Пишем о том, что полезно вам будет
и через месяц, и через год

Цитата

Сей город, бесспорно, первый в России после Москвы, а Тверь – лучший после Петербурга; во всем видно, что Казань столица большого царства. По всей дороге прием мне был весьма ласковый и одинаковый, только здесь еще кажется градусом выше, по причине редкости для них видеть. Однако же с Ярославом, Нижним и Казанью да сбудется французская пословица, что от господского взгляду лошади разжиреют: вы уже узнаете в сенате, что я для сих городов сделала распоряжение

Письмо А. В. Олсуфьеву
ЕКАТЕРИНА II И КАЗАНЬ

Хронограф

<< < Апрель 2024 > >>
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          
  • 1778 – Родился просветитель, педагог, языковед Ибрагим Исхакович Хальфин. Он представитель известной фамилии Хальфиных. Общий педагогический стаж их учительской династии составляет 60 лет

    Подробнее...

Новости от Издательского дома Маковского

Finversia-TV

Погода в Казани

Яндекс.Погода

«Любая работа, которой отдаёшь душу, становится творческой»

30 января 2018 года в Музее А.М. Горького пройдет очередная встреча в «Клубе книголюбов». Начало в 14 часов. С сообщением «Мой опыт стихотворчества» выступит переводчик и журналист Зумарра Рахимовна Халитова, которая, как она сама говорит, уже разменяла последний десяток жизни. Желающие могут послушать, вход свободный.

Заседания клуба всегда проходят в последний вторник каждого месяца, всегда в 14 часов, теперь – в Музее Горького. «Клуб книголюбов» был организован не менее тридцати лет тому назад при Доме медицинских работников, и все эти годы его работу возглавляла Татьяна Андреевна Емелина, полевой хирург Великой Отечественной войны. Сейчас ей уже 97 лет, и она запросилась в отставку. Почти столько же посещает клуб и читает для его членов свои лекции одна из ведущих лекторов общества медиков, заслуженный врач, глубокий знаток и любитель литературы Раиса Салиховна Зиятдинова. Есть опасение, что с уходом Татьяны Андреевны клуб может уйти в историю, чего не хотелось бы.

Мой опыт стихотворчества

Готовясь к своему сообщению, я перебрала немало подходов к анализу темы. Побродила по коридорам Интернета, по закоулкам электронных библиотек, собирая мнения литературоведов и психологов о том, что такое – стихотворчество и творчество в целом. Недаром говорят, что всё гениальное просто. Лишний раз убедилась, что от обычной деятельности творчество отличается отношением к делу: творец всё делает с «душой», творчество связано с такими понятиями, как свобода, смелость и красота. Всё это предполагает вдохновение.

Я отложила чтение по избранной теме до следующего раза, который может состояться, если тема заинтересует аудиторию, и мы обратимся тогда не просто к теории и технике стихосложения и соответственно – к литературе об этом, но и к рассмотрению тайн творческих удач таких поэтов, как Пушкин, Державин, Ахматова, Николай Гумилёв, Вознесенский, Ахмадуллина, и не только русскоязычных писателей и поэтов.

Сегодня же решила остановиться на собственной стихотворческой практике, которую ещё не решаюсь назвать поэзией.

 

Вдохновение, большое, страстное, неудержимое желание достичь задуманного, я, наверно, испытала в детстве, когда вдруг написала первое своё стихотворение в десятилетнем возрасте. Помню, собрались все дети и воспитатели в большом зале (а рядом с ним была комнатка, которую мы называли почему-то кабинетом) – уютная, с круглым столом посредине, покрытым тёмной скатертью с кистями, которые свисали до самого паркета, всегда до блеска натёртого. Говорили, что когда-то это двухэтажное здание, где помещался наш 1-й московский «Пионер-дом», принадлежал богатому купцу.

Собрались, кажется, по поводу новогоднего утренника. И вдруг слышу:

– А сейчас Зумарра прочитает нам стихотворение о зиме, которое она сама сочинила.

Не скажу, что это было для меня полной неожиданностью, но я так смутилась, застеснялась, что убежала в тот самый кабинет, спряталась под столом и сидела там, пока все не разошлись. С тех пор стихов не писала целых полвека…

И всё-таки стихосложение не было в моей жизни чуждым для меня занятием, поскольку я десятилетиями зарабатывала, как говорится, на хлеб насущный переводами на русский язык татарских произведений, где встречались и стихи. И проделывала это довольно лихо. Перевела даже в стихах пьесу Лопе де Вега «Собака на сене» (эту с русского на татарский), а однажды, когда пришлось за одну ночь перевести по заказу Дома народного творчества какую-то пьесу-сценарий в стихах, печатала на машинке прямо с оригинала. И всё делалось по заказам.

Вот тут можно и призадуматься: было ли это творческой работой.

А вот где-то на восьмом десятке, работая директором собственной фирмы, стала сочинять стихотворные поздравления чуть ли не для каждого нашего работника, не говоря уже о своих близких. Потом темы ширились, писала поздравления с общенародными праздниками, с юбилеями знакомых лиц, даже заказчиков.

Только прожив лет девяносто, всерьёз понимаешь, что жизнь, оказывается, очень и очень коротка, вряд ли кому-то удалось нажиться досыта и успеть сделать всё, что хотелось бы, да времени не хватило. Да, очень коротка.

Теперь я с удивлением думаю о том, почему выбрала для стихотворчества лишь последние крохи жизненной тропы. Некогда было, это верно. Но сейчас, тем более, некогда. Тешу себя лишь тем, что мой век никем не отмерян, значит, время ещё есть… Опять пишу стихи, теперь в основном, о моей на данный момент последней внучке Риане, вместе с которой живём и растём. Ну, и о том, что тревожит душу. Например, тревожно оттого, что так бездарны те, от которых зависят судьбы народов. Написала вот поздравление к Новому году. Перед праздником, 31 декабря, его напечатали в «Казанских историях».

Мы все любим детей: и маленьких, и уже повзрослевших. Тем более, своих, свою плоть и кровь. А у меня их более двадцати. Последняя на сегодняшний день из моих внуков - Риана - родилась летом 2012 года, то есть когда мне было уже восемьдесят шесть лет, а сыну, её отцу пошёл пятьдесят третий год. Притом это его единственный ребёнок. «Первые шаги» малышки по жизни как бы сопровождались рождением моих стихов.

Вот одно из них  – когда ей было три с половиной месяца:

Утром, только рассветет,

В гости к бабушке идет…

Кто? Риана.

В этот час

Собираются у нас

Все, кто любит поиграть

И попеть и поплясать.

Тут и Дедка тянет репку,

Ухватив за хвостик крепко.

И веселый ветерок

Прилетает точно в срок.

И воробышек, и чиж,

Утки, гуси, куры, стриж,

И сорока-белобока

Кормит кашей сорочат,

И зверушек много-много,

Скачут, бегают, пищат.

Очень весело Риане!

Надо рассказать и маме!

И спешит она домой,

Песенки забрав с собой…

18 октября 12 года

Тогда я старалась писать на двух родных для меня языках.  Вот перевод того стишка:

Һәр иртә монда килә ул,

Бик кызык бит бу якта:

«Шалкан» дигән әкиятне

Җил җыры алыштыра,

Кояш чыга, җиләк пешә.

Риана аларга дәшә.

Тәти кызны сәләмләп,

Матур җырларын җырлап.

Иртүк әтәч кычкыра,

Рианым да булдыра!

Саесканнар, песиләр

Аю, тычкан, бетиләр,

Аның белән бергәләп

Җырлыйлар да бииләр.

ЗРХ

10-11 октября 2012 года

Следующее стихотворение появилось, верно, попозже, когда она уже понимала игру в прятки. Тоже на двух языках.

Прятки (перевод)

– Это кто пришел?

Наверно,

Мальчик из квартиры два?

– Нет, не мальчик, а Риана.

– Я не вижу. Где ж она?

Странно это, очень странно,

Где же девочка Риана!?

Может, прячется за дверью?

Убежала?

Нет, не верю,

Ведь она играть пришла,

Точно!

Я ее нашла!

Качыш уены

– Кем килде безгә

– Риана

– Кая? Күрмим!

– Менә ул.

– Юк ич! Кая?

– Әнә, әнә!

– Таптым-таптым!

– Әйе, ул...

Прошёл ещё годок, когда мы смогли ей прочитать другое стихотворение:

С солнцем просыпается,

С дождичком играет

С ветерком вперегонки

К речке прибегает.

Бабочкой летит-летит,

Рыбкою ныряет.

Окунется раз-другой

И уже пора домой…

Папа, мама, бабушки

Смотрят – удивляются:

«Вот тебе и ладушки!

Что же получается?!

Нет ли тут обмана!

Выросла Риана!!»

З. Халитова

Кояш белән уяна ул,

Яңгыр белән юына,

Җил артыннын куа-куа,

Йөгерә су буена.

Күбәләктәй очып килә,

Балыктай йөзеп китә,

Бер-ике чумып ала да,

Чыгарга вакыт җитә.

Исләре китеп карыйлар

Әти, әни, әбиләр.

«Сизми дә калдык түгелме

Үскәнен моның», диләр.

З.Халитова

 

Ребенок  не может расти, не падая, не ушибаясь. Так и люди – не могут развиваться, не делая ошибок. Одна из них – вражда народов, противостояние культур. Всем хочется добра и справедливости, но побеждает эгоизм.

И все-таки есть люди на планете, на ком, как говорят, и держится Земля, которые, уверена, и сохранят культуру. Не эгоизм, не жадность, не тщеславие – а доброта, гуманность и любовь к прекрасному для них основа жизни. Один из них – Эмиль Усманович Заляльтдинов

Один из немногих …

Всегда при голосе, подтянут и пригож,

О нем в среде интеллигенции молва,

Что исполнителя культурнее едва ль

Среди певцов татарских ты найдешь.

Нет для него плохих народов и людей,

Он всем готов дарить свое искусство,

Не омрачает дар недобрым чувством

Заляльтдинов – маг и чародей.

Он из великих, на вершине он,

Однако же доступен всем, кто ниже,

Его не трудно разглядеть поближе,

Эмиль из королей, что без корон.

Таким был Яхин и Салих Сайдашев,

Мансур абы, Садыкова Сара –

Эмиля скромные коллеги и друзья,

Народ всем сердцем любит их однако ж…

Зумарра Халитова

23 октября 2013 г

Казань. Центральная библиотека

Есть у меня стихи, посвящённые как бы отдельному человеку, но в сущности универсальные, которые можно вручить или прочитать целой категории лиц, притом персонально. Это и адресованные гражданам всей нашей страны: к 8 марта, 1 января, 23 февраля, 1 или 9 мая, 50-летним, новорождённым … Вот, к примеру:

Стихи к «Золотой свадьбе»

Вот в такой же дивный вечер,

Только уж давно,

Улыбалось дружелюбно

Темное окно:

Пять десятков лет прошло уж –

Ну и что с того! –

Так же радуется счастью

Молодых оно.

Пять десятков лет – не шутка!

Если на двоих –

Это ж целый век, а ну-тка,

Догоните их!

Как вы жили в эти годы?

Что приобрели?

Счастье держите в ладонях..

Где его нашли?

Поделитесь с молодежью,

Покажите ей,

Чтоб уверенней по жизни

Шли, повеселей.

Каждый камень под ногами

Прошлое хранит.

Бережет его навеки

Крепко, как гранит.

Расскажите нам об этом,

Чтоб и мы, как вы,

Научились каждым метром

Дорожить земли,

И на ней упорно строить

Будущий дворец.

Вот тогда не оскудеет

Счастия ларец!

Мы вас любим, уважаем

И сегодня тут

Вам от всей души желаем,

Чтоб упорный труд

Был всегда для вас доступным.

Сил вам и любви,

Мира на земле и дома,

Жизни без войны…

Пожилые

Кто сегодня пожилые?

Те, кто сил не пожалел,

Чтоб в суровую годину

Жил народ и уцелел,

Чтоб их дети не погибли,

Дожили до этих дней,

Чтоб и зрелости достигли,

Тоже подняли детей, -

Тех, которые уж сами

Папы, мамы, старики.

Мир отстроен их руками,

Годы были нелегки…

Я от имени народа

Славлю наших пожилых,

Заслуживших самой доброй

Благодарности родных.

Пожелаем им здоровья

И забвенья всех невзгод,

Пусть им племя молодое.

Дарит радость и уход!

Иногда пишешь для конкретного человека, а получается обращение к каждому, то есть «универсальное» стихотворение. Вот одно из таких. Оно было создано ко дню рождения моей ровесницы Суфии, родной сестры одного из участников Великой Отечественной войны, соратника Мусы Джалиля, попавшего на войну ещё совсем юным - татарского поэта Рахима Саттара:

Сегодня все пропитано хорошим…

Так, помнится, бывает в летний день

Когда улыбкой провожаешь… что же?

Да просто бабочек полет – из света в тень.

Иль если солнца озорного лучик

Прорвет унылый полог наверху,

И разбегутся, разбредутся тучи,

Прогнавши надоевшую тоску.

Но больше всех нас радуют улыбки,

Приветливость и доброта людей,

Не потому ль и праздники в избытке,

Не потому ль и любим мы гостей.

Живут все люди не в одной квартире,

Не в общем доме, не в одной стране

Квартира их просторнее и шире –

Живут все люди на одной Земле.

Землянам Бог велел жить в мире и согласии,

Так, как с любимыми живем в семье.

Не будем же жалеть ни доброты, ни ласки

Для тех, с кем мы соседи на Земле.

Ещё в школе нас познакомили с прелестной миниатюрой Александра Пушкина, которую, воистину, годы не берут! Не поверишь, что родилась она в 1831 году! Захотелось написать своё в подражание ей.

Тут сделаю остановку. А хорошо ли подражать? Будет ли такое произведение после этого считаться собственным? А смотря каково – подражание! Важно и то, кому и чему подражаешь…Судите сами:

ЭХО

Ревет ли зверь в лесу глухом,

Трубит ли рог, гремит ли гром,

Поет ли дева за холмом –

На всякой звук

Свой отклик в воздухе пустом

Родишь ты вдруг.

Ты внемлешь грохоту громов

И гласу бури и валов,

И крику сельских пастухов –

И шлешь ответ;

Тебе ж нет отзыва... Таков

И ты, поэт!

А. Пушкин

 

Дары лесов

Едва повеет в воздухе морозном

Весенне-талою водой,

Проснувшийся народ лесной

Откликнется молниеносно.

Ещё буран с метелицей в обнимку

У леса вьются возле них.

Но лес – не поле …

Ветер стих,

Не одолев ни дуба, ни травинки.

Весна-красна недолго собиралась,

Позвала Солнце и пришла!

И снег осел уже – пора!

И так, гляди, уж припозднились малость…

Проснулся лес, заголосил, заухал,

Залил его сей перезвон,

Потоков вешних гул и гром -

Приходу тёплых дней порука.

И вот уж цвет черёмухи душистой,

С сиренью горькой пополам

Всех приглашают тут и там

Букетов наломать себе ветвистых.

А там, глядишь, и ягоды поспели –

Клубника, вишня – полон лес!

Ему и кличка «лес чудес» -

Поистине же так и в самом деле!

Богатый щедрый лес до заморозков где-то,

Дарит цветы, плоды, грибы

Не ждёт он платы за труды, -

Лишь сберегли б его до будущего лета…

Вот так и человек, он ценит в жизни

Любовь нехитрую, как есть.

Ведь прямодушных вкруг не счесть! -

Всем хочется любви в своей отчизне…

18 ноября 17 года

З.Халитова

Итак, один из моих приёмов – подражание гениям. Я не считаю это зазорным. Если хоть на один процент воспринять от гения зерно совершенства, хотя бы, например, его подход к творчеству – это уже счастье.

Оба стихотворения в целом – сравнение. Даётся образ и сопоставляется с ним другой: эхо сопоставляется с поэтом, человек – с лесом.

Вот и ещё пример: сравниваются две женщины:

 

БАБУШКЕ

Продолговатый и твердый овал,

Черного платья раструбы...

Юная бабушка! Кто целовал

Ваши надменные губы?

Руки, которые в залах дворца

Вальсы Шопена играли...

По сторонам ледяного лица

Локоны в виде спирали.

Темный, прямой и взыскательный взгляд.

Взгляд, к обороне готовый.

Юные женщины так не глядят.

Юная бабушка, кто вы?

Сколько возможностей вы унесли,

И невозможностей – сколько? –

В ненасытимую прорву земли,

Двадцатилетняя полька!

День был невинен, и ветер был свеж.

Темные звезды погасли. –

Бабушка! – Этот жестокий мятеж

В сердце моем – не от вас ли?..

Марина Цветаева.

 

Мамой была ты…

Мамой была ты и милой Бабук

(Так тебя кликали внуки!)

Тёщей любимой, свекровью…

И вдруг

С боем часов и сквозь муки

Выдохнув трижды, сказав: «Ахрысы»,

Вместо «прощайте» по-русски,

Ты поняла, что пробили часы,

А показалось, что пушки…

Пусть хоть фанфары нещадно гремят,

Грохот по самую крышу -

Лучше б навечно мне шумных ребят,

Я их, увы, не услышу!!!

Ты заложила грибницу – «грибы»:

Внуки и правнуки внуков

Радуют Землю, как если бы ты

Вновь появилась сквозь муки,

Чтоб у пра-правнуков и пра-пра-пра

Тоже бабуки имелись,

Дабы их внуки несли сквозь века

И воспевали их смелость

И милосердие, ум, красоту,

Все, что в тебе находили,

Внуки и дети, и зять – доброту,

Ту, что в тебе полюбили.

А тут, в стихотворении о моей маме, я как бы откликнулась на словесный портрет бабушки Марины Цветаевой. И симпатии, конечно у меня на втором портрете, хотя стихи и намного слабее, несопоставимо хуже. Но, как говорится, не всё ещё потеряно…

И вот тут прозвучит мой призыв спуститься с небес на землю и поговорить о том, можно ли этому искусству обучить не гения, а простого смертного. Я уверена, что не только можно, но и нужно. И добавлю: стихотворчеству как созданию положительной мотивации современные педагоги обучают даже самых маленьких своих питомцев, отрабатывая соответствующие приёмы работы над словом.

Вот как рассказывает один из них:

«Я использую некоторые приемы, облегчающие процесс заучивания слов, для чего слова неоднократно обыгрываются в разных сочетаниях. Например, слова с сомнительным гласным «Е» – бензин, керосин, дельфин. Когда подорожал БЕНЗИН, пришлось ДЕЛЬФИНУ купить КЕРОСИН.

Используются зарифмованные слова «парад – салат»: Мы ходили на ПАРАД, чтобы скушать там САЛАТ.

Или: САЛАТ не ходит на ПАРАД.

Даю игровое задание «Я начну, а ты продолжи…». Подобные упражнение – как бы схема творчества.

«Едва есть ли высшее из наслаждений, как наслаждение творить», – утверждал когда-то Николай Васильевич Гоголь.

Стихотворчество в своем классическом виде - структурированный текст, при этом ритм и рифма являются основными элементами этой структуры, хотя и не всегда. Например, младший сын мой Ринат редко прибегает к рифме, хотя у него очень глубокие по содержанию и яркие по образам стихи, с моими не сравнить. Я иногда рифмую его тексты. Кстати, и в живописи мы хорошо дополняем друг друга...

Истинное творчество является сообщением, которое должно быть понято и принято. Творчество предполагает встречу. Она бывает радостной и плодотворной, когда мы в восхищении ждем следующей, скажем, поэтической строфы, живописного фрагмента, который отвечает нашим мыслям и чувствам. Так адресат становится со-творцом.

Да, дети – наша радость и счастье, наша утеха. И невыносима боль, когда с ними случается беда. С полгода назад я потеряла моего старшего сына, которым гордился весь Татарстан, но, главное – не только гордилась, но горячо любила своего первенца и я. И вот родились строки:

Тебя уж нет – но ты всегда со мною,

Я здесь одна? – О да, но ты со мной!

Пока жива, всегда нас будет двое:

Ведь свои мысли я делю с тобой…

Ты улетел во Время без предела,

На неплохое место в небесах.

Но рановато жизнь твоя сгорела,

Как молнией слизало на глазах!

Твои друзья-соратники, прощаясь,

Клялись тебе не прерывать твой путь,

Благодарю! Их клятвы уважая,

Скажу тебе: они не подведут!

Пройдут года, пройдут тысячелетья,

И вырастут большие города,

Увековечив память на планете

Учёных, как Халит, на все века…

А вот ещё одно – с моей оценкой его личности:

«Что сделаю я для людей?!» - сильнее грома крикнул Данко… (М. Горький)

Не Бог создатель слов, и не ему

С глупцами на Земле сражаться.

Не он невежества разгонит тьму,

Бессилен тут, увы, не стоит браться!

Быть мудрым Человеку лишь дано.

Невежество смести без колебаний,

Свалить и на корню срубить его

Сумеет он, надев доспехи знаний.

Хоть человек не Бог и не Титан,

Которые бессмертны и бесстрашны –

Всего достичь способен он и сам,

Допив до дна земных страданий чашу.

Вот Ветер смел (не запугать его:

Из смельчаков, не робок),

И Вода -

Не робкого десятка.

Хоть кого

Сметёт она с лица Земли одна.

Не струсят и не дрогнут никогда

От ужаса ни Солнце, ни Тайфун.

Лишь Человек, которому дана

Мощь величайшая, божественная – ум,

Лишь он боится…

Смертен человек!

Добро бы только был он смертен –

Он грешен.

Ведь его недолог век,

Ну а потом, конец, он – неизвестен.

Где неизвестность, там и страх.

За ним, как дети, тянутся другие

Грехи:

тщеславие, сумбур в умах,

Жестокости и жадности стихии.

Но тот, кто награждён большим умом,

Способен ведь прижать любого,

Порою даже сам себя. Притом

Судить и справедливо, и сурово.

Он – не боится! Он готов уйти,

Спуститься в преисподнюю, взглянуть,

Что там,

и есть ли вправду Бог,

Найти в далёкость, неизвестность путь.

Ведь только так получится узнать

То, что не знает на Земле никто.

Сын долго и тяжело болел, и когда уже незадолго до смерти мы приехали к нему поздравить с днём рождения, я зачитала ему довольно большое стихотворение.

Жизнь подарила мне богатство -

Алмазов россыпи –

детей.

Один другого лучше -

братство

Не из последних средь людей,

И первый среди них –

Нияз,

О нем сегодня разговор…

Наукой признанный алмаз,

Прошедший битвы и отбор.

Итак,

отсчет сокровищ начал

Мой старший сын,

Нияз Халит -

Характер твердый и горячий,

Из принципов и знаний сбит.

Ему под стать

сестра Динара -

Талант,

характер,

красота -

Достоинств, право же, немало,

О ней стихи слагать пора,

Но это чуть попозже.

Надо

Продолжить перечень детей,

То бишь наград моих –

отраду

Не слишком гладкой жизни всей.

Еще две звездочки – два брата,

Айрат, Ринат сомкнули круг -

Завидный, редкостный, что надо.

И тот, и этот –

сын и друг!

Продолжить этот список звездный

(Ведь внуков дюжина почти

И правнуки)?..

Но час уж поздний,

Детишкам спать пора, поди...

Вернусь к началу списка...

Знаю:

Успехи не приходят вдруг,

Цыплят по осени считают,

Приходит счастье

после мук.

Нияз упорно,

шаг за шагом,

Одолевает жизни путь,

Ее ударам и атакам

Бесстрашно подставляя грудь.

Как Данко тот,

он освещает

Невеждам

в мраке верный путь,

Он

как ученый твердо знает,

Что в истине

всей жизни суть.

Мы от души тебе желаем

Здоровым и могучим быть,

И удаляя,

что мешает,

Все нужное себе добыть!

То, что достигли мои дети, -

Успех и мой,

награда мне

За бескорыстие.

Поверьте,

Не в деньгах счастье на Земле.

Спасибо, дети,

что не сбил вас

Наживы легкой

ураган

Что были честны,

и не снилась

За счет других

добыча вам,

Что не на Бога уповали

(В душе у каждого

свой бог:

Свой ум

и совесть),

не предали

Бабуки память – бог помог…

Особенно тебе, Ниязик,

Ведь первый,

впереди, как флаг,

Добавлю:

так держать и дале,

Для младших ты всегда маяк.

Мы собрались, чтобы поздравить

Тебя с рожденьем – светлым днем

И вехи новые поставить

В пути прекрасном и большом.

Успехов мы тебе желаем,

Здоровья –

как же без него!

Работы без конца и края,

Да будет радость от нее!

18 декабря 2013 года

Мама и все, кто при ней…

Иногда небольшой отрывок из стихов мастера может стать импульсом для создания нового произведения, аналогичного или, наоборот, контрастного по отношению к оригиналу. Я часто использую этот приём. Вот строки из стихотворения Николая Гумилёва:

«Я ребенком любил большие,

Медом пахнущие луга…»

Н.Гумилёв

Повторив эти две строки, я продолжаю, не стараясь копировать оригинал.

«Он ребенком любил большие,

Медом пахнущие луга,

И понятно: все дети – такие,

Им природа мила, дорога.

Влюблены в аромат сеновала,

Даже запах навоза им мил,

И жужжанье пчелы, боль от жала,

Что всадила она что есть сил.

 

…Помню: полдень. Под сенью малины

Укрываясь от пчёл и жары,

Горы нежных плодов ее дивных

Уплетаю за обе щеки…

Всласть наевшись, бегу пригибаясь,

Вниз по тропке к речушке Урбар.

Из-под ног вылетает, пугаясь,

Мошкара, избегая удар.

Раскалилась тропинка, как в печке,

Босы пятки торопят свой бег,

Наконец, добежала до речки,

Самой мелкой из всех наших рек.

Самой мелкой, но самой любимой,

Мы любили

и крохотный дом,

Огородик, лесочек наш милый

И орешник, полянку при нём…

Словом, детство… Ах, если б оно

К нам вернулось!..

Но нет, суждено

Жить не тем, что навеки ушло –

Неизведанным жить нам дано…

Ну а в детстве мы, ясно, любили

С ароматом цветочным луга

И сегодня ещё не забыли,

Запах сена в осенних стогах…

З. Халитова

25 октября 17 г.

19 октября 1811 – день основания Царскосельского лицея, куда поступили тогда же Пущин, Дельвиг, Кюхельбекер, Пушкин и другие лицеисты «первого набора».

«Роняет лес багряный свой убор,

Сребрит мороз увянувшее поле,

Проглянет день как будто поневоле

И скроется за край окружных гор.

Пылай, камин, в моей пустынной келье;

А ты, вино, осенней стужи друг,

Пролей мне в грудь отрадное похмелье,

Минутное забвенье горьких мук...

1825 А. Пушкин

Уж двести лет (о да, почти что двести!)

С тех пор, когда в Михайловском поэт

Один, в опальном доме сидя в кресле,

В уме просеивал друзей … Уж двести лет!

Пылал камин, своим весёлым треском

Поэта призывая не грустить,

Но он лишь вслушивался в ветра свист,

И стих слагался с воем ветра вместе.

Стихи о юности, о прошлом, о былом.

Друзей черты подробно вспоминая,

Их в памяти своей перебирая,

Выстраивал в уме лицейский дом.

Он их любил: все лицеисты – братья,

Как не любить, они ж как близнецы

Одна семья, наставники – отцы.

Род избранных, из «светлостей», из знати.

Не знать бы жизни им, кабы не опыт

Младенческий, в кругу любимых нянь,

Загадочных и ласковых крестьян –

Душевность их познали, а не то бы…

Не слышали б о Пушкине ни слова,

Не слышали бы о его друзьях,

Прославленных в блистательных стихах.

О них он тосковал, и снова, снова

К ним в мыслях обращался и грустил,

Что нет их рядом. Мы ж теперь читаем

И тоже любим их, стихи листаем

Те, что когда-то Пушкин сочинил.

28 октября 2017 года

З.Халитова

Мой вариант напоминает копирование живописной картины, вернее  – письмо по образу и подобию, с соблюдением размера и стиля оригинала, но содержание изменено. Допустимо ли такое «творчество»? Несомненно, если не публиковать как собственное произведение. Просто делать это, как бы упражняясь. Копируют же картины художников, осваивая технику творчества и подписывая работу со словом «копия»!

Иногда пара строк, выбранные эпиграфом, подсказывают автору другого стихотворения в целом другую тему, в оригинале содержание не вполне совпадает с твоим вариантом. Поэтому такое странное здесь название «Ахматова и я».

Ахматова и я

Самые темные дни в году

Светлыми стать должны.

Анна Ахматова

Чтобы утешить себя, не тужить,

Если вдруг станет непросто,

Мы повторяем нередко, что жизнь

Часто бывает в полоску,

Если и в комнату сумрак прополз,

И на душе, как в подвале.

День в самом деле сегодня непрост,

Хмурится, смотрит без жали…

А без неё -

без любви, то есть,

жизнь

Не проживёшь,

а прибьёшься

В угол холодный,

как осенью лист,

С ветки сорвавшийся просто…

Вот ты и молишь, чтоб тёмные дни

Вовсе тебя миновали,

Нежного солнышка свет и лучи

Вечно б с тобою играли!

15 ноября 17 года

З.Халитова

Случается, что позаимствуешь у хорошего поэта лишь оболочку, то есть ритм и размер стихотворения, а суть, смысл, содержание – всё это ещё предстоит создать тебе. Вот вам пример.

Я помню только дух сосновый, удары дятла, тень и свет...

Моряк косматый и суровый, хожу по водам много лет.

Во мгле выглядываю сушу и для кого-то берегу

татуированную душу и бирюзовую серьгу.

В глуши морей, в лазури мрачной,

в прибрежном дымном кабаке –

я помню свято звук прозрачный

цветного дятла в сосняке.

Владимир Набоков

 Нет, мало нам судьба скупая лет отвела, короткий срок:

Едва успеешь жизнь освоить, их след умчится за порог.

Кто виноват, что из ошибок построен твой дворец мечты?

Не переделать, если строят теперь другие, а не ты…

Он виделся изящным, лёгким, как облако над головой -

Так нет, надвинулся над нами лохматой тучей грозовой.

Но я с судьбой ещё поспорю, не дамся, время оттяну:

Пусть не дворец, но дом построю и оправдаю жизнь свою…

З.Халитова

В заключение повторю: всё гениальное просто. И творчество – это страстное отношение к своему делу, любая работа, которой отдаёшь душу, становится творческой. Вот, например, готовя это сообщение, я так увлеклась, что потеряла сон и покой. Вдохновение не покидало меня. А вдохновение всегда связано с понятиями свободы, смелости и красоты.

З.Халитова, Казань.

20 января 2018 года.

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить