Пишем о том, что полезно вам будет
и через месяц, и через год

Цитата

<...> Казань по странной фантазии ее строителей – не на Волге, а в 7 верстах от нее. Может быть разливы великой реки и низменность волжского берега заставили былую столицу татарского ханства уйти так далеко от Волги. Впрочем, все большие города татарской Азии, как убедились мы во время своих поездок по Туркестану, – Бухара, Самарканд, Ташкент, – выстроены в нескольких верстах от берега своих рек, по-видимому, из той же осторожности.

Е.Марков. Столица казанского царства. 1902 год

Хронограф

<< < Апрель 2024 > >>
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          
  • 1961 – В Казань в сопровождении трех офицеров КГБ прибыл в ссылку Василий Джугашвили, сын Сталина. 19 марта 1962 года был похоронен на Арском кладбище Казани. По просьбе семьи прах перезахоронен на Троекуровском кладбище в Москве

    Подробнее...

Новости от Издательского дома Маковского

Finversia-TV

Погода в Казани

Яндекс.Погода

Альбина Шагимуратова - наша Монсеррат Кабалье

16 февраля 2016 года в рамках XXXIV Шаляпинского фестиваля дала сольный концерт Альбина Шагимуратова, народная артистка Татарстана, лауреат Государственной премии РТ имени Г.Тукая, премий «Золотая маска» и «Casta Diva».

Среди зрителей была Любовь Агеева.

Бывая на концертах, всегда испытываешь недостаток специальных музыкальных познаний, чтобы профессионально рассказать об исполнителях. На этот раз было много репортажных деталей, которые позволяют оценить увиденное и услышанное без этого.

Назвать  концерт 16 февраля сольным довольно трудно, поскольку равноправными партнерами Альбины Шагимуратовой были солист Московского театра «Новая Опера» имени Е.Колобова Василий Ладюк (баритон) и солист Мариинского театра Сергей Скороходов (тенор).

Оба не впервые принимают участие в Шаляпинском фестивале и известны казанским меломанам, однако, как я заметила, в этот вечер многие пришли именно «на Шагимуратову». Встреченные на первом выходе вежливыми,  «дипломатическими» аплодисментами, наши гости из Москвы и Санкт-Петербуга довольно быстро установили тесный контакт с залом.  И не только из-за хороших вокальных данных. Певцы выбрали для исполнения арии, которые позволили им продемонстрировать как вокальные, там и драматические возможности.     

Василий Ладюк и Сергей Скороходов вместе с оркестром театра не только давали певице передохнуть между выходами на сцену, но и пели вместе с ней. С Василией Ладюком она спела в дуэте Виолетты и Жермона из оперы «Травиата» Дж. Верди, с Сергеем Скороходовым – в дуэте Адины и и Неморино из оперы «Любовный напиток» Г. Доницетти. Мы услышали также мужской дуэт – наши гости предстали в образах Родриго и Дона Карлоса из одноименной оперы Дж. Верди.

Фото Аяза Хасанова

А в завершение концерта исполнители вышли на сцену втроем, традиционно с бокалами шампанского. Прозвучала «Застольная» из оперы «Травиата», которая может стать запоминающимся аккордом в завершение любого концерта.

Фото Аяза Хасанова

Впрочем, перед прощанием со зрителями на сцене были все участники концерта – оркестр и хор Татарского академического театра оперы и балета имени Мусы Джалиля, солисты и дирижеры, а их было в этот вечер два – художественный руководитель оркестра Ренат Салаватов и наш гость из Италии Стефано Романи.

Зал к этому времени был разогрет так, что, казалось, аплодисменты не затихнут вообще. «Застольную» пришлось повторить на бис. При этом певцы изобразили нечто похожее на любовный поединок, и эта шутка взбодрила зрителей еще больше.

Фото Аяза Хасанова

Как и зрители, я высоко оценила два наряда певицы, которые ей очень к лицу и фигуре. Когда она выходила на сцену в начале каждого отделения впервые, зал заметно оживал – люди делились впечатлениями с рядом сидящими.

Конечно, она могла бы менять наряды на каждый выход, их у нее, если судить по фотографиям в Интернете, как у Екатерины Великой. И время позволяло переодеться. Но такая сдержанность в одежде показалась мне знаковой. Певица чувствует себя дома, среди своих. Хотя уже давно не живет в Казани и выступает на сцене оперного театра, солисткой которого числится с  2008 года («В этом театре находится моя трудовая книжка – для пенсионного стажа» – из интервью),  лишь изредка, но, видимо, ощущение СВОЕГО театра и СВОЕГО зрителя сохраняется.

И в каком-то смысле это, действительно, так. Среди зрителей наверняка было много ее родственников, друзей и знакомых. Я заметила немало преподавателей Казанского музыкального училища, где Альбина училась в 1994-1998 годах, и Казанской государственной консерватории, студенткой которой она была в 1998-2001 годах.

Альбина запомнила урок, который ей дала великая Ирина Архипова, которая, напутствуя ее после получения награды за первое место на конкурсе имени Глинки (2005 г., Челябинск), сказала так:  «Деточка, ты будешь петь везде, но никогда не забывай, откуда ты, и всегда возвращайся домой».

Это сегодня ее жизнь кажется безоблачной, а карьера напоминает взлетную полосу аэродрома. На самом деле все было непросто.

Альбина родилась в Ташкенте и жила там до 14 лет. Любовь к музыке ей привил отец, профессиональный баянист по своему первому образованию: разучивал с ней татарские народные песни, готовил к поступлению в музыкальную школу.

Семья переехала в Казань в 1994 году.  Тогда на историческую родину вернулись многие, в том числе и те, кто здесь никогда не бывал.

В Казани Альбину никто не знал, и девушке пришлось рассчитывать только на свои силы. Она выбрала не консерваторию, а училище, а там  –  класс хорового дирижирования. Довольно быстро стала студенткой Казанской,  а потом и Московской консерватории, в классе Галины Писаренко. Это было ее заветное желание – учиться в Москве. Но одного таланта для этого оказалось мало.

Как рассказывала журналистам певица, на ее судьбу повлияла встреча с известным тенором, народным артистом Татарстана Хайдаром Бегичевым.

Это произошло в 1997 году, незадолго до его безвременной кончины. Услышав Альбину как солистку хора, он настоятельно посоветовал ей поступать на вокальное отделение. И тогда она начала параллельно заниматься пением. Однако в консерваторию все-таки пошла на дирижерско-хоровой факультет, со второго курса училась уже на вокальном факультете, в классе Зили Сунгатуллиной, которая ее уже знала – она была в училище педагогом по вокалу.

На четвертом курсе Альбина уехала учиться в Москву. Как считает Зиля Сунгатуллина, не в малой степени потому, что руководство театра имени Джалиля в последние годы более настроен на работу с приглашенными солистами.

Альбину приняли на третий курс, но на платное отделение, – сообщила ее мама Рауза Изахетдиновна корреспонденту «Вечерней Казани» Айсылу Кадыровой в 2007 году.

– Мы брали ссуду в банке, чтобы суметь оплатить ее учебу. А стоило обучение недешево: три с половиной тысячи долларов только за один год! Зато в 2004 году дочка с отличием окончила Московскую консерваторию. Более того, она была тогда единственной, кто на выпускном экзамене по специальности получил «пять с плюсом».

И в Москве пришлось доказывать свое право на сцену. Даже победа на конкурсе имени Глинки не стала заветной вехой ее карьерного роста. И только первая премия и золотая медаль на XIII Международном  конкурсе имени П.И. Чайковского открыла перед Альбиной двери лучших театров мира.

В 2007 году Альбина завершила учебу как аспирантка Московской консерватории. Впрочем, глагол «завершила» тут подходит менее всего, поскольку профессионал учится всю жизнь. У нее была  стажировка в Молодежной оперной студии при «Хьюстон Гранд Опера» в США (2006-2008 гг.), с которой, собственно, и началось ее стремительное продвижение к артистическому Олимпу.

В одном из интервью Альбина рассказала, как она попала в Америку. На ее выступлении в Большом зале Московской консерватории, где она пела с оркестром под управлением Спивакова, певицу услышала артистический директор Хьюстонского оперного театра Таяна Золо. Придя к Альбине в гримерку, она сказала, что та должна петь во всем мире. За несколько месяцев оформила приглашение, и Шагимуратова уехала в Америку. 

В разных источниках ее сегодняшними наставниками называются великая певица Рената Скотто, а также профессор Академии хорового искусства имени В.С. Попова Дмитрий Вдовин и руководитель Молодежной программы оперных певцов при Большом театре Роccии Дмитрий Вдовин.  Зиля Сунгатулина отмечает, что ее ученица растет от концерта к концерту. Кажется, совершенству нет предела, но каждый раз она чем-то удивляет, и с каждым годом становится все интереснее, и как музыкант, и как женщина. 

Но вернемся в театр имени Джалиля, на концерт 16 февраля.

Альбина с самого начала очень сильно сократила дистанцию со зрительным залом, начав концерт с татарской народной песни «Сакмар су». Правда, в сцене сумасшествия Лючии из оперы «Лючия ди Ламмермур» это ей сильно помешала – зрители разорвали арию аплодисментами. При этом они были такими мощными и длительными, что на сцене возникло некое замешательство. Еще раз вышел на сцену солирующий флейтист Ильгизар Ибрагимов, ушел со сцены и вернулся хор…

А когда зал наконец утихомирился, певица миролюбиво сказала: «Мы еще не закончили» – и продолжила петь.

Сознаюсь, когда раздались аплодисменты, я к ним тоже присоединилась. Было такое неукротимое желание. Перекличка голоса и флейты вызвала в зале сильный эмоциональный всплеск,  и аплодисменты словно разрядили мощное энергетическое поле.

Фото: http://info.tatcenter.ru/article/156172/

Отсутствие знаний для оценки выступления Альбины Шагимуратовой компенсирую цитатами из материалов, найденных в Интернете:

Альбина Шагимуратова – уникальная в своем роде оперная певица, сопрано, обладающая драматической колоратурой, стремительно завоевывающая мировую славу своим неповторимым по тембру голосом и филигранным вокальным мастерством. Чистый, сочный, большой, летящий, безупречно точный звук, владение стилем «бельканто» в сочетании с глубоким академическим пониманием музыки и тонкой психологической проработкой драматического образа – вот визитная карточка Альбины Шагимуратовой.

Альбина Шагимуратова стала столь ярким образцом успешной реализации на оперной сцене таланта, феноменального трудолюбия и редких поистине человеческих качеств, узнав о котором однажды, уже нельзя остаться равнодушным ни к опере, ни к ней самой!

http://www.kazan-opera.ru/team/17/139

 Конечно, сказать, что мне выступление Альбины понравилось – значит ничего не сказать… На протяжении всего концерта Альбина заполняла зал ярчайшим изумительно обволакивающим звуком чистейшего тембра, великолепный её голос был удивительно объемным и наполненным. Восхитительны были разнообразие динамических оттенков и переходы между ними.

А больше всего эмоций я испытал, слушая длинные зависающие ноты, когда потрясающе обволакивал неописуемо яркий звук, который так красиво тянулся, независимо от используемого динамического оттенка.

http://www.classicalforum.ru/index.php?topic=7605.0

От себя скажу только одно: если хочешь знать, что такое настоящая вокальная школа – слушай Шагимуратову. Она так мастерски владеет своим голосом, что, кажется, ей подвластно все. Что она с блеском продемонстрировала, спев алябьевского «Соловья». Нет сопрано, которая бы не хотела показать свои возможности на этом сочинении. Но Альбина спела его поразительно легко, как будто не было в этом сочинении сверхзадач, заложенных композитором.  

Не могла не поговорить с Зилей Даяновной Сунгатуллиной и получила исчерпывающую характеристику: Альбина Шагимуратова – сопрано №1 в мире, это наша Монсеррат Кабалье.

 – Не надо стесняться в выражениях. Она великолепная певица и перещеголяла многих. Ей под силу фантастически высокие ноты. К тому же она универсальная артистка. Думаю, что в будущем она будет великолепной Аидой, Элеонорой и Чио-Чио-сан.  

Зиля Сунгатуллина сообщила, что ее ученица уже 4 года преподает в Казанской консерватории - работает с аспирантами. По ее мнению, им повезло с учителем.

Фото Аяза Хасанова

Концерт еще раз убедил в то, что в нашем театре великолепный хор (главный хормейстер – Любовь Дразнина). Восхитили хор иудеев из оперы «Набукко», хор матадоров из оперы «Травиата», хор из оперы «Любовный напиток» и финал из оперы «Турандот». Наверное, не так просто добиваться такого слаженного звучания, когда ты воспринимаешь музыку каждой клеточкой, каждым нервом. Что еще очень важно – наш хор не просто поет, он умеет создавать своим пением почти зрительные образы. Это и понятно – хор театральный.

Фото: http://info.tatcenter.ru/article/156172/

Оркестр, редко играющий на сцене, представил увертюры к операм «Набукко» и «Кармен», Интермеццо из оперы «Сельская честь». Слушатели щедро вознаградили аплодисментами музыкантов и дирижеров, особенно дружными и продолжительными после исполнения увертюры к опере «Кармен».

Нельзя было не почувствовать скоротечности в подготовке некоторых концертных номеров. Театр, что называется, перестраивался на ходу. Зрителей заранее оповестили, что объявленный в программе пианист Борис Березовский по семейным обстоятельствам принять участия в концерте не может. Ясно, что пришлось перекраивать программу концерта, договариваться с певцами, составившими компанию Альбине Шагимуратовой. Кто бы отказался?!

Не знаю, как другие зрители, но я нисколько не пожалела о смене состава исполнителей. Конечно, жаль, что так мало пела Шагимуратова. Было бы хорошо послушать выступление Альбины со всемирно известным музыкантом. Но, наверное, такая возможность как-нибудь представится и Борис Березовский у нас еще выступит. Да и у солистки театра имени Джалиля Альбины Шагимуратовой это далеко не последний концерт.

Зато я  стала участником невероятно интересного события, которое надолго оставило приятное послевкусие.      

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить