<...> Казань по странной фантазии ее строителей – не на Волге, а в 7 верстах от нее. Может быть разливы великой реки и низменность волжского берега заставили былую столицу татарского ханства уйти так далеко от Волги. Впрочем, все большие города татарской Азии, как убедились мы во время своих поездок по Туркестану, – Бухара, Самарканд, Ташкент, – выстроены в нескольких верстах от берега своих рек, по-видимому, из той же осторожности.

Е.Марков. Столица казанского царства. 1902 год

<< < Март 2019 > >>
        1 2 3
  • 1989 – В СССР проходили первые выборы народных депутатов на альтернативной основе. 15550 депутатов избирались в одномандатных округах, 750 человек представляли общественные организации, в том числе КПСС. От Татарской АССР были избраны 22 депутата, в том числе М. Шаймиев, председатель Совета Министров ТАССР, А. Гаврилов, редактор газеты «Вечерняя Казань», А. Коновалов, ректор Казанского государственного университета, В. Кулагин, генеральный директор производственного объединения «Теплоконтроль»

Профессор Абрамов – известный ученик известных учителей

Захоронен Василий Семенович Абрамов, ученик известных химиков Арбузовых, так же, как и они сами, на Арском кладбище. Могила его находится на первой аллее старообрядческого участка – на уровне западных ворот, справа, в глубине.

Вклад Абрамова в науку огромен. По сей день его достижения считаются авторитетными источниками. Наиболее известен он по работам, посвященным химии терпенов, фосфорорганическим соединениям, эфирам. Его учителями были знаменитые химики-органики Арбузовы – Александр Ермингельдович и Борис Александрович.

Василий Семенович родился 6 апреля 1904 года в селе Мишуково Алатырского уезда Симбирской губернии. С 1924 года обучался в Восточно-педагогическом институте, в 1930 году закончил химическое отделение физико-математического факультета Казанского университета и был оставлен в аспирантуре кафедры органической химии.

С 1933 по 1938 год Абрамов работал в НИХИ имени А.М. Бутлерова (ныне – Химический институт имени А.М. Бутлерова), там же в первый год своей работы защитил кандидатскую диссертацию на тему «Действие галоидопроизводных на соли диалкилфосфористых кислот».

Фото из музея Химического института имени А.М. Бутлерова

Начиная с 1938 года Василий Семенович преподавал на кафедре органической химии КГУ, в 1941 году был утвержден доцентом этой кафедры. В 1940 году ему было присуждено звание заслуженного деятеля науки РСФСР.

В годы Великой отечественной войны в лаборатории высокомолекулярных соединений Института органической химии АН СССР Абрамов руководил работами по синтезу новых каучуков специального назначения. В послевоенные годы химику удалось восстановить кафедру технологии синтетического каучука в КХТИ. С 1948 года он заведовал этой кафедрой. С 1960 года – доктор химических наук (тема докторской диссертации – «Исследования в ряду производных альфа-оксиалкилфосфиновых кислот»), в 1965 году стал профессором.

Основные труды периода работы на кафедре синтетического каучука посвящены химии терпенов и фосфорорганическим соединениям. Также он изучал синтез и свойства тиоколов, их модификаций.

Одно из самых известных достижений Абрамова приходится на 1950 год. Он открыл реакцию присоединения диалкилфосфитов к карбонильным соединениям в присутствии алкоголятов щелочных металлов с образованием альфа-гидроксиалкилфосфонатов. Эта реакция и названа в его честь – реакция Абрамова. Открытие и по сей день используется в промышленности, в том числе для получения хлорофоса – инсектицида, который применяется для уничтожения насекомых-вредителей.

С 1961 года и до конца жизни Василий Семенович являлся заведующим лабораторией в Казанском химическом научно-исследовательском институте. В этот период он занимался исследованиями по химии антипиренов и инсектицидов. Под руководством доктора химических наук было защищено семь кандидатских диссертаций.

Абрамов успевал заниматься работой по нескольким направлениям. Являясь профессором кафедры органической химии в КХТИ, он также преподавал в Казанском государственном ветеринарном институте имени Н.Э. Баумана – с 1966 по 1968 год. Профессор синтезировал более сотни различных эфиров, изучил их свойства и описал механизмы образования. Василий Семенович написал порядка 100 научных работ по своей специальности.

Скончался Василий Семенович Абрамов 3 августа 1968 года в возрасте 64 лет. К сожалению, никакой информации о причине его смерти найти не удалось.

Могила профессора Абрамова на втором плане