Пишем о том, что полезно вам будет
и через месяц, и через год
|
29.05.2017

Цитата

Если хочешь узнать человека, не слушай, что о нём говорят другие, послушай, что он говорит о других.

Вуди Аллен

Погода в Казани
+11° / +9°
Ночь / День
.
<< < Май 2017 > >>
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        
  • 1906 – Открылось пробное движение трамваев на электрической тяге от здания городской Думы по Воскресенской (ныне ул.Кремлевская) и Ново-Горшечной (ул.Бутлерова) улицам к улице Вторая гора (ныне ул.Волкова).

    Подробнее...

История российского парламентаризма - 3. Мусульманские фракции в дореволюционных Думах

По  мнению Д. Усмановой, автора книги «Мусульманская фракция и проблемы «свободы совести» в Государственной Думе России (1906-1917)»,  фракция стала своего рода общемусульманским центром России.

 Это была единственная трибуна для татар

В Государственной Думе России активно работала мусульманская фракция, члены которой отстаивали интересы 17-милионного мусульманского населения империи.

О деятельности депутатов-мусульман нашему корреспонденту рассказала автор трех книг об истории российского парламентаризма, доктор исторических наук, доцент кафедры современной отечественной истории Казанского (Приволжского) федерального университета Диляра УСМАНОВА.

– Диляра Миркасымовна, монография «Мусульманские представители в Российском парламенте» стала своеобразным итогом ваших исследований. Как вы пришли к этой теме?

– Проблемой мусульманских фракций и историей парламентаризма я начала заниматься в 1996-1997 годах. До этого темой моих исследований было национальное движение 1917 года на страницах татарских периодических изданий. После защиты кандидатской диссертации совершенно случайно заинтересовалась этой темой. Не могу сказать, что это было сделано целенаправленно.

Достаточно долго меня интересовало несколько тем: становление и развитие традиционной мусульманской прессы в начале XX века, история парламентаризма и деятельность татарских депутатов. И третье направление, которым я и сейчас занимаюсь достаточно активно, – это мусульманское сектантство в нашем регионе и на территории России.

Занималась всеми тремя темами, собирала материал – и достаточно долго не могла определиться. В конце 90-х годов, когда была опубликована первая книга – «Мусульманская фракция и «свобода совести» в Государственной думе», как промежуточный результат моих исследований, стало ясно, что в качестве темы диссертации я выберу именно проблему мусульманских фракций в истории российского парламентаризма.

Вторая книга была связана с юбилеем университета. Я целенаправленно собирала материал о профессорах и выпускниках Казанского университета, которые были связаны с парламентом. Монография «Мусульманские представители в Российском парламенте» – это текст диссертационного исследования с небольшими изменениями и сокращениями.

В центре моего внимания была деятельность шестидесяти семи депутатов-мусульман, которые были избраны в четыре дореволюционные Думы.

– Насколько сильна была мусульманская фракция и чего удалось добиться депутатам?

– Парламент был единственной трибуной, где можно было попытаться отстоять национальные интересы. Фракция была одной из самых малочисленных, поскольку мусульмане были ограничены в избирательных правах. Мусульманская фракция была официально зарегистрирована во время работы II Государственной думы.

Для того чтобы внести собственный законопроект, надо было собрать не менее 30 подписей, что для мусульманской фракции было проблематично. Но депутаты пытались бороться за свои права. Прежде всего, им удавалось привлечь внимание к проблемам мусульманского населения.

Вообще эффективность дореволюционной Государственной Думы была крайне низкой. Еще не было традиций, отношение верховной власти к депутатам было негативное, со стороны большей части населения была масса скептицизма. Не идеализируя деятельность Думы, можно сказать, что это был очень важный этап развития. Может быть, он был не совсем простым, с изъянами, но это необходимый элемент политической жизни общества.

– Известно, что только третья Дума проработала полный срок, остальные были распущены императором. Какими были политические позиции депутатов-мусульман?

– Причина роспуска первых двух Дум – противоборство с властью. Радикальное думское большинство не хотело соглашаться с проектом решения земельного вопроса, который предлагало правительство П.А. Столыпина.

Среди депутатов-мусульман были достаточно яркие люди, которые тоже высказывались критически. Но в целом они занимали, скажем так, левый центр, хотя и принадлежали к блоку оппозиции. Люди, которые могли создать «проблемы» для власти, отсекались еще на этапе выборов. Очень активные социал-революционеры – Гаяз Исхаки и Фоат Туктаров – просто не были допущены до выборов. Садри Максуди, ярко проявивший себя в третьей Думе, в четвертую уже не попал. 

Государственная Дума первого созыва

Выборы в Государственную Думу первого созыва в национальных регионах Российской империи проходили весьма активно. По сведениям В.А. Дмитриева-Мамонова, чиновника для особых поручений при председателе Совета министров в Казанской губернии, «мусульманское население относится со значительно большим интересом к предвыборным собраниям и к предстоящим выборам, нежели русское население».

Татарское население связывало свои надежды на изменения в правительственной политике в отношении нерусских народов Российской империи. В одном из своих отчетов Казанское жандармское управление отмечало, что мусульман Дума интересует потому, что «она затрагивает близкие мусульманам вопросы».

Неожиданно для самодержавия в Думе первого созыва сформировались довольно активные национальные фракции: польское коло (депутаты, образовавшие польскую группу, принадлежали к Национально-демократической партии Польши), украинская громада, латышская, литовская, эстонская и другие группы.

Одной из заметных стала мусульманская фракция, объединившая практически всех думских представителей народов Поволжья, Приуралья, Кавказа и Казахстана, которые исповедовали ислам.

В Думу первого созыва было избрано 24 депутата от мусульман России, из них – 12 татар. Казанскую губернию представляли 3 депутата. Кратковременность работы Думы не позволила завершить организационное оформление фракции и она не была официально зарегистрирована.

Фракция, создание которой инициировал Али-Мардан Топчибашев, приняла активное участие в обсуждении основных вопросов, которые рассматривал первый российский парламент – аграрной проблемы, демократизации политической жизни, национального и религиозного равноправия. Али-Мардан Топчибашев не был депутатом, он жив это время в Санкт-Петербурге и оказал большое влияние на деятельность мусульманской фракции.

По политической сущности фракция была национально-демократической группой. В ходе дискуссий депутаты блокировались с другими национальными группами, по большинству принципиальных вопросов поддерживали в ходе голосований конституционно-демократическую фракцию и другие оппозиционные группы.

 Государственная Дума второго созыва

В составе комиссий Государственной Думы второго созыва работали 37 депутатов-мусульманин. Депутат С.Н. Максудов от Казанской губернии был избран одним из пяти заместителей Секретаря Думы.

Большой удельный вес в работе Государственной Думы второго созыва имели проблемы самоопределения нерусских народов, чему в немалой степени способствовала деятельность мусульманской фракции. Возглавлял фракцию Али-Мардан Топчибашев. К моменту роспуска Думы в ней состояли до 30 депутатов. 

Мусульманская фракция. 1907 год

Мусульманская фракция разработала 3 законопроекта, сделала 3 запроса. Депутаты использовали думские возможности (координация связи с избирателями, поездки по стране, бесцензурная публикация стенограмм выступлений и обнародование запросов, контакты и сотрудничество с другими фракциями и депутатами) для консолидации национального движения мусульманских народов и включения его в общероссийское освободительное демократическое движение. Фракция в связи с обсуждением Думой аграрного вопроса сформулировала требования мусульманских народов Российской империи.

Предлагалось увеличить площади землепользования для скотоводческих хозяйств в степных областях и губерниях, бесплатно возвратить розданные ранее чиновникам земли, создать в ведении органов самоуправления областные земельные фонды, пересмотреть переселенческую политику.

Д. Усманова в книге «Мусульманская фракция и проблемы «свободы совести» в Государственной Думе России (1906-1917)» сообщает такой факт: по предложению фракции в пятницу заседания начинались после 14 часов. По ее мнению, фракция стала своего рода общемусульманским центром России.

В начале марта 1907 г. в составе фракции произошло политическое размежевание: группа левых депутатов образовала Мусульманскую трудовую группу («Мусульман хэзмэт таифасэ»). Идейными руководителями этой группы были татарские эсеры Ф.Туктаров и Г.Исхаки.

Трудовая группа начала издавать газету «Дума» на татарском и азербайджанском языках. После выхода шестого номера губернатор Санкт-Петербурга ее выпуск запретил.

 Государственная Дума третьего созыва

Представительство мусульманских народов в третьей Государственной Думе сократилось более чем в три раза. В Думу оказались избраны всего 10 депутатов-мусульман. В выборах не смогло принять участие большинство мусульман Средней Азии.

Депутаты-мусульмане активно выступали за права нерусских народов Российской империи. Основной задачей фракции стала борьба за начальную светскую школу на родном языке.

Новый избирательный закон оказал серьезное влияние не только на численность мусульманской фракции III, а потом и IV Государственной думы, но и на их сословный и социальный состав. Среди мусульман III Думы оказались землевладельцы, предприниматели, земские деятели, отставные офицеры и чиновники, адвокаты, учителя, инженер, публицист, но не было как в прежних составах мулл, крестьян и рабочих.

Мусульманская фракция III Думы оказалась также самой дворянской из всех мусульманских фракций: в ней было 6 дворян. Самыми заметными в Думе были Гайса Еникеев, который входил в комиссию по образованию и участвовал в разработке соответствующего законопроекта, и Садри Максуди, который отличался яркими выступлениями с трибуны Думы.

Одним из таких выступлений была большая речь в защиту мусульманского населения против обвинений в панисламизме. Правая группа и русская национальная фракция, которые были проводниками имперской политики, постоянно включались в полемику с членами национальных и оппозиционных фракций, провоцировали думские конфликты. Усиление политической реакции в России стало особенно заметно в связи с нагнетаемыми ими антимусульманскими настроениями.

 Государственная Дума четвертого созыва

По итогам выборов в Государственную Думу четвертого созыва было избрано 7 мусульман. Ни один представитель Казанской губернии мандата не получил. Депутат третьего созыва Гайса Еникеев на этот раз был избран от Оренбургской губернии. Чтобы баллотироваться в Думу, он купил дом в Оренбурге.

Гайса Еникеев был одним из пяти заместителей секретаря Думы. В мусульманскую фракцию входило 6 человек, пятеро из них – татары. Руководил фракцией Кутлуг-Мухаммед Тевкелев. Кстати, он был депутатов Государственной Думы всех четырех созывов. Секретарь фракции Ибниямин Ахтямов был владельцем газеты «Миллэт», которая по сути стала ее печатным органом.

Несмотря на ограниченные возможности, вызванные политической ситуацией в стране, фракции удавалось привлечь внимание к проблемам мусульманского населения России. Депутаты выступали за отмену избирательного закона 1907 г., поскольку он ставил мусульман в худшее положение.

Острейшим вопросом думской полемики продолжало оставаться национальное школьное дело. Фракция готовила внесение в Государственную Думу специального законопроекта, который бы содержал «требование отмены правоограничений по отношению к инородцам». Депутаты-мусульмане стремилась к сотрудничеству с думской оппозицией, поддерживали при голосованиях прогрессистов.

Как и другие оппозиционные силы, мусульманская фракция возлагала ответственность за глубочайший политический и социальный кризис в стране на самодержавное правительство. Вокруг фракции сгруппировались наиболее деятельные силы мусульманского прогрессивно-реформаторского движения.

В декабре 1914 г. в Петрограде под председательством депутата И. Ахтямова прошел съезд представителей мусульманских общественных организаций, избравший Центральный комитет российских мусульманских общественных организаций, заметную часть которого составляли члены мусульманских фракций четырех Дум (И. Ахтямов, С.-Г. Алкин, Б. Каратаев, К.-М. Тевкелев и др.).

В начале 1916 г. при фракции было организовано совещательное бюро, которое стало интеллектуальным, информационным и координационным центром национального движения, или как назвал его в своей книге «Идель-Урал», изданной в 1933 г. в эмиграции, известный татарский политик и ученый Г. Исхаки, «невидимый национальный центр, управляющий всеми национальными делами тюрко-татар».  

 

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить

 Издательский дом Маковского Айтико - создание сайтов