Пишем о том, что полезно вам будет
и через месяц, и через год

Цитата

Лучше молчать и быть заподозренным в глупости, чем отрыть рот и сразу рассеять все сомнения на этот счёт.

Ларри Кинг, тележурналист, США

Хронограф

<< < Апрель 2024 > >>
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          
  • 1961 – В Казань в сопровождении трех офицеров КГБ прибыл в ссылку Василий Джугашвили, сын Сталина. 19 марта 1962 года был похоронен на Арском кладбище Казани. По просьбе семьи прах перезахоронен на Троекуровском кладбище в Москве

    Подробнее...

Новости от Издательского дома Маковского

Finversia-TV

Погода в Казани

Яндекс.Погода

Любовь соединит две половинки человечества. Лучшее каждой из них станет общим

С огромным успехом 14 и 15 на сцене Татарского академического театра имени М. Джалиля была показана премьера спектакля «DONA NOBIS PACEM» («Даруй нам мир»).

Спектакль поставлен по Мессе си минор И.С.Баха выдающимся хореографом и легендарным танцовщиком Владимиром Васильевым.

На премьере побывала журналист Любовь Агеева.

 «Бог – это все лучшее в самом человеке. Найти Бога в себе – это и есть найти в себе все лучшее, что дал нам космос»

Клайв Стейплз Льюис, английский писатель, ученый и богослов

 «Я продолжаю жизни бег…»

Я смотрела спектакль 15 апреля. А в преддверии этого события была на пресс-конференции с участием всех, кто имеет отношение к нему: Владимир Васильев, танцовщик, хореограф, художник, народный артист СССР и России, автор идеи, хореограф и постановщик; Рауфаль Мухаметзянов, директор театра; Винсент де Корт, музыкальный руководитель и дирижер; Любовь Дразнина, главный хормейстер театра; Виктор Герасименко, художник-сценограф, Владимир Яковлев, художественный руководитель балета театра.

Так что к премьере меня подготовили.

Зная творчество Владимира Васильева, имея представление об Иоганне Себастьяне Бахе, в анонсном сообщении театра я убрала определение при слове «премьера». Мы утратили сегодня истинный объем значения некоторых слов, у нас что не событие, то уникальное, а премьеры уже – мировые. Это влияние маркетологов от искусства, которым главное – не товар, а его этикетка. Но искусство – вещь штучная.

И вот теперь, посмотрев спектакль, я с полным основанием называю премьеру в театре имени Джалиля мировой.

И потому, что Васильев – танцовщик мирового уровня; и потому, что в спектакле заняты артисты из нескольких стран (правда, теперь они солисты балета нашего театра); а главное – потому, что в Казани состоялось событие мирового значения. Мы увидели спектакль подлинно новаторский, в котором представлены сразу все жанры искусства – музыка, балет, опера, живопись, причем необыкновенная.

Поставить спектакль на музыку Мессы си минор И.С.Баха Владимир Васильев задумал давно. Он рассказал, что это случилось, когда он послушал, как дирижирует это сочинение Карл Рихтер. Он уточнил, что феноменальный спектакль, в котором могли бы принять участие артисты из разных стран, может стать грандиозным зрелищем на площади святого Петра в Ватикане.

«Была договоренность, но как всегда бывает, когда говоришь с итальянцами, на словах все довольны, все замечательно, но когда дошло до подписания контракта, все замолчали».

Я была на этой площади, где невольно возникает ощущение – будто ты в центре Вселенной. И, возможно, эта идея была от самого Бога, поскольку Васильев мечтал о спектакле на божественную музыку Баха. Божественную во всех смыслах – и потому, что она написана для исполнения в храмах, и потому что она зовет к небесам, заставляет сердце трепетать и плакать от восторга и умиления.

В 1986 году фрагменты этого произведения вошли в музыкальный художественный фильм «Фуэте», над постановкой которого Владимир Васильев (в качестве режиссера-балетмейстера) работал вместе с кинорежиссером Борисом Ермолаевым.

На пресс-конференции он рассказал, что предлагал свою идею нескольким театрам, но все отказались, поскольку задумка была сложной. А директор театра имени М. Джалиля Рауфаль Мухаметзянов не отказался. Может, потому что любой ценой хотелось продолжить сотрудничество с Васильевым, может, потому, что в тот момент он не представлял, сколько времени и трудов потребует эта работа.

Понадобилось 2 года упорного труда, и мы видели на премьере результат: безукоризненная слаженность во всем, что на первых премьерных спектаклях случается не всегда.

Владимир Викторович признался, что в какой-то степени рад, что смог увидеть свою идею реализованной только сегодня, когда у него уже есть большой жизненный опыт, когда он знает и то, что такое успех, и что такое утраты.

Я бы добавила еще и то, что такое действо мог задумать только человек, одаренный во всех смыслах. Ведь то, что мы увидели на сцене, сначала возникло в его воображении, и строительным материалом послужил и театральный опыт – и танцовщика, и хореографа, и художественное творчество (Васильев показал в эти дни в Казани выставку своих картин), и поэтическое творчество (он давно пишет стихи).

Как мне кажется, мы еще должны благодарить руководство Большого театра, которое приняло предложение Владимира Васильева показать премьеру на исторической сцене в день его 75-летнего юбилея, 18 апреля. Общаясь с журналистами, он пошутил, что это будет гораздо дешевле, чем приглашать на юбилей мировых знаменитостей. Они, конечно, с удовольствием приедут поздравить коллегу с юбилеем, но от гонорара не откажутся…

Так что театр с полным правом назвал эту постановку совместным проектом двух театров. А Москву на днях выедет огромная казанская делегация, ведь только в спектакле заняты более 200 артистов и музыкантов.

Такой спектакль на гастроли не повезешь, так что любителям театрального искусства и театроведам со всей страны придется приезжать в Казань.

Когда будет очередной показ новой постановки, на пресс-конференции не сказали, но директор театра заверил, что спектакль точно откроет Шаляпинский фестиваль 2016 года.

 Самый интересный проект в карьере

Мессу си минор (Высокая месса) называют мессой-кантатой, написанной на латинский текст католической литургии. Отдельные фрагменты Бах написал еще в 1733 году, однако сочинение в целом было завершено лишь к концу 1738 года. Месса никогда не исполнялась в полном виде. Звучат в основном два акта. В Казани «DONA NOBIS PACEM»(«Даруй нам мир») – это спектакль в двух актах.

Как рассказал Владимир Викторович на пресс-конференции перед премьерой, спектакль «Даруй нам мир» – это рассказ о людях, о том, что «каждый живущий на земле должен дарить добро другим», и в то же время это «мой рассказ о самом себе, о своем пути» и одновременно – рассказ о каждом из нас. Хореограф и постановщик спектакля в одном лице признался, что понял это уже в ходе работы над казанским спектаклем.

Участники конференции признались, что не всегда их позиции совпадали, и было много творческих дискуссий, порой острых, однако компромисс всегда находился.

О постановке си-минорной Мессы Баха силами музыкального театра я мечтал очень давно, наверное, с тех пор, как ее услышал. Для меня это – вершина всего созданного человеком в музыке. Она вся устремлена ввысь, в космос, к свету, заставляя любого, я уверен, слушающего ее задуматься о высоком – недаром имя, присвоенное ей потомками «Высокая». Здесь нет мрака, даже в трагических ее моментах, нет противопоставления зла добру. Вся Месса пронизана красотой и прославлением добра, мира и любви, которые спасут мир. Ее божественность, по-моему, не в фабуле и форме построения, предназначенной для церковной службы, т.е. не в религиозной первооснове, а в той божественной необъяснимости, которая приводит человека в трепет и заставляет задуматься о вечном, по самому высокому градусу ее воздействия на слушателя. В ней – все: бездонные глубины и космические дали, бесконечные просторы мироздания. И во всем этом

– Мысль и Душа – две стороны единого целого. В поиске их гармонии

– возможно, ключ к обретению божественного смысла.

Масштаб и глубокий философский смысл этой вселенской музыки требовал столь же масштабных сценических решений и обобщений. Музыка диктовала мне все постановочные решения и как режиссера, и как хореографа, а также решение использовать в компьютерном дизайне рисунки С.Богатырь, где мир соткан из цифр и нот – символов разумного и духовного, с их философским содержанием, что полностью совпало с моим пониманием Баха. Этот спектакль, названный по последним, главным словам Мессы – Даруй нам мир – размышление о Вселенной, о судьбах человечества и каждого человека в отдельности, а значит, и о свой судьбе тоже. О поисках Бога в себе и обретении частицы его божественного проявления. Об отождествлении с Богом нашей души через выражение любви, добра, света, через познание друг друга. И как вывод – необходимость единения людей, прозрение, что только отдавая, даруя другому свет, любовь и мир, человек обретает счастье и надежду на спасение и возрождение.

Слово постановщика Владимир Васильева (из буклета к спектаклю)

Оркестр под управлением дирижера из Нидерландов Винсента де Корта исполняет мессу в аутентичной манере, воссоздавая такое звучание этой музыки, какое оно могло быть при жизни Баха. По мнению дирижера, современники Баха играли музыку этого композитора отстраненно, максимально спокойно, без вибрации...

Винсент де Корт говорит, что работа с Владимиром Васильевым над постановкой мессы Баха – это самый интересный проект в его карьере.

Такого же мнения придерживается и сценограф Виктор Герасименко. Правда, уточняет:

«Я не фанат Баха, никогда им не был. Я согласился работать в Казани над мессой потому, что ставить ее решил великий Владимир Васильев. Я счастлив, что судьба свела меня с ним...».

Сценография спектакля оригинальна (художник – Виктор Герасименко), она наглядно отражает главную философскую мысль спектакля, хотя сама по себе носит символический характер.

В основе художественного решения спектакля – огромный шар-планета и кольцо как символ безграничности, бесконечности, вечной любви.

Фото Л. Агеевой

Учитывая, что на сцене находится большое количество людей, декорации не меняются на протяжении всего спектакля, но это компенсируется богатством световой палитры (художник по свету – Айвар Салихов) и видеопроекциями, которые заполняют собой пространство сцены (компьютерная графика Даниила Герасименко). «Публика видит модель мироздания, сотканную из людей и заполненную звуками», – рассказывает Васильев.

На премьеру в Казань из Франции приезжала художница из Франции Светлана Богатырь. Ее рисунки, представляющие концептуальные образы человека и Вселенной, стали основой для компьютерной графики в спектакле Васильева...

Владимир Васильев и Светлана Богатырь в зрительном зале. Фото Л. Агеевой

Передать словами, как это выглядит, невозможно. Мы видим портреты, созданные светом, которые вдруг рассыпается на цифры и ноты, изображение то застывает, как в стоп-кадре, то разбивается на пучки света, все время меняющиеся очертания.

Ноты и цифры присутствуют и в оформлении костюмов (художник по костюмам – Татьяна Артамонова).

А какой изумительный мир придумал художник-постановщик Виктор Герасименко, использовав все пространство огромной театральной сцены! На сцене не только солисты, кордебалет (75 человек) и хор (73 человека), что привычно для оперного театра, но и оркестр в полном составе (60 человек). Называю цифры, озвученные в материалы о начале репетиций Татьяны Мамаевой с сайта театра.

Васильев участвовал в репетициях в июне и сентябре 2014 года, когда определялись главные акценты. Как явствует из этой публикации, некоторые планы пришлось изменить, что естественно.

Особенностью пространственного решения постановки стало то, что оркестр находится не в яме, как это обычно бывает на оперных и балетных спектаклях, а в середине сцены; за оркестром расположен хор. В эпицентре действия находится дирижер Винсент де Корт, который в течение спектакля перемещается – то поворачивается к оркестру и хору, стоя при этом спиной к зрителям, как это обычно и полагается дирижеру, то поворачивается к солистам и оркестру, оказываясь лицом к зрителю. В одной из сцен (ария меццо-сопрано «Agnus Dei») Винсент даже покидает свое место, и оркестр играет без дирижера.

Приподнятое пространство в средней части сцены и авансцена отданы солистами. Они вроде бы впрямую не включены в действие, но воспринимаются как естественные составляющие действа.

Авансцена – место жизни кордебалета и трех танцевальных пар. В этом спектакле мы имеем возможность увидеть всех артистов кордебалета, убедиться, в какой высокой профессиональной форме он находится (педагоги-репетиторы Елена Кострова и Луиза Мухаметгалеева).

После спектакля, восстанавливая в памяти фрагменты спектакля, подумалось, что мы напрасно оцениваем театр по уровню профессионализма солистов. Приходилось слышать не очень лестные оценки нашего театра из-за того, что исполнители главных партий у нас – что называется, со всего света, а наши звезды поют в Москве. И в новом спектакле НАШИХ солистов-вокалистов тоже нет.

Фото Л. Агеевой

Есть такое расхожее суждение: короля играет свита. Так вот свита в нашем театре может быть партнером солистов мирового уровня. Думаю, что уровень исполнительского мастерства хора и кордебалета наверняка 18 апреля в Москве оценят.

 Что есть человек, каково его назначение во Вселенной?

Меня спросили после спектакля: о чем он? И я не смогла ответить. Этот спектакль невозможно описать словами. И хотя на пресс-конференции, отвечая на вопрос моего коллеги из газеты «Известия Татарстана», Васильев несколькими словами обозначил сюжет, то, что мы увидели на сцене, было и глубже, и масштабнее, и пронзительнее.

Получилась философское размышление на тему: что есть человек, каковы его путь и назначение во Вселенной? Как отметил Васильев, главная мысль мессы заключается в том, что мы едины, все мы – часть общего космического высшего разума. Человек рождается и живет, чтобы дать радость ближнему, – в этом его главное божественное назначение. Смысл имеет только жизнь, прожитая ради других, сказал Васильев на пресс-конференции.

Он отметил, что одна из красных линий спектакля – любовь. В буклете опубликован фрагмент из книги Светланы Богатырь «Персональная Вселенная», в котором я нашла такие слова:

«Границы несовершенного сознания разъединили человечество на неравные части: «сильный пол» и «слабый пол», тогда как «пол» – это лишь половина. Устойчивым, гармоничным и единым человечество станет тогда, когда Любовь соединит две равнозначные его половинки. Лучшее каждой из них станет общим. Смысл в достижении внутреннего совершенства через Любовь, которая не только стремление, но единственный путь к бессмертию».

Спектакль назван «DONA NOBIS PACEM»(«Даруй нам мир»). Так называется хор второй части, завершающий спектакль. Как пояснил Владимир Васильев, мир для него – это не отсутствие войны, он воспринимает это слово как представление о том, что нас окружает, что формирует наши убеждения, что определяет наши поступки.

Поэтому не буду портить предвкушение спектакля у тех, кто его еще не посмотрел, скажу лишь, что в общих чертах мы видим движение самой жизни, судьбу человека от детства (отсюда участие юных исполнителей) до зрелости (воплощают это философское понятие три пары танцовщиков: Мидори Тэрада и Коя Окава, Кристина Андреева и Антон Полодюк, Аманда Гомес и Михаил Тимаев).

Кристина Андреева и Михаил Тимаев хорошо известны любителям балета, а вот Мидори Тэрада и Коя Окава, приехавшие в Казань из Японии, Аманда Гомес из Бразилии пополнили балетную труппу в 2014 году, но все трое уже имеют творческий опыт.

И еще один совет: не пытайтесь воспринимать спектакль на рациональном уровне – только эмоциональный контакт. Надо не пугаться, если в начале спектакля вам будет непривычна музыка эпохи Баха. Владимир Васильев уверен – спектакль никого не может оставить равнодушным.

Я еще в начале первого акта поймала себя на мысли, что меня не раздражает, что не понимаю, о чем поет хор, что мне хотят сказать солисты-вокалисты. Нет так ли происходит в храме во время богослужения или на концерте духовной музыки?

В красочном буклете, выпущенном к премьере, можно прочитать названия отдельных музыкальных фрагментов. Назову для примера: «Господи, помилуй», «Взявший грехи мира», «Осанна», «Даруй нам мир». В спектакле исполняется две части из Высокой мессы Баха из пяти.

Звучание хора впечатляет. Он звучит то на 4, то на 5, а то и на 8 голосов. При этом хор остается действующим лицом, правда при скупости выразительных средств. В основном заняты руки. Для артистов пошили оригинальные костюмы. Как и для музыкантов оркестра, кстати.

В постановке заняты: Эмилия Иванова из Болгарии (сопрано), Агунда Кулаева из Большого театра (меццо-сопрано), солисты Новой Оперы имени Е.Колобова Алексей Татаринцев (тенор) и Максим Кузьмин-Караваев (бас). По аплодисментам на поклоне можно было заметить, что казанцы оценили из женщин Агунду Кулаеву, а из мужчин - Максим Кузьмина-Караваева. Впрочем, публика горячо приветствовала всех.

Владимир Васильев предостерегает: спектакль – это не сочетание отдельных сочинений, это сквозное действо.

Завораживает то, что ты созерцаешь его и в его конкретике – когда одна из пар танцоров ссорится, и в космическом масштабе – когда кажется, что прямо на тебя летит земной шар, парящий на звездном небосклоне.

Уверена, искусствоведы проанализируют спектакль до последней ноты и последнего па в кордебалете. Моя задача скромнее. Я представила новый спектакль из первых уст его создателей, воспользовавшись диктофонной записью пресс-конференции, попытавшись выразить свои впечатления в небольших комментариях.

В завершение пресс-конференции директор театра имени Джалиля Рауфаль Мухаметзянов сообщил интересную новость – как и в 2011 году, он сделал Владимиру Васильеву предложение - поставить в Казани еще один спектакль. Так что в будущем нас ждет премьера балета Прокофьева «Ромео и Джульетта».

 

DONANOBISPACEM – ДАРУЙ НАМ МИР

Краткое содержание

ЧАСТЬ 1

Из хаоса мироздания, из бесконечности пространства возникает Вселенная.

Появление новых миров. Зарождение человечества, которому суждено пройти через разные этапы познания мира и испытания на этом пути.

Детство – мальчик и девочка – единство и противоположность, две половинки одного целого – прообраз всего сущего. Первое соприкосновение с окружающим миром, начало его познания. Юность – влечение друг к другу, радость и надежда на счастье Зарождение любви.

Обретение света и веры.

 

ЧАСТЬ 2

Взросление. Повседневная жизнь с ее радостями и огорчениями.

Непонимание, ссоры, упреки, обиды, расхождения.

Надежда на примирение. Снова согласие и счастье. Предчувствие приближающейся беды.

Горькая утрата самых дорогих и близких, их оплакивание. Боль, надежда на успокоение, на преодоление выпавших испытаний.

Воскресение, возращение и возрождение жизни и веры в будущее

Прославление неумирающего духа, заложенного в каждом человеке.

Ликование народа, обретшего веру, счастье и любовь. Умиротворение.

Жизнь, как вечная спираль, сжимающаяся в ускорении и вновь раскручивающаяся до бесконечности. И человек в ней – частица божественного начала, обретающий вечность.

Гимн высшему разуму, не допускающему разрушения без созидания.

Вечная надежда на добро, творящее мир и любовь.

 

Фото Леонида Бобылева предоставлено пресс-службой театра имени Джалиля

 

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить