Пишем о том, что полезно вам будет
и через месяц, и через год
|
21.08.2018

Цитата

<...> Казань по странной фантазии ее строителей – не на Волге, а в 7 верстах от нее. Может быть разливы великой реки и низменность волжского берега заставили былую столицу татарского ханства уйти так далеко от Волги. Впрочем, все большие города татарской Азии, как убедились мы во время своих поездок по Туркестану, – Бухара, Самарканд, Ташкент, – выстроены в нескольких верстах от берега своих рек, по-видимому, из той же осторожности.

Е.Марков. Столица казанского царства. 1902 год

Погода в Казани
+16° / +26°
Ночь / День
.
<< < Август 2018 > >>
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31    
  • 1993 – На Волжско-Камской бирже состоялся первый чековый аукцион. В Российской Федерации начиналась масштабная приватизация

    Подробнее...

Опера «Набукко» в Казани – всего вторая премьера в истории казанской оперы

1 февраля 2018 года в Татарском академическом государственном театре имени М. Джалиля премьерой оперы «Набукко» Джузеппе Верди открылся XXXVI Международный фестиваль имени Федора Шаляпина.

В нынешнем году события, связанные с Федором Шаляпиным, были более масштабны, чем обычно, поскольку 2018 – юбилейный. Прошло 145 лет с того дня, как в Казани появился на свет мальчик Федя, которому суждено было стать всемирно известным певцом.

13 февраля по традиции любители оперы и поклонники таланта Федора Шаляпина собрались на улице Баумана, возле памятника нашего великого земляка. Юбилейная программа традиционно включала праздничное богослужение в Богоявленском соборе, где крестили Федю Шаляпина, торжественное возложение цветов к подножью памятника, которое, несмотря на морозную погоду, собрало многих горожан.

Примечательно, что год от года расширяется аудитория таких мероприятий, среди их участников можно увидеть молодежь, которая интересуется историей нашего края и знакома с творчеством и биографией наших выдающихся земляков. И на пешеходной экскурсии по Шаляпинским местам, и на экскурсии по Шаляпинской экспозиции музея Горького присутствовали именно такие заинтересованные, неравнодушные посетители. 

По традиции Музей А.М. Горького, который многие десятилетия являлся фактически Музеем Горького и Шаляпина, а сегодня получивший это название официально, организовал в день рождения певца праздничную программу «Приношение Ф.И. Шаляпину». В эти дни в концертном зале музея звучало много музыки.

Большим событием, как всегда, стал концерт Государственного камерного хора РТ под управлением заслуженного деятеля искусств РТ Миляуши Таминдаровой. По традиции была  вручена ежегодная Шаляпинская стипендия музея. В нынешнем году ее присудили Ильгизу Закиеву, солисту хора, покорившему зрителей своим исполнением и чудесным голосом.

На мероприятиях в честь юбилея Федора Шаляпина присутствовали почетные гости, члены  Межрегионального Шаляпинского центра и лично его президент Ю.И. Тимофеев (Москва), приехавшие специально на родину Ф.И. Шаляпина, чтобы участвовать в праздничных мероприятиях. 

Оперный фестиваль, посвященный 145-летию со дня рождения выдающегося русского певца, уроженца Казани, продлился до 22 февраля. В его рамках прошло 10 спектаклей и 2 гала-концерта, участие в которых приняли свыше 50 приглашенных певцов и дирижеров из России, США, стран СНГ, Европы и Азии, а также солисты, артисты оркестра, хора, балета, мимического ансамбля театра, учащиеся Казанского хореографического училища и детского хора «Delizia».

Фестиваль открылся премьерой – оперой «Набукко» Дж.Верди в постановке Ефима Майзеля. Премьерный спектакль был повторен дважды – 1 и 2 февраля. По оценке рецензента газеты «БИЗНЕС Online», режиссер Ефим Майзель поставил оперу как «концерт в костюмах», а художник Виктор Герасименко оформил ширмами на колесиках и кучей туалетов бело-голубой гаммы. Подробнее на «БИЗНЕС Online»: https://www.business-gazeta.ru/article/371614

Верди, по традиции, был самым исполняемым композитором фестиваля – в афишу вошли 5 его шедевров: помимо «Набукко», это «Риголетто» (4 февраля), «Травиата» (7 февраля), «Аида» (9 февраля) и «Трубадур» (12 февраля).

 «Набукко» относится к числу ранних сочинений великого итальянского оперного композитора. Она написана в 1842 году. Подлинным украшением оперы являются масштабные хоровые сцены, в том числе знаменитый хор «Va, pensiero», ставший во времена Верди гимном итальянского Рисорджименто (историографический термин, обозначающий национально-освободительное движение итальянского народа против иноземного господства.)

Премьера «Набукко» 9 марта 1842 года в «Ла Скала» сопровождалась большим успехом и утвердила репутацию Верди как оперного композитора. За один последующий год опера ставилась в Европе 65 раз и с тех пор занимает прочное место в репертуаре ведущих оперных театров мира.

На казанской сцене легендарная история о разрушении вавилонским царем Навуходоносором II (Набукко) иудейского Храма Соломона была впервые представлена в 2003 году (интересно, что эта опера Верди не ставилась в Казани ни в советское время, ни до революции), хотя здесь была в разное время осуществлена постановка семи опер Верди. Непонятно, почему премьерную постановку 1918 года пресс-служба театра отрекомендовала как первую. Спустя 15 лет новую постановку осуществила интернациональная команда: дирижер Стефано Романи (Италия), режиссер Ефим Майзель (США), художник Виктор Герасименко (Россия, Москва), хормейстер Любовь Дразнина (Россия, Казань).

6 февраля состоялось концертное исполнение оперы Дж.Гершвина «Порги и Бесс» с участием певцов из США и Великобритании. В день рождения Федора Шаляпина по традиции была показана народная музыкальная драма «Борис Годунов» М.Мусоргского (13 февраля). Еще одна опера русского композитора – «Пиковая дама» П.Чайковского – состоялась 16 февраля. В фестивальную программу также вошли комическая опера «Севильский цирюльник» Дж.Россини (10 февраля) и трагическая «Турандот» Дж.Пуччини (19 февраля).

Со вступительным словом до начала фестивальных спектаклей выступали народный артист СССР Владимир Васильев и народный артист РТ Эдуард Трескин.

Завершали программу фестиваля, как всегда, гала-концерты с участием солистов Большого, Мариинского театров, Московского театра Новая Опера имени Е.В.Колобова, театров Екатеринбурга, Киева и Татарского академического театра оперы и балета имени М. Джалиля. Процитируем рецензию на концерт профессора, доктора искусствоведения Улькяр Алиевой, опубликованную на сайте «Реального времени»:

 «Жанр гала-концерта на оперном форуме всегда пользуется необычайной популярностью у всех категорий зрителей. Где еще можно услышать, сравнить выступления разных исполнителей из разных стран за один вечер? Тем более что принцип организации яркого во всех отношениях вечера, завершившего XXXVI Международного оперного фестиваля им. Ф.И. Шаляпина и собравшего на сцене театра целое созвездие великолепных исполнителей можно назвать «единство в многообразии»: сочетание вокальной и инструментальной классики, народного мелоса, эффектных сольных инструментальных номеров под сопровождение симфонического оркестра театра и джазовых композиций.

И все же символическим объединяющим началом этого красочного и невероятно притягательного гала-концерта стала сама фигура всемирно известного баса — Федора Шаляпина, юбилей которого — 145 лет со дня рождения — празднует музыкальный мир. Это проявилось и в исполнении a capella (без музыкального сопровождения) мужским хором татарского театра песни волжских бурлаков «Дубинушки», открывшей гала-концерт, которую не раз великий певец исполнял на концертной сцене.

Это проявилось и в «закадровом» тексте Эдуарда Трескина, который под оркестровое звучание проникновенного «Славянского танца» А. Дворжака и под видеоряд архивного фотоальбома великого певца, вел публику «по коридору» времени и памяти, начав свое краткое литературно-музыкальное эссе со знаменитых слов Шекспира: «Весь мир — театр». В целом отметим замечательную конферансную составляющую вечера, порученную деликатному Трескину, чередовавшему свое выступление с заранее подготовленным текстом с чистой импровизацией не без доброго юмора, что вызывало не одну улыбку в зале.

Одним из самых запоминающихся номеров концерта стало исполнение оркестром театра «Турецкого марша» В. А. Моцарта в обработке А. Луппова, который оказался очаровательным музыкальным кунштюком (забавной проделкой). Звучание столь знакомого классического шлягера в стилистике национальной татарской музыки вызывало улыбки и добрый смех публики на протяжении всего исполнения произведения».

Но, как отметила Улькяр Алиева, большую часть гала-концерта можно вполне назвать чисто Шаляпинской. Вокалистами в сопровождении симфонического оркестра театра под замечательным руководством необычно выразительных в жестах двух маэстро — Марко Боэми (Италия) и Арифа Дадашева (Московский театр оперетты) — были исполнены номера из постоянного репертуара Ф.И. Шаляпина.

Новинкой нынешнего фестиваля стали творческие встречи в Доме актера имени М. Салимжанова («Маска и душа» – как у Шаляпина).

Так, 3 февраля здесь выступил режиссер спектакля «Набукко» Ефим Майзель (США).  За свой более чем 30-летний опыт работы в музыкальном театре американский режиссер осуществил в разных странах свыше 60 оригинальных постановок опер и оперетт. Свою режиссерскую карьеру он начал как ассистент режиссера и вскоре самостоятельно стал ставить спектакли как постановщик в бывшем Советском Союзе. Затем он много и плодотворно работал на сценах театров Европы, Японии и Америки: Метрополитен-опера, Оперы Сан-Франциско, Оперы Вашингтона, Мариинского театра, Уэксфордского оперного фестиваля, Сайто Kинэн оперного фестиваля, Оперы Санта-Фе, Оперы Пасифик, Оперного театра Мичигана, Оперы Санта-Барбара и других.

Профессиональный музыкант, Майзель обладает дипломами двух консерваторий – как скрипач и как оперный режиссер. В течение последних 18-ти сезонов Ефим Майзель работает приглашенным режиссером в Метрополитен-опера, до этого в течение 8-и сезонов он работал в Опере Сан-Франциско.

С 2005 года Майзель является основателем и художественным руководителем Oперной академии Калифорнии.

Важным событием юбилейных дней  стало решение Министерства культуры РТ о переименовании Литературного-мемориального музея А.М. Горького в Музей Максима Горького и Федора Шаляпина. Оно было озвучено на сайте министерства 16 февраля.

Читайте о Федоре Шаляпине  в «Казанских историях»:

«Я все стоял, очарованный сном наяву…»

 Шаляпинские места Казани. Публикация первая

Шаляпинские места Казани. Публикация вторая

История одной любви: Федор Шаляпин и Иола Торнаги

Гордость Казани - Федор Шаляпин

Шаляпин Федор Иванович, великий оперный певец (1873-1938)

 

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить

 Издательский дом Маковского Айтико - создание сайтов