Пишем о том, что полезно вам будет
и через месяц, и через год

Цитата

<...> Казань по странной фантазии ее строителей – не на Волге, а в 7 верстах от нее. Может быть разливы великой реки и низменность волжского берега заставили былую столицу татарского ханства уйти так далеко от Волги. Впрочем, все большие города татарской Азии, как убедились мы во время своих поездок по Туркестану, – Бухара, Самарканд, Ташкент, – выстроены в нескольких верстах от берега своих рек, по-видимому, из той же осторожности.

Е.Марков. Столица казанского царства. 1902 год

Хронограф

<< < Апрель 2024 > >>
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          
  • 1948 – Телекомпания Си-би-си (США) с помощью устройства магнитной записи Model 200A, разработанного американской фирмой AMPEX, начала регулярное профессиональное использование магнитозаписей.  Основателем фирмы и разработчиком устройства был наш земляк, Александр  Матвеевич Понятов, эмигрировавший из России после Гражданской войны

    Подробнее...

Новости от Издательского дома Маковского

Finversia-TV

Погода в Казани

Яндекс.Погода

Лекторий в бывшей трапезной

Это правда, что в Казани когда-то был музей религии?

Саша ПЕТРОВ, ученик 9 класса

Ответ на этот вопрос мы нашли в книге Клары Синицыной «Полвека музеев Казани и Татарии

Очерки истории 1917-1967 годов». Такой музей в Казани, дей­ствительно, был. Только назы­вался он по-другому - антирели­гиозный музей. Это был филиал Центрального музея Татарии и размещался он в здании Петро­павловского собора, который пе­рестал быть действующим в 1938 году. В течение месяца специаль­ная комиссия работала над опи­санием ценностей, хранящихся в соборе. Церковные предметы, имеющие художественное или историческое знамение, были пе­реданы в фонды музея (298 предметов), остальные поступили в Госфонд. В короткие сроки му­зейщики разработали экспозицию антирелигиозного содержания, которую разместили в трапезной первого этажа. Несмотря на предвзятое отно­шение к религии в то время, экс­позиция давала довольно полное и объективное отражение исто­рии религии разных эпох. Наи­больший интерес представляли материалы о религии Древнего Египта из коллекции Центрально­го музея. В верхнем этаже собо­ра с помощью преподавателя уни­верситета Е.К.Завойского был установлен маятник Фуко и со­здана выставка «Образование Вселенной», которая должна была доказать, что на небе Бога нет. Естественно, новый музей был призван показать реакцион­ную роль церкви в дореволюци­онной России и ее контрреволю­ционную роль в первые годы со­ветской власти. В верхней трапезной был от- крыт лектории на триста мест, где читались лекции, проводи­лись беседы и диспуты. Несмотря на ряд недостат­ков, которые в немалой степени объяснялись отсутствие опыта в музейном строительстве, анти­религиозный музей, открытый в 1939 году, сыграл определен­ную роль в атеистической про­паганде. Начало Великой Отече­ственной войны внесло серьез­ные коррективы в работу всех музеев. Весь фонд антирелиги­озного музея был передан в Центральный музей, а в Петро­павловском соборе разместился педагогический институт, осво­бодивший свое здание под гос­питаль. Судя по всему, экспонаты антирелигиозного содержания растворились в фондах Цент­рального музея. Никаких упо­минаний о возрождении музея в Петропавловском соборе боль­ше нигде не находим.

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить