Пишем о том, что полезно вам будет
и через месяц, и через год
|
17.07.2018

Цитата

Я угрожала вам письмом из какого-нибудь азиатского селения, теперь исполняю свое слово, теперь я в Азии. В здешнем городе находится двадцать различных народов, которые совершенно несходны между собою.

Письмо Вольтеру Екатерина II,
г. Казань

Погода в Казани
+21° / +31°
Ночь / День
.
<< < Июль 2018 > >>
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31          
  • 2002 – Зеленодольский судостроительный завод им. М. Горького получил заказ на переоснащение Каспийской флотилии.

    Подробнее...

Не всё можно обсуждать публично

Среди публикаций последнего времени не могла не обратить внимание на ситуацию вокруг Казанского театрального училища.

Живешь себе – и не знаешь, какие страсти кипят в театральном сообществе. Но о некоторых страстях широкой общественности лучше не знать. Это именно тот случай. Всуе вспоминаются имена двух достойнейших актеров, которые, если бы знали об этом, были, уверена в этом, крайне возмущены развернувшейся дискуссией. Знала лично и Юнону Кареву, и Шауката Биктемирова. Люди были крайне чистоплотны во взаимоотношениях, не мерялись заслугами. Каждый пахал свою грядку и радовался успехам другого.

И вот теперь «общественность» решает, кто из них более заслужил славы, чьим именем назвать Казанское театральное училище?

Юнона Карева, талантливая актриса и великолепный педагог, отдала этому учебному заведению 42 года своей жизни. У нее сотни учеников, известных не не очень, но всем бы педагогам такую любовь, какую она знала, как Учитель.

Как выяснилось, идею назвать училище  именем Каревой поддержали Чулпан Хаматова, Константин Хабенский и Сергей Безруков, которые в эти дни встречаются с казанскими зрителями. Чулпан Хаматова была ученицей Юноны Ильиничны, актриса недолго работала с Вадимом Кешнером в казанской театральной школе Константина Хабенского. Сергей Безруков с Каревой знаком не был, но, узнав о ней от коллег, искренне их поддержал. Они подписали письмо с соответствующим предложением на имя Президента РТ, имели разговор об этом с казанским Мэром Ильсуром Метшиным.

А родилась идея в самом училище, в котором Юнона работала до самого последнего своего дня. Мы потеряли ее год назад. 

Насколько мне известно, до этого никто вопроса о присвоении театральному училищу чьего-то имени не поднимал и предложений по конкретной кандидатуре не делал. Имен достойных много, и среди педагогов, и среди выпускников.

Кандидатура Шауката Биктемирова возникла скорее в противовес – в этой ситуации понадобилась фигура не менее значимая. И не менее достойная. Шаукат Хасанович – легендарный актер, который мог бы войти в историю татарского театра только за одну роль – Альмандара из Альдермеша, а у него целый ряд таких творческих удач. К истории театрального училища актер имеет самое непосредственное участие – он его выпускник.

И началось жонглирование фамилиями, фактами из жизни двух актеров. В СМИ появились мнения художественного руководителя – директора Казанского Большого драматического театра имени Качалова Александра Славутского и главного режиссера Татарского академического театра имени Камала Фарида Бикчантаева, которые, как явствует из публикации в газете «БИЗНЕС Online», сочли возможным поддержать конкретную кандидатуру. Александр Славутский при этом подчеркнул, цитирую:

«Называть училище именами выпускников – это корректная и обоснованная практика. Прецедентов множество. Например, в Нижнем Новгороде училище носит имя Евгения Евстигнеева, пожалуй, самого известного выпускника этого учебного заведения».

Но в Казани есть консерватория, которая носит имя педагога – ее первого ректора, музыкальный колледж имени другого педагога – это тоже  «корректная и обоснованная практика».

По счастью, желающих поучаствовать в этой «творческой» дискуссии оказалось немного.

И я бы промолчала, если бы не анонсирование возможного обсуждения этого вопроса на заседании в Союзе театральных деятелей Татарстана. А это значит – противопоставление двух замечательных актеров завершится официальным решением о том, кто из них училищу «более ценен». И еще не известно, какой резонанс получит это решение в театральном сообществе республики. Каким бы продуманным не было это решение.

В этой связи не могу не высказать свое мнение. Публичный разговор на эту тему не кажется мне правомерным. Это не только плохо по отношению к конкретным персонам, но и опасно, поскольку  сравниваются уже не актеры, а их фамилии. И я слышу от знакомого актера тревожный комментарий: «Конечно, имя будет татарское…»

 Мне понравился комментарийРашида Загидуллина, главного режиссера театра драмы и комедии имени Тинчурина, которое он высказал в газете «БИЗНЕС Online»:

«Я хорошо отношусь и к Шаукату Биктимирову, и к Юноне Каревой, тем более что она была моим педагогом. Но решать, кто из них более достоин, я не берусь. Для чего вообще нужно противопоставлять этих ушедших из жизни людей? Мне кажется, что это неправильно».

Я много лет в журналистике, и всегда выступала против того, чтобы ради «трех строчек в газете» делать гласными деликатные ситуации, публичное обсуждение которых имеет больше минусов, чем плюсов.  Много лет назад несколько часов провела на собрании актеров Качаловского театра – коллектив объявил вотум недоверия главному режиссеру. Тема для публикации была более чем громкая. Весь город обсуждал бы скандал в театральном семействе.

Но я не сочла возможным писать об этом собрании, просто высказала свое мнение актерам, которые меня пригласили на этот острый разговор в труппе.

Сегодня иные времена. Среди редакций идет своеобразная борьба за «эксклюзив» – чья публикация  окажется громогласнее? Другого слова не подберу.

Особая деликатность ситуации в данном случае связана с тем, что ни Юноны Каревой, ни Шауката Биктемирова уже нет с нами, и они не могут принять участия в дискуссии о том, чье имя должно носить театральное училище.

Как мне кажется, они бы посоветовали нам оставить всё, как есть. Пусть в Казани будет просто театральное училище. Без имени. 

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить

Комментарии  

 
#1 Алексей Добрянский 14.01.2015
Мнение Л.Агеевой, высказанное в данной статье ("оставить всё, как есть") - это её личное мнение. Не более того. Подобные вопросы должны решаться широкой культурной общественностью Казани плюс в обязательном порядке - всеми «причастными» к училищу, т.е. педагогами и выпускниками, работающими в театрах страны. Для этого разослать во все «храмы Мельпомены» соответствующие опросные листы. Училище должно стать "именным" ОБЯЗАТЕЛЬНО. Это не только дань уважения к памяти конкретного лица (Каревой или Биктимирова), а и ко всем педагогам и выпускникам, ушедшим и живущим, известным и нет. Таково моё личое мнение.
 
 Издательский дом Маковского Айтико - создание сайтов