Пишем о том, что полезно вам будет
и через месяц, и через год

Цитата

Лучше молчать и быть заподозренным в глупости, чем отрыть рот и сразу рассеять все сомнения на этот счёт.

Ларри Кинг, тележурналист, США

Хронограф

<< < Апрель 2024 > >>
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          
  • 1961 – В Казань в сопровождении трех офицеров КГБ прибыл в ссылку Василий Джугашвили, сын Сталина. 19 марта 1962 года был похоронен на Арском кладбище Казани. По просьбе семьи прах перезахоронен на Троекуровском кладбище в Москве

    Подробнее...

Новости от Издательского дома Маковского

Finversia-TV

Погода в Казани

Яндекс.Погода

Морское путешествие с Иваном Айвазовским

8 февраля 2015 года в Казани закрылась выставка «Айвазовский и флот» приуроченная к двум датам: 100-летию начала Первой мировой войны и 300-летию Гангутского сражения, первой победы русского флота.

Выставка работала в главном здании Государственного музея изобразительных искусств РТ с 5 декабря 2014 года. В экспозиции, размещенной в залах второго этажа, было представлено 52 музейных предмета из собрания Центрального военно-морского музея Министерства обороны РФ (Санкт-Петербург). За время работы выставки с творчеством Ивана Айвазовского познакомились тысячи любителей изобразительного искусства.

Работа как любимое дело жизни

Конечно, прежде всего внимание вызывали работы знаменитого российского художника-мариниста. В экспозиции можно было видеть 12 живописных и 6 графических работ Ивана Константиновича Айвазовского (1817-1900).

Он служил в должности живописца Главного морского штаба, и на этом посту сделал уникальную для творческого человека карьеру – стал действительным тайным советником, что согласно дореволюционной Табели о рангах соответствовало чину контр-адмирала.

Главный хранитель Центрального военно-морского музея РФ Наталья Шишкова подчеркнула на пресс-конференции, что на выставке они хотели представить Ивана Айвазовского именно как художника Главного морского штаба. В штат Военно-морского флота с правом ношения мундира он был зачислен в 1840 году, сразу после окончания Академии художеств. Работа стала любимым делом его жизни.

Картины, вошедшие в экспозицию можно воспринимать и как произведения искусства, и как художественные отчеты или живописные боевые сводки. Названия их говорят сами за себя: «Эскадра Черноморского флота перед выходом на Севастопольский рейд»; «Захват пароходом «Россия» под командованием капитана 2 ранга Н.М. Баранова турецкого военного транспорта «Мерсина»; «Бой парохода «Веста» с турецким броненосцем «Фетхи-Буленд» на Черном море 11 июля 1877 года»; «Кронштадский рейд».

Как отмечают эксперты, корабли художник изображал с фотографической точностью, не упуская мельчайших деталей.

Посетители выставки увидели на полотнах мариниста не только морские пейзажи (кажется, его больше привлекало неспокойное море) и виды морских городов на Балтике, но и жизнь русского флота, известные батальные сцены Крымской и Русско-турецкой войн, а также морские катастрофы. Художник часто создавал картины вслед за произошедшим событием.

Конечно, в Казань привезли не широко известные полотна Ивана Айвазовского, которые щедро тиражируются в книгах и альбомах. (Смотрите картины художника по адресу http://gallerix.ru/album/aivazovsky). За ними – очередь. Но любители изобразительного искусства ценят как раз мало известные работы знаменитых художников.

Одно из интереснейших, но малоизвестных произведений на выставке, не экспонировавшееся долгие десятилетия, – «Гибель корабля «Лефорт». Событие 10 сентября 1857 года, когда во время шторма в Балтийском море развалился на части и мгновенно пошёл ко дну 64-пушечный линейный корабль «Лефорт», было воспринято как трагедия. Айвазовский изобразил самую крупную в России морскую катастрофу эпохи парусного флота в нехарактерном для него жанре аллегории.

На выставке также экспонировались уникальные музейные предметы из личных коллекций Императора Николая II и Великого князя Константина Николаевича, отражающие военно-морскую проблематику: морские флаги, модели кораблей, зрительные трубы, песочные часы, секундомер, лупа и др.

Особый интерес у ценителей и знатоков истории флота вызывали модели кораблей: минного катера «Ксения», 120-пушечного корабля «Великий князь Константин»; а также судовые приборы: компас, барометр, румбограф; гюйс ботика Петра I, который поднимался во время различных торжеств во второй половине XVIII века.

В экспозиции можно было видеть Андреевский флаг эскадренного броненосца «Цесаревич» – участника Русско-японской войны 1904-1905 годов. Это был флагманский корабль 1-й Тихоокеанской эскадры, находящейся в Порт-Артуре. На выставке  среди макетов было судно необычной круглой формы с названием «Новгород». Моряки называли такие корабли «поповка».

– После поражения в Крымской войне России было запрещено иметь свой флот на Черном море, – пояснила Наталья Шишкова. – Но свои южные рубежи нужно было как-то защищать. И по проекту адмирала Попова были построены плавучие артиллерийские батареи круговой обороны. Вроде бы и корабль, а вроде и нет. По сути, это были первые броненосцы Черноморского флота.

«Кораблики» из Петербурга и Казани

Как оказалось, выставка Ивана Айвазовского понравилась не всем. Недоумение у научных сотрудников Музея изобразительных искусств РТ вызвало мнение искусствоведа Г. Файзрахмановой, в частности, такой абзац из ее обзора под названием «Казанские музейщики-традиционалисты стойко выдерживают фирменный советский стиль», опубликованного в газете «БИЗНЕС Online» 31 декабря 2014 года.

 «… Государственный музей изобразительных искусств РТ в середине декабря привез из Центрального военно-морского музея Санкт-Петербурга выставку «Айвазовский и флот». Экспозиция из десятка с небольшим произведений Айвазовского щедро разбавлена атрибутами военно-морского дела, включая всевозможные компасы, навигационные приборы, флаги и др. Сюда же включены живописные портреты известных морских военачальников, фотографии команд кораблей русского флота, макеты кораблей».

Даже при беглом знакомстве с этим утверждением можно понять, что автору не очень понравилось соседство картин знаменитого художника с другими экспонатами на темы маринистики. В советское время было такое понятие, как «нагрузка»: покупаешь банку лосося, а к нему тебе дают обязательную банку кильки.

Естественно, эта оценка вызвала резкие возражения со стороны музея. В сетевой газете был опубликован ответный комментарий заместителя директора музея по научной и издательской деятельности  Дины Хисамовой к тексту Г. Файзрахмановой.

Материалы с мнениями научных сотрудников музея были отправлены в другие редакции, в том числе и нашу. Приведем цитату из комментария заведующей отделом графики ГМИИ РТ Ольги Вербиной:

«Автора не устраивает, что в художественном музее экспозиция работ Айвазовского «щедро разбавлена атрибутами военно-морского дела». Может быть, автор не заметил, в отличие от зрителя, о котором он так печется, что выставка в ГМИИ РТ называется «Айвазовский и флот», и что экспозицию ГМИИ РТ определяет состав привезенной выставки.

А состав привезенной выставки определяется, в свою очередь, спецификой одного из старейших музеев России, который ведет свое начало от Модель-камеры Петра I, то есть от хранилища кораблестроительных моделей и чертежей. Так что все эти, как выражается автор, «всевозможные компасы, навигационные приборы, флаги и др.» входят в состав привезенной выставки, в соответствии со спецификой темы, также особенностями музея и замыслом кураторов выставки из Санкт-Петербурга».

То есть наш музей в таком случае выступает всего лишь как хозяин экспозиционных площадей.

«И потом, где привычная автору забота о новаторстве, ведь современное пространство художественного музея давно не ограничивается только живописными полотнами и изобразительным искусством?

Эта выставка, предоставленная нам одним из замечательных старейших музеев страны, дала казанскому зрителю возможность увидеть того Айвазовского, которого нет в Казани, и увидеть в контексте истории флота.

Может быть, Г. Файзрахманова располагает финансовыми возможностями показать здесь Айвазовского из Русского музея? Думаю, казанцы не будут против, ведь в собрании ГМИИ РТ представлены всего 2 картины и один рисунок Айвазовского.

Камерность этой выставки, заполняющей половину выставочного пространства второго этажа главного здания, потребовала экспозиции из фондов музея, которая могла бы органично соседствовать рядом с привезенной выставкой. С этой проблемой сталкиваются и другие музеи, экспонировавшие у себя эту выставку.

Такие «мелкие» проблемы, не достойные внимания «свободных» искусствоведов, приходится решать самому музею».

Замечу, эти выставки были заявлены в двух разных афишах, предваряющих вход на каждую из них. Так что музей не думал вводить своих посетителей в заблуждение: здесь – «кораблики» из Петербурга, здесь – из Казани.

Однако Г. Файзрахманова по-своему «объяснила» соседство двух выставок:

 «Подключили даже отдел графики – и хранитель отдела Ольга Вербина, проведя ревизию, извлекла на свет гравюры итальянских мастеров с видами Венеции. Видимо, потому что на них также изображена водная гладь и кораблики. Таким образом недостаточное количество приезжих корабликов поддержали корабликами из музейных запасников».

Естественно, это утверждение вызвало критическую реакцию Ольги Вербиной, и она права, требуя профессионализма в анализе, если материал подписан искусствоведом. Во всяком случае автор обзора должна была хотя бы написать, что посмотрела не одну, а две выставки, объединенные одной темой.

Основу экспозиции графического зала составили гравюры, исполненные по венецианским пейзажам Каналетто, дающие нам представление о жанре ведуты, который предшествовал жанру пейзажа. И выставку эту музейщики открыли  совсем не случайно. Своего расцвета жанр ведуты достиг в творчестве венецианского художника Антонио Каналя (Каналетто, 1697-1768), в работах которого живет поэтическое ощущение ранних перспективистов и так присущее XVIII веку стремление к живописной и пространственной достоверности целого.

Как считает Ольга Вербина, восприятие этого художника во многом воспитало последующее поколение живописцев, посвятивших себя морскому пейзажу, не исключая и Айвазовского.

Она обратила  внимание любителей изобразительного искусства на красоту старых гравюр XVIII века, а также на то, что многие из них, например, листы Визентини, за столетие экспонировались впервые.

Для полноты впечатления организаторы второй выставки включили в экспозицию редкие издания из отдела рукописей и редких книг Научной библиотеки имени Н.И. Лобачевского КФУ, а потому мы видели документы и фотоснимки.

Как сообщил известный казанский краевед Анатолий Елдашев, который работает в музее изобразительных искусств, выставка работ Айвазовского показывалась в Казани впервые. Но у него есть сведения, что  художник, путешествуя по Волге в 1894 году, уже в преклонном возрасте, посетил наш город. «И, конечно, хотелось бы в деталях узнать о местах его пребывания в Казани, о людях, с которыми он тогда общался», – пишет он. Однако информации об этом, к сожалению, пока нет.

Нельзя не отметить, что морская тема для нашего города не такая уж случайная. Казань – не морской порт, но кораблестроительные традиции у нас многовековые. В 2018 году город широко отметит 300-летие Казанского адмиралтейства. И в этой связи ещё летом 2014 года директор ГМИИ РТ Розалия Нургалеева вышла с инициативой организовать эту экспозицию и получила поддержку питерских коллег. Кстати, после Казани выставка «поехала» по городам Сибири.

В отличие от Г. Файзрахмановой, А. Елдашев считает, что «весьма удачно включены в экспозицию навигационные приборы, компасы, флаги и, конечно, макеты кораблей, что явилось предметом неподдельного интереса посетителей, особенно детей и молодежи».

Разные мнения – это нормально

Ничего особенного нет в том, что автор обзора, носящего к тому же аналитический характер (автор оценивает многие выставки 2014 года), и работники музея имеют разные   мнения.

Но есть, что называется, законы жанра. Мне показалось, что автор обзора могла бы написать о музейщиках с большим уважением к их труду. Как можно, оценивая выставки 2014 года, оставить вне поля зрения важный проект, который музей осуществил на федеральный грант?! Ведь все 8 выставок, открытых в его рамках в конце 2013 года, в 2014-м   работали, а одна из экспозиций – древнерусского искусства – вообще стала постоянной экспозицией. Так что вполне понятно, почему научные сотрудники музея так остро отреагировали на эту публикацию.

Представления Г. Файзрахмановой о том, какими должны быть выставки в Казани, не совсем совпадают с моими, что совершенно естественно. И меня вполне устраивает традиционный подход ГМИИ РТ к пропаганде мирового искусства. Хотя порой и здесь устраиваются нетрадиционные выставки.

Каждому  – свое. Галерее «Смена» – свое, государственному музею – свое. И хорошо, что в Казани есть и то, и другое.

Эта полемика позволяет мне высказать несколько общих суждений об арт-журналистике и таком жанре, как рецензия, прямо скажем, не так часто появляющемся в современных казанских СМИ. 

В последнее время нас приучили к чисто репортерской журналистике. Многие СМИ вообще ограничиваются анонсами, подготовленными на основе пресс-релизов.

Не приходится удивляться, что критические публикации вызывают нервную реакцию даже при попытке анализа, и уж тем более – в случае публикации мнений, которые расходятся с всеобщим представлением о чем либо. В пример можно привести цикл рецензий на спектакли последнего Шаляпинского фестиваля, опубликованный в той же газете «БИЗНЕС Online».

Так что работникам Музея изобразительных искусств и других учреждений культуры можно посоветовать спокойнее относиться к рецензиям, даже если они субъективны и несправедливы. Ведь все имеют право на мнение. И хорошо, что редакция газеты «БИЗНЕС Online» опубликовала точку зрения музея. В свое время в редакции «Вечерней Казани» мы в таких случаях узнавали мнение зрителей, посетителей, чтобы хоть как-то приблизиться к объективной оценке концерта, спектакля, выставки.

Но хотелось бы, чтобы журналисты и тем более искусствоведы, музыковеды и другие специалисты все-таки стремились к объективному анализу.

Хотя и субъективное восприятие вполне возможно. Только в этом случае не надо делать свои выводы истиной в последней инстанции и выносить приговоры. Люди искусства – натуры чувствительные, и они плохо приговоры переносят. Не зря говорят: оценивать произведение искусства надо по законам искусства, а не по своим представлениям о нем.

Как мне кажется, самой выставке «Айвазовский и флот» эта полемика пошла на пользу. Привлеченные ею, в музей пришли те, кто на нее вовсе не собирался. Среди моих знакомых такие есть.

В итоге с творчеством Ивана Айвазовского познакомились люди разных возрастов, и не только любители искусства. Как заметили работники музея, никогда прежде в залах бывшего особняка Сандецкого не было столько военных и подростков. Наверняка их привлекали не столько картины и графические полотна, хотя их автором является  всемирно известный русский маринист, сколько морская атрибутика и «кораблики». Надо было видеть, с каким интересом рассматривали все это мальчишки…

 

 Фото Елены Сунгатовой

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить