Пишем о том, что полезно вам будет
и через месяц, и через год

Цитата

<...> Казань по странной фантазии ее строителей – не на Волге, а в 7 верстах от нее. Может быть разливы великой реки и низменность волжского берега заставили былую столицу татарского ханства уйти так далеко от Волги. Впрочем, все большие города татарской Азии, как убедились мы во время своих поездок по Туркестану, – Бухара, Самарканд, Ташкент, – выстроены в нескольких верстах от берега своих рек, по-видимому, из той же осторожности.

Е.Марков. Столица казанского царства. 1902 год

Хронограф

<< < Апрель 2024 > >>
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          
  • 1778 – Родился просветитель, педагог, языковед Ибрагим Исхакович Хальфин. Он представитель известной фамилии Хальфиных. Общий педагогический стаж их учительской династии составляет 60 лет

    Подробнее...

Новости от Издательского дома Маковского

Finversia-TV

Погода в Казани

Яндекс.Погода

Казанский образ Богородицы – это главный образ России

2 июля 2016 года в Государственном музее изобразительных искусств РТ открылась выставка «Чудотворный Казанский образ Богоматери. Казанский Богородицкий монастырь». Она ознаменовала первое событие в череде мероприятий, связанных с Казанской иконой Божией Матери.

Следующим событием станет международная научно-практическая конференция «Чудотворный Казанский образ Богоматери в судьбах России и мировой цивилизации», которая будет работать в Казани 19-20 июля.

А 21 июля Патриарх Московский и всея Руси вместе с Президентом Татарстана Рустамом Миннихановым примут участие в закладке памятной капсулы в основание воссоздаваемого собора Богородицкого монастыря, где хранился чудотворный образ Богоматери, явленный в Казани в 1579 году.

На открытии выставки побывали Любовь Агеева и Владимир Зотов.

Не припомню, чтобы какую-то другую выставку в Музее изобразительных искусств открывали на улице, у парадного входа в бывший особняк генерала Сандецкого.

Это говорит и о важности события, и о том, что в здании вряд ли можно найти место, где бы вместились все желающие на нем присутствовать. Правда, у организаторов были опасения, что многие предпочтут в жаркий субботний день загородный отдых, но желающих посетить выставку в числе первых оказалось много.

Интересно было разглядывать людей, собравшихся возле музея. Резко выделялись священнослужители. Их было довольно много. Ничего удивительного в этом нет, поскольку иконы на выставке для них – не просто музейный экспонат. К тому же ожидали прибытия митрополита Казанского и Татарстанского Феофана.

Миряне резко делились на две категории. Впрочем, часть женской аудитории в платках на голове трудно причислить к мирянам. В залах музея (выставка занимает весь второй этаж) эти женщины вели себя, как в храме: подойдя к иконам, крестились, подолгу молча стояли у священных образов и буквально застывали на месте рядом с уникальными экспонатами – иконой 11 века, образом Богородицы из коллекции ГМИИ РТ, написанной в последней четверти 16 века, серебряным иконостасом, в центре которой хранилась явленная девочке Матроне икона Божией Матери. Как оказалось, его совершенно случайно обнаружили в фондах Национального музея.

Вторая часть женской аудитории, к которой принадлежала и я, пришли просто в музей, на открытие вернисажа. И для нас многочисленные экспонаты были важны прежде всего как произведения искусства. И еще – как свидетельства особого мира, рядом с которым мы живем.

Владыка Феофан во время своего выступления говорил о том, что у этих двух миров много общего.

– Настало время собирать! – сказал он. – Целый век мы разбрасывали камни, рушили свой народ, культуру, историю и Веру. Оглянулись – дальше разбрасывать нечего. Что делать теперь? По крохам собирать и созидать. Воссоздание собора в Казани – это общероссийская задача. Ибо образ Казанской иконы Богородицы – это не один из – это главный, один образ, с которым связана история нашего Отечества.

Татарстан, великая честь тебе. Именно в Казани Пресвятая Богородица Мария явила свой чудотворный образ. Главная задача – возродить ее дом таким, каким он был.

Огромное количество людей прибывает в Казань, чтобы прикоснуться к образу Казанской Богоматери.

Владыка Феофан поблагодарил всех: собравшихся на церемонию, заместителя Премьер-министра Василя Шайхразиева – «за усердие», с которым он относится к поручению Президента РТ Р. Минниханова и руководителя Республиканского Фонда возрождения памятников истории и культуры РТ М. Шаймиева, Музей изобразительных искусств – «за трепетность» в организации выставки, посвященной чудотворному образу. А потом, пользуясь присутствием журналистов, обратился ко всем жителям республики, не только православным:

– Торопитесь внести лепту в воссоздание собора. Торопитесь! Можете не успеть… Запомните, Бог в долгу никогда не бывает, а тем более – Богородица.

Митрополит Казанский и Татарстанский подчеркнул, что для всех Казанский образ Божией Матери достояние, для кого-то духовное, для кого-то – культурное, для кого-то – историческое.

Заместитель Премьер-министра Татарстана Василь Шайхразиев отметил, что особенностью выставки является разнообразие и уникальность экспонатов.

– Это, безусловно, очень значимый проект для республики, мы приложим все усилия для его реализации. Я убежден, что строящиеся по указу Президента Рустама Минниханова Болгарская исламская академия и Казанский Борогодицкий монастырь станут жемчужинами нашей республики, символами мира и дружбы народов, – подчеркнул он.

Начиная церемонию открытия, директор ГМИИ Розалия Нургалеева напомнила, что выставка готовилась силами многих музеев Татарстана – хранителей православных святынь. Это плод совместного творчества Государственного музея изобразительных искусств, Национального музея, музеев Казанского федерального университета. Это не просто выставка, а научно-выставочный проект.

Три месяца в главном здании Музея изобразительных искусств можно будет видеть редчайшие произведения древнерусской иконописи, художественной фотографии рубежа XIX-XX веков, предметы декоративно-прикладного искусства XVI-XIX веков, археологический материал, обнаруженный при раскопках на территории Богородицкого монастыря, а также документы из архивов Казани, Москвы и Санкт-Петербурга, отдела рукописей и редких книг Научной библиотеки имени Н.И.Лобачевского (КФУ). В нескольких залах представлены иконы, написанные в живописной мастерской Казанского Богородицкого девичьего монастыря, которая существовала в 1867-1928 годах. На выставке представлены минералы, из которых делают иконописные краски. Всего экспозиция включает более 600 предметов. Как мы уже сообщали, многие реликвии показываются широкой общественности впервые.

Подробнее в «Казанских историях» – Выставка, объединившая верующих и мирян

Церемония открытия не затянулась, и всех пригласили в музей. Первыми посетителями новой экспозиции музея стали владыка Феофан и высшее духовенство митрополии, вице-премьер Василь Шайхразиев, министр культуры РТ Айрат Сибагатуллин и другие официальные лица.

В залах, где рассказывается об истории Казанского Богородицкого монастыря, экскурсию для них провел известный казанский краевед Сергей Саначин, который, готовясь к выставке как один из соавторов этого проекта, работал в архивах Москвы и Санкт-Петербурга, где оказалось очень много ценных документов о Казани.

Сергей Павлович хронологически воссоздал в документах и чертежах архитектурную историю Казанского собора – от момента его проектирования до разрушения в начале ХХ века, включая фотографии и фототипии, связанные с этапами строительства и жизни самого монастыря. Эта часть экспозиции содержит также публикации документов судебного процесса по делу о похищении явленной чудотворной Казанской иконы Божией Матери.

После осмотра экспозиции архиерей оставил в музейной Книге отзывов следующую запись:

«Восхищен и благодарен. Только любовь к Богу и Его пречистой Матери способны вдохновить иконописцев к созданию шедевров иконописи. Дай Бог сотрудникам музея мудрости и силу через организацию подобных выставок открывать людям путь от земли к небу. От повседневного и временного к вечности в Боге.

Экскурсию по остальным залам провела Вера Немтинова, хранитель фонда древнерусского искусства, старший научный сотрудник ГМИИ РТ, старший преподаватель кафедры общей и церковной истории Казанской духовной семинарии.

Вера Викторовна сначала рассказала первым посетителям музея о постоянной экспозиции на первом этаже, где собраны церковные реликвии из Свияжска, а потом – о выставке на втором этаже.

В роли экскурсоводов в этот день выступали и другие знатоки чудотворной иконы, например, Валерий Сорокин. Почти три зала занимают иконы из его частного собрания. На предыдущей выставке в Благовещенском соборе, посвященной Казанскому образу Богородицы, ему удалось остаться неузнанным, на этот раз его представил публике митрополит Казанский и Татарстанский Феофан.

Подробнее в «Казанских историях» – Явление Казанской Богородицы в 2015 году

Так что после официальной церемонии он был у журналистов нарасхват. Мне удалось присоединиться к экскурсии, которую он провел по своей коллекции для представителей СМИ. Началась она с вопросов Ольги Юхновской, но коллега не возражала, когда ответы слушали другие.

Собрание основано еще его отцом и продолжено сыном. В экспозиции иконы для богатых и бедных, иконы походные, написанные высокими профессионалами и начинающими летописцами.

Очень интересно владелец раритетов рассказывал об особенностях Казанской иконописной школы Богородицкого монастыря. Это был крупный и широко известный во всей России центр иконописи, через который за шесть десятков лет школу прошли 100 мастеров. Поскольку монастырь был женский, то и иконы писали исключительно монахини. Всех их впоследствии расстреляли, о чем можно узнать здесь же, на специальном стенде с фотографиями последних монахинь и документы из архивов НКВД.

Кстати, ФСБ впервые представил публично некоторые документы о национализации имущества храмов и монастырей Татарской республики.

Потом я присоединилась к такой же локальной экскурсии известного казанского краеведа Анатолия Елдашева. От него мы с Ольгой узнали, что списки с Казанской иконы Богоматери, сделанные в иконописной мастерской, были такого высокого качества, что их дарили членам императорского дома и светилам православного духовенства. В декабре 1894 года одна из таких икон была подарена на день бракосочетания Николая II, и он принял ее с благодарностью, о чем потом по просьбе императора сообщил в обитель Константин Победоносцев.

Анатолий Михайлович обратил наше внимание на самую старую икону на выставке. Икона Пресвятой Богородицы, именуемая «Всеблаженная», или «Памакариста», была прислана в Казань в 1905 году Святейшим Патриархом Константинопольским Иоакимом III в благословение и утешение граду Казани после святотатственного похищения из соборного храма Казанского Богородичного женского монастыря чудотворной иконы Божией Матери в ночь с 28 на 29 июня 1904 года.

Эта икона – точный список с находившейся в Константинопольском патриаршем храме особо чтимой иконы Богоматери «Всеблаженной», единственной древней святыни, уцелевшей в Константинополе, в храме во имя святого великомученика Георгия, после многочисленных разграблений. Святой образ был написан на деревянной доске в традициях древне-греческой иконописи.

Икона Божией Матери Паммакаристы находилась в Казанско-Богородицком монастыре вплоть до его закрытия, а затем была перенесена в Петропавловский собор. Но после закрытия этого храма следы чудотворного образа считались утраченными. По каким-то причинам ее не перенесли в церковь Ярославских чудотворцев, как многие другие святыни Казани, и с 30-х годов прошлого столетия о судьбе Паммакаристы православные верующие ничего не знали. В Никольском соборе Казани сохранился лишь список с чудотворного образа.

На протяжении многих лет исследователи церковной истории Казани не оставляли попыток найти ее в российских и зарубежных музеях или в частных коллекциях. И лишь недавно им улыбнулась удача – икона была найдена совсем недалеко от того места, откуда она пропала в годы богоборчества. Ларчик просто открывался – все это время чудотворная икона Божией Матери «Всеблаженная» находилась в фондах Национального музея Республики Татарстан и хранилась там, что называется, под грифом «секретно». Она не только не выставлялась в рамках постоянной экспозиции, но даже никогда не была представлена на выставках, на которых демонстрировались многие предметы церковного искусства, хранящиеся в запасниках музея.

Подробнее – http://www.tatarstan-mitropolia.ru/all_publications/publication/?ID=48436

Интересно, что в одном из залов есть еще одна «Паммакариста». Как удалось выяснить, это список со старинной иконы, который принадлежит одному из владельцев казанского банка «Заречье».

Икона демонстрируется в зале с самой надежной охраной, там, где сосредоточены самые ценные раритеты. Здесь же серебряный оклад с украденной из собора Казанского Богородицкого монастыря иконы Богоматери.

Теперь можно воочию представить, какого небольшого размера был святой образ, который нашла в земле девочка Матрона. Как известно, воры взяли украшения, а их было великое множество, но оклад не тронули. Он оказался в фондах Национального музея.

Впечатление от этого экспоната не передать…

Знатоки казанской чудотворной иконы опять заговорили о чуде, о том, что, возможно, воры украли не оригинал, а список с него. Отсюда – огромное внимание к иконе, найденной в фондах Музея изобразительных искусств. Это случилось в 2004 году.

Ровно через сто лет в коллекции музея обратили внимание на старинную икону, происхождение которой было не известно. Она поступила в музей в 1989 году из Троицкой церкви Иоанно-Предтеченского (тогда Троице-Сергиева) монастыря Свияжска.

При более тщательном изучении оказалось, что образ Богородицы датирован последней четвертью XVI века (!). Получается, что сегодня в Казани это самый древний образ почитаемой всеми православными святыни. По сути, икона – ровесница той, что была украдена из собора Богородицкого монастыря. Скорее всего, это список, но один их первых, если вообще не первый.

А, может, и оригинал? Очень хочется надеяться на чудо.

Одновременно появилась информация о том, что злодей Федор Чайкин, якобы, устроил это ограбление по заказу, как раз именно из-за иконы, и его словам на суде о том, что он сжег святой образ в печи, доверять не стоит. Он, конечно, был вором, но в те времена люди были богобоязненны… Так что поиск оригинала продолжается…

В восьми залах Музея изобразительных искусств размещено 200 образов Казанской иконы Богоматери. По представленным иконам можно понять разницу между техниками иконописных школ: чем Московская школа отличается от Петербургской, Тульская – от Архангельской.

Работы, написанные в Богородицком монастыре, особенно сильно отличаются от других, заметила директор ГМИИ РТ Р. Нургалеева.

Многие иконы перед выставкой были восстановлены благодаря усилиям реставраторов. По нашей просьбе пресс-служба ГИИ сообщила их фамилии: Музей изобразительных искусств: Н.Е. Михайлина, Р.А. Мухаметшин, Н.М. Савельева, Р.Р. Садыков, В.П. Хорьков, С.В. Яковлев; Национальный музей: М.А. Галиев, Е.Ю. Губайдуллина, Л.В. Фролова.

Здесь самое время назвать тех, кто в рекордно короткое время подготовил эту выставку.

Общее руководство проектом: Р.М. Нургалеева, директор ГМИИ РТ, заслуженный архитектор РТ, почетный член РАХ

Концепция выставки: Р.М. Нургалеева, В.Ю. Сорокин, С.П. Саначин, В.В. Немтинова, А.А. Калина, А.М. Елдашев.

Организационная группа: М.Н. Кутнова, Д.Д. Хисамова, А.Р. Нургалеева, Д.З. Махмутова, А.М. Абдуллин, А.Ю. Злобин

Кураторы проекта: В.В. Немтинова, С.П. Саначин при участии А.А. Калиной, С.Е. Новиковой, Е.Е. Сибатровой

Научный редактор текстов: Д.Д. Хисамова; авторы текстов: Э.И. Амерханова, С.Ю. Измайлова, А.М. Елдашев, Г.Ф. Мельникова, В.В. Немтинова, В.Ю. Сорокин, А.Ф. Степанов, С.А. Фролова, Н.А. Чубакова

Оформление экспозиции: С.А. Мартынова, А.И. Чихирев

Разработка и дизайн информационной полиграфической продукции: А.Б. Шляпкин, А.И. Камалова, С.А. Блинова, Д.М. Шайхутдинова

Учет музейных фондов: О.В. Желовицкая, Л.В. Шабалина

Заведующая экспозиционными залами: А.Ф. Мингалеева

Монтаж выставки: Ф.Ф. Ахатов, З.Т. Зинатуллин

Секретарь проекта: И.Ф. Зайнуллина.

Ближе к завершению открытия выставки, после концерта во дворе музея, все, кто принимал участие в работе над проектом, сфотографировались на память.

Пользуясь случаем, руководство музея еще раз выразило через наше издание слова признательности всем, кто участвовал в этом большом деле:

– Татарстанской митрополии Русской православной церкви

– Казанско-Вятской епархии Русской православной старообрядческой церкви

– Казанской старообрядческой общине Старопоморского согласия

– Национальному музею Республики Татарстан

– Национальному архиву Республики Татарстан

– Отделу рукописей и редких книг Научной библиотеки имени Н.И. Лобачевского и музею Казанской химической школы Казанского (Приволжского) федерального университета

– Архиву Управления Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Республике Татарстан

– Частным коллекционерам

– Российскому государственному историческому архиву (Санкт-Петербург)

– Научно-исследовательскому музею Российской академии художеств (Санкт-Петербург)

– Библиотеке Российской академии наук (Санкт-Петербург)

– Государственному Русскому музею (Санкт-Петербург)

– Государственному научно-исследовательскому музею архитектуры имени А.В. Щусева (Москва)

– Московскому архитектурному институту (Москва)

– Управлению архитектуры и градостроительства Исполкома Казани.

Еще долго во дворе музея было оживленно. Где-то пили шампанское, кто-то обсуждал какие-то важные вопросы, кто-то просто сидел на лавочки, умиротворенный тем, что увидел. Вера Викторовна Немтинова наконец-то могла перевести дыхание, и мы договорились об интервью.

Владыка Феофан прав: нам довелось участвовать в большом и важном деле. Пусть всего лишь в роли свидетелей.

Выставка «Чудотворный Казанский образ Богоматери. Казанский Богородицкий монастырь работает в главном здании (Казань, ул. Карла Маркса, 64).

 

Читайте в «Казанских историях»

Хроника визита

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в Казани: 21 июля

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в Казани: 20 июля

«Богородице Дево, радуйcя…» – репортаж Л. Агеевой о церемонии закладки памятной капсулы в основание воссоздаваемого собора Богородицкого монастыря, где хранился чудотворный образ Богоматери, явленный в Казани в 1579 году.

«Чудотворный Казанский образ Богородицы в судьбах России и мировой цивилизации»  -  так называется Международная научно-практическая конференция, которая работала 19 и 20 июля

Владыка Феофан: «Приходите все на крестный ход – всем места хватит под солнцем» - пресс-конференция в преддверии праздника Казанской иконы Божией Матери

 

Другие публикации по теме в «Казанских историях»:

Казанская икона Божией Матери – очерк Л. Агеевой          

1. Казанская икона Божией Матери: загадка, которую так и не разгадали

2. Явление Богородицы казанской девочке Матроне

3. Казанское святотатство 1904 года

4. Что хочет сама Богородица?

5. Казанская икона Божией Матери из покоев папы Римского

 

Хорошая весть на праздник Казанской иконы Пресвятой Богородицы

В одном указе Президента РТ – забота о православных и мусульманах. Так в Татарстане принято

Явление Казанской Богородицы в 2015 году

«Казанская в судьбах России» – выставка в Кремле

Казанско-Богородицкий женский монастырь: вехи истории

Книга о заступнице усердная рода христианского

Патриарх Московский и всея Руси Гермоген

 

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить