Пишем о том, что полезно вам будет
и через месяц, и через год

Цитата

Сей город, бесспорно, первый в России после Москвы, а Тверь – лучший после Петербурга; во всем видно, что Казань столица большого царства. По всей дороге прием мне был весьма ласковый и одинаковый, только здесь еще кажется градусом выше, по причине редкости для них видеть. Однако же с Ярославом, Нижним и Казанью да сбудется французская пословица, что от господского взгляду лошади разжиреют: вы уже узнаете в сенате, что я для сих городов сделала распоряжение

Письмо А. В. Олсуфьеву
ЕКАТЕРИНА II И КАЗАНЬ

Хронограф

<< < Апрель 2024 > >>
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          
  • 1961 – В Казань в сопровождении трех офицеров КГБ прибыл в ссылку Василий Джугашвили, сын Сталина. 19 марта 1962 года был похоронен на Арском кладбище Казани. По просьбе семьи прах перезахоронен на Троекуровском кладбище в Москве

    Подробнее...

Новости от Издательского дома Маковского

Finversia-TV

Погода в Казани

Яндекс.Погода

Архитектор Василий Егерев

На правой стороне 1 аллеи Арского кладбища, чуть в стороне от нее, рядом с новым участком, находится захоронение Василия Васильевича Егерева (1886-1956), заслуженного деятеля науки и техники ТАССР, архитектора и краеведа, ученого, внесшего весомый вклад в исследование и популяризацию казанской архитектуры и искусства, одного из первых советских библиофилов Казани, обладателя крупнейшего собрания книг и древнерусских рукописей, человека, влюбленного в родной край и самоотверженно защищавшего его историческое наследие.

Василий Васильевич Егерев был поистине разносторонней личностью – будучи архитектором, проектируя здания и планируя государственное строительство, Егерев изучал историю родного края, увлекался литературой, музыкой и театром. В архиве Казанского федерального университета   можно найти бессчетное количество различных пригласительных билетов на его имя: на конференции, торжественные заседания, выставки, лекции от всех без исключения вузов, Казанского филиала Академии наук, домов  ученых и учителя, музеев, театров, консерватории. В этом нет ничего необычного, если учитывать присущие Егереву широкую эрудицию и глубокую культуру.

Архитектура интересовала его не сама по себе. На нее он смотрел через историческую призму, связывая ее с богатой культурной жизнью родных мест. Он писал о толстовских домах в Казани, о домах, связанных с пребыванием А.С. Пушкина, о творчестве  Лобачевского, отраженном в памятниках зодчества. Многие из его работ посвящены исследованию истории зодчества Казани, Волжской Булгарии.

Пристально изучая историю, Егерев активно продвигал идею восстановления и сохранения памятного наследия Татарстана. Его первая публикация в «Казанском Музейном Вестнике» «Архитектура в музеях», стала программой всей жизни Василия Васильевича. Он предлагал систематизировать многосторонние исследования отдельных зданий и города в целом, изучать творчество каждого выдающегося зодчего, поскольку «никакое изучение немыслимо без собирания материала».

В 1922 году Егерев оканчивает Политех со специальностью «Гражданское зодчество и строительные материалы» с дипломом инженера-архитектора. Тогда же упраздняется ГУБКОМГОСООР, ставший к тому времени уже ТАТКОМГОСООРОМ. Постановлением Совета Народных Комиссаров республики с 1 марта при Экономическом Совете Татсовнаркома создается Строительное управление архитектора Татарской Республики, прообраз будущего Госстроя, с юридическим адресом: ул.К. Маркса, д.53, кв.З.

По каким-то причинам назначенный начальником Юлиан Исаевич Герштейн пробыл им всего около двух месяцев. А уже с мая и до ликвидации управления в 1931 году, то есть фактически первым Татархитектором – так тогда официально именовалась эта должность – становится Егерев. Поэтому можно с полным правом называть его 27-м, по нашим подсчетам, главным архитектором Казанского края. (До 1920 года – это губернские архитекторы (инженеры), после – начальники управления архитектуры при правительстве республики, затем – председатели Госстроя.

Основные задачи нового управления – те же, что и у бывшего комитета. Это прежде всего планирование государственного строительства, рассмотрение и утверждение проектов, смет, их экспертиза. В расширившийся штат ответработников управления Егерев привлекает известных казанских архитекторов-инженеров, вводит между ними распределение по направлениям и инспекторским обязанностям в районах Казани.

Этими первыми районными архитекторами Казани были И.И. Брюно (ответственный за промышленное строительство) – Ягодная, Адмиралтейская, обе Игумновы слободы и Устье; Ф.П. Гаврилов (планировка и застройка городов) – Гривка, Козья, Хижицы, Пороховой завод и Новая стройка (район ул. Восстания); он же и Ю.И. Герштейн – 5-й Милицейский район (Старотатарская и Новотатарская слободы); В.В. Егерев (инженерное дело) – 1-й и 2-й Милицейские районы (старая часть города в пределах ул. Пушкина и Татарстан); К.С. Олешкевич (санитарное строительство) – 3-й Милицейский район (верхняя часть города в пределах (примерно) ул. Бутлерова, Достоевского и Абжалилова); Калугина гора и Клыковская стройка (район ул. Гвардейской); Д.М. Федоров (гражданское строительство) – 4-й Милицейский район (между 3-м Милицейским районом и озером Кабан) и Аметьево.

Административная деятельность Егерева в тот период сопровождалась его публикациями соответствующей тематики. Здесь и проблемы огнестойкого строительства, и оздоровление сельских населенных мест, вопросы частного жилстроительства, его удешевления, снабжения строек материалами. Написанные довольно сухим языком, но с множеством статистических и фактических данных, эти статьи отчетливо передают нам атмосферу и размах строительства тех лет.Одновременно Егерев преподает. После упразднения управления Татархитектора Егерев год работает заместителем начальника Главного управления коммунального хозяйства ТССР и председателем его Технического совета, а затем возвращается на постоянную работу в КИИКС.

В 1924 году он становится третьим после профессоров Б.Ф. Адлера и К.В. Харламповича председателем Отдела по делам музеев и охраны памятников искусства, старины и природы при Академическом Центре Татнаркомпроса, помещавшемся тогда в здании нынешнего Национального музея. Перебирается на свое последнее местожительство и сам Василий Васильевич – на Большую Галактионовскую, теперешнюю улицу Горького, во 2-ю квартиру дома №56.

Его главный труд – докторская диссертация со скромным названием «Казанские архитекторы второй половины XVIII и первой половины XIX века»  – осталась  незащищенной. Часть материала из нее все же публиковалась как при жизни В.В. Егерева, так и посмертно («Архитектор М.П. Коринфский», 1961 год; «Архитектор П.Г. Пятницкий», 1961 год).

Многие авторы публикаций о Казани так или иначе пользуются трудами Егерева. Благодарен ему Н.Ф. Калинин, в том же году завершивший свой исторический очерк «Казань». С размахом базируется на диссертации Егерева и В.П. Остроумов в дореволюционной части своего очерка «Казань», вышедшего в 1978 году.

 

Читайте в «Казанских историях» –  Цель жизни – «безотлагательно изучать исчезающее архитектурное наследие»

 

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить