Пишем о том, что полезно вам будет
и через месяц, и через год

Цитата

Я угрожала вам письмом из какого-нибудь азиатского селения, теперь исполняю свое слово, теперь я в Азии. В здешнем городе находится двадцать различных народов, которые совершенно несходны между собою.

Письмо Вольтеру Екатерина II,
г. Казань

Хронограф

<< < Апрель 2024 > >>
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          
  • 1961 – В Казань в сопровождении трех офицеров КГБ прибыл в ссылку Василий Джугашвили, сын Сталина. 19 марта 1962 года был похоронен на Арском кладбище Казани. По просьбе семьи прах перезахоронен на Троекуровском кладбище в Москве

    Подробнее...

Новости от Издательского дома Маковского

Finversia-TV

Погода в Казани

Яндекс.Погода

Встреча в гимназии №36 как лекарство от пессимизма

В казанской гимназии №36 прошла очередная встреча с интересным человеком. На этот раз в роли интересного человека была главный редактор культурно-просветительского издания «Казанские истории» Любовь Агеева.

Надо сказать, встреча в детской аудитории всегда настораживает. Это взрослые и даже студенты готовы из-за деликатности слушать то, что им не нравится. Школьники, тем более ученики восьмых классов – совсем другое дело. И хотя я заочно со многим была знакома, поскольку в конкурсе «Литературный Татарстан» участвовали 15 восьмиклассников этой гимназии, зайдя в актовый зал и увидев, что пустых мест почти нет, я слегка напряглась. Не очень люблю выступать в аудитории, которую организовали. Тем более что учитель русского языка и литературы Ирина Анатольевна Камалетдинова для начала напомнила ребятам о дисциплине.

Но опасения были напрасными. Зал оказался очень внимательным и любопытным. Правда, вопросов после моего выступления было немного. Наверное, потому, что прозвенел звонок и детям надо было спешить на урок.

Встреча неожиданно для меня началась с выступления ребят. Они исполнили песню композитора В. Минкова на слова В. Тушновой «А знаешь, все еще будет». Как оказалось, как раз сейчас в научном обществе «Литературное краеведение», которое работает на базе гимназии №36, изучают творчество нашей землячки Вероники Тушновой.

О том, что я рассказывала гимназистам, писать не буду. Меня попросили поделиться впечатлениями от личных встреч с писателями и поэтами. Рассказать было о чем, поскольку знакома со многими, например, с Ренатом Харисом, Робертом Миннуллиным. Остальных знаю по книгам - как  Сибгата Хакима, Хади Такташа, а с Мусой Джалилем знакома через поколение, поскольку не раз была на встречах с его дочерью Чулпан и внуком поэта, с Габдрахманом Абсалямовым - благодаря знакомству с его внучкой Альбиной.

Я узнала, что Альбина Абсалямова тоже была в этой гимназии – рассказывала о своем знаменитом деде, но после моего выступления ее решили пригласить еще раз – чтобы на этот раз услышать о клубе  «Династия», в который она собрала потомков выдающихся деятелей татарской культуры.

Дети слушали внимательно. Какие-то фамилии им оказались знакомы, какие-то они слышали в первый раз, и почему-то у меня сложилась уверенность, что многие в этот вечер заходили на сайт газеты «Казанские истории», чтобы найти публикации, которые я вспоминала.

Надо сказать, что литературный краеведческий конкурс, который редакция «Казанских историй» организовала при поддержке Министерства образования и науки РТ, вселил в меня много оптимизма. Потому что я нашла подтверждение своей мысли о том, что мы напрасно думаем, что наши дети не любят читать, не интересуются историей родного края. Это мы так решили, а потому не докучаем им особо по этому поводу. А как оказалось, и читают, и очень даже интересуются. Правда, только там, где есть такие учителя, как Ирина Анатольевна и ее коллега по гимназии №36 Марина Александровна, которая тоже была на этой встрече.

Вы убедитесь в этом, прочитав рассказ Ирины Анатольевны о научном обществе, который она возглавляет, и отклики участников конкурса «Литературный Татарстан» о творческом состязании по краеведению, в котором они участвовали.

 «Спасибо за трудные вопросы»

Конкурс «Литературный Татарстан» – это увлекательное и познавательное путешествие в литературный мир прошлого Татарстана. Благодаря конкурсу я получила много ценной и полезной информации. Теперь могу сразить своими знаниями о литературной Казани многих моих знакомых.

Я благодарна организаторам конкурса за некоторые вопросы, ответы на которые найти было нелегко. Таким для меня был вопрос 75 – «В этой татарской семье два поэта – отец и сын. Оба писали на русском языке. Назовите их имена».

Я не очень хорошо знаю татарских писателей, но этот пробел в каникулы постараюсь восполнить.

«Без прошлого – нет будущего» – это подтверждение целесообразности таких конкурсов. Мы не только узнаем прошлое – появляется чувство гордости за литературные шедевры и просвещенный мир литературы. Такие конкурсы не только способствуют интеллектуальному развитию, но и развивают утраченное в наше время чувство патриотизма.

Спасибо организаторам конкурса за незабываемые впечатления при соприкосновении с миром прекрасного.

Настя ПОНОМАРЕВА, ученица 11А класса

 ***

Мне очень помогли экскурсии по литературным местам Казани, которые проводились в нашем кружке. Я ни одну не пропускала. Поэтому многие вопросы для меня были легкими.

Но такие вопросы, как 9, 11, 30 и другие значительно расширили мои знания. Мы даже спорили, кто быстрее ответит.

Хорошо знать много о своем крае. Я всегда нашим гостям рассказываю все, что знаю о Казани. Родители мной гордятся.

Владислав МАМЕЕВ, ученик 8А класса

 

 ***

Мы с моей мамой, Муслимой Магесумовной, часто читаем газету «Казанские истории». Маме это очень помогает в работе (она преподаватель татарского языка ПФУ), а мне – в ответах в школе.

Ответы на этот конкурс мы искали вместе. Я очень хорошо выступил с сообщением «Три дня Пушкина в Казани», а потом на экскурсии рассказывал об этом.

Всю информацию (ответы и сообщения) берегу в отдельной папке. «Знать о своем крае много – значит любить его».

Идрис ШАКУРОВ, ученик 8А класса

Фото на память

 «Если хочешь понять поэта, отправляйся на его родину»

Я люблю свой край, город. Меня волнует все, что связано с моей малой родиной − Казанью. Свою любовь я стараюсь привить моим ученикам. Именно это и побудило меня заняться литературным краеведением. Этот курс позволяет, с моей точки зрения, живо прикоснуться к прошлому родной земли, осознать свои корни, прочувствовать преемственность поколений, сформировать патриотическую гордость за свою малую родину.

Еще Гете писал: «Если хочешь понять поэта, отправляйся на его родину». И наш современник, Д.С.Лихачев, утверждал, что нельзя «понять литературу, не зная мест, где она родилась».

Общечеловеческое легче и глубже воспринимается через национальное и региональное. Через постижение малой родины, ее истории, культуры формируется отношение к себе, к другим, к стране и миру в целом. Все это содействует воспитанию духовно развитой личности, способной к созидательной деятельности в современном мире, формированию гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и подлинным ценностям культуры.

Необходимость регионализации школьной системы нашла отражение в законе об образовании. С его принятием и утверждением Базисного учебного плана для каждого конкретного региона России стала актуальной проблема теоретической, практической разработки и реализации регионального компонента содержания образования. Литературное краеведение я считаю одним из основных направлений в своей работе.

Цель курса литературного краеведения:

– изучение литературной истории края,

– изучение творчества писателей и поэтов Татарстана,

– знакомство с произведениями русской литературы, в которых дается описание событий, происходивших на казанской земле; произведениями авторов, чье творчество связано с Казанью;

– установление связей между историческими событиями и их описанием в произведениях;

– знакомство с памятниками истории и культуры, памятниками природы, находящимися на территории Татарстана посредством туристической деятельности,

– знакомство с современной литературной страницей Казани и Татарстана.

– создание условий для формирования внутренней потребности учащихся в совершенствовании, развитии и реализации их творческих способностей.

Формы занятий для осуществления этих целей самые разнообразные: включение регионального компонента в обучение: уроки-лекции, уроки-семинары, уроки-дискуссии, конференции, инсценировки, интегрированные уроки, уроки-концерты, а также экскурсии, встречи и другие формы внеклассной работы с детьми, направленные на создание атмосферы совместной деятельности учителя и учащихся, на активизацию творческих возможностей каждого ученика.

На самом раннем этапе (с 5 класса) я включаю в работу детей элементы учебно-исследовательской деятельности. В частности, результатом подобной работы явился сборник-исследование учащихся 6-го класса в области сопоставительного языкознания «О том, как дружат русский и татарский языки». При выполнении этой работы преследовались следующие цели:

– знакомство с понятиями «татаризмы», «топонимика», «ономастика»;

– развитие умений исследовать, анализировать, сопоставлять, обобщать, доказывать.

– умение работать в коллективе (задания выполнялись группами);

– развитие лингвистических умений и навыков (работа со словарями, анализ слов);

– знакомство с историей, этимологией некоторых имен собственных;

– формирование знаний и целостного представления учащихся об элементах национальной культуры (религиозных и национальных праздников, названий служителей культа, сооружений, обозначение атрибутов мусульманской религии, предметов национальной одежды, предметов быта, посуды, блюд национальной кухни, обращений, приветствий, сказочных героев);

– формирование нравственных качеств личности;

– воспитание патриотизма и толерантности.

В процессе занятий НОУ «Литературное краеведение» (сначала был кружок, затем, учитывая интерес учащихся, мы создали научное общество учащихся) мы стараемся помочь детям осознать связь литературы с жизнью, увидеть ту среду, те факты и явления, которые послужили материалом для творчества писателя, узнать его взгляды, вкусы, понять, как они вплетаются в образную ткань литературного произведения. Так, на уроках литературы при изучении трилогии «Детство», «Отрочество», «Юность» Льва Толстого мы неоднократно касались темы «Толстой и Казань». Это очень важно в период «самоосмысления». Учащимся полезно помнить перефразированные слова: «Не зная Толстого... нельзя считать себя культурным человеком».

Не зная о жизни Толстого в Казани, нельзя понять, как он стал не просто культурным человеком, а писателем-мыслителем.

Процесс усвоения учащимися литературно-краеведческих знаний активен: ученики, всерьез занимающиеся литературным краеведением, исследуют историю жизни поэта или писателя, работают с текстами художественных произведений, сопоставляют данные в архивах и музеях, обобщают полученные знания.

Я использую в своей работе классические и нетрадиционные приемы изучения литературы. Мы посещаем музеи, встречаемся с писателями, проводим литературные вечера и т.д. Отсюда разнообразные формы уроков: урок-экскурсия по местам пребывания поэта («Казань и Пушкин», «С.Б. Радзиевская. Годы жизни в Соцгороде»), урок-композиция («Литературный салон А.А.Фукс»), цикл уроков-исследований, уроков-презентаций по подготовке к ЕГЭ на тему «Казань вчера и сегодня».

Интересный материал нередко использую на уроках русского языка и литературы. Примером тому могут быть уроки русского языка:  «Казанские зодчие» – урок развития речи в 8-м классе, «Полет над Казанью. Путелетатель вчера и сегодня. Стилистические фигуры» – урок в 11-м классе и др.

При изучении произведений школьной программы привлечь краеведческий материал нетрудно, когда действия, события, авторы прямо связаны с нашим краем: «Капитанская дочка» Пушкина, «После бала» Льва Толстого…

Сложнее, когда прямого краеведческого материала нет. Например, в 8-м классе я проводила урок внеклассного чтения по «Пиковой даме» А.С. Пушкина. Встал вопрос: какой тут может быть краеведческий материал?

Вспомнилось «Послание к Великопольскому» – сочинителю сатиры на игроков. Великопольский – казанский современник Пушкина, поэт и азартный игрок. А в музее имени Боратынского как раз была выставка «Пушкин в Казани». И, конечно же, мы ее посетили.

Одна из экспозиций представляла дружбу Пушкина и Великопольского. Так перед изучением произведения ученикам стали известны многие детали, а потому они почувствовали себя чуть ли не свидетелями, очевидцами событий.

Обычно программа по литературе предполагает изучение и обсуждение произведения, а затем пишется сочинение. В 7-м классе при изучении поэмы Некрасова «Русские женщины» я попыталась провести работу иначе. После изучения произведения мы прослушали литературную композицию в музее Е.А. Боратынского «Подвиг любви и долга», а затем подъехали к дому бывшего Дворянского собрания. Посмотрели в окна и попытались предположить, в каком из них могла находиться княгиня Волконская.

А дома ребята писали сочинение «Лишь дума теснит сердце мне...» – о тревожных мыслях Марии Николаевны в новогоднюю ночь 1827 года в Дворянском собрании города Казани.

Большое внимание на занятиях общества уделяется сегодняшней литературной Казани. К нам приходил Г. Паушкин. Мы долго и плодотворно работали с В. Корчагиным. Н. Орешина удивляла нас своими воспоминаниями о Софье Борисовне Радзиевской, своими рассказами о летчиках, много рассказывала о своих полетах. Очень ждут ребята 5-6-х классов встречи с Б. Вайнером. Дважды он был у нас в гостях с Н. Ахуновой.

Нередко ребячьи исследовательские работы печатаются в различных газетах. Так, в «Казанских историях» опубликованы результаты исследований Александры Левитан «Поэтическая влюбленность Л. Толстого в З. Молоствову» – Образ незабвенный: Лев Толстой и Зинаида Молоствова, Альбины Аляутдиновой «Осоргин в Казани» – Времена не выбирают (писатель Михаил Осоргин) . Дима Горячев написал о своем дедушке Александре Ивановиче Баженове, машинисте 1-й статьи на крейсере «Громобой» – «Только доблесть бессмертно живет…».

Младшие школьники печатаются в республиканской «Детской газете».

Благодаря такому подходу к деятельности учащихся, у них вырабатывается собственный аналитический взгляд на информацию. Школьники свободны в выборе способов и видов деятельности. Так, например, некоторые учащиеся самостоятельно включаются в поиск связи между писателями и нашим краем. Моя ученица Юля Биряльцева вместе с родителями побывала на экскурсии в астраханском музее Велимира Хлебникова. Увлекательно, интересно она рассказывала на одном из занятий кружка о времени пребывания Хлебникова в Казани и о своих впечатлениях после экскурсии. Ее огорчило, что экспозиция, рассказывающая о казанском периоде жизни поэта, представлена неинтересно, нет фотографий ни университета, ни гимназии, где учился будущий поэт.

Нас заинтересовал этот материал, и мы решили пройти по местам Хлебникова в Казани, снять видеоэкскурсию, провести литературный вечер «Законов неба пленник» о Велимире Хлебникове, а затем поделиться материалами с астраханским музеем. Завязалась переписка с сотрудниками этого музея. Через 2 года Юля посетила международные «Хлебниковские чтения» в Астрахани.

Накопленный материал помогает знакомить с творчеством Хлебникова учащихся как на занятиях НОУ, так и на уроках.

Нередко сами учащиеся находят интересные темы проектов. Так, после посещения выставки «Древняя Казань» один из учеников рассказал, что в картинной галерее он видел офорты В.А.Жуковского «Вид на Казань» и «Зилантьевский Успенский монастырь». Так возник проект «Жуковский в Казани».

Давно и тесто сотрудничаем с музеями. По многим вопросам XIX века обращаемся в Музей Боратынского, к Е.В. Скворцовой и И.В. Завьяловой. После награждения нашего кружка поездкой в лагерь пушкинистов  мы очень подружились с сотрудниками музеями. Очень были рады открытию новой экспозиции музея, которую посетили в январе нынешнего года. В прошлом году собирали материал для мероприятия о В. Аксенове. Сотрудники музея тоже нам во многом помогли.

Сегодня готовим вечер поэзии о В. Тушновой, а восьмиклассники работают над проектом «Верю – не верю» – о курьезных случаях, произошедших в Казани.

Собранный материал за годы работы НОУ лег в основу авторской программы «Казань. Из века в век», одним из авторов которой я являюсь. Содержательный аспект данной программы носит инновационный характер. Обучение и воспитание учащихся осуществляется с использованием дидактических материалов с этнокультурным компонентом. Рецензентом программы является В.Ф. Габдулхаков, проректор по научно-методической работе ИРО РТ, доктор педагогических наук, профессор, заслуженный деятель науки РТ.

Основная часть упражнений пособия построена на основе связных текстов, содержание которых так или иначе связано с природой, историей, культурой и наукой Казани и Татарстана, с современными проблемами города и республики. Разнообразие текстов делает возможной интеграцию с различными образовательными областями: филология, обществознание, естествознание, искусство. Материал для упражнений взят из произведений художественной, научной, научно-популярной литературы, журналов и газет.

Первый сборник по решению кафедры методики преподавания русского языка и литературы ИРО РТ вышел тиражом 400 экземпляров в 2003 году, второй, дополненный – тиражом 300 экземпляров в 2005 году, третий сборник вышел в 2006 году тиражом 200 экземпляров, он был представлен на августовском совещании. Таким образом, пособие апробируется широким кругом педагогов.

Курс литературного краеведения вводит учащихся в мир родной природы и человеческих отношений, расширяет их сведения о родном крае, нацеливает на поиски литературно-краеведческого материала. Девиз нашего научного общества – с углубленного познания родного края начинается воспитание патриотизма. «Краевед-исследователь – маленький Колумб», – писал в свое время писатель В. Бианки.

Инновационный проект «Литературное краеведение» прошел путь от идеи до внедрения, он постоянно пополняется новыми страницами.

Ирина Камалетдинова,

учитель русского языка и литературы гимназии №36, руководитель НОУ «Литературное краеведение»  

 

Постскриптум:

НОУ «Литературное краеведение» работает при гимназии №36 от Центра внешкольной работы Авиастроительного района. Ирина Анатольевна преподает русский язык и литературу в этой гимназии вот уже 21 год, ведет дополнительные занятия по литературному краеведению как педагог дополнительного образования.

По итогам конкурса «Литературный Татарстан» Ирина Анатольевна Камалетдинова награждена Дипломом Министерства образования и науки РТ и памятным подарком редакции «Казанских историй» за активную работу с участниками конкурса

 

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить