Пишем о том, что полезно вам будет
и через месяц, и через год

Цитата

Если хочешь узнать человека, не слушай, что о нём говорят другие, послушай, что он говорит о других.

Вуди Аллен

Хронограф

<< < Апрель 2024 > >>
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          
  • 1778 – Родился просветитель, педагог, языковед Ибрагим Исхакович Хальфин. Он представитель известной фамилии Хальфиных. Общий педагогический стаж их учительской династии составляет 60 лет

    Подробнее...

Новости от Издательского дома Маковского

Finversia-TV

Погода в Казани

Яндекс.Погода

Наше прошлое может объяснить наше настоящее и даже намекнуть о будущем

22 марта 2016 года в Казани, в Городском дворце детского творчества имени Абдуллы Алиша, прошла торжественная церемония награждения участников краеведческого конкурса «Литературный Татарстан», проведенного в рамках Года литературы.

Во дворце собрались далеко не все участники конкурса (их было около трехсот), ведь большинство живет не в Казани. Но прибыли почти все призеры. Нашли возможность приехать в Казань школьники и педагоги из некоторых городов и районов республики.

Конкурс, организованный по инициативе культурно-просветительского издания «Казанские истории», был призван стимулировать интерес школьников к литературному краеведению, к истории Казани и Республики Татарстан в целом. Его организаторами также выступили Министерство образования и науки Республики Татарстан; Казанский национальный исследовательский технический университет имени А.Н.Туполева, конкретно – кафедра истории и связей с общественностью; Централизованная библиотечная система г. Казани, конкретно – библиотека-филиал №20, Городской дворец детского творчества имени А.Алиша.

Участникам конкурса предлагалось ответить на 75 вопросов. Члены жюри проверили 264 работы: 23 – от учителей и библиотекарей, 241 – от учащихся. В целом они отметили высокую активность учащихся и педагогов республики, которые показали хорошие знания по вопросам, выходящим за рамки учебной программы средней общеобразовательной школы.

Жюри представляли на церемонии Л. Агеева, главный редактор «Казанских историй» ,И. Гатауллина, профессор доктор исторических наук, Л. Соловьева, заведующая кафедрой истории и связей с общественностью КНИТУ-КАИ, заведующая библиотекой-филиалом №20 Централизованной библиотечной системы Казани,  Э. Фахрутдинов, главный библиотекарь этой библиотеки, Р. Хадыева, заведующая отделом патриотического воспитания «Avante» Дворца детского творчества имени Алиша .

Кроме того в жюри входили заведующая музеем Е. Боратынского – филиала Национального музея Республики Татарстан И. Завьялова и главный редактор журнала «Идель» А. Абсалямова, которые не смогли присутствовать на церемонии и поздравили призеров заочно.

До церемонии подведения итогов лауреаты конкурса совершили экскурсию в музей Е. Боратынского, о которой мы расскажем отдельно. Здесь ограничимся словами благодарности в адрес Ирины Васильевны Завьяловой, организовавшей экскурсию, и Алексея Гомазкова, который познакомил участников конкурса с новой экспозицией.

Церемония награждения была частью встречи участников конкурса с известным казанским поэтом Борисом Вайнером, которая проходила в рамках Всероссийской декады детской книги. Литературный праздник начался с его выступления. Гость рассказал о своих стихах и героях, от имени которых пишет о забавных случаях из жизни детей, и даже спел одну из своих песенок.

О встрече с Борисом Григорьевичем мы также расскажем в отдельной публикации. Поэт подарил библиотеке «Казанских историй» книгу об одном из классиков татарской литературы – Гарифе Ахунове, которую подготовили к печати Наиля Ганиева и его жена, тоже поэт, Наиля Ахунова, дочь писателя.

Мир, в котором мы живем, как говорится, тесный. В оформлении этой книги принимал участие Олег Маковский, известный казанский художник, а теперь еще и издатель, один из соучредителей альманаха «Казанские истории». Он также был участником церемонии награждения, и вы можете увидеть наиболее интересные ее моменты его глазами, поскольку Олег Александрович был с фотоаппаратом.

Кстати, все участники церемонии получили в подарок от редакции первый выпуск этого альманаха.

Подведя итоги конкурса и поздравив его лауреатов, Л. Агеева, главный редактор «Казанских историй» и председатель жюри, подчеркнула активность учащихся и педагогов, умение находить нужную информацию. Она с удовлетворением констатировала, что страхи по поводу того, что школьники не интересуются историей своего родного края, не читают книги, преувеличены. Только для этого надо, чтобы рядом с ними были взрослые люди, родители или учителя, которые могут показать им дорогу в удивительный мир литературы, заинтересовать историями о нашем прошлом, рассказать о том, как наша республика связана с Россией, со всеми миром.

Л. Соловьева заметила, что конкурс был очень ей интересен, поскольку она открыла для себя много новой информации, с которой не соприкасалась раньше. Ведь 75 вопросов. Ведь многие не просто ответили на вопросы, но и предоставили дополнительную информацию, которую нашли.

Людмила Викторовна рассказала, как оценивались работы участников конкурса, вспомнила курьезные ответы, которые вызвали смех в зале.

Р. Хадыева, приветствуя организаторов и участников конкурса на правах хозяйки, пригласила ребят принимать участие в других проектах дворца. О том, что здесь помнят каждого своего воспитанника, она показала на конкретном примере, прочитав стихотворение, которое в свое время написала дочь Наили Ахуновой и Бориса Вайнера.

Конкурсантов приветствовала профессор Ирина Алексеевна Гатауллина

Далее началось награждение. Поскольку результаты конкурса уже давно известны – они были опубликованы сразу после подведения итогов на последнем заседании экспертной комиссии, неожиданностей практически не было.

Началась церемония с награждения лауреатов среди учащихся. Первое место заняла Татьяна Лукоянова из казанского лицея №131. Она и ее руководитель – учитель русского языка и литературы С.Б. Жаркова – получили Дипломы Министерства образования и науки РТ, а также Благодарственные письма от редакции «Казанских историй», памятный подарок от кафедры истории и связей с общественностью.

Светлана Борисовна поблагодарила организаторов и за конкурс, и за интересную экскурсию в музей Боратынского.

На втором месте Лейсан Вахитова, студентка 1-го курса Лаишевского технико-экономического техникума, которая учится по специальности «Право и организация социального обеспечения». Она также вышла получать Диплом Министерства образования и науки, подарок и Благодарственное письмо от редакции вместе со своим руководителем – Ириной Васильевной Лукьяновой, учителем русского языка и литературы.

Награды вручала главный редактор «Казанских историй» Любовь Агеева

Призеров, занявших третье место, к сожалению, в зале не было. Дина Бикмухаметова, ученица 3 класса, и ее мама Голниса Рифатовна, учитель математики средней общеобразовательной школы поселка Ныртинского совхоза Кукморского муниципального района, приехать не смогли, хотя собирались. Редакция найдет возможность передать им документы и подарок.

Диплом Министерства образования и науки и другие награды за Аделя Назметдинова получила Ирина Анатольевна Камалетдинова, руководитель научного общества учащихся «Литературное краеведение», которое работает от Центра внешкольной работы Авиастроительного района Казани на базе гимназии №36, учитель русского языка и литературы этой гимназии. Всего в конкурсе участвовали 29 ее воспитанников, 24 из них получили Благодарственные письма редакции, поскольку правильно ответили на более чем 50 вопросов, а Маргарита Большакова, Анатолий Дардымов, Камилла Закирова, Александр Мальков, Белла Сулейманова и Михаил Фадеев набрали свыше 110 баллов.

Фото на память. Воспитанники И. Камалетдиновой

В списке конкурсантов с таким высоким результатом 28 человек, в том числе Миляуша Закирова и Наталья Максимова, десятиклассницы Шеморданского лицея Сабинского муниципального района, Влада Сидорова, ученица 10-го класса Набережно-Морквашской средней общеобразовательной школы Верхнеуслонского муниципального района, Алсу Шарафутдинова, ученица 9-го класса Актанышской кадетской школы-интерната, Камилла Кадырова, ученица 10А класса, гимназии №3.

Все они получили Благодарственные письма от редакции за успешное участие в конкурсе. Как и конкурсанты, набравшие от 100 до 109 баллов. Благодарственные письма участникам конкурса, правильно ответившим на 50 вопросов, но в целом не набравшим 100 баллов, будут высланы по электронной почте. Как и сертификаты остальным участникам конкурса.

Абсолютным победителем конкурса стал учитель физики и математики Нижнетабынской основной общеобразовательной школы Р. Зарипов, который набрал 193 балла, правильно ответив на 69 вопросов. 63 его ответа – с интересными подробностями, а 19 будут использованы в публикациях «Казанских историй».

Подарок для Р. Зарипова

Рафаэль Зиннурович, к сожалению, в Казань не приехал, его награды получил Алмаз Ахмадуллин, родственник, живущий в Казани. Мы надеемся, что Алмаз передал теплые слова, сказанные председателем жюри Л. Агеевой, о работе учителя из Муслюмовского района.

Мы попросили Рафаэля Зиннуровича рассказать о себе, но он был немногословен. И сообщил, почему, приведя цитату: «Никогда не рассказывай другим слишком много о себе! Помни, что в моменты зависти – слепой начинает видеть, немой говорить, а глухой слышать...»

Кстати, на все вопросы не ответил никто. У Светланы Анатольевны Гатиной, учителя русского языка и литературы Надеждинской средней общеобразовательной школы Кайбицкого муниципального района, максимальный результат – 72 правильных ответа, Екатерины Зудиной, ученицы 11-го класса Левашовской средней общеобразовательной школы Алексеевского муниципального района, – 71, Наили Абдулловны Фазуллиной, библиотекаря средней общеобразовательной школы №9 г. Азнакаево, – 70.

Светлана Анатольевна приехать в Казань не смогла. Но прислала письмо, в котором поблагодарила за конкурс:

«Скажу откровенно, я узнала много нового, что-то, к своему стыду, я даже не знала. Не зря говорят: «Век живи – век учись».

Второе место среди взрослых участников конкурса заняла учитель вечерней (сменной) общеобразовательной школы №1 г.Альметьевска Гюзель Радифовна Габсаттарова, которая набрала 154 балла. Она получила Диплом второй степени от Министерства образования и науки, Благодарственное письмо от редакции и памятный подарок.

Диплом третьей степени получила учитель русского языка и литературы Ново-Чечкабской средней общеобразовательной школы Буинского муниципального района  Гузель Даяновна Хисамиева, у которой 145 баллов.

Все лауреаты получили в подарок литературу на исторические темы, в том числе книги постоянного автора «Казанских историй» Бориса Ерунова.

В конкурсе приняли участие учащиеся и педагоги большинства городов и районов республики. Причем казанцев было не так много. Как нам сказали в министерстве, это обычное явление.

Более всего работ поступило из Старокакерлинской средней общеобразовательной школы Дрожжановского муниципального района (руководитель – Ф.М. Айзятова, учитель русского языка и литературы), средней общеобразовательной школы №47 Советского района г.Казани (руководитель – учитель русского языка и литературы Ф.Ф. Аббазова), средней общеобразовательной школы №3 г. Бугульмы (руководитель – Л.Ю. Абашина, учитель английского языка), Шеморданского лицея Сабинского муниципального района.

Книгу на память получает  Ирина Рафаильевна Свищева, учитель русского языка и литературы Шеморданского лицея Сабинского муниципального района

В казанской гимназии №36 на вопросы конкурса ответили 29 старшеклассников. Все они – члены ученического научного общества Центра внешкольной работы Авиастроительного района, руководит которым И.А. Камалетдинова.

«Мы стараемся осознать связь литературы с жизнью, увидеть ту среду, те факты и явления, которые послужили материалом для творчества писателя, узнать его вкусы, взгляды, мировоззрение, понять, как они претворяются в образную ткань литературного произведения. Так, на уроках литературы при изучении трилогии «Детство», «Отрочество», «Юность» Л.Н.Толстого мы неоднократно касались темы «Л.Н.Толстой. Казань. Период самоосмысления», в которой красной нитью проходят перефразированные слова: «Не зная Толстого... нельзя считать себя культурным человеком», – так написала она, представляя НОУ «Литературное краеведение».

Редакция газеты, как и обещала, подарила нескольким педагогам, активно стимулировавшим участие своих учеников в конкурсе, книгу «Республика Татарстан: новейшая история» (авторы– составители – Ф. Мухаметшин и Л.Агеева, 3 том).

Среди участников конкурса есть ученики начальной школы и есть пенсионеры. В основном это читатели библиотеки №20. Иногда отвечали целые классы, как девятиклассники основной общеобразовательной школы №17 г. Зеленодольска, которые работали вместе со своим классным руководителем – З.Т. Миндибаевой.

«Мы с большим удовольствием приняли участие в литературно-краеведческой викторине «Литературный Татарстан». Мы сделали для себя много новых открытий. Викторина заставила гордиться нашей республикой и ее деятелями, а во-вторых, очень сплотила наш класс.

В нашем классе обучаются дети разных национальностей. Викторина задумана для ознакомления людей с культурными традициями других народов как эффективное средство изучения истории народов, воспитания этнического самосознания и межнациональной толерантности» – это цитата из их письма в редакцию.

Вместе искали ответы на вопросы Л.Р. Миннуллина и А.И. Гаязова, дочь и мама, которые работают в школе №144 Советского района г. Казани.

Ученица 8 класса Терсинской средней общеобразовательной школы Агрызского муниципального района Юсупова Сюмбель сообщает, что на некоторые вопросы отвечала вместе с мамой, она у нее учительница.

«Может, не все мои ответы правильные, но за это время я узнала много интересного о писателях», – написала она в сопроводительном письме.

Победителю конкурса Р. Зарипову 59 лет, он живет в деревне Тегермянлек. Рафаэль Зиннурович поразил членов жюри не только своими знаниями, но и умением работать с информацией, чего не хватает школьникам. Ответы на вопросы они искали в Интернете, повторив в своих работах и фактические ошибки, и ошибочные суждения. В нашей газете через несколько дней появятся заметки Л. Агеевой с анализом работ и наиболее интересные ответы. 

Рафаэль Зиннурович окончил физмат Елабужского государственного педагогического института 1978 году. Его педстаж – 35 лет. Он любит участвовать в различных конкурсах. Один и с учениками. Конкурсов было много. Как он написал, любой конкурс предполагает трату некоторых физических, моральных сил и материальных средств, а «Литературный Татарстан» – особенно.

Кстати, по совету Р. Зарипова, мы расширили число участников конкурса, которые получили Благодарственные письма от редакции, а тем, кто не сумел ответить на 50 баллов, подготовили сертификаты. Эти документы в ближайшее время вышлем по электронной почте.

Вот что Рафаэль Зиннурович написал в редакцию, сопровождая свои ответы:

«Конкурс «Литературный Татарстан» меня привлек многообразием и обширностью краеведческого материала, креативностью поставленных вопросов. Ведь почти каждый вопрос, по сути это – хоть и небольшое, но исследование. В то же время эти вопросы и ответы на них, переплетены чувствами, творческими узами тех людей, которые жили и трудились на территории нашего края, и невольно возникает ощущение цельности литературного наследия нашего народа.

В свое время Белинский писал: «Мы вопрошаем и допрашиваем прошедшее, чтобы оно объяснило нам наше настоящее и намекнуло о будущем».

В этих словах – напоминание о том, что мы должны знать историю своей страны, людей, которые оставили в ней заметный след».

Редакция «Казанских историй» вряд ли бы смогла провести такой массовый конкурс, если бы не поддержка КНИТУ-КАИ, Министерства образования и науки РТ, других соучредителей.

На сотрудников библиотеки №20 пришлась самая длительная работа – проверка работ. Редакция обратилась в Министерство культуры РТ с просьбой поощрить активное участие библиотеки в организации конкурса. Кстати, такой конкурс – одна из эффективных форм пропаганды книги и чтения.

Оргкомитет конкурса подарил библиотеке №20 четыре книги «Истории государства Российского» Н.М. Карамзина, подарочное ротапринтное издание.

Отдел патриотического воспитания «Avante» Городского дворца детского творчества имени А .Алиша взял на себя организацию церемонии закрытия конкурса.

Заведующая отделом Равиля Закировна Хадыева получила Диплом Министерства образования и науки РТ

Прощаясь с организаторами конкурса, многие просили придумать новое творческое состязание. Редакция обещала подумать.

А пока ребят пригласили принять участие в республиканском конкурсе школьников по рекламе, который объявил КНИТУ-КАИ. На сайте вуза уже началась регистрация его участников.

Фото Олега Маковского

 Л. Климова

Другие публикации о конкурсе:

Конкурс «Литературный Татарстан»: финиш 22 марта

Оценка ответов конкурса «Литературный Татарстан» продолжается

Конкурс «Литературный Татарстан»: первые итоги

Конкурс «Литературный Татарстан»: эрудиты - к барьеру!

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить