Пишем о том, что полезно вам будет
и через месяц, и через год

Цитата

Сей город, бесспорно, первый в России после Москвы, а Тверь – лучший после Петербурга; во всем видно, что Казань столица большого царства. По всей дороге прием мне был весьма ласковый и одинаковый, только здесь еще кажется градусом выше, по причине редкости для них видеть. Однако же с Ярославом, Нижним и Казанью да сбудется французская пословица, что от господского взгляду лошади разжиреют: вы уже узнаете в сенате, что я для сих городов сделала распоряжение

Письмо А. В. Олсуфьеву
ЕКАТЕРИНА II И КАЗАНЬ

Хронограф

<< < Апрель 2024 > >>
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          
  • 1778 – Родился просветитель, педагог, языковед Ибрагим Исхакович Хальфин. Он представитель известной фамилии Хальфиных. Общий педагогический стаж их учительской династии составляет 60 лет

    Подробнее...

Новости от Издательского дома Маковского

Finversia-TV

Погода в Казани

Яндекс.Погода

Кадрия Султанова: «Многое зависит от учителя»

Сегодня собеседник журналиста Любови АГЕЕВОЙ – Кадрия СУЛТАНОВА, учитель истории гимназии №75 Московского района. Мы говорим о роли истории в воспитании подрастающего поколения.

– Кадрия Ханафеевна, думаю, для вас не новость – историческая безграмотность школьников. Собираю вырезки из газет, в которых рассказывается о фактах невежества. Более всего поразила публикация о том, как журналист побывал на вступительных экзаменах в одном коммерческом вузе и убедился, что дети не знают элементарного. Статья называлась «Владимир Ильич Горбачев».

Как-то ведущая парламентской программы на телеканале ТНВ Юля Казанцева искала на улице Чуйкова человека, который знает, чьим именем названа улица, – и не нашла. Такое всегда наблюдалось или историческое беспамятство – это примета нашего времени?

– Мне кажется, это все-таки примета нашего времени. Но не будем говорить о том, что сегодняшнее поколение хуже нашего. Объяснение простое: мы много читали, и то, что получали на уроках истории, закрепляли, знакомясь с художественной или исторической литературой.

Сегодня дети не читают вообще. Они больше внимания уделяют телевизору, компьютеру. Это первое.

Конечно, очень большое значение имеет то, что после 1985 года выявилось много «белых пятен» в истории, и отношение к истории изменилось в корне. Зачем изучать историю, если никто ее все равно не знает? – был первый вопрос. Второй вопрос был – зачем изучать историю, если ее, оказывается, можно полностью переписать? Так что мотивация к знаниям по истории заметно уменьшилась.

Но что интересно – сегодня интерес к этой науке у детей возрастает. Во многом потому, что начали появляться интереснейшие публикации, о которых они слышат. Пусть новые мнения не совпадают с традиционными взглядами ученых, но думать заставляют.

У меня один ученик сделал исследовательскую работу о человеке, который придерживался нестандартных взглядов на Великую Отечественную войну. Как Виктор Суворов, который написал книгу «Две точки зрения на начало Великой Отечественной войны».

– Поскольку не все читатели нашей газеты знают, чему обучают в школах, расскажите коротко: в каком объеме и в каких классах преподается сейчас история?

– Восемь лет назад подходы к преподаванию истории изменились. Раньше школьники изучали историю до 11 класса: 5 класс – древний мир, 6 класс – средние века и т.д. Сейчас изучают всю историю, включая XX век, до девятого класса. В 10-11 классах повторяем, углубляя, – готовим детей к поступлению в институт. Французскую буржуазную революцию проходим в 7 классе, раньше – в 9-м. Восприятие детей, понимание сути событий, взятия Бастилии, например, абсолютно разное.

К тому же нам пришлось сильно ужаться в программе, а объем остался тот же, что и раньше. Если раньше изучая, скажем, движение декабристов, мы не только давали ребятам достаточно информации, но и старались вызвать у них эмоциональный отклик, сейчас на то, чтобы затронуть душу ребенка, времени нет. То есть галопом по Европам получается, к сожалению. И в 10-11 классах углубляемся тоже галопом. В 11 классе подросток уже совершенно по-иному воспринимает сложные темы, например, о перестройке, но времени мало, чтобы остановиться, подумать, поразмышлять.

История – 2 часа в неделю. На мой взгляд, мало.

– А есть другие уроки, на которых речь идет об истории?

– Есть. Прекраснейшая программа, безумно нравится этот предмет детям – обществознание. Что такое общество? что такое я в этом обществе? что такое природа? каковы мои взаимоотношения с природой? История татарского народа и Татарстана – 1 час в неделю.

Есть тут проблема – не так много литературы, не так много предложений. Изучаем по книге Булата Султанбекова, а хотелось бы знать и альтернативные источники. Хотелось бы, чтобы учебники писались более живым языком – тогда больше шансов заинтересовать ребят...

– Но ведь в последнее время много книг появилось…

– Для меня, возможно. Я взрослый, читающий человек. Мне нужно, чтобы и у ребенка много книг было.

– Но здесь возникает такой момент – не запутаются ли школьники в разных интерпретациях одного и того же факта, сумеют ли найти истину в разных точках зрения? Я, взрослая, вроде слежу за дискуссиями – и не всегда понимаю, кто прав, кто виноват. Одни говорят – это благо, другие – зло.

Скажем, тот же Суворов не перечеркнет ли у старшеклассников всю советскую историю о последней войне? Сегодня многие в этом заинтересованы.

Есть дети, у которых новейшая история может вызвать шок. К тому же мы порой встречаем откровенную фальсификацию – и все это в открытой печати. Как вы сами выпутываетесь из всего этого многообразия точек зрения при подготовке к уроку?

– Тут очень много зависит от учителя. От того, как того же Суворова или другого автора преподнести на уроке. Можно преподнести как аксиому – тогда будет история глазами Суворова. Можно преподнести как одну из альтернатив. Моя задача – повернуть детей к научным доказательствам, убедить их в том, чтобы они пошли дальше, начали узнавать сами.

– А как дети относятся к этой многоголосице, как они в ней ориентируются? Бывали ли у вас такие случаи, когда кому-то нужна была ваша помощь, чтобы понять, как относиться к тому или иному факту?

– Конечно, бывали, и не раз. Тогда мы вместе обращаемся к тем авторам, которые вызывают уважение, доверие. В таких случаях я даю детям свои книги, советую, где можно найти ответы на сложные вопросы. Сказать, что сегодня учебники отвечают тем требованиям, которые мы им предъявляем, не могу.

Но радует, что ученые находятся в поиске. Опять же предлагается несколько вариантов. От учителя зависит, какой вариант он выберет. Для этого нужно самой познакомиться со всеми авторами, знать содержание всех учебников.

В школе №75 гости. Фото Ильи Шалмана

Мы, конечно, занимаемся по тем учебникам, которые есть в школьной библиотеке. Обременять родителей, покупать другие учебники – не очень красиво. Но учитель всегда должен иметь на рабочем столе все книги, которые выпущены на сегодняшний день.

– Ему выделяются деньги для того, чтобы он их покупал? Ведь книги сегодня дорогие.

– У каждого учителя, который любит свой предмет, – богатейшая библиотека, иногда она передается по наследству… Без дополнительных знаний невозможно, особенно сегодня. Действительно, книги стоят денег. Государством предусмотрено, что каждый месяц учитель получает сто рублей на методическую литературу.

Безусловно, этих денег не хватает. Но любой предметник, будь он историк или математик, независимо от того, какую заработную плату получает, все равно пополняет свою личную библиотеку. Из собственного кошелька, конечно. Так что не удивляйтесь, если не у каждого учителя есть деньги, чтобы подписаться на «Казанские истории».

– А в библиотеке вашей школы достаточно литературы по истории Татарстана, Казани? Новинки, которые выходят, школа может купить или здесь тоже есть финансовые ограничения?

– Наш библиотекарь, наверно, ответила бы более точно на ваш вопрос, но я ощущаю дефицит. Я говорю детям, что у них есть другие возможности. Есть научная библиотека КГУ имени Лобачевского, есть Национальная библиотека, есть в районе библиотеки, например, при районном отделе образования. Мы часто выходим за рамки школьной библиотеки, поскольку пишем исследовательские работы. Сидим в архивах, в Национальной библиотеке...

– Не могу не спросить: что толкает старшеклассников заниматься исследовательскими проектами, участвовать в конкурсах: внешнее обстоятельство в виде тысячелетия Казани или есть какие-то другие мотивы?

– Безусловно, юбилей Казани вызвал интерес к истории нашего края. А дальше все идет от частного к общему. История взятия Казани, оказывается, связана с историей завоевания Иваном Грозным всего нашего края, с историей памятника на Волге… Кстати, возникли дебаты вокруг этого памятника.

Мы на уроках организуем экскурсии, причем не по готовым путеводителям – дети сами составляют их тексты, ищут интересные места.

А вообще, если говорить, что побуждает интерес к истории, то, прежде всего, наверное, надо назвать желание узнать, что происходит в обществе, в мире. Мы привычно говорим: гуманизация, гуманитаризация общества…

Перемены, действительно, происходят. Хорошо, что уже нет голода на книги, который был в наши молодые годы. Сколько сейчас ярких, иллюстрированных изданий появляется! Учитель подскажет, какую книгу надо прочитать обязательно…

"Казанские истории", №5-6, 2005 год

Снимки сделаны Ильей Шалманом на исторической конференции в школе №75

   

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить