Пишем о том, что полезно вам будет
и через месяц, и через год

Цитата

Сей город, бесспорно, первый в России после Москвы, а Тверь – лучший после Петербурга; во всем видно, что Казань столица большого царства. По всей дороге прием мне был весьма ласковый и одинаковый, только здесь еще кажется градусом выше, по причине редкости для них видеть. Однако же с Ярославом, Нижним и Казанью да сбудется французская пословица, что от господского взгляду лошади разжиреют: вы уже узнаете в сенате, что я для сих городов сделала распоряжение

Письмо А. В. Олсуфьеву
ЕКАТЕРИНА II И КАЗАНЬ

Хронограф

<< < Апрель 2024 > >>
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          
  • 1991 – В средствах массовой информации оглашено Заявление Президента СССР и руководителей союзных республик (Заявление «9+1»), в котором шла речь о новой концепции Союза. Республики опять делились по «сортам». Татарстан в очередной раз вошел в число «второсортных» республик

    Подробнее...

Новости от Издательского дома Маковского

Finversia-TV

Погода в Казани

Яндекс.Погода

В Питер вам не надо — сходите в Кремль

В выставочном центре «Казань-Эрмитаж», где с 11 октября 2013 года экспонируется выставка «Французские импрессионисты и их эпоха», побывала наш корреспондент Любовь Агеева.

Целая эпоха глазами художников

«Казанские истории» уже писали об этой выставке (Клод Моне в Казани). И у меня уже было второе ее посещение.

Такие выставки лучше смотреть не один раз. Это как в театре: сначала знакомишься с сюжетом, а потом уже вникаешь в логику режиссерского решения, в художественное и музыкальное оформление.

Здесь даже сложнее. У каждой картины стоит постоять, выбрать наиболее удобную точку обозрения, вглядеться – и только потом она будет раскрывать все потаенные смыслы.

Если учесть, что выставка из Государственного Эрмитажа объединяет не только работы известных и неизвестных нам импрессионистов, но и картины их соотечественников, творивших в эти же годы, но в иной художественной манере, задача усложняется.

В итоге на выставке я провела полдня. После знакомства с экспозицией и разговора с заведующей центром Ольгой Иосифовной Пиульской (интервью с ней будет опубликовано позднее) изучила Книгу отзывов, а потом снова прошла по залам, чтобы еще раз взглянуть на работы, которые вызвали особый интерес посетителей. Дома внимательно изучила фотосъемку Владимира Зотова, оставившего на пленке почти каждый экспонат: настолько его впечатлила эта выставка.

Каюсь, в изобразительном искусстве у меня особых познаний нет, но среди всех стилей особо выделяю импрессионистов. В свое время видела некоторые работы в питерском Эрмитаже. В 1999 году, во время посещения музея изобразительных искусств «Метрополитен» в Нью-Йорке посчастливилось попасть на большую выставку импрессионистов.

После концерта 22 ноября 2013 года, когда слушала вместе с другими в интерьерах центра «Казань-Эрмитаж» музыку Берлиоза, Бизе, Равеля, Сен-Санса и Дебюсси в исполнении оркестра «La Primavera», попыталась проанализировать, почему именно импрессионисты так западают в душу (читайте Приятное послевкусие настроения).

После первого знакомства с экспозицией полного впечатления не получилось. И это естественно. Теперь больше шансов облечь в слова некоторые ощущения, которые возникли в выставочных залах.

 Гюстав Брион (1824-1877). Помолвка в Бретани. 1856

Прежде всего теперь не кажутся столь уж антагонистическими отношения импрессионистов и их предшественников. На выставке сначала видишь картины тех, кто придерживался традиционных канонов в живописи, а потом уже – работы ниспровергателей авторитетов.

Фердинан Руабе (1840-1920). Одалиска. Около 1870

 Феликс Зим (1821-1911). Гавань в Константинополе. Около 1875

Кое-где в первом зале я стояла даже дольше, чем у картин импрессионистов. Например, привела в восторг картина Гюстава Доре, французского гравёра, иллюстратора и живописца «Ущелье в горах».

Этого художника называли величайшим иллюстратором XIX века за непревзойдённую игру света и тени в графических работах. Кстати, «Википедия» сообщает, что его первая самостоятельная книга-альбом называлась «История Святой Руси» (полное название –«Живописная, драматическая и карикатурная история Святой Руси на основании текстов хроникеров и историков Нестора, Сильвестра, Карамзина, Сегура и т. д. в 500 рисунках с комментариями») вышла в 1854 году.

 Гюстав Доре (1832-1883). «Ущелье в горах»

Картину «Ущелье в горах» он написал в 1878 году, уже зрелым мастером. Даже фотоснимок передает тщательность прорисовки каждой детали пейзажа. Может, то, что художник был высококлассным гравером, и объясняет магическое воздействие, которое оказывает этот пейзаж.

Я не знала художника раньше, даже имени его не слышала. Таких открытий было на выставке много. И этим она ценна. Такие встречи раздвигают рамки непознанного, вводят в определенную эпоху не по учебникам истории, а по произведениям искусства.

Мы с вами уже встречались!

Конечно, в первую очередь ищешь знакомые имена. А их тут много. Это как встреча с добрыми знакомыми.

Один из основателей импрессионизма – Клод Моне представлен тремя картинами из восьми, хранящихся в Эрмитаже, две из них известны широко. В конце 1872 года Моне написал свой знаменитый пейзаж «Впечатление. Восходящее солнце» («Impression, soleil levant»). Именно эта картина и дала название группе импрессионистов и целому художественному направлению (смотрите работы Моне в Музее Дорси (Париж).

На выставке можно видеть «Поле маков», широко распространенное в репродукциях, и «Стог сена в Живерни». В деревушке с этим именем в Верхней Нормандии, в 80 км к северо-западу от Парижа, у художника был свой дом и здесь он упокоился в 1926 году на местном кладбище.

Не могу не отметить изобретательность сотрудников музея, которые креативно использовали большой баннер у входа в выставочные залы с репродукцией этой картины: вместо традиционной новогодней ели они украсили… стог сена, прохожий на стог с картины Моне.

 Клод Моне (1840-1926). Стог сена в Живерни. 1886

Очень жаль, что нет снимка с этой «елочкой». На выставке очень строгие правила – руководство питерского Эрмитажа категорически запретило пользоваться фотоаппаратами, камерами и телефонами.

В Книге отзывов прочитала пожелание показать больше Пьера Огюста Ренуара (советую смотреть здесь). Но этот художник представлен, пожалуй, лучше других – 6 картин. Одна из них – портрет женщины на лестнице – теперь известна всем казанцам, поскольку она растиражирована на афише выставки. К тому же художнику отведено почетное место в одном из залов центра.

Жаль, что это не «Портрет актрисы Жанны Самарии» и не «Девушка с веером», которые известны больше, чем «казанские» гости, но сегодня можно посмотреть и эти картины – в Интернете, как в Греции, есть все.

 Огюст Ренуар (1841-1919). Мужчина на лестнице. Женщина на лестнице. Около 1876

Из широко известных импрессионистов на выставке представлены Камиль Коро (4 работы), Камиль Писсарро, Поль Сезанн, Альфред Сислей, Поль Гоген – по одной картине, с творчеством Тулуза-Лотрека знакомят цветные литогравюры, с творчеством Огюста Родена – мраморная скульптура «Амур и Психея», работа 1905 года.

 Поль Гоген (1848-1903). У окна. 1882

 Поль Сезанн (1839-1906). Букет цветов в вазе. Около 1877

 Альфред Сислей (1839-1999). Баржи в Бийянкуре. 1877

 Огюст Роден (1840-1917). Амур и Психея. Мрамор. 1905.

Стоит задержаться у небольшой картины Эдгара Дега.

Как сообщают его биографы, он любил рисовать женщин. На несколько полотнах изображены танцовщицы. Художник увлекся балетом в 1870-е годы. Изображая танцовщиц, художник стремился запечатлеть их не на сцене во всем блеске, он предпочитал показать трудовые закулисные будни. Однажды в ответ на вопрос, почему он так часто обращается к теме балета, он неохотно откликнулся: «Меня называют живописцем танцовщиц; не понимают, что танцовщицы послужили мне лишь предлогом писать красивые ткани и передавать движения».

В отличие от других импрессионистов Дега никогда не стремился уловить игру света и тени и не любил рисовать на природе. Он предпочитал творить в привычной ему студии или театре и запечатлевать на своих полотнах движение. В каком-то смысле Дега всегда стоял чуть в стороне от импрессионистов, хотя исправно участвовал в их выставках и водил дружбу со многими известными представителями это направления.

В экспозиции представлены небольшая картина «Танцовщица», написанная Дега в 1874 году, а также бронзовая скульптура «Танцовщица, оглянувшаяся на свою ступню».

Интересная подробность. Картина Дега будет всегда рядом со мной весь 2014 год. В выставочном центре я купила как сувенир недорогой ежедневник с этой картиной на обложке. Еще там был ежедневник с «Букетом цветов…» от Сезанна и другими шедеврами импрессионистов.

Анри Матисса в экспозиции представляют две небольшие картины: «Синий горшок и лимон», написанная около 1896-1897, и «Подсолнечники в вазе» – работа 1898 года. Сразу несколько посетителей в Книге отзывов среди понравившихся назвали «Подсолнечники». Многие значительные творения этого художника были выполнены по заказу С. Щукина. Художник несколько раз приезжал к этому меценату в Петербург с 1908 по 1913 год. В Эрмитаже 24 картины Матисса. 

 Анри Матисс (1869-1954). Синий горшок и лимон (Посуда и фрукты). Ок. 1896-1897. Подсолнечники в вазе. 1898 

 

Путешествие в Париж. Второй раз за год

Когда бываешь в крупных музеях, времени хватает только на то, чтобы познакомиться с тем, что и без этого давно знаешь. Например, нынешним летом я пробыла в зале Лувра, где выставлена «Джоконда» Леонардо да Винчи, более 30 минут, хотя всего несколькими месяцами ранее могла изучать эту картину по миллиметрам на казанской выставке этого художника.

В такой камерной экспозиции, как казанская (правда, как ее назвать камерной, если выставлены 150 работ!), внимательно изучаешь каждый экспонат. Тем, кто заказал экскурсию, проще – им все расскажут и покажут. Книга отзывов полна слов благодарности в адрес экскурсоводов. Чаще других упоминается Маргарита Щербинина.

И все-таки, как мне кажется, многие работы в экспозиции трудно отнести к импрессионистским. Хотя от этого значение встречи с ними нисколько не уменьшается. Название выставки – «Французские импрессионисты и их эпоха» – позволяло включить в экспозицию работы самых разных художественных направлений. Поэтому далее я просто расскажу о том, что мне лично понравилось или запомнилось.

Поскольку летом я была в Париже, искала прежде всего знакомые места. И нашла: «Сады Тюильри» Камиля Писсарро, «Сена» Армана Гийомена, «Выход из Мулен Руж» Тони Миннарца, «Париж. Вид Елисейских полей от площади Звезды» Эдмона Жоржа Гранжана…

Тони Линарц (1873-1944). Выход из Мулен Руж (знаменитое кабаре на Монмартре). 1901-1902

Паскаль-Адольф-Жан Даньян-Бувре (1852-1929). В Лувре (художница-аквалеристка в Лувре). 1881

Эдмон Жорж Гранжан. Париж. Вид Елисейских полей от площади Звезды. 1878

 Но совершенно очаровала картина Мориса Лобра «Зал Дофина в Версальском дворце». Во время экскурсии по Версальскому замку мне этот зал не запомнился, а тут стояла несколько минут, не отрывая глаз от потока солнечного света, льющегося из окон.

В отличие от художников и искусствоведов я не рассматривала картины с точки зрения техники, не пыталась определить, чем конкретно увлекает меня та или иная работа. Когда

начинаешь анализировать, пропадает непосредственность восприятия.

 Морис Лобр (1862-1951). Зал Дофина в Версальском дворце. 1901

А в этом случае мне очень хотелось узнать, как художник мог добиться такого реального присутствия света в интерьере зала.

Совсем как маленькому мальчику, заинтересовавшемуся тем, как можно так нарисовать глаза человека, чтобы он смотрел на тебя, с какой бы стороны ты к нему не подходил. Так он разглядывал портрет княгини А.А. Оболенской Шарля Дюрана.

 Шарль Дюран (1837-1917). Портрет княгини А.А. Оболенской. 1887

Наверняка юный посетитель прошел бы мимо этой красивой женщины, если бы его не остановила советом смотрительница зала. Она же посоветовала отойти подальше от пейзажа «Гавань в Марселе» Поля Синьяка. Я последовала ее совету и тоже увидела необыкновенное преображение картины.

 Поль Синьяк. Гавань в Марселе. 1906-1907

Отдельные цветные точечные мазки, оставленные кистью художника, слились в единое яркое пространство. Удивительно, каким воображением и какой точностью должен обладать художник, чтобы сотворить такую красоту!..

Нельзя пройти мимо зала, в котором экспонируется графика. Здесь представлены и разные художники, и разные техники. Впечатляют работы из одного альбома или одного цикла, как, например, работы Эжена Грассе (1841-1917) с общим названием «Искушение» (панно из серии «Десять декоративных эстампов». 1897), афиши серии «Elies» (1896) Анри де Тулуз-Лотрека (1864-1901) или листы швейцарского графика и живописца Феликса Валлоттона (1865-1925) из серии «Интимности», написанные в 1897-1898 годах.

В Книге отзывов кто-то посетовал, что в экспозиции не представлен Ван Гог. Действительно, жаль. Как мне кажется, он более других художников использовал свет и цвет, однако, как видно по очеркам о его жизни и творчестве, свои творческие поиски не афишировал и в публичных декларациях о верности импрессионизму замечен не был.

Могу посоветовать посетить  ресурс в Интернете, где размещены качественные репродукции этого художника.

Все не привезешь. Коллекция импрессионистов Эрмитажа составляет 650 работ. Это очень достойное собрание. Правда, совсем недавно над ним нависла угроза. Ирина Антонова, на тот момент директор ГМИИ имени Пушкина, высказала мнение о необходимости перевезти коллекции работ импрессионистов из Эрмитажа в воссозданный Музей нового западного искусства в Москве.

 Шпалера «Зима. Остролист. 1911-1913. Из серии «Времена года по картонам Жюля Шере. Шерсть, шелк. Мануфактура гобеленов, Париж

Несмотря на всю «законность» этого предложения (когда-то работы «жили» в Москве, но после расформирования аналогичного музея часть коллекции была отдана Эрмитажу), идея эта не получила поддержки в мире искусства. Арбитром пришлось быть Президенту В. Путину, который принял Соломоново решение: Музей нового западного искусства, в котором будут представлены коллекции импрессионистов Эрмитажа, будет создан в Интернете.

«Подарили ощущение другого мира»

Судя по записям Книги отзывов, абсолютному большинству посетителей выставка нравится. Я выписала несколько записей, которые повторяются в той или иной вариации:

«Спасибо за выставку. Подарили ощущение другого мира. Что незабываемо». Регина. 19.10.2013.

«Наконец-то я увидела Клода Моне. Ура!». Челябинск.

«Спасибо огромное. Прикоснулась к вечно прекрасному». 20.13.13.

«Спасибо! Глоток воздуха! Праздник души». Йошкар-Ола.

Вазы, изготовленные в стекольной мастерской Сен-Дени и в мануфактуре дома Нанси

Представлена весьма широкая география. Не только города нашей республики, но и Ярославль, Владимир, Екатеринбург, Уфа, Сызрань, Ульяновск, Чебоксары, Нижний Новгород… Более всего, конечно, казанцев.

Настольное украшение. Неглазурованный фарфор. Жозеф Шере (1838-1894). Севрская фарфоровая мануфактура

Записи на русском, татарском, арабском, турецком, французском, немецком, итальянском языках.

Очень много записей семейных, от класса, от студенческой группы…

Запомнился отзыв девочки 14-ти лет от 5 января. Ей выставка очень понравилась, «хотя она и небольшая». Девочка знает, что говорит: она уже успела побывать в парижских музеях Лувр и Дорси.

Справедливости ради, скажем, что есть и те, кому выставка не понравилась. Таких, правда, не так уж много. В большой Книге отзывов я нашла всего два таких отклика. Некто из Альметьевска написал: «Посмотрел картины французских импрессионистов. Не восхищен». Что ж, насильно мил не будешь…

Напоследок две интересные подробности. Современные информационные технологии способны оставить приятный след в воспоминаниях о посещении выставки. Стоит, спустившись на первый этаж, постоять у экрана, где сменяются репродукции экспонатов. Во-первых, убедиться, что вы не пропустили ничего интересного, во-вторых, чтобы увидеть работы импрессионистов в необычном ракурсе – в 3D-формате. Тот, кто смотрит прогноз погоды на телеканале «Культура», знает, как это красиво.

И еще. На двух компьютерах можно проверить, насколько вы были внимательны, когда знакомились с экспозицией. Отвечая на вопросы викторины, вы расширите свои знания о художниках, которых только что видели. Правда, ответить на некоторые из вопросов можно только после посещения выставки с экскурсоводом.

Ольга Иосифовна Пиульская расскажет в интервью много подробностей о выставке. Здесь сообщу лишь две цифры, которые от нее узнала. На день моего посещения центра «Эрмитаж-Казань» выставку посмотрело уже более 45 тысяч человек. Ранее бывали дни, когда за день сотрудники центра принимали более тысячи человек.

Так что мне во второй раз посчастливилось – народу в залах было относительно немного.

У вас есть еще возможность последовать моему примеру. Выставка «Французские импрессионисты и их эпоха» работает до середины февраля.

Большинство снимков  - Владимира Зотова. небольшие Есть заимствования из Интернета

 

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить

Комментарии  

 
#2 Агеева 26.01.2014
Спасибо, Татьяна, за такой отзыв. Но я написать искусствоведчес кий материал не могу - не хватает специальных знаний. Это скорее развернутый отклик. Чувствуют все, но выразить может не каждый. Раньше газеты часто печатали искусствоведчес кие материалы, и познавательного , и исследовательск ого характера.К сожалению, сейчас эта традиция утрачена. Я прочитала почти все, что написано о выставке. Большая часть - заметки на основе пресс-релиза.
 
 
#1 Татьяна Токарева 26.01.2014
Уважаемая Любовь Владимировна !
С благодарностью за этот искус-
ствоведческий материал. Статья вызывает интерес, это путешествие по залам, анализ. Восторг ! Еще рах спасибо.
Татьяна Токарева, СЖР.