата власти и управления на местах. Резолюция об организации власти в Казанской губернии была принята Казанским комитетом РСДРП 30 октября 1917 г. Еще раньше – 2 марта – возник Казанский Совет рабочих депутатов под председательством Чекунова. 10 марта был создан Совет солдатских депутатов, 14 марта оба совета объединились, их председателем  был избран подпоручик К.Поплавский. В мае оформился Совет крестьянских депутатов во главе с А.Колегаевым.

Советы представляли новую систему власти и весьма успешно противостояли местным властным структурам Временного правительства в условиях Февральской революции. В Казани, как и везде, установилось двоевластие. Городская дума еще в марте заявила о своей поддержке произошедших в столице перемен.

 Первые шаги по созданию новых органов управления предпринимались большевиками совместно с левыми эсерами, организационное оформление которых началось практически сразу после Февральской революции. Левые эсеры широко поддерживались крестьянами, которые увидели в эсеровском лозунге «Земля и воля» исполнение своих надежд на ликвидацию помещичьего землевладения. И эти надежды оправдались. Казанскую губернию захватила эпидемия «черного передела» земли, когда крестьянские сходы явочным порядком объявляли о переходе всех земель в распоряжение крестьянских волостных комитетов. Этот процесс был поддержан левыми эсерами. В мае 1917 г. на 1 Всероссийском съезде крестьянских депутатов, руководимом эсерами, поволжская делегация предложила до Учредительного собрания передать земли земельным комитетам. Под руководством А.Л.Колегаева была принята обширная программа о предоставлении волостным комитетам права на определение продовольственных норм и отвода участков леса для вырубки. Влияние левых эсеров было сильно и среди рабочих и солдат, еще не порвавших связей с деревней.

 С этими реалиями приходилось считаться большевикам, чья организация в Казанской губернии была молодой и немногочисленной. Организационное собрание комитета РСДРП(б) в Казани состоялось лишь 26 марта 1917 г. В состав комитета вошли 16 человек во главе с В.А.Тихомирновым. Первые партийные ячейки были созданы на Пороховом заводе, заводах Крестовниковых и Алафузова. Да и по численности большевики в шесть раз уступали эсерам.

 Идея однородного правительства, которое включало бы не только большевиков, но и представителей всех социалистических партий – эсеров, меньшевиков и других, проваленная в центре, в Казанской губернии, казалось, имела шансы на успех. По крайней мере, в первые месяцы после Октябрьской революции большевики были вынуждены сотрудничать как с левыми эсерами, так и меньшевиками-интернационалистами. Так, в совете Народных Комиссаров, учрежденном 26 февраля 1918 г. портфели были распределены следующим образом:

– Председатель Совнаркома – секретарь губкома РСДРП(б), председатель Казанского Совета рабочих и солдатских депутатов Я.С.Шейнкман;

– заместитель СНК и комиссар внутренних дел – левый эсер Мохов;

– комиссар народного просвещения – левый эсер Максимов;

– комиссар юстиции – левый эсер Котляров;

– комиссар военных дел – большевик Фролов;

– комиссар путей сообщения – анархо-синдикалист Аносов;

– комиссар труда – социал-демократ – интренационалист Брауде;

– комиссар торговли и промышленности – большевик Карпов;

– комиссар земледелия – левый эсер Шнуровский;

– комиссар по делам национальностей – большевик, член Мусульманского социалистического комитета Саид-Галиев;

– управляющий делами СНК – лидер казанских социал-демократов-интернационалистов Вегер.

Таким образом, большевики и левые эсеры получили по 5 мест, социал-демократы-интернационалисты – 2, анархисты – 1 место. Еще шире левые эсеры были представлены в советах. Так, в составе губернского Совета работало 30 левых эсеров. В рабочей секции Казанского Совета фракция левых эсеров (30 чел.) была по численности второй после большевиков (46 чел.). Большевик Покровский констатировал: «Преобладание левых эсеров чувствовалось повсюду, мы были слабы в соваппарате. Они же вели работу и в губернии».. Так что государственное строительство пошло не по тому фарватеру, как хотелось большевикам. На первых порах те были обречены на сотрудничество с левыми эсерами, которое все чаще оборачивалось противостоянием. Логика диктатуры пролетариата не допускала компромиссов и по незначительным вопросам, а время обнаружило различие взглядов по ряду принципиальных позиций.

– Диаметрально противоположным было отношение к крестьянству. Большевики делали ставку на сельский пролетариат и потому поддерживали «солдатско-бедняцкие организации», а значит – обыски, конфискации, репрессии, обострявшие и без того сложную обстановку в деревне. Левые эсеры обращали внимание большевиков на расслоение деревни на «трудовое крестьянство» и «сельскую буржуазию», и считали, что «строить новый социальный порядок без участия трудового крестьянства одними силами пролетариата – это утопия».

– Это, в свою очередь, привело к разным позициям в отношении продовольственной политики. Большевики ратовали за обязательную продразверстку и реквизицию хлеба в случае ее невыполнения. Левые эсеры настаивали на том, что сельский сход должен сам распределять хлебную повинность, так как крестьяне лучше знали, кто является держателем излишков хлеба.

– С реализацией взвешенной продовольственной политики левые эсеры связывали и мобилизацию в Красную армию. Большевики же отстаивали проект мобилизации, по которому в течение 20 дней призыву подлежали рабочие и крестьяне 1895 года рождения.

– Не было единства и в решении национального вопроса. Большевики выступали последовательными противниками штата Идель-Урал и передачи решения национального вопроса в руки мусульман. Левые эсеры поддерживали позицию Мусульманского комитета о провозглашении Урало-Поволжской Советской республики.

– Еще более острыми были разногласия по поводу заключения брестского мира, который левые эсеры определяли как предательство.

На срыв сепаратного мира с Германией было направлено покушение на германского посла Мирбаха. День убийства – 6 июля 1918 г.  – стал началом конца политической карьеры левых эсеров. Казанские эсеры, осудившие это покушение, стали заложниками позиции ЦК ПЛСР. Против них началась «травля» в большевистской прессе, затем был распущен губисполком, где преобладали левые эсеры, разоружена их боевая дружина. После освобождения Казани от белочехов были ликвидированы все левоэсровские организации, а наиболее активные члены партии арестованы.

 Установление единовластия Коммунистической партии стало точкой отсчета нового этапа советской государственности, в том числе и советов. Конституция РСФСР 1918 года закрепила власть советов на основе принципа классовости. Это проявлялось прежде всего в том, что избирательных прав лишались представители буржуазии, духовенства, бывшие служащие полиции и жандармерии, а рабочим предоставлялось преимущество перед крестьянами. Это положение обеспечивалось системой выборов. Если в сельских и городских советах проходили прямые выборы депутатов, то на съезды советов выборы были многоступенчатыми. Сельские советы посылали делегатов на волостной съезд, сельские и городские советы – на уездный; волостные или уездные съезды и городские советы – на губернский съезд Советов. Последние и советы крупных городов – на Всероссийский съезд Советов. Рабочие имели преимущества перед сельскими избирателями.

Характерной особенностью советской государственности было соединение законодательной и исполнительной власти в руках единых представительных органов – советов. Так, ВЦИК являлся одновременно законодательным, исполнительным, распорядительным и контролирующим органом. Деятельность Советов охватывала все сферы жизни РСФСР: проведение военных мобилизаций, продовольственной политики, организация народного хозяйства, культурная политика и т.д.

 С формированием авторитарного политического режима в СССР советы стали звеном централизованной иерархической системы власти, базирующейся на идеологическом единомыслии. Выхолощенными оказались не только содержание деятельности, но и сама идея «новой демократии» в лице советов.

 «Казанские истории», №3-4,  2004 год