Пишем о том, что полезно вам будет
и через месяц, и через год

Цитата

Если хочешь узнать человека, не слушай, что о нём говорят другие, послушай, что он говорит о других.

Вуди Аллен

Хронограф

<< < Апрель 2024 > >>
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          
  • 1920 – В Казани впервые состоялось представление трагедии Шекспира «Отелло» на татарском языке

    Подробнее...

Новости от Издательского дома Маковского

Finversia-TV

Погода в Казани

Яндекс.Погода

Андрей Макаревич: «Наше творчество – продолжение традиций»

В  1982 году в Казани гастролировала популярная рок-группа «Машина времени» (художественный руководитель Ованес Мелик-Пашев).

Этот коллектив не раз упоминался в ходе дискуссии о современной песне, развернувшейся в «Клубе филофонистов «ВК». Вот почему, воспользовавшись приездом «Машины времени», мы с Таней Нуртдиновой встретились с ее музыкальным руководителем Андреем Макаревичем, чтобы продолжить с ним разговор, начатый на страницах газеты.

Андрей давал интервью очень неохотно,  на вопросы отвечал односложно. На нас даже не взглянул. Судя по снимку, который сохранил этот миг, однажды мне это надоело, и я что-то сказала музыканту. Как учительница непослушному ученику.

Снимок в газете, конечно, не вышел. Остался в личном архиве.

Чувствовалось, что журналистов Андрей не любит. И было за что. Несмотря на бешеную популярность «Машины времени», в газетах о них не вспоминали. Гастроли, в орбиту которых попала Казань, были, пожалуй, первым шагом группы в сторону официального признания.

Вопросы, которые мы с коллегой Татьяной Нуртдиновой (она взяла на себя нелегкую обязанность уговорить Андрея Макаревича встретиться с нами) задавали, порой занимали больше места, чем ответы. После того, как текст был написал, пришлось советоваться с главным редактором Андреем Петровичем Гавриловым, давать ли интервью в газете. В истории журналистики немного найдется текстов, в которых вопросы занимают столько же места, сколько ответы. Но в конце концов было решено интервью печатать. Пусть оно и нестандартное.

Главное - Андрей Макаревич  все-таки его «Вечерней Казани» дал.  Слишком резонансными были те гастроли «Машины времени».

Интервью с Андреем Макаревичем было опубликовано в газете «Вечерняя Казань»17 марта 1982 года.

О «Машине времени» говорят и пишут много. Причем мнения порой бывают самые различные. Но все сходится в одном: группа имеет свое лицо. Ее песни узнаешь среди десятка других. Андрей Макаревич – автор стихов и музыки большинства песен из репертуара ансамбля. Он же – ведущий солист.

– Не было ли у вас желания обратиться к песенному творчеству других композиторов?

– Честно сказать, не было, потому что я не считаю, что мы представляем интерес как исполнители. Мы интересны именно своими песнями. Было бы странно, если бы Окуджава запел песни Пахмутовой.

– Сейчас часто используют в качестве текстов песен стихотворения больших поэтов: Пушкина, Ахматовой, Петрарки. Нет ли у вас такого намерения?

– В одной из своих программ мы использовали стихи Пушкина, Тарковского, Воронова. Никак слова песен, а как стихи – когда это было нужно. Я считаю, вряд ли разумно писать музыку на стихи поэтов. Они писали их ни как тексты песен и уже заложили в них определенную музыку – музыку слова. Это совершенно разные жанры, разная специфика написания.

– В последнее время в газетах часто вспыхивают дискуссии о том, чему в песне отдавать предпочтение: стихам или музыке. Творчество «Машины времени» в таких спорах приводят как образец особо вдумчивого отношения к текстам. На Всесоюзном фестивале «Тбилиси-80» эта точка зрения была подтверждена солидным аргументом: ваша группа получила премию Союза журналистов Грузии за лучшие тексты…

– Во-первых, неверно противопоставлять в песне музыку и стихи – они существуют только в единстве. Нельзя отдавать предпочтение ни тому, ни другому. Когда говорят о нашей группе, то часто отмечают, что мы идем каким-то особым путем. Мы же считаем, что наше творчество в этом смысле – продолжение традиций русской песни, в которой слова всегда значили не меньше музыки. Но, а если мы чем-то выделяемся, то, наверное, тем, что многие ансамбли не уделяют текстам внимания вообще. И это почему то вошло в норму.

– Ваше отношение к популярности?

– Никогда о ней не думали. Просто хотелось работать лучше и лучше. Хотя, конечно, успех необходим любому художнику – без него порой просто трудно дышать. А все-таки популярность не мешает работе.

Популярность «Машине времени» сделали не просто хорошие тексты. У каждой песни, которая прозвучала во Дворце спорта, была яркая социальная направленность. Музыканты как бы делились со зрителями своими наблюдениями о современной жизни, приглашая их к размышлению над тем или иным фактом или явлением. Поводом для этого могли стать старый корабль у причала Ялты или воспоминания о школьном уроке физкультуре: «На первой – второй рассчитайсь!»

Можно в чем-то соглашаться с исполнителями, в чем-то спорить с ними, но нельзя не прислушиваться к тому, о чем они говорят языком песни, не соотнести их мысли, чувства со своими. Мы спросили у А. Макаревича, не смущала ли его тишина в зале, ведь во время концерта рок групп среди зрителей – всегда легкое волнение. Он ответил:

– Нас именно такой зал и радует. Значит, люди слушают, о чем мы поем.

Те кто присутствовал на концертах «Машины времени», еще раз могли убедиться в правоте В. Ефимова, чьи полемические заметки «Зачем кружатся диски?» положили начало дискуссии в нашем кругу. Он написал о том, что творчество этого ансамбля являет собой пример того, как массовые песни становятся эффективной формой воплощения социальных идей.

Если вы помните, его оппонент Д. Салов спросил, почему музыканты не воплощают свои идеи и через свой внешний вид. (Очевидно, он имел ввиду экстравагантные костюмы, в которых «Машина времени» впервые показалась на эстраде).

Мы адресовали этот вопрос А. Макаревичу. Вот что он ответил:

 – Как, наверное, всякий молодой коллектив, в начале творческого пути мы переболели это «детской болезнью» – любым путем выделиться среди других. Сейчас (вы могли в этом убедиться на концерте) мы одеваемся довольно скромно. Хотя – если человек предлагает что-то серьезное, он что – обязательно должен выходить на сцену в черной мантии?

 Кстати, эта «детская болезнь», о которой я говорил, заключается не только в стремлении выделиться внешне, но и в невольном подражании каким-то более маститым исполнителям. Через это прошли и мы.

«Битлз» – это тот коллектив, перед творчеством которого мы преклоняемся до сих пор. А на первых порах мы им просто подражали. Сейчас об этом могу говорить смело, потому что наша группа, как мне кажется, встала на ноги.

Думаем, что у А. Макаревича есть все основания говорить так. «Машина времени» стала лауреатом Всесоюзного фестиваля «Тбилиси-80». По итогам 1981 года ее назвали самым лучшим ансамблем читатели «Московского комсомольца» и «Комсомольской правды».

– Сейчас очень трудно ориентироваться в музыкальном мире. Нет каких-то устоявшихся мнений, об одних и тех же фактах можно слышать самые разноречивые суждения. Вот, например, в «Литературной газете» критиковали песню «Кружатся диски» из репертуара «Красных мотыльков», а в хит-параде «Московского комсомольца» эта песня оказалась в числе лучших…

 – Каждый имеет право высказать свое мнение, я, например, тоже считаю, что песня «Кружатся диски» неудачная, но не могу помешать ей нравиться кому-то.

– Вы любитель компромиссных решений?

– Это не компромисс. Нельзя ничего навязывать, потому что это будет иметь только обратный эффект.

 – В творчестве таких групп, как ваша, большое значение имеет аппаратура. На сколько широко вы используете современные технические средства?

– Я бы мог назвать много ансамблей, которые это делают ярче, чем мы. Конечно, мы тоже используем свет, звуковые эффекты, но это не самоцель, просто какая-то краска, продиктованная жанром – не больше.

– В составе «Машины времени» – профессиональные музыканты?

– Смотря что понимать под профессионализмом. Если специальное музыкальное образование, то у нас профессионалов нет, кроме Петра Подгородецкого. Я, например, по образованию архитектор… Творчеству нельзя научить не в одном вузе.

 – Любителям эстрады известно, что «Машина времени» снялась в новой киноленте студии «Мосфильм» «Душа». Как правило, фильмы с участием известных эстрадных исполнителей не удаются…

– Это фильм совершенно другого плана. Трудно говорить о том, в чем сам принимал участие, поэтому музыкальной стороны я касаться не буду. Скажу только, что к фильму написаны четыре новые песни, и, кроме того, мы исполнили две уже известные зрителям. Фильм великолепно снят. Над ним работал один из лучших операторов – Владимир Климов.

Нашли мы контакт и с певицей Софией Ротару, исполнившей главную роль. Она оказалась очень гибким актером, хорошо почувствовала, что от нее требуется.

«Душа» – картина не развлекательная, а очень серьезная и весьма проблемная. В ней идет разговор о бережном отношении к таланту, об ответственности художника перед людьми, для которых он творит.

Концерты с участием «Машины времени» никого не оставили равнодушными. Это самобытный коллектив находится в творческом поиске. Пожелаем ему успехов!

С гостем беседовали Т.НУРДИНОВА и Л.АГЕЕВА.

«Вечерняя Казань», 17 марта 1982 года

 

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить