Пишем о том, что полезно вам будет
и через месяц, и через год

Цитата

Лучше молчать и быть заподозренным в глупости, чем отрыть рот и сразу рассеять все сомнения на этот счёт.

Ларри Кинг, тележурналист, США

Хронограф

<< < Апрель 2024 > >>
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          
  • 1991 – В средствах массовой информации оглашено Заявление Президента СССР и руководителей союзных республик (Заявление «9+1»), в котором шла речь о новой концепции Союза. Республики опять делились по «сортам». Татарстан в очередной раз вошел в число «второсортных» республик

    Подробнее...

Новости от Издательского дома Маковского

Finversia-TV

Погода в Казани

Яндекс.Погода

Мост через Казанку у Кремля: вчера, сегодня, завтра

С начала 2012 года на Ленинской дамбе города Казани ведутся строительные работы. Предполагается, что вместо моста, соединяющего центр с бывшим Ленинским районом, будет сооружена большая дорожная развязка.

11 августа 2012 года строители развязки на Ленинской (Кремлевской) дамбе приступили к завершающему этапу бетонирования первой линии мостовых конструкций. За выходные дни строителям предстоит принять около 1700 кубометров бетона.

В круглосуточном режиме задействованы 4 завода и 60 дорожных миксеров, которые должны совершить более 300 рейсов. Бетон на строительную площадку подается с двух сторон (со стороны Вахитовского и со стороны Московского районов). На въезде организован специальный лабораторный контроль, где у каждой миксерной машины проверяется качество бетонной смеси.

Технологические требования к бетонированию очень жесткие. Операция должна идти непрерывно в режиме non-stop. Именно поэтому строители выбрали выходные дни, когда интенсивность дорожного движения ниже и миксерам проще доехать к месту строительства.

После того, как бетон в основании моста в достаточной мере затвердеет, будет проведено натяжение высокопрочных прядей арматуры – стальных канатов, которые ждут своего часа в специальных каналах. Затем эти «струны» зафиксируют цементным раствором. После этого уже будут приняты заключительные 100 кубометров для бетонирования монтажной ниши. Далее строителям предстоит осуществить гидроизоляцию, устройство деформационных швов, облицовку строения, установку перил, опор освещения и ограждений безопасности.

Наконец, после укладки дорожного полотна мост будет готов принять транспортный поток.

Общая длина первой линии мостовой конструкции составляет 172 метра, а ширина – 19 метров, что позволяет организовать движение в 4 полосы, а также тротуар для пешеходов. Если ширина всего старого моста составляла 25 метров, то после завершения строительства общая ширина нового моста будет почти 46 метров.

Конструкция первой линии путепровода держится на 4 опорах. Сооружение второй половины основного путепровода начнется сразу после завершения активно ведущегося сейчас демонтажа старого моста. В настоящее время со стороны Московского района ведется расширение Ленинской дамбы, ширина которой ранее была 25 м и станет почти 33 метра, что позволит добавить для движения транспорта еще 2 полосы.

Помимо этого, возводятся заезды для поворота на дамбу со стороны улицы Батурина и съезд с моста на Кремлевскую набережную. На площади Тысячелетия идет строительство подземного пешеходного перехода. Генподрядчиком строительства является компания ПСО «Казань», основные субподрядчики – ЗАО «Энергомост инт груп» и ООО «ИСК «СтройИнжиниринг».

 Мост через Казанку в прошлом

Первая дамба через Казанку у Кремля появилась ещё в XIX веке. Кизическая и Козья слободы долгие годы связывались с городом посредством плавучего моста, перекинутого через русло.

Неурожай начала 1890-х годов вызвал огромный приток голодающих крестьян в Казань, и у города появились лишние рабочие руки. Голодающим предложили общественные работы. В число таких работ вошло строительство Кизической (названной по монастырю в Кизической слободе Казани, ныне его вернули верующим) дамбы, которая позже именовалась Хижицкой.

Царское правительство выделило для строительства 43 тыс. рублей, недостающие 10 тыс. рублей ассигновал город. После строительства дамбы город получил постоянный мост, к которому вела земляная дамба. Представляем вам три старинных снимка, которые дают представление о том, как выглядел мост в досоветское и первых 50 лет советского времени.  

 

Деревянный мост через Казанку. Старинное фото

В 1915 году дамба была расширена, здесь работали пленные Первой мировой войны (в основном австрийцы и венгры). После расширения Хижицкой дамбы проезжую часть оградили деревянными тумбами.

В советское время дамба стала именоваться Ленинской. Весной 1926 года рекордно высокое весеннее наводнение почти полностью размыло Ленинскую дамбу, разрушив мост. Однако вскоре она была восстановлена, а с 1 сентября 1926 года по ней начали ходить автобусы.

Деревянный мост через Казанку существовал до середины 1950-х годов. В советское время его заменили на более прочное сооружение.

В связи с возникновением Куйбышевского водохранилища, русло Казанки в черте города существенно изменилось, и это потребовало строительства более современных инженерных защитных сооружений. Так дамба получила свой современный вид, деревянный мост в 1956 году был заменен на железобетонный. Мост стали называть Ленинским.

В 1950-х годах рядом со старой дамбой была возведена новая (часть старой дамбы сохранялась в виде уступа с западной стороны новой дамбы). Кроме того, в указанные годы деревянный мост на Ленинской дамбе был заменён на железобетонный с капитальными опорами. Остатки старой дамбы, построенной в конце XIX века до сих пор можно увидеть чуть левее от проезжей части улицы Декабристов. В настоящий момент на ней расположены сооружения МУП «Казметрострой».

Фото из коллекции Льва Жаржевского

В постсоветский период официальным названием моста стало «Кремлёвская транспортная дамба», а «Кремлёвской дамбой» была названа дамба у Кремля, между Адмиралтейской транспортной (бывшей Кировской) и Федосеевской дамбами.

Несмотря на смену названий, в прессе и официальных документах до сих пор часто употребимо обозначение «Ленинская дамба». 

Так выглядел еще недавно "советский" мост 

По подсчетам получается, что это сооружение оставалось неизменным более 60 лет. Мост неоднократно шел трещинами и частично обрушался (мелкими элементами), но восстанавливался. Лишь однажды мост ненадолго закрывали на ремонт. Этот факт запечатлен известным казанским фотомастером Владимиром Зотовым.

Фото Владимира Зотова

Были с мостом и другие проблемы. На сайте «Лучшие мосты мира» мы нашли сообщение о приостановке движения по мосту из-за обрушения асфальтового покрытия. На месте обрушения сразу начались восстановительные работы. Как заявляют городские службы, причина провала – в прорыве одной из труб теплопровода, проходящих под мостом. Уже утром движение было восстановлено.

В начале 2000-х годов дамба была частично реконструирована, и проезжая часть, ведущая в Московский район Казани, была расширена с двух до трех полос.

Трамвайная линия на дамбе была демонтирована в 2010 году, что позволило увеличить количество полос для движения транспорта в обоих направлениях. В 1926 году по Хижицкой дамбе и далее по Поперечно-Кизической улице (ныне улица Декабристов) до слободы Восстания был пущен первый в городе автобусный маршрут. В дальнейшем количество маршрутов автобусов и маршрутных такси на дамбе возросло до нескольких десятков, но после реформы 2007 года количество автобусных маршрутов, следовавших по дамбе уменьшилось в разы.

В 1933 году по Ленинской дамбе и далее по улице Декабристов была проложена трамвайная линия маршрута № 9, в 1937 году связавшего центр города с удалённым посёлком Караваево с вновь сооруженным авиазаводом имени Орджоникидзе (ныне КАПО имени Горбунова). На этой линии позже также действовали маршруты: № 14 в 1980–2009 годах, встречные кольцевые № 20, 21 в 1999-2008 годах (до ликвидации трамвайной линии в центре Казани) и № 19 в 2008-2009 годах. Летом-осенью 2010 года трамвайные пути с Кремлёвской дамбы и начала улицы Декабристов были демонтированы, при этом маршруты №9 и №13 стали ходить в центр по новой линии через Кировский район и Адмиралтейскую дамбу. В 1948 году также из центра города до авиазавода через Ленинскую дамбу была проложена первая в городе троллейбусная линия с маршрутом №1. Затем по этой линии также пошли другие маршруты: встречные кольцевые № 4а и 4б с 1960 года, ставшие № 10 и 4 с 1990 года; односторонний кольцевой № 17 – с 2002 года, № 19 в 2007-2008 годах.

С декабря 2010 года в нескольких метрах от южного берега дамбы на глубине до 30 метров проходит Центральная линия Казанского метрополитена, которая соединяет станции Кремлевскую и Козья слобода.

Дошли руки и до Ленинского моста

В газете «БИЗНЕС online» мы прочитали о том, что разговоры о замене моста шли еще до кризиса. В сентябре 2009 года на XI осеннем строительным форуме ОАО «Миллениум Зилант-сити» презентовало макет нового моста – он начинался бы от издательства «Идел-Пресс», а потом делился на две части. Одна должна была соединиться с улицей Батурина, вторая – выйти на площадь Тысячелетия.

Но от этого проекта решили отказаться.

Еще раньше был проект строительства нового моста через казанку, который помог бы разгрузить существующие мосты, в том числе самый загруженный- Ленинский. Он должен был появиться в 2012 году.  В исполкоме Казани уже были утверждены проектные документации

Новый мост на реке, который разделил бы город пополам, должны были построить между мостом Миллениум и Ленинской дамбой. Он должен был начинаться от улицы Батурина. Предполагалось начать строительство  ориентировочно в 2011 году.

А в начале 2012 года на брифинге в Управлении капитального строительства и реконструкции исполкома Казани журналистам был представлен новый проект Ленинского моста. Главный инженер УКСиР Юрий Петренко заявил тогда, что строительство закончится в конце 2012 – начале 2013 года. При этом остановка движения на Ленинской дамбе не предусматривалась.

По проекту было два варианта. По первому возводился временный мост, что обошлось бы городу в сумму около 600 млн. рублей. По второму насыпалась временная дамба, что позволяло организовать четыре полосы шириной не меньше, чем Кремлевский мост (23-25 метров). Стоимость этого варианта много меньше – 80 млн. рублей. Как утверждали специалисты, это эконом-план. Остановились на нем. И вскоре была сооружена временная дамба, которая уводит поток транспорта вправо от существовавшего моста.

Транспортный поток теперь проходит мимо ресторана «Парус», далее дорога идет между Центральным стадионом и цирком с выездом в район Булака.

Как сообщал сайт Казанской мэрии, переключение движения транспорта по временной объездной дороге и закрытие старого моста прошло в ночь на 27 июня 2012 года. В связи с закрытием Ленинской дамбы движение автобусов №6, 15, 22, 28, 28а, 29, 35, 35а, 37, 47, 52, 74, 74а, 75, 89, 98, а также троллейбусов №1, 4, 10, 17 организовано по временной объездной дороге. Автобусы №22, 28, 28а, 52, 89 следуют в направлении Ленинской дамбы по улицам Пушкина, Профсоюзной, в обратном направлении – по улицам Левобулачной, Пушкина, Горького.

Общая длина временной объездной дороги через Казанку составляет около 800 м, из них 30 м – длина временного моста. Ширина объездной дороги позволяет организовать двухполосное движение в каждом из направлений. Этого достаточно, чтобы пропустить поток машин. Однако на подъезде к ней – постоянные пробки.

Таким был Ленинский мост при его закрытии

 

В ходе полной реконструкции появится многоуровневая развязка с тремя мостовыми переходами вместо одного и девятью полосами движения вместо шести. Первая развязка – реконструированная Ленинская дамба с доведением ширины дороги до 46 м, что обеспечит пропуск движения автотранспорта по трем полосам в каждом направлении. Вторая развязка – мостовой переход через реку Казанку с транспортной развязкой на двух уровнях на пересечении улиц Батурина и Кремлёвской, Кремлёвской Набережной с площади Тысячелетия. Третья развязка – подземный пешеходный переход на площади Тысячелетия.

Новый мост через Казанку в будущем будет представлять два рядом моста, стоящих из пяти пролетов. Новое сооружение позволит обеспечить пропуск движения автотранспорта по четырем полосам в направлении со стороны улицы Декабристов в сторону площади Тысячелетия. Существующая Ленинская дамба, которая сейчас тоже находится в аварийном состоянии, окажется зажата между двумя новыми мостами, после окончания всех строительных работ она будет демонтирована. 

  Сначала откроются «крылья» – поворот на улицу Батурина и в Кировский район. Самый сложный этап – возведение прямого пролета. Приступить к этим работам смогли только после полного демонтажа старого моста.

Конкретные сроки завершения работ на Ленинской дамбе осторожные чиновники пока не называют. Открытие рабочего движения по первой линии новой развязки на Ленинской дамбе запланировано на конец августа – начало сентября текущего года.

Еще через месяц будет готов поворотный пролет с улицы Батурина. Целиком весь мост и развязка будут сданы весной следующего года, сообщает пресс-служба Мэрии Казани.

По словам министра строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства РТ Ирека Файзуллина, стоимость всех работ по строительству мостового перехода через Казанку – 2,4 млрд. рублей.

В завершение расскажем о курьезном случае с Ленинским мостом 1979 года.

В первый год существования, 1 апреля 1979 года, городская газета «Вечерняя Казань» опубликовала сообщение о проведённой реконструкции Ленинского моста, в результате которой он стал разводным. Казанка будет судоходной,  и пассажирский  речной вокзал переместится в в район площади Свободы. Советский человек газетам верил. К тому же разведенный мост - явление возможное, например, в Ленинграде (тогда он еще так назывался).

Газета сообщала, что первый раз мост развели ночью, повторение было обещано в полдень следующего дня. Вокруг моста собралось несколько десятков горожан, чтобы наблюдать объявленное газетой пробное разведение подъёмных пролётов моста. Только самые догадливые быстро поняли, что их просто разыграли. 1 апреля – День дурака.

Теперь трудно точно определить, кто придумал «развести» Ленинский мост, но точно известно, что фотомонтаж моста в разведенном состоянии сделал Фарит Губаев. Первоапрельских шуток в казанских СМИ с тех пор было много, однако ни одно не превзошло журналистов «Вечерки» в дерзости выдумки.

Айгуль ЗАКИРОВА, Любовь АГЕЕВА

Производственная практика в редакции летом 2012 года

Благодарим коллег сетевых ресурсов за снимки и пресс-службу мэрии Казани за пресс-релизы

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить