Пишем о том, что полезно вам будет
и через месяц, и через год

Цитата

Сей город, бесспорно, первый в России после Москвы, а Тверь – лучший после Петербурга; во всем видно, что Казань столица большого царства. По всей дороге прием мне был весьма ласковый и одинаковый, только здесь еще кажется градусом выше, по причине редкости для них видеть. Однако же с Ярославом, Нижним и Казанью да сбудется французская пословица, что от господского взгляду лошади разжиреют: вы уже узнаете в сенате, что я для сих городов сделала распоряжение

Письмо А. В. Олсуфьеву
ЕКАТЕРИНА II И КАЗАНЬ

Хронограф

<< < Апрель 2024 > >>
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          
  • 1915 – Родился певец, народный артист ТАССР Усман Гафиятович Альмеев. После завершения учебы в Татарской оперной студии при Московской консерватории работал в Татарском театре оперы и балета

    Подробнее...

Новости от Издательского дома Маковского

Finversia-TV

Погода в Казани

Яндекс.Погода

Планы КФУ раскололи Общество охраны памятников Татарстана

Нешуточный конфликт разгорелся вокруг двух объектов культурного наследия в центре Казани: здания Казанской духовной семинарии, в котором сегодня находится Институт геологии и нефтегазовых технологий Казанского федерального университета (бывший геологический факультет КГУ), и комплекса собора Петра и Павла, куда входят сам собор, колокольня, дом притча, дом Михляева – Дряблова и церковь Космы и Дамиана.

Следы в истории

Казанская духовная семинария как духовно-просветительское учреждение берет свое начало с возникновения в 1723 году Казанской Архиерейской Славяно-Латинской школы (орфография историческая).

Исключительное положение Казанской епархии, населенной иноверцами, подвигло митрополита Тихона к привлечению в духовную школу детей из недавно обращенных иноверческих семей, чтобы те после окончания учебного заведения послужили делу просвещения среди своих еще не обращенных соплеменников. В 1733 году Славяно-Латинская школа, благодаря деятельности архиепископа Казанского Илариона (Рогалевского), была преобразована в семинарию.

В официальной справке Министерства культуры РТ, которую приводит газета «БИЗНЕС Online», указывается, что комплекс зданий семинарии начал складываться в первой половине XVIII века и представляет собой уникальный памятник гражданской архитектуры, связанный с важными страницами истории и культуры региона, развития системы образования в России.

Семинария имела на Воскресенской улице нескольких корпусов. Главный выходил на улицу Воскресенскую (ныне Кремлевская). Служебный корпус, который КФУ решил восстановить, был не на красной линии, он вплотную примыкал к церкви Космы и Дамиана, его окна с одной стороны смотрели на так называемый учительский двор, другой – на территорию Петропавловского собора.

Данные о том, каким было это здание, разнятся. Читала, что он был трехэтажным. Скорее всего один этаж надстроили в советское время. Тогда здесь были обычные коммуналки. В 90-е годы прошлого века здание сначала отселили, а потом снесли. Видимо, из-за ветхости.

В служебном корпусе находились разные службы, например, прачечная, и жили преподаватели, в том числе известный татарский просветитель Каюм Насыри. В семинарии он преподавал 15 лет, с 1856 по 1871 год. На сайте http://tatarica.narod.ru в очерке Радика Салихова «Участь первопроходца (Каюм Насыри)» указывается, что ему выделили крохотную комнату на чердаке семинарского здания.

Петропавловский собор – уникальный образец русского барокко XVIII века, столь редкого в истории провинциального зодчества. Собор построен в 1722-1726 годах на средства богатого казанского купца и промышленника Ивана Афанасьевича Михляева и многих прихожан в память посещения Казани императором Петром I в 1772 году.

Дом купца Михляева, возле которого начали строить храм, оказался идеальным местом для такой высотной постройки. Он хорошо вписался в монументальный ансамбль Воскресенского холма, по гребню которого от кремля проходила улица с таким же названием.

Наверняка при строительстве были немалые трудности, связанные со спецификой местности. Перепад рельефа потребовал укрепления грунтов. Возможно, строители это не учли – и здание пришлось строить дважды: первый раз храм разрушился.

Впрочем, существует и другая точка зрения на причины разрушения. За образец был взят обычный, повсеместно распространенный посадский храм, каких множество строилось в XVII и начале XVIII века как в Казани, так и в ее окрестностях. Но в связи с увеличением его высоты при выкладке верхнего свода все сооружение рухнуло.

Завершила строительство прибывшая из Москвы бригада опытных мастеров. Сведения о том, что их послал царь Петр, в краеведческой литературе подтверждения не находит. Но все сходятся в том, что именно они и нарядили храм в пышные барочные «одежды», характерные для московской архитектуры того времени.

Храм по тем временам строился очень быстро, и уже в 1726 году состоялось его освящение. В том же году была построена отдельно стоящая колокольня. Высота как собора, так и колокольни составляет примерно 50 метров.

Приходилось читать, что многоярусную колокольню строили другие мастера. Как пишет известный знаток истории казанской архитектуры Нияз Халит(Собор Петра и Павла), весь органичный строй ее архитектуры говорит об ином профессиональном подходе строительства, иной школе зодчества.

Под колокольней был устроен фамильный склеп семьи Михляевых, где в 1728 году погребли Ивана Афанасьевича Михляева.

Главный фасад Петропавловского собора первоначально находился не там, где сейчас, а с противоположной стороны. Есть версия о том, что заходили в церковный двор через арку церкви Космы и Дамиана. Следы от нее сохранились, и хорошо можно видеть, что под арку можно было и проехать. На лошади, конечно.

В ряде источников утверждается, что эта церковь относится к XVI –XVII векам и имеет отношение еще к военачальнику Ивана Грозного – Богдану Бельскому.

О пребывании Петра Великого в Казани писано-переписано, однако до сих пор идут споры о том, сколько дней он здесь был, где жил, праздновал ли тут свое 50-летие? Разные точки зрения можно прочитать в «Казанских историях»: Петр I и Казань; Сколько же дней Петр I пробыл в Казани?

Известный казанский архитектур Сергей Саначин в газете «БИЗНЕС Online» назвал многие факты о пребывании Петра в Казани всего лишь мифом. Познакомиться с публикацией можно по адресу http://www.business-gazeta.ru/readblog/1639/330/.

Церковь Космы и Дамиана

Святые Косма и Дамиан в русской традиции известны как Кузьма и Демьян – братья, святые-бессребреники, врачеватели и чудотворцы, по церковной традиции, предположительно жившие во второй половине III – начале IV века.

Известны Косма и Дамиан, родившиеся в Асии (часть Малой Азии), Косма и Дамиан родом из Рима, Косма и Дамиан Аравийские. Все приняли мученическую смерть, не отказавшись под пытками от своих убеждений.

Этих святых считают покровителями врачей, их лики иногда можно видеть на медицинских эмблемах.

По общепринятой точке зрения, церковь Космы и Дамиана была построена в 1708 году как одноэтажное кирпичное здание на высоком подклете, западным торцом примыкающее к дому Михляева. В краеведческой литературе она упоминается как домовая церковь этой семьи. Согласно архивным данным, церковь потеряла свое назначение почти 200 лет назад и использовалась как жилое посещение. Архитектор-реставратор Ирина Аксенова, изучающая документы, связанные с храмом, полагает, что конфигурация церкви была изменена еще в XIX веке.

Мы не можем показать, какой была церковь Космы и Дамиана. Этот рисунок представляет проектное решение южной стороны мастерской И. Аксеновой 

А вот как выглядит южная сторона сегодня

Как сообщается в справке Министерства культуры РТ, упоминаемой выше, в начале 2000 годов, после отселения жильцов, свод подклета церкви частично обрушился. Главным управлением охраны памятников министерства были проведены консервационные работы, сделана временная кровля. Здание уже давно аварийное.

Дом купца Михляева (С. Саначин считает, что его фамилия была Микляев) – на сегодня самый старый из сохранившихся в Казани памятников гражданской архитектуры. Как видим, он появился раньше Петропавловского собора и колокольни. Когда-то вход в церковь был прямо с площади перед Гостиным двором, где всегда бойко шла торговля. Сегодня дом спрятан во дворе. Как и Дом Михляева.

Дом купца Михляева

Время его появления в краеведческих источниках называется разное. Есть предположение, что дом построен во второй половине XVI века, по другой точке зрения – в 1739 году. По-разному излагается и судьба этого дома после смерти Ивана Михляева. Как указано   в одной из публикаций Интернета, сначала домом владела его вдова, затем ее брат – Федор Дряблов, передавший дом по наследству своему сыну – Ивану.

Дом является памятником регионального, то есть республиканского значения. На мемориальной доске, которая до сих пор на месте, следующая надпись: «Дом Михляева. Памятник гражданской архитектуры конца 17 века. В 1722 году здесь останавливался Петр I. Памятник охраняется государством».

Дом Михляева – Дряблова входит в состав десяти российских памятников рубежа XVII – начала XVIII века, считает казанский краевед Леонид Абрамов. Таких домов в России осталось наперечет.

Государство гарантирует защиту

Несмотря на то, что под защитой государства оказался весь комплекс Петропавловского собора, больше повезло самому собору.

Как пишет профессор архитектуры Нияз Халит (Собор Петра и Павла), работы по реставрации храма проводились в 1960-1980-е годы прошлого века и свелись, в основном, к замене поврежденных покрытий и окраске фасадов. В 1888 -1890 годах была проведена более масштабная реконструкция: вновь выстроены оба придела, паперть и лестницы. В 1888 -1890 годах под колокольню был подведен новый фундамент, восстановлены лепные украшения. На колокольне установили часы работы известного мастера Петра Климова.

Стоит отметить, что Петропавловский собор был возвращен верующим самым первым в Казани, еще в 1989 году. Во время подготовки к 1000-летнему юбилею собор подновили, остальные сооружения остались без изменений.

Об аварийном состоянии дома Михляева и церкви Космы и Дамиана, входящих в комплекс собора, еще в 2004 году говорили специалисты «Татинвестгражданпроекта», проведя их инженерное обследование. Однако никаких реставрационных работ на этой территории в последние годы не проводилось.

Реконструкция дома Михляева – Дряблова и церкви Космы и Дамиана уже много лет как обещается, даже планировалась к 1000-летию Казани, но денег на это дело не находится.

Комплексу бывшей Духовной семинарии повезло больше. Основное здание было капитально отремонтировано еще к 1000-летию Казани. В материалах Казанского федерального университета, опубликованных в Интернете по ходу дискуссии, сообщается, что на протяжении последних 15 лет ведется планомерная работа по изучению и реставрации всего комплекса зданий семинарии. В течение более чем 10 лет шла последовательная реставрация этого объекта культурного наследия.

На первом этапе был отреставрирован главный корпус. Следующим этапом стало проведение ремонтно-реставрационных работ на территории «Учительского» двора. Подверглось реставрации здание по улице Чернышевского, где ранее был «Грот-бар». Сейчас здесь учебный корпус Института геологии и нефтегазовых технологий КФУ.

Предположение о том, что это здание поможет институту решить проблему нехватки помещений, не оправдалось (смотрите отдельную публикацию). Тогда были начаты работы по проектированию нового здания. Официальная версия, которой придерживается и Министерство культуры РТ, – это был проект воссоздания служебного корпуса семинарии.

Университет получил разрешение от Министерства культуры РТ на комплекс исследовательских работ, в том числе археологических. Их вели специалисты Института истории.

В старой Казани все сооружения между улицами Воскресенской и Петропавловской (ныне Мусы Джалиля) имели церковное предназначение и мирно уживались в таком тесном соседстве. В наше время из-за них случился большой скандал.

При заинтересованном диалоге с уважительным отношением ко всем точкам зрения наверняка нашелся бы компромисс. И для этого не понадобилось привлекать в свидетели самую широкую общественность.

Но такого диалога не получилось с самого начала. Напомним хронику событий.

Первая серия противостояния

Раскоп для исследования будущей стройплощадки площадью 60 квадратных метров был сделан во дворе Института геологии и нефтегазовых технологий, в 20-25 метрах к северо-западу от северного угла здания колокольни Петропавловского собора. 4 октября 2013 года, накануне выходных дней (такова казанская традиция), тяжёлая техника вырыла котлован в непосредственной близости от церкви Космы и Дамиана. Вырытый котлован обнажил ее фундамент.

Механизированным способом был снят техногенный грунт до 1 метра 60 см от уровня современной поверхности. Как сообщалось, общая мощность культурных напластований в раскопе достигала 3 метров 20 сантиметров.

8 октября корреспондент газеты «Аргументы и Факты» Ольга Любимова привела мнение Андрея Гибнера, председателя приходского совета Петропавловского собора:

– Пусть даже не было средств на восстановление, но, по крайней мере, всё было в сохранности, законсервировано. А сейчас повреждён фундамент, подпорные арки храма, скоро пойдут дожди – всё размоется! Нарушен закон об охранной зоне вокруг памятника, не проведены раскопки, которые обязательно должны проводить перед такими работами в исторических зонах».

Газета «Аргументы и Факты». В Казани может рухнуть уникальная церковь 18 века.

В этот же день появилась публикация в «Вечерней Казани» с заголовком «Минкульт благословил КФУ на подкоп».  Ее автор Марина Юдкевич определила случившееся как бульдозерную реставрацию. Стоит привести оттуда большую цитату:

«Ирина Аксенова технически определяет происходящее у Косьмы и Дамиана как «подкапывание под фундамент». Между тем, напоминает она:

– Это территория памятника, и что можно делать на ней, прописано в специальном постановлении Кабмина РТ. В нем прямо запрещено «размещение объектов капстроительства и их частей, а также проектирование, проведение землеустроительных работ, земляных, строительных, хозяйственных и иных работ, не связанных с сохранением объекта культурного наследия». А все, что можно там делать – ремонт, консервацию, реставрацию, благоустройство... – должно делаться исключительно на основании письменного разрешения и задания, выданных Министерством культуры РТ.

Так что теперь, подумала я, весь наличный состав минкульта уже с изменившимся лицом бежит в направлении улицы Чернышевского, чтобы лечь под бульдозер. Хорошо хоть замминистра Светлана Персова (памятники – именно ее сфера полномочий) оказывается в своем рабочем кабинете. Она-то мне и расскажет, как дают по рукам вторгающимся в освященные постановлением кабмина границы уникального памятника культуры начала XVIII века!..

– Да, мы дали разрешение на эти работы, – огорошила меня г-жа Персова.

Она объясняет, что разрешение выдано «на обследование конструкций как здания геологического факультета КФУ, так и примыкающей к нему церкви. Чтобы при производстве дальнейших работ не произошло каких-либо обрушений...». Но какие же предполагаются «дальнейшие работы» на территории, где всякая строительная деятельность запрещена в принципе?

– На этом месте с XVIII века стояли корпуса разные... – издалека заходит замминистра. Они относились к духовной семинарии. (Бывшее здание Казанской духовной семинарии и занимает геофак КФУ. – М.Ю.) Они окончательно были разобраны в 90-х годах. Так что речь идет о восстановлении разобранных корпусов, а это закон не возбраняет!

– В министерстве играют словами, – решительно оценил эту аргументацию краевед Леонид Абрамов. – Да, на одной из гравюр Раковича видны складские помещения во дворе духовной семинарии... Но «восстанавливать» хозяйственные строения, о ценности которых нет никаких оснований даже говорить... И это в то время, когда сносятся еще существующие особняки и ставится под угрозу разрушения церковь начала XVIII века и дом Михляева – самый старый из существующих в Казани памятников гражданской архитектуры!..

Вот как далеко и глубоко зашло у нас дело охраны памятников! Глядишь, действительно на месте утраченного старинного склада воздвигнется новый, кропотливо восстановленный точь-в-точь как был, этажей эдак в десяток... Поскольку проект «восстановления», как сообщила вчера Светлана Персова, пока не завершен, параметры новой стройки станут сюрпризом».

Члены Совета Татарстанского регионального отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИиК) Ирина Аксенова и Искандер Ясавеев 14 ноября пригласили активистов движения в защиту исторического наследия на внеочередное заседание в Доме-музее В. Аксёнова, предложив обсудить драматичную ситуацию, сложившуюся вокруг «уникальных памятников федерального и республиканского значения – дома Михляева и церкви Косьмы и Дамиана (Комплекс Петропавловского собора), определить позицию ТРО ВООПИиК по отношению к угрозе их разрушения». Ирина Аксенова познакомила собравшихся со своим эскизным проектом восстановления церкви Космы и Дамиана, которое, по ее мнению, делается невозможным при возведении лабораторного корпуса КФУ.

Было решено обратиться с письмом к Правительству и Президенту республики с просьбой обратить внимание на критическую ситуацию с храмовым комплексом Петра и Павла. На решимость оппонентов КФУ не повлияло даже решение университета укрепить фундамент церкви Космы и Дамиана за свой счет.

Корреспондент «БИЗНЕС Online» стал свидетелем жаркой словесной дуэли («Спасет или угробит КФУ Косму и Дамиана?». 15.11.2013).

Защитники старины обвинили руководство КФУ в том, что работы, которые ведутся в непосредственной близости к церкви Космы и Дамиана, нельзя назвать исследовательскими. Налицо новое строительство, на которое разрешения нет и по закону не может быть.

Фото из сетевой газеты "БИЗНЕС Online"

В защиту университета неожиданно для присутствующих выступила заместитель председателя местной организации ВООПИиК Фарида Забирова.

Фарида Заббирова – старший преподаватель кафедры градостроительства Казанского государственного архитектурно-строительного университета, директор ООО «Забир», аттестованный эксперт по проведению государственной историко-культурной экспертизы Министерства культуры Российской Федерации, ведущий консультант Управления архитектуры и градостроительства Министерства строительства, архитектуры и ЖКХ РТ, заместитель председателя Татарстанского отделения Всероссийского общества охраны памятников искусства и культуры, член-корреспондент Российской академии архитектурного наследия, заслуженный архитектор РТ.

Как оказалось, именно она подписала акт экспертизы вместе с директором Центра культурного наследия при Министерстве культуры РТ Ильзирой Кузьминойи главным архитектором заповедника«Казанский Кремль» Рустемом Забировым.

Критике подверглось и само разрешение на пристрой, и то, что под актом стоят две подписи родственников – брата и сестры, а это не приветствуется.

В другой публикации газеты «БИЗНЕС Online»  Фарида Забирова объяснила положительное заключение тем, что предложенный КФУ проект предусматривает не только восстановление уже существовавшего здания, но и укрепление фундамента бывшей церкви («Челобитная в Казанский Кремль: церковь Космы и Дамиана стала яблоком раздора». 27.11.2013).

Вид на пристрой к корпусу основного здания со стороны собора. Фото с сайта Казанского федерального университета

Поскольку на собрании правозащитной общественности Ф. Забирову обвинили в прямом лоббировании интересов федерального университета, она сообщила коллегам, что экспертиза проводилась бесплатно.

И далее весь спор свелся к противостоянию двух признанных специалистов в области реставрации памятников старины – Фариды Забировой и Ирины Аксеновой. В результате две единомышленницы в вопросах защиты памятников культурного наследия и две подруги разошлись по разные стороны баррикады.

Дискуссия велась весьма нервно, с взаимными обвинениями, подозрениями и упреками. В комментариях (а их было только к этой публикации 116) анонимные авторы выражений не выбирали.

У кого есть желание, читайте отчет корреспондентов газеты «БИЗНЕС Online» Дмитрия Катаргина, Александра Андреева и Эльвиры Самигуллиной с этого бурного собрания (Спасет или угробит КФУ Косму и Дамиана?)

После двух часов пришли к мнению, что письмо нужно писать на имя Президента Рустама Минниханова, который, кстати, трижды осматривал комплекс Петропавловского собора.

Вы найдете в этой публикации три мнения, к которым нельзя не прислушаться: Рамиля Хайрутдинова, директора Института истории Казанского федерального университета, Леонида Абрамова, известного краеведа и культрегера, и Светланы Персовой, заместителя министра культуры РТ. Приводим мнение Светланы Персовой. Надо полагать, это официальная позиция Министерства культуры РТ.

Светлана Персова – заместитель министра культуры РТ:

- На совещании договорились о том, что при восстановлении утраченного пристроя будут проведены работы по предотвращению возможных негативных последствий для здания бывшей церкви Космы и Дамиана. В том числе будут усилены фундаменты церкви с восточной стороны – там, где она примыкает к служебному корпусу.

Храм Космы и Дамиана находится в пользовании прихода Петропавловского собора. Весь комплекс духовной семинарии, включая территорию, находится в ведении КФУ.

Лаборатории разместятся в восстановленном прежнем месте служебного корпуса – пристрое к корпусу по улице Чернышевского, 5. Исторически служебный корпус примыкал вплотную к восточной стене церкви Космы и Дамиана. Оборудование, которое планируется разместить в будущих кабинетах, не производит вибрации. Участок бывшей духовной семинарии расположен выше участка церкви Космы и Дамиана. Перепад рельефа на границе этих двух участков составляет один этаж, сточные воды с верхнего плато будут стекать вниз в том случае, если служебный корпус не будет восстанавливаться.

Исторически здание расположено на границе этих двух участков, служило подпорной стенкой, препятствуя сползанию склона в нижнюю часть квартала.

Проектная документация прошла историко-культурную экспертизу, получила положительное заключение. Все требования законодательства по порядку проектирования исследований и проведение работ со стороны заказчика соблюдены.

Восстановление служебного корпуса КФУ будет только в том объеме, который необходим для обеспечения сохранности церкви Космы и Дамиана. Поскольку церковь Космы и Дамиана находится в ведении православно-религиозной организации и в собственности федерального учреждения, государство не может финансировать реставрационные работы церкви. По действующему законодательству бремя содержания и проведение необходимых работ возложены на собственника или пользователя ОКН. По вопросу восстановления, согласно закону, нужно обращаться к общине Петропавловского собора.

Письмо в адрес Президента было направлено в СМИ. Фарида Забирова подписывать его отказалась.

«Президенту Республики Татарстан Р.Н. Минниханову

Уважаемый Рустам Нургалиевич!

В центре Казани сохранился уникальный комплекс конца XVII – начала XVIII вв. В целостный уникальный историко-архитектурный ансамбль памятников федерального и республиканского значения входят Петропавловский собор с колокольней, дом причта, дом Михляева, церковь Космы и Дамиана. Историко-архитектурная и культурная ценность комплекса установлены давно, однако состояние некоторых строений вызывает серьезные опасения в связи с угрозой их разрушения.

Ситуация с сохранностью комплекса усугубилась в связи с близко пролегающим маршрутом метрополитена, а в последние месяцы – из-за строительно-планировочных работ по созданию учебно-лабораторного корпуса КФУ на прилегающей территории. Результаты инженерного обследования, осуществленного ГУП «Татинвестгражданпроект» ещё в 2004 году, подтвердили аварийное состояние дома Михляева и церкви Космы и Дамиана, в выводах указывалось на необходимость принятия срочных мер по их комплексной реставрации.

Так, церковь Космы и Дамиана – домовая церковь Михляевых 1708 года постройки – разрушается, а колокольня Петропавловского собора отклонилась от оси по вершине уже на 70 см и имеет вертикальные увеличивающиеся разломные трещины. Возможное обрушение колокольни нанесёт огромный ущерб репутации нашей республики. Тем способом, которым сейчас ведутся работы по строительству лабораторного корпуса КФУ (обнажение фундамента церкви Космы и Дамиана, планируемый пристрой к алтарной части церкви трехэтажного здания под видом воссоздания «исторической» застройки советского периода), категорически нельзя обходиться со зданиями, представляющими столь высокую ценность. Это полное пренебрежение великим прошлым нашей страны. И это не может не беспокоить общественность.

Призываем Вас лично вмешаться в ситуацию и отдать распоряжение о принятии оперативных мер, среди которых – прекращение на территории, прилегающей к комплексу, строительных работ, которые могут привести к необратимым последствиям.

На наш взгляд, крайне необходимо организовать и профинансировать реставрационные работы. Считаем, что отреставрированный комплекс Петропавловского собора, дома причта, дома Михляева и церкви Космы и Дамиана будет исключительно привлекательным для туристов, посещающих нашу столицу. Кроме того, реставрация всего комплекса и применение его культовых объектов по прямому назначению будут способствовать укреплению межнационального согласия в Республике Татарстан.

Л.Г.Абрамов, И.А.Аксёнова, Ю.А.Балашов, М.Ю.Щеглов, И.Г.Ясавеев, председатель клуба любителей казанской старины, лауреат Макарьевской премии А.М. Елдашев, председатель Общества русской культуры Республики Татарстан А.Л. Салагаев, о. Олег (Соколов), протоиерей (Православное братство святителя Гурия), заслуженный работник культуры РФ и РТ, главный редактор газеты «Казанские истории» Л.В. Агеева

 Снимки сделаны в дни подписания письма Президенту РТ

Встревоженный улей напоминало экстренное собрание Общества охраны памятников в музее Аксенова, состоявшееся 14 ноября. Обсуждались итоги разговора на совещании в Министерстве культуры. На нем КФУ представил проект строительства лабораторного корпуса.

"Сегодня на совещании в Министерстве культуры Республики Татарстан была поставлена точка в нашумевшем вопросе о якобы разрушении казанской церкви Косьмы и Дамиана вследствие строительства рядом лабораторного корпуса Института геологии и нефтегазовых технологий. КФУ выступил с инициативой укрепить часть фундамента памятника архитектуры XYIII века, примыкающую к университетскому учебному корпусу, на свои средства", - так оптимистично начиналась заметка пресс-центра КФУ о совещании в Министерстве культуры РФ, опубликованная на сайте вуза. 

И далее сообщалось:

Директор Института международных отношений истории и востоковедения КФУ, федеральный эксперт по культурному наследию Рамиль Хайрутдинов, который в силу своих научных интересов уже 25 лет занимается вопросами сохранения и изучения истории и культурного наследия республики рассказал, что университет изначально выступил как добросовестный заказчик. «КФУ приступил к работам  с того, что и должен был - с изучения самой площадки, для этого были привлечены археологи - специалисты Института истории имени Шигабутдина Марджани Академии наук Республики Татарстан. Свою работу они недавно закончили и предварительные материалы в виде справки соответствующим образом предоставили  в Министерство культуры, развернутый отчет будет в течение ближайших месяцев».

Вуз также пригласил специализированное проектное учреждение - ТатСНРУ, которое занимается реставрацией объектов наследия, ведет работу в Булгаре, Свияжске, ремонтирует и реставрирует здания в Казани. Подготовленный ими проект достаточно долго обсуждался со специалистами  Министерства культуры РТ, были внесены определенные дополнения и изменения. Вследствие проведённого обследования фундамента выяснилось, что он действительно нуждается в укреплении. Эту работу КФУ решила взять на свои плечи. «Мы с уважением отнеслись к озабоченностям православной общины Казани, - говорит Рамиль Равильевич, -  и никогда не занимали такой позиции, что вот это – наше здание, а что рядом, нас не касается.  Что бы ни придумывали некоторые не очень добросовестные или просто некомпетентные люди».

Несмотря на то что университет, по словам Рамиля Хайрутдинова,  получил все документы, в том числе и очень важную Государственную историко-культурную экспертизу,  которая позволяет вести все работы, КФУ выступил с инициативой и попросил Министерство культуры встретиться с представителями православной общины: проговорить и снять все их сомнения.

Подробности: http://kpfu.ru/news/novosti-i-obyavleniya/kfu-na-svoi-sredstva-ukrepit-chast-fundamenta-61978.html

Однако точку поставить не удалось. В центре внимания оказалось письмо Президенту. В разговоре с корреспондентом «БИЗНЕС Online» зампредседателя ТРО ВООПиК Фарида Забирова предложила вновь собраться и обсудить проект с участием его авторов: скандал никак не способствует сохранению памятника.

В разговоре с корреспондентом «БИЗНЕС Online» Забирова еще раз продемонстрировала проект, предложенный «ТатСНРУ». По ее словам, ситуация в этом квартале сейчас очень сложная. За счет восстановления корпуса будет укреплено и здание геофака со стороны улицы Чернышевского (известное популярным некогда «Грот-баром»), и фундамент церкви Космы и Дамиана, и бывшее здание образцовой школы, за которым стоит колокольня.

– Это принцип домино, а восстановленный объект свяжет комплекс воедино, но этого почему-то не хотят услышать, – считает Забирова. – Можно сравнить это с выдернутым зубом: рухнувшее здание, державшее уровень земли, «тянет» за собой все остальные. И пока не вставишь новый зуб на место выпавшего, такого же размера, ни больше и не меньше, соседние будут шататься.

Корреспондент газеты «БИЗНЕС Online» 27 ноября констатировал: «Резко повысился градус скандала вокруг строительства лабораторного корпуса КФУ у стен церкви Космы и Дамиана» (27.11.2013, «Челобитная в Казанский Кремль: церковь Космы и Дамиана стала яблоком раздора). 

«Подписанты» челобитной Президенту РТ прокомментировали в этой газете свою мотивацию:

Любовь Агеева, главный редактор газеты «Казанские истории» (на сайте ошибка):

– Когда ко мне обратились с инициативой этого письма, я в первую очередь пошла на это место и сама лично убедилась в состоянии стройки, которая сейчас там ведется. Вы представляете, там такая дыра, и рядом церковь. А если пойдут дожди? Это же все поплывет!

Кроме того, на тот момент у меня была возможность обратиться с этим вопросом к Персовой, которая заверила меня, что меры по сохранению церкви Космы и Димиана будут предприняты. Однако прошло уже около месяца, и на момент подписания мною письма никаких изменений не произошло. А угроза как была, так и осталась.

Смешно осознавать, но руководство КФУ ни разу не выступило с публичным заявлением, заверением, что данная стройка не несет угрозы церкви, что все необходимые меры по сохранению памятника приняты или будут предприняты. У меня возникает такое ощущение, что мы просто выходим в пустыню и кричим там...

Что касается восстановления и реконструкции церкви, то это решать не нам, а специалистам в данной сфере. Потому что одни считают, что восстанавливать нужно, другие – нет. Поэтому пусть пройдет общественная дискуссия, на которой мы выслушаем все за и против, а потом уже будем принимать решение.

Анатолий Елдашев, историк, председатель Клуба любителей казанской старины:

– Я вчера был на том месте, и хотя есть распоряжение об укреплении фундамента, таких работ там до сих пор не ведется.

Все дело в рассогласованности действий КФУ, руководства Петропавловского собора в лице старосты общины собора Андрея Гибнера и митрополита Казанского и Татарского Анастасия. Данная стройка началась без согласия как руководства Петропавловского собора, так и митрополита. А мы имеем не так уж и много построек начала XVIII века, которые сохранились в Казани до наших дней. Кроме того, при раскопках были обнаружены захоронения. Конечно, пока это вопрос, кому они принадлежали, но факт остается фактом.

Тем временем фундамент церкви уже обнажен, под угрозой находится его южная алтарная часть. И дело уже идет не только о сохранении церкви, но и о самом комплексе Михляева в целом. Кроме того, по сведениям казанских историков, там некогда побывал Петр I, о чем свидетельствует доска, сохранившаяся в доме. Я считаю, что если бы республика взяла на себя расходы по реконструкции и восстановлению данного комплекса, то Татарстан приобрел бы новый бренд, место для посещения туристов и паломников. Получается, что это целый исторический квартал, которых в Казани сохранилось не так уж много. Да, это затратно, но я считаю, что это того стоит.

Единственный разговор со стороны КФУ был об укреплении фундамента церкви. Но это нужно было сделать давным-давно. Ведь единственное, за счет чего держится бывшее здание церкви, это за счет совести тех строителей, которые ее строили в начале XVIII века. Сейчас необходимо вмешаться в этот вопрос компетентным органам, президенту республики.

Искандер Ясавеев, преподаватель Института массовых коммуникаций и социологических наук КФУ, доцент:

– На мой взгляд, совершенно ненормальной является ситуация, при которой интересы развития науки противоречат интересам сохранения исторического наследия. Я действительно не понимаю, почему для сохранения церкви Космы и Дамиана к ней следует пристраивать трехэтажный новодел, воссоздавая застройку советского периода?

Очевидно, существуют другие варианты сохранения церкви, и их необходимо искать и обсуждать. Но проблематика письма шире: нас очень тревожит состояние всего комплекса Петропавловского собора, не только церкви Космы и Дамиана, но также дома Михляева и колокольни.

27 ноября пресс-служба университета сообщила о том, что студенты КФУ организуют пикет в защиту строительства лабораторного корпуса Института геологии и нефтегазовых технологий КФУ.

Противостояние выходило на новый уровень. 28 ноября в зале заседаний Института истории имени Ш. Марджани состоялось еще одно заседание ТРО ВООПИиК.

Фото из сетевой газеты "БИЗНЕС Online"

29 ноября 2013 на сайте КФУ была озвучена наконец официальная позиция руководства КФУ: никто и ничто не угрожает церкви Космы и Дамиана, наоборот – ей хотят помочь. Публикация была иллюстрирована старинными снимками и архивными документами («Еще раз о церкви Косьмы и Дамиана». В ней сообщались некоторые подробности работы на спорном объекте, приводились ценные фотоматериалы и документы.

Фото с сайта Казанского федерального университета

Во-первых, говорилось в комментарии Юрия Алаева, вся имеющаяся документация была передана на рассмотрение и согласование представителям Петропавловского собора. Было получено письмо за подписью председателя Приходского совета Андрея Гибнера с замечаниями по техническому отчету, которые учтены.

Предусмотрены противоаварийные мероприятия по церкви Космы и Дамиана, в частности, в ее фундамент и стены будет закачан специальный раствор  для их укрепления, предусмотрены меры для гидроизоляции. Проект на осуществление противоаварийных мероприятий был откорректирован.

Руководство университета гарантировало проводить строительные работы в соответствии с существующими ограничениями застройки в исторической части города. Так, например, при забивке свай планировалось использовать метод вдавливания.

А эти снимки демонстрировала Ирина Аксенова

По словам советника ректора КФУ, руководителя общественно-информационного центра Юрия Алаева, который прокомментировал ситуацию по просьбе «БИЗНЕС Online», упреки в адрес вуза, не согласовавшего заранее начало работ по раскопкам и разработке проекта реконструкции, говорят лишь о том, что авторы обращения просто не доверяют человеческой и научной позиции тех, кто проводил раскопки.

– Это письмо, в общем-то, вызывает чувство разочарования и не более того, – отметил Алаев. – Почему? Во-первых, во всех обращениях и дебатах говорится о строительстве, но это здание не надо строить, оно принадлежало Духовной семинарии. И речь идет о модернизации, реконструкции – в этих терминах я могу понять. Почему говорят о новом строительстве?

Второе. Если мы посмотрим исторические снимки – завтра мы будем публиковать их на портале КФУ – это здание точно так же примыкало стеной к Косме и Дамиану. Ничего нового здесь нет.

Третье. Обвиняют КФУ в том, что университет что-то разрушил... Выскажу свою личную точку зрения как журналист. Здание, которого нет на самом деле, это фундамент, его территория находится в ведении прихода Петропавловского собора уже без малого четверть века. И четверть века вот это все разрушалось, размывалось водами, но про эту церковь знать никто не знал, кроме священнослужителей и специалистов. Может быть, я чего-то не знаю, но на моей памяти впечатление такое, что она никому не была нужна. Никто никаких писем протеста никуда не писал. Епархии, приходу, даже министерству культуры громких публичных претензий защитники памятников не предъявляли.

Теперь возникает университет, который расширяет базу института геологии. Прежде чем начать реконструкцию университет обращается в соответствующие инстанции, проводятся археологические раскопки, поднимаются культурные слои. Через три инстанции, в том числе надзорные органы и министерство культуры, проходит этот проект. Но все гневные инвективы идут исключительно в адрес университета. Университет – это варвары, разрушители, надо все остановить...»

 К этому времени разделились мнения не только защитников старины, но и рядовых казанцев. В комментариях одни выступали за сохранность памятников, но были и те, кто предлагал тратить деньги на другие нужды. Вот два характерных мнения:

гражданин 22.03.14, 02:18

Добивать стариков! – это ни есть гуманно! Они, если их привести в порядок,– много чего интересного поведают...Народ без уважения к своей истории обречен на исчезновение.

Алексей Кириллов 30.11.13, 08:41

История вокруг заброшенного здания, которое уже двести лет как не используется для религиозных целей, это попытка манипуляции общественным мнением и показатель уровня нашей культуры диалога.

 Фото из сетевой газеты "БИЗНЕС Online"

4 декабря корреспондент газеты «БИЗНЕС Online» обрадовал любителей старины: в противостоянии наметился компромисс. После жарких трехчасовых дебатов точки зрения начали сближаться. К компромиссу призвала Фарида Забирова:

«Мы как реставраторы тоже имеем право обратиться к президенту, – заявила неожиданно Забирова. – Мы можем выступить как научно-методический совет и написать свое письмо. Наши коллеги дали бы такое же заключение, как и мы, эксперты, согласившиеся с проектом. Но если идти на компромисс – надо идти на компромисс! – призвала она. – Я разговаривала с проектировщиками. И предлагаю пересмотреть проект в сторону понижения высоты этого корпуса, «подчинить» его церкви. У нее нигде нет изображения главки – мы можем сделать ее выше, по аналогам... Можно отметку корпуса понизить за счет никому не нужной высоты этажа, таким образом гармонизировать эти два объема на стадии рабочего проекта. И пересмотреть уклон кровли, чтобы не сливать осадки в сторону церкви...»

Архитекторы пообещали подумать о снижении высоты здания, а ревностные защитники казанской старины пошли на снижение градуса возражений против лабораторного корпуса. В итоге члены ТРО ВООПиК, вспомнив о зияющей яме у фундамента церкви XVIII века и губительном влиянии снегов, морозов и оттепелей, наметили параметры соглашения.Автор проекта корпуса КФУ попросила показать существующий проект реконструкции церкви Космы и Дамиана, чтобы согласовать проектные решения. На «срезание» этажа университет не пойдет, но рассмотреть возможность понижения высоты этажей можно.

Вторая серия противостояния

В январе 2014 года началась вторая серия этого «блокбастера»:10 января в журнале«Деловой квартал» появилось сообщение постоянного «возмутителя спокойствия» Искандера Ясавеева.

«Работы на строительной площадке лабораторного корпуса Казанского федерального университета (ул. Чернышевского, 5) у здания Церкви Космы и Дамиана, входящей в историко-архитектурный ансамбль Петропавловского собора, продолжаются. Сегодня, 9 января 2014 года, строители с использованием отбойного молотка «срезали» кирпичный свод у самого основания здания Церкви.

В приложении отправляю два снимка, сделанных сегодня на стройплощадке. Десятисекундную видеозапись работ можно найти на YouTube по адресу: http://youtu.be/OnkVqTkmmtE«

«Добро должно быть с отбойным молотком» – так назвала свою публикацию корреспондент газеты «Вечерняя Казань» Марина Юдкевич. 

«То, в чем г-н Ясавеев увидел долбежку стены отбойным молотком, на самом деле, объяснил проректор КФУ по капстроительству Ленар Сафиуллин, является зачисткой бетонных бляшек после установки свай под фундамент воссоздаваемого здания лабораторного корпуса университета, – сообщил «ВК» советник ректора Юрий Алаев. – Что касается останков церкви Космы и Дамиана, то ее фундамент не только не разрушается, а укреплен силами КФУ, работы по укреплению завершены буквально в эти после новогодние дни.

Как писала Марина Юдкевич, Искандер Ясавеев направил обращение прокурору РТ Илдусу Нафикову:

«Призываю вас определить, не соответствуют ли данные действия статье 243 Уголовного кодекса РФ «Уничтожение или повреждение объектов культурного наследия...».

Старший помощник прокурора РТ Руслан Галиев сообщил «ВК», что это обращение будет передано прокурору республики и «прокурорская проверка в любом случае будет». Он дал понять, что долго ждать реакции не придется: «В такой ситуации любое промедление может привести к утрате памятника культурного наследия».

Подробности дальнейших событий можно прочитать 12 марта на сайте «Свободная трибуна» (Вадим Мещеряков. «Ждут участи»).

Строительные работы по возведению нового лабораторного корпуса приостановили. Информацию о «заморозке» стройки подтвердила Фарида Забирова. Стройку остановило Министерство культуры Татарстана:

«Минкульт выдал предписание, так как при строительстве лабораторного корпуса работали отбойными молотками. Эти здания так дальше и разрушаются, – сообщила Забирова.

Ирина Аксенова считает, что стройку приостановила прокуратура Казани из-за поднявшейся в СМИ шумихи. По словам заместителя министра культуры Светланы Персовой, о запрете стройки прокуратурой в министерстве ничего не известно.

Есть единственный документ, которому можно доверять абсолютно: это решение Научно-методического совета по вопросам государственной охраны, сохранения, использования и популяризации объектов культурного наследия при Министерстве культуры. Его полный текст отсканирован Михаилом Щегловым и размещен на специальной страничке сети «ВКонтакте» (http://vk.com/kosmasdamian).

Заседание состоялось еще 10 января 2014 года. Слушали обе стороны: И.А. Аксенову, которая представила материалы исследований и эскизные проекты реставрации церкви Космы и Дамиана и дома Михляева – Дряблова, выполненные ею вместе с И.В. Карповой по заказу Управления реконструкции администрации Казани соответственно в 2005 и 2008 годах, а также Р.Р. Раимову, главного архитектора ЗАО «ТСНРУ» (Татарское специальное научно-реставрационное управление), которая представила материалы научных исследований и эскизный проект восстановления пристроя лабораторного корпуса КФУ по улице Чернышевского, дом 5, выполненные по заказу университета в 2013 году. Оба проекта рассматривали в комплексе.

Дискуссия здесь была относительно мирной. Каждая сторона получила возможность обосновать свою точку зрения. В итоге Совет решил: авторам проекта реставрации необходимо продолжить исследования объекта (за недостаточностью приведенных материалов), а также доработать проектное предложение по восстановлению памятника и представить его с научным обоснованием. КФУ нужно оценить влияние возводимого пристроя на состояние комплекса объектов культурного наследия, а также установить систему наблюдения за состоянием деформаций конструкций колокольни собора и церкви.

Совет рекомендовал Министерству культуры обратиться к Правительству Татарстана за выделением бюджетных средств в 2014 году для «сохранения памятника, определения заказчика противоаварийных мероприятий» в связи «с необходимостью принятия безотлагательных срочных мер по консервации церкви Косьмы и Дамиана».

Казанские активисты назвали протокол заседания «весьма лояльным» к «существующему спорному проекту». По словам Михаила Щеглова (Общество русской культуры), протокол «принципиальных положений по комплексу памятников» не содержал. По мнению активиста, проекту необходима новая независимая экспертиза с участием, например, московских экспертов, потому как имеющаяся – «выполнена в угоду заказчика проекта, которым является КФУ».

13 февраля 2014 года Айрат Сибагатуллин в разговоре с читателями газеты  «БИЗНЕС Online» не мог обойти стороной ситуации вокруг церкви Космы и Дамиана («В Казани появится целый театральный кластер»). Раис Сулейманов попросил его  прокомментировать  положение православных церквей в Казани: Космы и Дамиана, Петропавловского собора, храма-памятника павшим русским воинам. Вот что скаал министр:

– Вообще министерство культуры РФ особый упор делает на реставрации памятников культурного наследия. Никак нельзя согласиться с прозвучавшим в вопросе утверждением о сознательном уничтожении перечисленных храмов. Что касается конкретно здания церкви Косьмы и Дамиана, можно сказать, Казанский федеральный университет выступает спонсором противоаварийных мероприятий.

Считаю, что некоторые активисты умышленно искажают происходящее и пытаются реальные меры, которые должны предотвратить развитие аварийной ситуации, представить как угрозу памятнику. Это здание уже практически разрушено временем, и если ничего не делать, оно просто исчезнет. Воссоздание утраченного служебного корпуса на территории университета укрепит склон и предотвратит дальнейшее разрушение церкви. На недавнем совещании у замминистра культуры РТ Светланы Персовой перед КФУ поставили ряд вопросов, которые они должны будут решить. В частности, по инициативе университета их научными силами планируется провести исследования состояния колокольни современными неразрушающими методами.

Других подробностей о судьбе стройки в центре Казани в СМИ не появилось. Попытка узнать их в пресс-службе КФУ успехом не увенчалась – директор Института геологии и нефтегазовых технологий ушел в отпуск.

Нельзя ничего было увидеть и на месте событий – все подходы закрыты. 

По неофициальным сведениям работы на возведении учебно-лабораторного корпуса с наступлением лета продолжились. Это и понятно – пока нет сезона дождей, многое можно успеть.

Тема церкви Космы и Дамиана ушла со страниц печати, никто более не интересовался этим на телевидении.

Спор вокруг двух памятников истории вызвал глубокий раскол среди защитников казанской старины. Отчуждение столь велико, что вряд ли местная организация ВООПиК сможет существовать в таком составе дальше.

Министерство культуры РТ в лице Светланы Персовой полно оптимизма – реконструкция дома Михляева – Дряблова начнется уже в 2014 году. Укрепление фундаментов церкви Космы и Дамиана продлит жизнь этому сооружению. Каким оно будет в дальнейшем? Этот вопрос рекомендовали адресовать Казанской епархии.

В споре вокруг церкви Космы и Дамиана, как в капле воды, отразились все подспудные течения, которые существуют в таком нелегком и затратном деле, как содержание культурного наследия далекого прошлого. И по объективным причинам – со временем не поспоришь, тем более что речь идет о веках, и по причинам субъективным.

Изучая ситуацию с охраной памятников в Казани уже много лет, зная разные точки зрения и мнения, главный редактор газеты «Казанские истории» Любовь Агеева высказала несколько личных суждений о судьбе исторического центра Казани и вообще всех старинных городов, где новое и старое почти всегда находятся в состоянии конфликта. Читайте на нашем сайте.

 

Читайте в «Казанских историях»:

Между Сциллой прошлого и Харибдой настоящего

 

Между Сциллой настоящего и Харибдой прошлого

3 августа 2015   

 О церкви Космы и Дамиана. Но не столько о ней

18 апреля 2016

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить