Пишем о том, что полезно вам будет
и через месяц, и через год

Цитата

Я угрожала вам письмом из какого-нибудь азиатского селения, теперь исполняю свое слово, теперь я в Азии. В здешнем городе находится двадцать различных народов, которые совершенно несходны между собою.

Письмо Вольтеру Екатерина II,
г. Казань

Хронограф

<< < Апрель 2024 > >>
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          
  • 1920 – В Казани впервые состоялось представление трагедии Шекспира «Отелло» на татарском языке

    Подробнее...

Новости от Издательского дома Маковского

Finversia-TV

Погода в Казани

Яндекс.Погода

Бывшее юнкерское училище

В Казанском Кремле к 1000-летию Казани восстановлено здание бывшего юнкерского училища.

По левой стороне центрального проезда Казанского Кремля располагался некогда комплекс зданий Артиллерийского двора. Он возник в XVII веке и служил для ремонта и производства оружия. С тех пор комплекс, который занимал пространство между боевыми башнями – Шестигранной и Северо-Западной, сохранял свою планировку в виде замкнутого каре. Он состоял из главного здания и двух боковых корпусов.

На рубеже XVIII – XIX веков комплекс был перестроен согласно генеральному плану Казани 1768 года. Второй этап жизни комплекса начинается в 1825 году, с передачи зданий школе военных кантонистов. Главное здание служило казармой для кантонистов.

Школа действовала до 1861 года, пока ее не преобразовали в училище военного ведомства. В 1866 году губернский архитектор Николай Грицкевич составил проект Юнкерского пехотного училища. Комплекс Юнкерского училища представлял собой взаимосвязанную группу сооружений. Он состоял из трехэтажного здания собственно училища, трехэтажного здания казармы, одноэтажного манежа и воинского плаца между ними.

Юнкерскому училищу придавалось большое значение. Любопытен тот факт, что первая телефонная линия в городе, которая была проведена в 1881 году, соединила училище со зданием офицерского собрания. Многие выпускники юнкерского училища стали людьми известными, как, к примеру, комбат 5-го Восточно-Сибирского стрелкового полка капитан Антон Костюшко-Валюжинич.

«При обороне горы К-В Юпилазы совершил 14 июля 1904 года подвиг, произведя вылазку с охотничьей командой против японцев, укрепившихся так близко от наших позиций, что дальнейшее удержание горы было невозможно, – говорится в одном из документов. – Выбрав для вылазки 20 человек, Костюшко-Валюжинич атаковал японский окоп и взял его, причем сам был тяжело ранен в лицо, левую руку, в грудь навылет, штыком в левое бедро и контужен в область темени».

Слава о другом выпускнике Казанского юнкерского училища – Аркадии Кошко перешла за границы России. В 1913 году на международном съезде криминалистов в Швейцарии московская сыскная полиция, которую возглавлял генерал Кошко, была признана лидером по раскрытию преступлений. Аркадия Кошко, заведовавшего имперским уголовным розыском, называют одним из основоположников отечественной криминалистики. На его счету были сотни раскрытых убийств, бандитских налетов, масштабных афер. В 1910 году Кошко снискал благодарность императора и высшего духовенства за поимку злоумышленника, похитившего с иконостаса в Успенском соборе Московского Кремля бриллианты и изумруды. После революции Кошко эмигрировал, скончался во Франции.

В 1909 году Казанское юнкерское пехотное училище было преобразовано в военное училище для подготовки пехотных офицеров среднего звена. В него набирали юношей, окончивших военные гимназии и кадетские корпуса. Многие казанские юнкера с достоинством прошли испытания Первой мировой войны. Капитан Дмитрий Карпинский, например, воевал в составе 71-го Белевского пехотного полка, дважды был ранен. Приказом главкома генерала Брусилова его полку, наряду с несколькими десятками других частей, был присвоен почетный титул – «полк смерти». Капитан Карпинский продолжил военную службу в Красной Армии, в 1923 году скончался от тифа.

Более известен потомкам другой питомец Казанского юнкерского училища – Александр Егоров. Это один из первых советских маршалов, в прошлом – полковник царской армии, кавалер семи орденов, двух медалей и Георгиевского оружия, участник Первой мировой войны, получивший на фронтах пять ранений и контузий. После революции Егоров возглавлял аттестационную комиссию Красной Армии, командовал армиями и фронтами, возглавлял военные округа. В феврале 1939 года маршал был объявлен советской властью «врагом народа» и расстрелян. Реабилитирован в 1956-м.

Аналогичная судьба и у юнкера-казанца Василия Шорина. Он участвовал в двух войнах, дослужил до звания полковника. Во время революции был избран солдатами начальником дивизии, командовал объединением и группой объединений Красной Армии, руководил Юго-Восточным (Кавказским) фронтом. В 1923 году Шорина назначили заместителем командующего войсками Ленинградского военного округа, а в 1925-м вдруг отправили в отставку. В 1938 году он был арестован. Скончался в тюремной больнице. Реабилитирован в 1956-м.

База расформированного сразу после революции 1917 года Казанского пехотного училища простаивала недолго. В 1919 году в Казанском кремле были развернуты пехотные командные курсы. По мере убытия личного состава на фронт начиналось обучение нового набора. До тех пор, пока в 1923 году пехотные командные курсы не получили статус постоянных – Объединенные Казанские мусульманские командные курсы. Спустя год курсы были преобразованы в школу. В марте 1937 года школа становится пехотным училищем, затем – общесоюзным военно-учебным заведением с экстерриториальной системой отбора курсантов.

Развитие вооруженных сил страны внесло корректировки в статус училища. В апреле 1941 года оно переводится на подготовку специалистов для бронетанковых и механизированных войск и получает новое наименование – Казанское танковое училище. На счету училища – 22 «фронтовых» выпуска, около 4000 молодых офицеров были направлены в действующую армию, 39 из них стали Героями Советского Союза. Подполковник Сахип Майский, отличившийся в боях на территории Финляндии, навечно зачислен в списки первой курсантской роты. Еще двум выпускникам геройское звание было присвоено уже в послевоенное время.

Протяженный трехэтажный корпус бывшего юнкерского училища является одной из основных доминант в силуэте современного Кремля. Он примыкает с северной стороны к двухэтажным постройкам бывшего артиллерийского двора, также существенно перестроенного в позднейшее время. Несмотря на переделки, архитектура здания юнкерского училища говорит о причастности к стилю позднего русского классицизма. На это указывают ясная симметричная планировка, высокие светлые учебные помещения вдоль центрального коридора, строгий монументальный внешний облик и элементы отделки фасадов.

Стены здания кирпичные, потолки помещений плоские, фасады отштукатурены и расчленены профилированными наличниками и рустовкой по первому этажу. Главный вход снаружи акцентирован поздним навесным металлическим фронтоном. В 1964 году здание юнкерского училища было взято на учет как памятник истории республиканского значения. Долгие годы в нем жили солдаты, служившие в частях Казанского военного гарнизона, после их отселения здание тоже не пустовало.

О его реконструкции заговорили только перед юбилеем Казани. Был объявлен тендер, однако вскоре казанцы узнали о том, что спонсором проекта выступило ОАО «Нижнекамскнефтехим» (генеральный директор Владимир Бусыгин, глава администрации города Нижнекамска Ильсур Метшин). Строительные работы вела турецкая фирма “Одак». Первоначальные затраты были определены в пределах пяти с небольшим миллионов долларов, но по мере реконструкции они выросли почти в три раза. Шестьдесят процентов этой суммы ушло на создание Эрмитажного центра.

Обновленное здание юнкерского училища – это современный музейный центр. Тысячи жителей и гостей Казани уже сумели по достоинству оценить проведенные здесь реставрационные работы.

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить