Пишем о том, что полезно вам будет
и через месяц, и через год

Цитата

<...> Казань по странной фантазии ее строителей – не на Волге, а в 7 верстах от нее. Может быть разливы великой реки и низменность волжского берега заставили былую столицу татарского ханства уйти так далеко от Волги. Впрочем, все большие города татарской Азии, как убедились мы во время своих поездок по Туркестану, – Бухара, Самарканд, Ташкент, – выстроены в нескольких верстах от берега своих рек, по-видимому, из той же осторожности.

Е.Марков. Столица казанского царства. 1902 год

Хронограф

<< < Апрель 2024 > >>
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          
  • 1991 – В средствах массовой информации оглашено Заявление Президента СССР и руководителей союзных республик (Заявление «9+1»), в котором шла речь о новой концепции Союза. Республики опять делились по «сортам». Татарстан в очередной раз вошел в число «второсортных» республик

    Подробнее...

Новости от Издательского дома Маковского

Finversia-TV

Погода в Казани

Яндекс.Погода

Стоит ли торопиться с похоронами газет?

На расширенном заседании коллегии Республиканского агентства по печати и массовым коммуникациям «Татмедиа», которое состоялось 7 февраля 2013 года, очень уместна была похоронная команда. Я участвовала в этом заседании и не могу не поделиться мыслями, которые оно вызвало.

В совещании приняли участие Президент РТ Рустам Минниханов, заместитель министра связи и массовых коммуникаций РФ Алексей Волин, руководитель аппарата Президента РТ Юрий Камалтынов, главный федеральный инспектор по РТ Рустам Идрисов, заместитель Председателя Государственного Совета РТ, председатель правления Союза журналистов РТ Римма Ратникова и другие официальные лица.

С докладом на коллегии выступил новый руководитель агентства «Татмедиа» Ирек Миннахметов. По его словам, по состоянию на 1 января 2013 года в Татарстане осуществляют деятельность 768 СМИ. В отрасли работает 5 114 человек. Совокупный тираж федеральных, республиканских и районных газет составляет 1,7 миллиона экземпляров.

 В очередной раз хоронили печатные СМИ. Основания для этого, конечно же, есть. Сегодня руководители масс-медиа радуются уже тому, что удалось стабилизировать темп падения тиражей газет и журналов. Если по России в целом ежегодные темпы сокращения рынка печатных СМИ составляют минус 7 процентов, то в Татарстане они много меньше. В целом республика показывает лучший в стране показатель по распространению периодических СМИ: 438 экземпляров на 1 тысячу человек.

Но уменьшение тиражей продолжается даже у изданий, пользующихся спросом. Так, в нынешнем году оно коснулось газеты «Казанские ведомости», подписка на которую в последние годы отличалась положительной динамикой.

Похоронные настроения увеличило выступление на утреннем совещании с участием заместителя федерального министра связи и массовых коммуникаций Алексея Волина, который искренне признал, что федеральная власть не собирается дальше увеличивать дотации почтовикам на доставку печатных СМИ. И так ежегодно из федерального бюджета выделяется на эти цели 3 млрд. рублей.

При этом ни в выступлении нового руководителя агентства, ни в выступлении федерального чиновника не было даже попытки осмыслить ситуацию. Как всегда в таких случаях, назывались цифры, увы, удручающие, высказывались стандартные суждения типа того, что человек в эпоху Интернета не хочет читать прессу, с которыми не поспоришь…

Остается радоваться, что похороны все-таки откладываются на несколько лет, а пока мои коллеги по редакциям газет поживут в условиях реанимации, надеясь, что хотя бы Правительство Татарстана не даст им пропасть. Выступление Президента Рустама Минниханова вселило надежду. По его мнению, необходимо проанализировать тарифы почтовиков, которые с передачей республиканской отрасли связи в ведение федерального ведомства заметно выросли, и при необходимости создать альтернативную доставку газет и журналов.

Попробую внести свой вклад в обсуждение этой больной темы.

Прежде всего о тарифах на доставку. Когда-то я участвовала в подобных совещаниях в качестве главного редактора газеты «Казанские ведомости» и испортила отношения с руководством Министерства связи и «Горпечати» постоянным требованием показать редакторам исходные данные этих тарифов. Но ни разу нам такие данные не представили. Растут цены на бензин, на электричество… Это все, что мы слышали. При этом мы точно знали, что зарплата простых почтальонов не увеличивается. И сегодня все подошли к черте, когда их катастрофически не хватает. Хотя разноска сегодня не такая уж большая, как раньше, когда каждая семья выписывала по 3-4 газеты и по 2-3 журнала.

Редакциям иметь дело со связистами – как каторга. Доля редакций в цене подписки минимальная, а порой вообще ничтожная. При этом не принимается во внимание, что редакции тоже покупают бензин по возросшей цене и имеют такие же тарифы на электричество.

Редакции сознательно оформляют подписку себе в убыток. Причем если раньше подписчик приходил на целый год, то сегодня он может уйти в любой момент, расторгнув договор и вернув деньги.

В более тяжелом положении оказались редакции татарских журналов, у которых была всегда велика доля подписчиков из других регионов России, где есть компактное проживание татар.

Мои коллеги уже давно спасаются в одиночку. Создала свою доставку казанская редакция газеты «Коммерсантъ», намерена уйти от связистов редакция журнала «Татарстан», образовав собственную курьерскую службу по Казани.

Но если для Казани это может быть выход, то что делать на селе, где, как говорили на заседании, газеты теперь доставляют раз в неделю, а то и реже?

Такая же ситуация с распространением в розницу. Еще в пору моей работы в «Казанских ведомостях» была создана альтернатива «Горпечати», и на улицах Казани появились киоски «Экспресс-печати». Когда «Экспресс-печать» вошла в федеральную сеть распространителей, местные газеты стали пасынками. В киосках теперь продается все – от «желтой прессы» (она имеет спрос) до табака. И по 2-3 газеты каждого номинала. Даже такой газеты, как «Республика Татарстан». Для непосвященных – это газета, учрежденная Государственным Советом и Правительством Татарстана.

Про цены обслуживания даже говорить не стоит.

Чтобы как-то поддержать газеты на плаву, порой подписка оформляется административным путем – для ветеранов, для учреждений и фирм.

Плюсом к этим трудностям – состояние почтовых ящиков. Где-то их нет вообще – раскурочены, в новых домах ящики не приспособлены для журналов, в них едва умещаются бесплатные издания (в Казани на каждый ящик – как минимум, по три).

То, что мы неизбежно окажемся в этом положении, можно было предвидеть еще тогда, когда разваливалась союзная система распространения периодики.

Когда-то редакции были «кормильцами» почтовиков, сегодня стали для них обузой. И Алексей Волин на заседании в Казани подтвердил это. Во всяком случае, я восприняла его не столько лоббистом интересов СМИ, сколько лоббистом связистов.

А ведь он в первую очередь – лоббист государства, для которого трудности с доставкой периодики – это не коммерческая, а социальная проблема. Но как ни пытались коллеги своими вопросами напомнить ему об этом, наш московский гость был неумолим. Разговор закончился его жесткой репликой: «Когда люди хотят есть, они покупают еду, если они хотят читать газеты, они должны покупать газеты!»

Во общем, где похоронный оркестр?

В том-то и дело – люди, особенно молодые, не хотят читать газеты!!! За последние десятилетия сформировано уже два поколения, которые не приучены к чтению периодики. Я это вижу по своим студентам в Институте социальных технологий КНИТУ-КАИ. Они если и открывают газеты, то только тогда, когда им дают конкретное задание.

Когда-то я говорила министру печати, что наступит день, когда мы будем платить школьнику, студенту за то, чтобы он взял в руки газету, но он все равно читать не будет. И вот это время пришло. Утеряна многовековая привычка к чтению. И это главная причина. Но не единственная.

Пока государство молча наблюдало за тем, как уменьшаются тиражи газет и социально важных журналов, круто изменился информационный ландшафт страны и мира в целом. С приходом Интернета не только стало меньше читателей периодики – сильный конкурент появился у телевидения.

Однако дело не только в конкуренции информационных интересов и снижении профессионализма журналистов, о чем говорили на коллегии многие.

Многие чиновники, ответственные за состояние информационного пространства, считают, что нет оснований для тревоги – молодежь узнаёт новости из Интернета. Я уже лет 6 изучаю информационные потребности студентов и вижу, где они бывают в Интернете. Самый популярный ресурс – где они скачивают рефераты. Все остальное – жвачка из новостей поисковых систем, где важная политическая новость рядом с сообщением о разводе популярной певицы. При этом студенты вполне ограничиваются заголовком и первым абзацем. А сидят они в основном в социальных сетях, содержание общения где удручает.

Проблема не в том, что молодежь не хочет читать газеты. Проблема в том, что её мало интересует то, как и чем живет страна, мир в целом. Конечно, не вся молодежь, но ее значительная часть.

Конечно, можно с сожалением наблюдать, как развивается этот процесс. Как мы когда-то молча наблюдали за развитием «казанского феномена». Пока не забили во все колокола…

Но сможет ли сегодняшнее государство при необходимости стянуть все силы в один кулак, как в 80-х годах сделали власти нашего города? Сильно сомневаюсь… Теперь у каждого кулика – свое государство.

Когда я рассказываю студентам о преимуществах чтения периодики, невольно задумываюсь о том, что, может, кому-то выгодно, чтобы молодежь меньше читала. Ведь чтение, в отличие от телевидения, делает человека мудрее. А зачем? Если с молодежью, которая тусуется в ночных клубах, проблем меньше. Она на Болотную площадь не выйдет.

На заседании коллегии и совещании с участием заместителя федерального министра много говорили о цифровом телевидении, о том, что скоро каждая сельская бабушка будет иметь 20 телеканалов с четким изображением. Государство сильно тратится на это. И из федерального, и из республиканского бюджетов. Радоваться надо…

А главный редактор «Казанских ведомостей» Венера Якупова риторически спросила: а что этой самой бабушке нужнее – ее старенький телевизор с районной газетой придачу или современный мультиплекс без газеты?

Таких бабушек уже не так много осталось, и можно, и даже должно, помочь им получать газету, с которой они прожили жизнь, которая сегодня – возможно, единственная нить, которая связывает их с миром. Ведь им уж точно не нужен телевизор с возможностями 3D.

Но я не только о сельских бабушках. Я – о культивировании, если хотите – о насаждении привычки читать.

Естественно, у меня нет готовых рецептов, как это сделать. Но если в доме нет ни одной газеты или журнала, все попытки будут бессмысленными.

Как мне кажется, мы поторопились списать периодику в тираж, несколько искусственно уменьшив ее популярность. Нынче летом была в Италии и видела, как много людей утром покупают газеты.

И потом – кто сказал, что мы должны вернуть ситуацию прежних лет? Этого не получится, как ни старайся. Интернет своё сделал.

Мы всё больше приближаемся к стандартам цивилизованных государств, где чтение печатных СМИ давно резко размежевалось на два направления. Одно направление – качественная пресса, газеты и журналы, как говорится, для умных, другое направление – бульварная пресса, в основном журналы – для всех остальных, которых ученые называют «легким читателем».

Зачем поддерживать второе направление, если СМИ там и без того востребованы? Молодые девушки готовы заплатить за «Космополитен» любые деньги, потому что это и не журнал вовсе, а причащение к другой жизни.

Поддерживать надо прессу для умных. Причем не любую. Деловые издания для богатых и без помощи государства хорошо развиваются – у богатых есть средства на подписку.

В поддержке нуждаются прежде всего издания социально значимые. И государство заинтересовано в этих изданиях. Поскольку основную их часть составляют СМИ государственного статуса, через которые власть может общаться с народом. Не в режиме реплик – как в телевизоре и не в режиме площадной брани, как это порой происходит в Интернете.

Когда государство увидело, как в эпоху коммерциализации оскудели телеканалы, убрав из сетки вещания культурно-просветительские программы, оно нашло средства на создание канала «Культура», который прервал деградацию информационных интересов хотя бы части телезрителей. Почему бы сегодня не сделать то же самое с периодикой? Не поддержать более активно социально значимые проекты?

Сегодня такие СМИ, если они не учреждены государством, принадлежат сами себе. И многие вымерли, как мамонты. Или вымирают, как многие литературно-художественные журналы, когда-то вершившие историю страны.

Для примера далеко ходить не надо. Достаточно проследить судьбу «Казанских историй». С 2009 года газета выходит только в Интернете. Это мне вполне по силам, поскольку финансирую я издание из своего личного кошелька.

Но теперь не могут читать «Казанские истории», как минимум, полторы тысячи моих прежних подписчиков, у которых нет Интернета. Поскольку, увы, это были в основном люди пенсионного возраста. Молодые практически не интересуются подобными изданиями. Хотя за бесплатно, возможно, и почитали бы про историю Казани, про людей, которые здесь жили. И потом – я потеряла немало авторов, известных казанских краеведов, поскольку они тоже не дружат с Сетью.

Попытки получить хотя бы небольшую дотацию на социально значимое издание успеха не имели. И, видимо, иметь не будут. Поскольку на заседании коллегии я услышала, что власть решила обратить внимание на бесплатные газеты с БОЛЬШИМИ тиражами. Так что совсем не исключено, что отчет с сессии парламента мы вскоре сможем прочитать в газете «Ва-банк».

Только вот бесплатные газеты очень часто оказываются в ящике с мусором на первом этаже.

Как сказал Алексей Волин, невозможно составить список СМИ, которые нуждаются в государственной поддержке, чтобы именно им, точнее – их подписчикам направить 3 миллиарда рублей от государства. Сегодня они размазываются, как манная каша на тарелке, по всей отрасли связи.

Почему трудно? Будут возмущаться коммерческие СМИ. Пусть возмущаются. Им уже давно пора брать пример с коллег на Западе, которые превыше всего ставят общественные интересы, а потом уже – свои, коммерческие.

Такие вот грустные размышления после двух заседаний получилиcь...

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить