Пишем о том, что полезно вам будет
и через месяц, и через год

Цитата

<...> Казань по странной фантазии ее строителей – не на Волге, а в 7 верстах от нее. Может быть разливы великой реки и низменность волжского берега заставили былую столицу татарского ханства уйти так далеко от Волги. Впрочем, все большие города татарской Азии, как убедились мы во время своих поездок по Туркестану, – Бухара, Самарканд, Ташкент, – выстроены в нескольких верстах от берега своих рек, по-видимому, из той же осторожности.

Е.Марков. Столица казанского царства. 1902 год

Хронограф

<< < Апрель 2024 > >>
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          
  • 1778 – Родился просветитель, педагог, языковед Ибрагим Исхакович Хальфин. Он представитель известной фамилии Хальфиных. Общий педагогический стаж их учительской династии составляет 60 лет

    Подробнее...

Новости от Издательского дома Маковского

Finversia-TV

Погода в Казани

Яндекс.Погода

«Татарский век глазами национальной элиты. 100 выдающихся татар»

Книга с таким названием была задумана несколько лет назад для того, чтобы ответить на актуальные вопросы сегодняшнего дня: какую роль в судьбе татар сыграли годы советской власти? что дал народу суверенитет? нужно ли бороться за латиницу? кто придет к власти в республике после Минтимера Шаймиева?

Предстояло дать всю палитру возможных ответов, показать весь спектр путей развития татарской нации. Для этого группа журналистов сделала серию «непарадных» интервью, побеседовав с видными представителями татарской элиты, среди которых – деятели политики, экономики, науки, искусства и религии, живущие не только в России, но и за ее пределами. Всего получилось 77 интервью.

Среди собеседников Талгат Абдуллин, Абрек Абзгильдин, Сайдар Айдаров, Салям Алишев, Альберт Асадуллин, Фаузия Байрамова, Равиль Бухараев, Зиля Валеева, Камиль Валеев, Дамир Исхаков, Фуат Мансуров, Туфак Миннуллин, Виль Мирзаянов, Марсель Салимжанов, Кев Салихов, Зиля Сунгатуллина, Зиля Сунгатуллина, Роза Туфитуллова, Минтимер Шаймиев, Ильгам Шакиров, Харрис Якупов…

Это тот случай, когда хотелось бы назвать всех. По сути, получился разговор нации с самой собой – о прошлом и будущем. В том числе – о технологиях построения этого будущего, несущих конструкциях культуры и образования татарской нации, сохранении ее идентичности.

Диалоги представляют собой размышления о времени и о себе, об истории нации и ее героях, о вариантах национального развития и поведения, о роли ислама и месте татар в тюркоязычном мире. В этих интервью подняты темы, волнующие сегодня не только татар, но и все мусульманские народы России.

Многие из героев интервью вспоминали Марджани: его деятельность многое определила в минувшем столетии. Точно так же многие персоны XX века еще долго будут оказывать влияние на события нового тысячелетия. Проблемы, с которыми сталкивается нация, отнюдь не что-то теоретическое и умозрительное. Это слезы, звучащие, например, в словах певицы Вафиры Гизатуллиной, которая рассказала корреспонденту, что ей не хватает денег даже на хлеб, чтобы как-то выйти из положения, она вынуждена продавать свои концертные платья… Еще больнее читать ее интервью оттого, что знаешь – оно одно из последних, данных безвременно погибшей певицей.

Мотив невостребованности, нереализованности звучит, к сожалению, не только у Вафиры Гизатуллиной. Писатель Диас Валеев, певец Георгий Ибушев, поэт Рустем Кутуй каждый по-своему говорят об этом же…

Почти всех тревожит отдаление от ислама и его ценностей, характерное сегодня для большинства российских татар, при всем интересе к религии. (Правда, советника Президента РТ Рафаэля Хакимова больше беспокоит убогость современного ислама сама по себе.)

Чем грозит потеря традиций – никому объяснять не надо: в каждом третьем интервью речь идет о том, что нынешние темпы ассимиляции заставляют вспомнить мрачный прогноз Гаяза Исхаки, в одном из своих произведений предсказавшего гибель татарской нации через двести лет. С тех пор прошло сто лет...

Кстати, это произведение Исхаки сегодня является для татарского общественного самосознания одним из фокусов, на котором концентрируется внимание самых разных людей. Кроме него, на формирование национального архетипа, безусловно, повлияли такие события, как падение Казанского ханства, татарский ренессанс начала XX века и смерть Тукая. И если мысленное обращение к трагическим событиям 16-го века вполне объяснимо, как и гордость за уровень национального развития, достигнутый татарами перед Первой мировой войной, то смерть 28-летнего Тукая в больнице в полном одиночестве, его последние слова будят совсем иные чувства.

Это не просто классический сюжет: поэт и непонимающая толпа. В этом эпизоде проявилась ахиллесова пята нации, которую очень многие герои наших интервью (в том числе и Президент РТ Минтимер Шаймиев) определили как зависть и недоброжелательность татар друг к другу.

«Может быть, и Казанское ханство пало, потому что знатные люди города так и не смогли выдвинуть хана из своей среды?» – размышляет историк.

«Если мы не научимся поддерживать и помогать друг другу, ничего не сможем добиться», – вторит ему музыкант...

Еще одна цель проекта – представить татарам своих национальных героев XX века, показать достижения народа в самых разных областях: от философии и богословия до музыки и театра, от политики до морского дела и вулканологии. Книга задумана так, чтобы гордость за свою нацию стала не абстрактным понятием, а конкретным знанием духовного богатства предшественников и современников.

По известным причинам вплоть до последнего пятнадцатилетия татары Татарстана были оторваны не только от своих истоков, но и от соплеменников за пределами республики и тем более СССР. Это, безусловно, обедняло нацию, лишало ее полноценных корней, искажало ее истинную историю. Чтобы ликвидировать это белое пятно, все представители национальной элиты, чьи интервью приводятся в книге, заполнили анкеты, назвав имена 100 выдающихся татар XX века.

Кроме того, эти же анкеты заполнили и многие казанские ученые – сотрудники Института истории, языка и литературы Академии наук Республики Татарстан. Таким образом, была сделана попытка до минимума свести субъективность этого списка и показать, какую роль играли татары в разных сферах жизни общества: от политики и литературы до богословия и благотворительности.

Кстати, интересная деталь: несколько раз в список выдающихся, на их взгляд, татар наши респонденты пытались внести нетатарские фамилии, обосновывая это тем, что без таких людей, как историк Михаил Худяков, композитор Александр Ключарев, ученый Карл Фукс, физик Евгений Завойский и других, невозможно представить себе национальную культуру... 

Большинства из представленных в этой книге интервью впервые были опубликованы в газете «Восточный экспресс» в рамках спецпроекта «Татарский век», который, как сразу же было заявлено, должен был перерасти в эту книгу.

Проект «Татарский век глазами национальной элиты. 100 выдающихся татар» продолжался больше четырех лет, и в нем была задействована целая группа журналистов, ученых, фотографов и дизайнеров.

Этот опыт осмысления татарской национальной элитой своего места в мире будет интересен и полезен, причем не только татарам.

Книга выпущена в 2005 году, к 1000-летию Казани, агентством «Парадигма». Руководитель проекта – Рашид Галямов. Среди авторов – Р. Билалов, С. Бессчетнова, Р. Галямов, Р. Даутова, Т. Лескова, Г. Подольская, Н. Титова, Е. Чернобровкина. С известным татарским писателем Ренатом Харисовым беседовала Л. Агеева.

Авторское предисловие читал Ленар ДАВЛЕТШИН

Лето 2005 года

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить